Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение эмоционально - волевых и мотивационных характеристик личности старших школьников, занимающихся спортом






 

Обобщенные результаты диагностики мотивации к успеху старших школьников, занимающихся спортом, представлены в таблице 1 и приложении 2.

 

Таблица 1

Показатели уровня мотивации к успеху у старших школьников, занимающихся спортом

Показатели Уровень мотивации
слишком высокий (21 и более баллов) умеренно высокий (17-20 баллов) средний (11-16 баллов) низкий (1-10 баллов)
%        
Средний балл 23, 5 16, 2    

 

 

Из таб. 1 видно, что у большинства испытуемых (56%) имеется слишком высокий уровень мотивации к успеху (23, 5 балла). При такой мотивации человек стремится к достижению чего-то конструктивного, положительного. В основе активности его личности лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха.

Мотивированный на успех, человек стремится к нему и, как правило, много работает для достижения успеха.

Часть испытуемых (36%) имеют умеренно высокий уровень мотивации (16, 2 баллов). Это говорит о том, что человек отличается сильным стремлением к успеху и при достаточно большой активности, упорстве и настойчивости он сможет стать хорошим специалистом своего дела. Как правило, по мере достижения профессиональных успехов, самооценка человека повышается, он становится более уверенным в своем стремлении к жизненному успеху.

Не значительное количество старшеклассников (8%) имеют средний уровень мотивации на успех (14 баллов), что является нормой. Это говорит о том, что им необходимо несколько активизировать себя, работать над собой. Вырабатывать в себе уверенность и целеустремленность.

Низкий уровень мотивации к успеху в группе испытуемых не выявлен.

Результаты диагностики мотивации к избеганию неудач старших школьников, занимающихся спортом, представлены в таблице 2 и приложении 2.

 

Таблица 2

Показатели уровня мотивации к избеганию неудач старших школьников, занимающихся спортом

Показатели Уровень мотивации
слишком высокий (21 и более баллов) высокий (17-20 баллов) средний (11-16 баллов) низкий (2-10 баллов)
%        
Средний балл   18, 1 13, 5 7, 2

 

 

Из таблицы видно, что у большинства старшеклассников (56%) проявляется средний уровень мотивации к избеганию неудач (13, 5).

У 24% испытуемых выявлен высокий уровень мотивации (18, 1 баллов), т.е., люди, имеющие выраженный мотив избегания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваться при неудачах, следовательно, при этом снижается самооценка.

У части испытуемых (20%) проявляется низкий уровень мотивации к избеганию неудач (7, 2 баллов), т.е., они адекватно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, идут вперед, а не расстраиваются.

Слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач в группе испытуемых не выявлен.

Результаты диагностики уровня развития волевой саморегуляции старших школьников, занимающихся спортом, представлены в таблице 3 и приложении 2.

 

Таблица 3

Показатели уровня развития волевой саморегуляции старших школьников, занимающихся спортом

  Шкалы Низкий уровень Высокий уровень
% Средний балл % Средний балл
    Общая саморегуляция       17, 4
  Настойчивость       12, 56
  Самообладание       8, 2

Примечание:

1. 0-11 – низкий уровень

12 более – высокий уровень

2. 0-7 – низкий уровень

8 и более – высокий уровень

3. 0-5 – низкий уровень

6 и более – высокий уровень

 

Из таблицы 3 видно, что выявлен высокий уровень общей саморегуляции (17, 4 баллов). Это говорит о том, что у всех школьников (100%), занимающихся спортом высокий уровень саморегуляции поведения. Это характерно для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, развитое чувство собственного долга.

Критерий «Общая саморегуляция» конкретизируется данными по субшкалам «настойчивость» и «самообладание».

У всех испытуемых экспериментальной группы (100%) выявлен высокий уровень настойчивости (12, 56 баллов). Такие люди имеют стремление к завершению начатого дела. Они деятельные, работоспособные и активно стремящиеся к выполнению намеченного, главная их цель - начатое дело.

Самообладание также характеризуется высоким уровнем выраженности (8, 2 баллов). Это говорит о том, что у большинства испытуемых (92%) высокий уровень контроля эмоциональных реакций и состояний. Они эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового.

У незначительной части испытуемых (8%) отмечается низкий уровень самообладания (5 баллов), им характерна спонтанность и импульсивность в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов, ограждающих человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствующие невозмутимому фону настроения.

Результаты диагностики уровня эмоциональности старших школьников, занимающихся спортом, представлены в таблице 4 и приложении 2.

 

Таблица 4.

Показатели уровня эмоциональности старших школьников, занимающихся спортом

  Шкалы Низкий уровень (до 25 баллов) Средний уровень (26-34 балла) Высокий уровень (35 и более баллов)
% Средний балл % Средний балл % Средний балл
  психомоторная эмоциональность   19, 4   27, 6    
  интеллектуальная эмоциональность       29, 4    
  коммуникативная эмоциональность   21, 8   29, 1   38, 6

 

Из таблицы 4 видно, что в экспериментальной группе выборки у большинства испытуемых (64%) выявлены средний уровень (29, 4 баллов) интеллектуальной эмоциональности. Это указывает на средний уровень интеллектуальных возможностей, средневыраженное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением.

У части испытуемых (24%) получены низкие значения (23 балла). Это характерно для людей с низким уровнем интеллектуальных возможностей, нежеланием умственного напряжения, низкой вовлеченностью в процесс, связанной с умственной деятельностью, узкий круг интеллектуальных интересов.

Также на основе полученных результатов выявлено, что у 16% испытуемых имеются высокие значения (39 баллов). Это характерно для людей с высоким уровнем интеллектуальных возможностей, высоким уровнем способности к обучению, постоянным стремлением к деятельности, связанной с умственным напряжением, легкостью умственного побуждения.

У большинства испытуемых (60%) выявлен низкий уровень (19, 4 баллов) психомоторной эмоциональности. Им характерна низкая чувствительность (безразличие) к расхождению между задуманным моторным действием и реальным результатом этого действия; ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении физической работы, отсутствие беспокойства в случае невыполнения или плохого выполнения физической работы.

У части испытуемых (36%) выражены средние значения (27, 6 баллов). Это говорит о средневыраженной чувствительности к неудачам в ручном труде, возможному несовпадению задуманного и реального моторного действия.

Незначительное количество старшеклассников (4%) имеют высокие значения эмоциональности (38 баллов). Таким людям характерно сильное эмоциональное переживание по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом ручного труда, постоянное ощущение неполноценности продукта физической работы.

У большинства испытуемых (48%) выявлен средний уровень (29, 1 баллов) коммуникативной эмоциональности. Это присуще людям со среднеинтенсивным эмоциональным переживанием в случае неудач в общении, типичная для человека чувствительность к оттенкам межличностных отношений; средневыраженная радость и уверенность в себе в процессе социального взаимодействия.

У части старшеклассников (40%) выявлены низкие значения (21, 8 балл). Это характерно тем людям, у которых низкая чувствительность к, неудачам в общении, ощущение радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми.

Не большое количество испытуемых (12%) имеют высокие значения (38, 6 баллов). Таким людям характерна ранимость в случае неудач в общении, ощущение постоянного беспокойства в процессе социального взаимодействия; неуверенность, раздражительность в ситуации общения.

Результаты диагностики развития саморегуляции поведения старших школьников, занимающихся спортом, представлены в таблице 5 и приложении 2.

Таблица 5.

Показатели уровня развития саморегуляции поведения старших школьников, занимающихся спортом

  Шкалы Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
% Средний балл % Средний балл % Средний балл
  Планирование       5, 5   7, 71
  Моделирование   2, 4   5, 4    
  Программирование       6, 75   8, 3
  Оценивание результатов           7, 1
  Гибкость   3, 5   6, 2    
  Самостоятельность            

Примечание: значение уровней см. в приложении 1

 

Из таблицы 5 видно, что в экспериментальной группе выборки у 84% выявлен высокий (7, 71 баллов) уровень планирования и у 16% испытуемых средний (5, 5 баллов) уровень планирования. Это указывает на сформированность потребности в осознанном планировании деятельности, планы в этом случае реалистичны, детализированы, иерархичны и устойчивы, цели деятельности выдвигаются самостоятельно.

У 52% испытуемых выявлен высокий (8, 3 баллов) уровень программирования, у 48% испытуемых выявлен средний (6, 75 баллов) уровень программирования. Это говорит о сформировавшейся у человека потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, о детализированности и развернутости разрабатываемых программ. Программы разрабатываются самостоятельно, они гибко изменяются в новых обстоятельствах и устойчивы в ситуации помех.

У 60% испытуемых выявлен средний (5, 2 баллов) уровень моделирования, у 20% испытуемых - высокий (7 баллов) и у 20% - низкий (2, 4 балла) уровень моделирования. Это говорит о том, что испытуемые способны выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в соответствии программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям. Также имеется и слабая сформированность процессов моделирования, приводящая к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. У таких людей часто возникают трудности в определении цели и программы действий, что также часто приводит к неудачам.

У 60% испытуемых выявлен средний (6, 2 баллов) уровень гибкости, у 24% испытуемых - высокий (8 баллов) и у 16% испытуемых низкий (3, 5 балла) уровень гибкости. Это говорит о том, что они могут демонстрировать пластичность всех регуляторных процессов. При возникновении непредвиденных обстоятельств такие люди легко перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий. Также в динамичной, быстро меняющейся обстановке могут чувствовать себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам в жизни, к смене обстановки и образа жизни. Они не способны адекватно реагировать на ситуацию, быстро и своевременно планировать деятельность и поведение, разработать программу действий, выделить значимые условия, оценить рассогласование полученных результатов с целью деятельности и внести коррекции. В результате у таких испытуемых неизбежно возникают регуляторные сбои и, как следствие, неудачи в выполнении деятельности.

У 56% испытуемых выявлен средний (5 баллов) уровень самостоятельности, у 32% испытуемых - высокий (7 баллов) и у 12% испытуемых низкий (2 балла) уровень самостоятельности. Это говорит об автономности в организации активности человека, его способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности. Также они могут быть зависимы от мнений и оценок окружающих. Планы и программы действий разрабатываются несамостоятельно, часто и некритично следуют чужим советам.

У 52% выявлен средний (5 баллов) уровень оценивания результатов, у 28% испытуемых - высокий (7, 1 баллов) и у 20% испытуемых низкий (2 балла) уровень оценивания результатов. Это говорит о развитости и адекватности самооценки, сформированности и устойчивости субъективных критериев оценки результатов. Человек адекватно оценивает как сам факт рассогласования полученных результатов с целью деятельности, так и приведшие к нему причины, гибко адаптируясь к изменению условий.

Также это говорит о том, что они могут не замечать своих ошибок, быть некритичными к своим действиям. Субъективные критерии успешности недостаточно устойчивы, что ведет к резкому ухудшению качества результатов при увеличении объема работы, ухудшении состояния или возникновении внешних трудностей.

Таким образом, для старших школьников, занимающихся спортом характерны:

- высокий уровень мотивации к успеху;

- средний уровнь мотивации к избеганию неудач;

- средний уровень интеллектуальных возможностей;

- низкий уровень психомоторной эмоциональности;

- средний уровень коммуникативной эмоциональности;

- высокий уровень планирования и программирования;

- средний уровень моделирования, гибкости, самостоятельности и оценивания результатов.

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.