Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Увеличение доходов бюджета






 

За 5 лет нам удалось увеличить доходы бюджета на 275% или в среднем в год на 40-50%. Следует особо подчеркнуть, что кратное увеличение доходной части государственного бюджета произошло на фоне кратного снижения налогов - такого в истории Кыргызстана и других развивающихся стран еще не было. Я к этому показателю вернусь немного позже. Хочу особо отметить, что не только определение новых приоритетов развития экономики, новых методов достижения цели, но и беспощадная борьба с коррупцией дали впечатляющий результат, поскольку финансовые потоки, подпитывавшие теневую экономику и обогащавшие узкий круг приближенных к первому лицу государства, были перенаправлены в бюджет страны. Это в первую очередь поддержка малого и среднего бизнеса, открытие путей для внутренних и внешних инвестиций, предоставление условий для созидательного труда во всех отраслях - в сельском хозяйстве, промышленности, строительстве, финансовой системе, торговле, в сфере услуг. Предпринятые шаги по реализации названного комплекса мер обернулись кратным увеличением поступлений в бюджет страны, ростом в разы внутреннего валового продукта. В своих выступлениях я каждый раз уделял особое внимание тем или иным отраслям экономики, базировавшимся на стратегических программах развития республики. Выполнение и государственных, и отраслевых программ очень жестко контролировались и мной лично, и парламентом.

 

Анализ структуры внешнего долга, накопленного за первые 15 лет независимости, позволяет сделать вывод о том, что львиная доля этих средств приходилась на расходы по поддержанию инфраструктуры, в основном, на строительство и ремонт дорог. Ничего удивительного в таком определении приоритетов нет. Только проект модернизации трассы «Ош-Бишкек» вытянул на себя более 600 млн. долларов США из двух с лишним миллиардов внешнего долга. Политически беспристрастная статистика, констатирующая реальные цифры, свидетельствует, что при Акаеве в год на ремонт и строительство дорог, помимо проекта «Ош-Бишкек», в среднем ежегодно тратилось до 150 млн. сомов. Для сравнения: только за один 2008 год Кыргызская Республика потратила на ремонтные работы, исключая расходы на магистральный проект, 1.5 млрд. сомов, то есть в 10 раз больше, чем во времена Акаева. И люди, занятые в сфере строительства, а также производственники не могли этого не почувствовать. Началось бурное возрождение строительной индустрии, рынка стройматериалов и услуг, предлагалось и покупалось большое количество дорожно-строительной техники, соответствующих транспортных средств, в стране повсеместно возводились новые асфальтовые заводы, камнедробильные установки, разрабатывались карьеры. Тогда же были заложены такие крупнейшие стратегически важные проекты по строительству дорог, подписаны соглашения о строительстве подстанции «Датка», возведении ЛЭП 500 «Датка-Кемин», строительстве подстанции ПС 500 «Кемин», проект реконструкции «ТЭЦ- Бишкек», строительство «ГЭС Камбар-Ата 2», началась реконструкция объездной дороги " Бишкек-Балыкчы".

 

В рамках подписанных проектов при мне были решены все технические, экологические, организационные, административные, финансовые вопросы. Благодаря этому сегодня эти начатые работы продолжаются, некоторые уже близки к завершению. Мною были начаты, хочу отметить особо, переговоры по строительству железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан”. Начались переговоры по программе ТРАСЕКА, включающей автомобильные дороги, которые должны были связать все страны бывшего Советского Союза с дорогами Пакистана, Афганистана и Индии. Начались переговоры по улучшению воздушного сообщения, по открытию новых авиарейсов, реконструкций аэропортов «Манас», «Ош», «Тамчы». Строительства «Манас 2».

 

Каждый, кто сегодня читает эту книгу, закономерно задастся вопросом: «Если все это было внедрено и начато при Бакиеве, что действующая власть предложила нового и чем конкретно занималась все последние 5 лет? Что нового она сделала и чего существенного достигла, особо подчеркну, - не за 5 месяцев, а за 5 лет своего пребывания на кыргызстанском Олимпе?

 

К сожалению, на сегодняшний день информация по Кыргызстану не внушает оптимизма и свидетельствует о регрессе во всех сферах хозяйствования, об откате назад. Доказательства налицо. Никогда в истории суверенного Кыргызстана не было такого, чтобы инвесторы судились с правительством. Это случилось только при этом руководстве, которое пришло к власти после переворота, и теперь оно засыпано исками в международные суды. Общая сумма исковых требований перевалила за 1 миллиард долларов США, несколько судебных дел уже проиграно. 16 миллионов долларов США придется выплатить бизнесмену Белоконю, 11 миллионов – турецким гражданам в суде по гостинице «Ак-Кеме», 119 миллионов – «Кутесай майнинг», 29 миллионов долларов США проиграно южнокорейской компании, арендующей комплекс на ВДНХ (СЭЗ «Бишкек»).

 

Позорное явление, когда правительство не может найти общий язык с инвесторами, судится с ними, и самое главное, - почти все судебные процессы проигрывает. Понятно, что все расходы придется оплачивать из бюджета, огромное долговое бремя ляжет, в конце концов, на плечи простого народа, платить по счетам придется всей стране. Рано или поздно народ задаст резонный вопрос: «Почему за ошибки конкретно Атамбаева и его команды должны расплачиваться простые граждане, отдавать последние тыйыны из своего тощего кошелька? Пусть сами виновники оплачивают такие громадные убытки из собственного кармана, а не из государственного. Помнится, Атамбаев многократно заявлял перед народом во время выборной кампании, что если он позволит себе украсть из бюджета страны хотя бы тыйын, пусть Аллах покарает его.

 

Время тотальной разрухи

 

Развал Советского Союза был чреват не только разрывом производственных интеграционных связей единой экономической инфраструктуры СССР, от чего серьезно пострадала экономика Кыргызстана. Дополнительным негативным фактором явилось исключительно некомпетентное и безответственное руководство республикой в этот период времени. В результате сотни тысяч городских граждан, обученных и подготовленных в течение предшествующих десятилетий, костяк кыргызского рабочего класса, оказались на улице. Заводы и фабрики остановились, оборудование, станки, механизмы были разворованы и проданы на металлолом. Даже кошары и чабанские домики в горах были разрушены до фундамента, целью было вырвать какие-нибудь два метра арматуры и продать как лом. Это было время тотальной разрухи.

 

Аграрный сектор, в котором работало две трети наших граждан, пережил не менее разрушительные процессы. Всем известно, что случилось с нашими колхозами и совхозами, насколько разорительно проводились «реформы», приватизация, раздел государственного имущества, и так далее, и тому подобное.

 

Мы говорим об очевидных последствиях для Кыргызстана варварского хозяйствования непрофессионалов. Но есть особого рода глубинные разрушительные процессы и явления, последствия которых ощущаются много позже, некоторые дают о себе знать только в настоящее время, спустя четверть века нашей независимости, и еще долгие годы будут оказывать труднопреодолимое деструктивное влияние. Я говорю о коммуникациях, об инфраструктуре. Это дороги, водоснабжение, канализация, система энергоснабжения. Исключительная обязанность государства закладывать средства на их содержание в надлежащем порядке весьма значительные суммы, привлекать инвесторов, поскольку нести такие расходы частный сектор не способен. Масштабы этой работы определяются не только объемами необходимого финансирования. Невозможно переоценить значение этих систем для обеспечения жизнедеятельности каждого человека и государства в целом. Если оно не будет уделять должного внимания этим вопросам, то рано или поздно неизбежен коллапс, паралич всего организма.

 

Первой жертвой распада Советского Союза пали асфальтовые дороги, проложенные при тысячу раз обруганном развитом социализме до самого отдаленного чабанского домика, до самого отдаленного хирмана на поле. После развала СССР экономика Кыргызстана оказалась не в состоянии выделять достаточное количество средств на ремонт, восстановление и поддержание дорог, тем более – на строительство новых. Не было денег на приобретение техники, я уже приводил пример, что в акаевское время Минтрансу на работы по содержанию дорог выделялось 150 миллионов сомов в год, мы эту сумму увеличили в 10 раз, но и этого было крайне недостаточно. Единственная дорога, которую построили за 15 акаевских лет лет, это трасса “Ош-Бишкек”, которая обошлась Кыргызстану в 650 миллионов долларов США. И сегодня продолжается реконструкция отдельных ее участков. Недавно правительство Атамбаева подписало соглашение на освоение 120 миллионов долларов США, привлекаемых только на ремонт участка трассы “Бишкек-Кара-Балта» протяженностьюв 60 км. Время идет, цены растут, а дороги нужно поддерживать, это обходится очень дорого.

 

Преодоление последствий развала

 

Остановлюсь на том, как мы преодолевали последствия необдуманной политики, развала и разбазаривания основных фондов. Грамотная экономическая политика государства во многом заключается в том, чтобы сформировать надежно работающий механизм привлечения выгодных инвестиций в дорожную инфраструктуру, эффективно их использовать и обеспечить окупаемость функционирования дорог. Так действует алгоритм решения всех хозяйственных вопросов в развитых странах, и мы не являемся исключением из общего правила. Чем позже этот механизм будет введен – а без этого не обойтись, тем хуже будет качество дорог, которые унаследует будущее поколение.

Как видим, 40% из существующего внешнего долга Кыргызстана - это средства, вложенные нами в строительство и поддержание стратегически важных дорог. И, тем не менее, этих средств не хватало, поскольку состояние дорожной инфраструктуры было удручающим. Отдавая себе отчет в серьезности данного вопроса, с первых лет моего президентства, то есть с 2006 года, мы приступили к реализации крупных проектов в этой сфере.

К ним относятся строительство или полная реконструкция стратегически важных участков магистральных дорог Кыргызстана, обеспечивающих не только связь между регионами республики, но и выход к соседним странам: «Нарын – Бишкек – Торугарт», «Ош – Иркештам», «Ош – Баткен – Исфана». Это и обновление трассы «Ош – Бишкек» на проблемном участке между селом Маданият и городом Джалал-Абад, строительство современной автомобильной дороги по маршруту «Талас – Тараз – Суусамыр».

 

Я считаю, что с самого начала мы поступили мудро: как говорится, взяли быка за рога, решительно распределив все силы и ресурсы по самым главным направлениям. Сама жизнь подтвердила, что мы делали стратегически выверенные необходимые шаги, способствующие не только улучшению транспортного сообщения и грузовых потоков в стране, но и активно содействующие подъему экономики, предпринимательства, созданию огромного числа новых рабочих мест. В совокупности все эти меры были нацелены, в конечном счете, на неизбежное укрепление нашей реальной независимости, что является базовой задачей, которая стоит перед главой государства.

 

Скрупулезный анализ информации показывает отсутствие у нынешней власти Кыргызстана за пятилетие, прошедшее после государственного переворота, намерений реализовать хотя бы один новый проект в важнейшем поле инфраструктурной деятельности.

 

 

О воде

 

После прекращения централизованного финансирование в связи с развалом СССР, мы столкнулись с проблемой, когда не только дороги, но экономика страны в целом стала подвергаться разрушительным процессам. Наиболее жизнеспособной оказалась в тот период система электроснабжения, которая не требовала кардинальных экстренных мер. Таким образом, если дороги стояли на первом месте в плане необходимости их незамедлительного ремонта, реконструкции и вложения инвестиций в строительство, за ними следовала система водоснабжения, которая оказалась также наиболее уязвимой и выходила из строя на самых напряженных участках. Вы сами помните, дорогие читатели, как это все происходило, когда прямо на глазах один за другим выходили из строя системы водоснабжения сел, поселков из-за поломок водозаборных сооружений, труб, колонок. Затем масштабы разрушений начали разрастаться, они распространялись и на города - сначала на малые, позже и на крупные. В конце концов, даже жители таких крупнейших городов республики, как Ош и Бишкек, стали ощущать определенный дискомфорт - возникали перебои с водоснабжением, ухудшилось качество питьевой воды.

 

Правительство Кыргызстана предпринимало первоочередные меры по противодействию этим пагубным тенденциям при поддержке международных донорских организаций, а также путем вовлечения в эти инициативы и работы местных сообществ и населения. За годы независимости в целях реабилитации обветшалой инфраструктуры водоснабжения, в соответствии с программой обеспечения населения сельских регионов страны чистой водой, донорами было вложено в экономику страны 650 миллионов долларов США.

Определенные позитивные результаты в отдельных регионах были достигнуты, но проблему не удалось решить кардинальным образом. К сожалению, невозможно утверждать, что ситуация с водоснабжением улучшилась на общереспубликанском уровне, несмотря на значительные средства, потраченные на поддержание данной отрасли. Более того, можно сказать, что положение дел продолжает ухудшаться, и сегодня 60 % сельского населения не имеет доступа к чистой питьевой воде. Положение стало настолько катастрофичным, что, по экспертным оценкам, для восстановления в республике систем водоснабжения и реконструкции всех водозаборов, потребуются как минимум 10 лет работы, а также привлечение и освоение инвестиций на сумму до 2 миллиардов долларов США. В казне таких денег нет. Их можно занять, но кто и как будет их потом отдавать? До сих пор в стране нет отлаженного механизма оплаты за водоснабжение, достаточной для покрытия хотя бы себестоимости эксплуатационных расходов и работ. Это проблема всех бедных стран. Выход видится в том, чтобы занять деньги, привлечь специалистов и кардинально решить проблему в республиканских масштабах, но потом над головой десятки лет будет висеть дамоклов меч кредитного долга. Однако если не занимать деньги и не решать эти проблемы в самое ближайшее время, то данная отрасль из периода полураспада на наших глазах войдет в фазу полного распада, и очень скоро на восстановление потребуется уже в 10 раз больше средств. Это серьезнейшая проблема, и первоочередной долг правительства сделать все возможное и невозможное для ее решения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.