Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. 1. Теоретическое обоснование исследования проблемы эмоционально-волевых и мотивационных характеристик личности старших школьников






Оглавление

Введение …………………………………………………………….... 3

1. Теоретическое обоснование исследования проблемы эмоционально-волевых и мотивационных характеристик личности старших школьников, занимающихся спортом ……………………………….... 7

1.1. Проблема мотивации в современной психологии……………………… 7

1.2. Эмоционально-волевой компонент развития личности………………. 14

1.3. Возрастно-психологические особенности старших школьников….…. 21

2. Эмпирическое исследование эмоционально-волевых и мотивационных характеристик личности старших школьников, занимающихся спортом…………………………………………………………………………. 30

2.1.Программа эмпирического исследования………………………………... 30

2.2. Изучение эмоционально - волевых и мотивационных характеристик личности старших школьников, занимающихся спортом………………….. 35

2.3. Изучение эмоционально - волевых и мотивационных характеристик личности старших школьников, не занимающихся спортом……………….. 45

2.4. Сравнительный анализ эмоционально - волевых и мотивационных характеристик личности старших школьников, занимающихся и не занимающихся спортом……………………………………………………….. 55

Заключение ……………………………………………………………………

Библиографический список …………………………………………………

Приложение ……………………………………………………………

Введение

 

Актуальность исследования. Физкультура и спорт являются основными составляющими здорового образа жизни, характеризующие развитие общества в современных условиях. Сохранение и укрепление здоровья всех категорий граждан становится главной задачей нашего государства, так как она влияет на идеологическую, социальную, культурную, экономическую и оборонную политику страны.

Проблему формирования человека как здорового, физически активного, целеустремленного, невозможно рассматривать без формирования соответствующей мотивации. Одни исследователи (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева (1971)) мотивацию рассматривают как регулятор деятельности человека, которая, в свою очередь, предполагает в себе самой систему значимости для человека.

Другие ученые (К. Левина (1926), Г. Олпорт (1937), Г. Мюррей (1938), А. Маслоу (1954) и др.), для того чтобы замотивировать человека заниматься спортивной деятельностью, необходимо сформировать потребность к ней. Для старших школьников формирование спортивной мотивации определяется удовлетворением двигательных потребностей, как средство активного отдыха, потребностей в социальных связях, в самоактуализации, что в дальнейшем приведет к повышению производительности труда. А также позволит повысить количество занимающихся и их спортивные результаты.

Кроме желания заниматься спортом необходимы положительные эмоции, переживания, стремление заниматься физическими упражнениями – за это отвечает эмоционально-волевая сфера. Благодаря ей у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Как в общей, так и в спортивной психологии, проблема эмоции и воли, волевых качеств и волевых усилий изучена достаточно широко: А.Ф. Лазурский (1916), С.Л. Рубинштейн (1946), В.И. Селиванов (1974), Н.Д. Левитов (1956), В.С. Мерлин (1971), В.К. Калин (1968), А.Ц. Пуни (1960), П.А. Рудик (1962), В.А. Крутецкий (1974), В.А. Иванников (1988), А.Е. Ольшанникова (1990), Е.П. Щербаков (1990), Л.И. Божович (1997), Р.С. Немов (2007) и др.. При этом эмоционально-волевая активность в спорте как системное образование, ее структура и детерминанты, особенности в спорте изучены недостаточно полно. Поэтому, в настоящее время в связи с изучением психологических основ процесса развития эмоционально-волевой активности и мотивационной сферы у занимающихся спортом является важной научно-исследовательской задачей.

Что касается лиц, не занимающихся спортом, то их личностные качества заметно отличаются от набора качеств лиц, занимающихся спортом. С чем это связано, нам предстоит узнать и провести исследование по выбранной нами теме.

Объект: личность как психологический феномен.

Предмет: эмоционально-волевые и мотивационные характеристики личности старших школьников, занимающихся спортом.

Цель: изучить эмоционально-волевые и мотивационные характеристики личности старших школьников, занимающихся спортом.

Задачи:

1. Изучить литературу по проблеме эмоционально - волевых и мотивационных характеристик личности старших школьников, занимающихся спортом;

3. Изучить эмоционально-волевые и мотивационные характеристики личности старших школьников, занимающихся спортом;

4. Изучить эмоционально-волевые и мотивационные характеристики личности старших школьников, не занимающихся спортом;

5. Сравнить эмоционально-волевые и мотивационные характеристики личности старших школьников, занимающихся и не занимающихся спортом.

Гипотеза: можно предположить, что:

1. у старших школьников, занимающихся спортом, будет высокая степень выраженности мотивации к достижению успеха, высокий уровень эмоциональности и волевой саморегуляции.

2. у старших школьников, не занимающихся спортом, будет низкая степень мотивации к достижению успеха, низкий уровень эмоциональности и волевой саморегуляции.

Методологическую основу исследования составили:

мотивационная концепция Г. А. Мюррея, теоретические идеи и положения Е.П. Ильина, о взаимосвязи волевой, мотивационной и эмоциональной сфер человека.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

2. Психодиагностические методы:

Анкета, разработанная автором.

Методика диагностики эмоциональности В.М. Русалова.

Методика «Мотивация к успеху» Т.Элерса.

Методика «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса.

Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана.

Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой.

3. Методы математической обработки: IBM SPSS Statistics.v22; U-критерий Манна-Уитни.

Научная новизна: заключается в том, что данное исследование позволит расширить и углубить представления о научных исследованиях в психологии спорта, а также в возрастной психологии.

Практическая значимость работы: полученные результаты могут быть использованы в работе школьных психологов, практических психологов, работающих в спортивных учреждениях.

База научного исследования: физкультурно-спортивный комплекс «Южный» г. Минусинск.

Выборка исследования сформирована по результатам анкетирования. Ее составили две группы испытуемых по 25 человек: экспериментальная - старшие школьники, занимающиеся спортом и контрольная - старшие школьники, не занимающиеся спортом. Группы выборки уравнены по полу и возрасту. За основу взята возрастная периодизация Д.Б. Эльконина. Контрольная группа сформирована случайным образом.

Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.