Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования, предъявляемые к личностным и профессиональным качествам учителя-предметника и классного руководителя.






На уроке главную роль играет учитель. Благодаря учителю осуществляется учебный процесс. Результат работы учителя зависит от его личностных особенностей (добросовестный, эрудированный, владеющий пед. мастерством).

Источник всех знаний слово. Именно через слово педагог руководит всем пед. процессом. В основе лежит техника речи учителя: правильно управлять своим дыханием во время речи, обладать хорошей дикцией, интонацией, умением правильно расставлять логические ударения, пользоваться логическими и психологическими паузами, иметь правильное литературное произношение.

Очень важными являются первые встречи, умелая организация и проведение. Внешний вид играет большую роль, манера одеваться, походка. Все хорошо, если складывается положительные взаимоотношения с учениками, но если – плохие, то изменить их на положительные бывает очень трудно. Педагог знает, как учить и воспитывать, как переводить учащегося из одного состояния в другое, решать педагогические задачи.

У педагога должно быть стремление работать с детьми, молодежью, учить и воспитывать интерес к своему предмету. Педагогические способности учителя играют существенную роль: умение отбирать и строить учебный материал в зависимости от индивидуальных способностей, способность включать учащихся в различные виды деятельности, способность устанавливать правильное взаимоотношение с учащимися.

Классный руководитель – организатор внеучебной работы. Он назначается в 4-10 классах. Он осуществляет руководство всей жизнью класса, играет существенную роль в подготовке к самостоятельной жизни учеников в современном обществе и формировании личности. Для изучения учащихся организует экскурсии, туристические походы, подготовку к различным мероприятиям и празникам. Проводит кл. часы, политинформации, диспуты на различные темы. Именно он осуществляет систему работы с родителями. (неблагополучные семьи).

Он не может и не должен перевоспитывать семью и родителей, это выходит за пределы профессиональных его обязанностей. Но он может оказывать влияние на семейное воспитание: 1) сообщить информацию, сведения о воспитательной системе школы, целях и задачах воспитания ребенка. 2) помочь родителям в воспитании трудных детей, отдаленных, детей неполных семей. 3) создать влияние на семью, чтобы между родителями и ребенком проходила совместная работа.

Главное – сформировать личность и точка. Готовить к самостоятельной жизни в современном обществе.

 

Педагогика (П) как наука. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками о человеке. П – наука о воспитании и законом-ях формир личности. Название от греч: веду дитя. Основоположник Ян Амос Каменский “Великая дидактика” (основные пед идеи). Задачи П: Теоретич: основы содержания, изуч закон-и и методы воспитания, обучения, образования; изуч передовую практику воспитания; Практич; раскрывает технику педагога; вооружает педагога приемами, сложными в обучении и влияющими на ребенка. Главной ее задачей является накопление и систематизация научных З о воспитании человека. Предмет П - исследование сущности развития и формир человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного пед процесса. Связь с др науками, философией, социологией, этикой, эстетикой, психологией, физиологией человека, биологией, этнографией, математикой. Систему пед науки, как и любую другую сложную систему, можно анализировать по различным признакам в зави­симости от направл-и изуч и желания получить отве­ты на те или иные вопросы. Философия — фундамент педагогики и, в частности, та ее часть, которая специально, занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания. Общая педагогика — базовая науч дисциплина, изуч общие закон-ти воспитания человека, разрабат-ая общие основы учебно-воспит процесса в воспит учреждениях всех типов. Общая педагогика содержит разделы: - общие основы; - дидактику (теория обучения); - теорию воспитания; - школоведение. Дошкольная и школьная педагогика: изучают закон-и воспитания человека, отражающие специфику учебно-воспит деят-ти внутри опред-ых возрастных групп. Педагогика высшей школы: предмет—закон-ти учебно-вос­пит процесса в условиях ВУЗ-ов, специф-ие проблемы получения высшего образования. Сурдопедагогика: обучения и воспита­ния глухонемых и глухих.   Методология и методы (М) научно-педаго-гических исследований, их характеристика и использование в учебно-воспитательном процессе. Методология – совокупность тех исходных философ идей, кот лежат в основе исслед природных или общ-ых явлений и кот решающим образом сказываются на теорет интерпрет этих явлений. Методология – учение о принципах построения, формах и способов научно-познават деятельности. М – способ получения научной информации. К М научно-пед исследованиям относятся: пед наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкетирование, М изуч школьной документации (журнал, мед карты, дневники), М изучение письменных и проверочных работ, обобщение независимых хар-к, социометрия, тесты и т.д. Наблюдение –познание индивид-ых способностей психики человека ч/з изучение его поведения. Хар-ой особенностью явл внешнее проявление психики человека, происходит в естественных условиях. Наблюдение должно быть целенаправленным, чем длительнее наблюдение, тем больше фактов. Наблюдая за поведением, необх правильно разбираться в мотивах и причинах, побуждающих их действия и поступки. В зав-и от мотива один и тот же получит равную моральную оценку. Эксперимент – экспериментатор сам создает необх условия. Типы экспериментов: 1) Лаб проводят в спец организованных условиях, он требует технических приспособлений. 2) Естественный. Анкетирование – сбор инф-ии с помощью спец письменных вопросов с целью исследования. Применяется когда инф-ия не может быть получена др путем. Социометрия – с ее помощью выясняются взаимоотношения в классе. Беседа – М сбора пед или другой инф-ии в процессе непоср отношений, путем ответа на ранее подгот вопросы. Особенностью беседы: свободная форма в послед-сти вопросов. М пед исследования — сами способы изучения пед явлений, получения научной инф-ии о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. М изучения пед опыта — способы исследования реально складывающегося опыта организации образов-ого процесса.   Личность (Л) как предмет воспитания. Внешние и внутренние факторы ее развития. Л — прижизненно формирующаяся, индивидуально своеобразная совокупность психофизиол систем черт личности, которыми опре­деляется своеобразное для данного человека мышление и поведение Л –конкретный человек, наделенный психо-физическими, генетически обусловленными св-ами, индивид способностями и задатками занимающийся каким-либо видом деят-ти. Л хар-ся таким уровнем психич развития, которое позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. Важнейшие отличит-е св-а Л: 1) разумность; 2) ответственность; 3) свобода; 4) личное достоинство; 5) индивидуальность (проявляется особыми чертами характера и темперамента). Л является результатом Воспитания Структура Л: 1) биолог компонент; 2) соц; 3) психич. Развитие - (сложный закономерный процесс) взаимосвязанный процесс колич и кач изменений, который происходит в анатомо-физиолог созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также в его познавательной и творческой деят-ти, в обогащении его мировоззрения, нравственности и убеждения. Воспитание – форма внешнего воздействия на развивающуюся личность. Она осущ: 1) целенаправленно; 2) под воздействием воспитывающей роли среды. Л формируется в процессе деятельности. Факторы – те противоречия, которые становятся движущей силой разв чел; противоречия между нормами пов, которые свойственны реб, и теми нормами морали общества, которыми он должен овладеть. Факторы развития: 1) биолог, т.е. наследственный; 2) соц сфера; 3) воспитание и деятельность (внешний). Сущность процесса социализации: усвоение соц опыта, преобразование его в собственные ценности, установки, ориентации, воспроизведение соц опыта ч/з деят-ть в системе соц связей и отношений. Насл и среда оказывают влияние на чел бессознательно и подсознательно. Вос может добиться многого, но полностью изменить чел нельзя. По насл реб получает не способности, а задатки – врожд особенности, нерв сист, мозга, составляющие основу развития способностей, явл необх, но не достаточными усл для разв лич. Чтобы изменить чел, надо изменить среду. Взаимодействуя со средой в процессе деят-и и общения, чел непрерывно работает над самим собой, проявл активность. Восп среда и насл явл необх условиями для развития лич, но недостаточными. Чел может воспитаться и обучится только сам.    
Система образования (О) и воспитания в РБ. Закон об образовании в РБ. Система О представляет совокупность учреждений О, которые позволяют решать проблему восп-ия и образ-ия как младших так и взрослых людей, повышать уровень их квалификации и обеспечивать необходимый для общества уровень ЗУН. Существуют различные уровни О. 1) Дошкольное (ясли, детсад); 2) школа (нач-ая, базовая, общеобразов-ая, гимназии, лицеи); 3) профессиональное (ПТУ, техникумы, колледжи, ВУЗы); 4) внешкольные учреждения (центры творчества, студии и т.д.); 5) переподготовки и повышения квалификации (ГИУ); 6) управление системой образования (РОНО); 7) пед наука (научные разработки). БГПУ им. М. Танка подготовил концепцию подготовки педагогических кадров в РБ. Система О: 1) Президент; 2) Парламент; 3) Совет Министров; 4) Министерство О; 5) Областные управления образования; 6) Районные, городские отделы О. Существует система средств информации: газеты, журналы. Органы аттестации присваивают звания: магистра, кандидата, доктора наук и управляют процессом научного поиска. З-н " Об обр." – наряду с гос. допускаются и не гос. учреждения всех типов. З-н ориентирован на создание и развитие самых разнообразных школ, лицеев, гимназий. Управление уч. заведениями осущ-ся в соответствии с их уставами на основе широкого участия пед работников, уч-ся, студентов, представителей общественности. Принципы: приоритет общечел ценностей, нац-культ. основа, научность, ориентация на мировой уровень образования, гуманизм, связь с общественной практикой, демократизм и светский характер, обязательность базового обр-я. Общие положения вкл-ют сл. артикулы: законодательство РБ об обр-ии, задачи законодательства РБ, принципы гос. политики в обл. обр-ия, цели обр-ия, право на обр-ие, язык обучения, обр-ие и наука, экология, полит. деят., и др. Гос политика в сфере образования (статья 1). Основные принципы: приоритет образования, обязат-ое базовое образ-ие, осущ к обязат общему ср образ-ию, доступность дошкол, проф-технич и на конкурсной основе ср спец и высшего обр-ия, нац-культ основа, приоритет обще-человеч ценностей, прав человека и гуманный хар-р обр-ия, научность, эколог направленность, демократич хар-р. Право на об-ие (статья 2) обеспеч-ся: развитием сети учреждений, созданием соц-экон условий на бесплатное обр-ие, частичным или полным финансир из республ или местного бюджетов, платное образование, кредитование граждан, получ платное обр-ие. Статья 3. Органы, обеспечивающие защиту прав и интересов ребенка. Координация деятельности государственных и негосударственных организаций по реализации настоящего Закона. Стандарты в сфере обр-ия (статья 11): содержат общее требование в ур обр-ия и срокам обучения, типам учрежд обр-ия, классиф-ия спец и професс-ых документов об обр-ии. Учрежд обеспеч общее ср обр-ие (статья 23): нач школа, базовая, средняя, вечерняя, гимназия, лицей, школа-интернат, санаторная.   Проблема целеполагания в истории педагогики. Трактовка цели воспитания в законодательных и директивных документах РБ. В пед науке и пед практике, ведущим и основным компонентом является цель. Цель конкретизируется в задачах. Цель в современных условиях: разностороннее по форме и гуманистическое по содержанию воспитание. В пед практике цель рассматривается как целостное пед явление – комплексный, целенаправленный учебно-воспитательный процесс. Цель воспитания – те заранее определ, результаты подготовки подраст-его поколения к жизни. Первобытное общество. Общество однородное, носит воспитательный хар-ер. Назначение воспитания – обеспечить сущ-ие людей практическим опытом выживания. Спец воспит учреждений нет, педагогов нет. Рабовладельческое общество. Разделение труда ведет к частной собственности, которая, в свою очередь, ведет к эксплуатации, на чем и строится гос-во. Воспитание становится функ-ей гос-ва, и помимо семьи воспитанием занимается общество. Появляются школы, педагоги. Цель воспитания раздваивается – у каждого класса своя цель, господа и подчиненые. Феодализм. Цели воспитания для детей феодалов и крестьян различаются, рыцарское, трудовое. Капиталистический строй. Общество нуждается в более образованных работниках. Растет сеть уч. учреждений для рабочих. Расширяется спец подготовка педагогов, появляются частные школы. Бурж дети – элитарное образование, рабочие – трудовое. Посткапиталистический период (рыночный). Возникают теории В элиты и трудящихся. Цели В опре-ся: хар-ом общ строя. Ур развития способов производства. Темпами научно-технического прогресса. Темпами развития социального прогресса. Эконом возможностями общества. Ур развития теории и практики. Современный этап. В связи с эконом, духовным и образов расслоением общества существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Цели в. на совр. эт.: формирование положительной «я – концепции», создание системы адаптирующей педагогики, создание разноуровневого дифференцированного образования. Одна из важнейших проблем П — определение цели воспитания и образование. Цель, знание целей даёт педагогу чёткое представление о том, какого человека он должен форм-ть. Под целью В в педагогике принято понимать конечный результат форм-ия личности, идеальный образ. По уровню цели могут быть: гос; семейн; внешк. Правильное опр-ие целей и содерж-я обр-ия является одним из факторов экон и соц прогресса общ-ва. Целью совр восп и образ является: форм-ие гармонично развитой личности, имеющей проф подготовку соотв совр требованиям общ-ва. Задачи: создание условий для самореализации личности; обеспечение уровня знаний адекватного мировому уровню; интеграция личности в системы мировой и нац культур; форм-ие человека-гражданина, интегрированного в со­вр общ-во и нацеленного на соверш-ие этого общ-ва; воспр-во и развитие кадрового потенциала общ-ва. Содерж-е восп обр-ия д/содействовать взаимопониманию и сотр-ву м/ду людьми, соц группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов Совр отеч педагогика говорит о: -реальных целях восп-ия (изменчивые, носят объект х-р и формируются для себя); -идеальные (ориентация на возм-сти человека). Целеполагание – процесс выработки целей, который требует от педагога: -конкретнее сформ-ть идеал воспит-ка; -сравнить с помощью спец методик конкретного воспитанника с идеалом; -выявить существенные расхождения; -определить предполагаемые изменения.   Конвенции ООН и закон РБ «О правах ребенка» как юридическая и нравственная основа защиты прав и интересов ребенка. 10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила и провозгласила Всеобщую и декларацию прав человека. Права человека являются основой человеческого существования. Права человека явл. всеобщими, неделимыми и взаимозависимыми. Именно права человека делают нас людьми. Борьба за всеобщие права человека всегда и везде являлась борьбой против всех форм тирании и непосредственности: против рабства, Нельзя забывать что ребенок – это прежде всего человек, и с учетом этого а также с учетом того, что он еще не может наравне со взрослыми отстаивать свои права, ООН издало конвенцию о правах реб-ка которая помимо Декларации ПЧ наделяет ребенка доп-ми возможностями для развития и защиты и т.д. ООН по всеобщей декларации прав человека провозгласила, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо в семейном окружении, атмосфера счастья, любви и понимания. Ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в уставе ООН, и особенно в духе мира, терпимости, свободы, равенства и солидарности. Ребенок в виду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения. Закон РБ о правах ребенка написан в духе Конценции о ПР и даже дублирует некоторые тезисы, но в отличие от концепции носит статус закона, а не рекоммендации: утверждает своей важнейшей полит, соц и эконом задачей всестороннюю гарантированную защиту гос-ам и обществам детства, семьи и материнства нынешнего и будущего поколений. Настоящий закон основывается на Конвенции о правах ребенка (от 20.11.1959 г.), Конституцией РБ определяется правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспечение его физического, нравственного и духовного здоровья, формирования национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Учеба гарантируется детям с недостатками умственного и физ развития, детям временно или постоянно лишенным семейного окружения или оказавшимся в других неблагоприятных условиях. Гос политика в сфере образования (статья 1). Основные принципы: приоритет образования, обязат-ое базовое образ-ие, осущ к обязат общему ср образ-ию, доступность дошкол, проф-технич и на конкурсной основе ср спец и высшего обр-ия, нац-культ основа, приоритет обще-человеч ценностей, прав человека и гуманный хар-р обр-ия, научность, эколог направленность, демократич хар-р. Право на об-ие (статья 2) обеспеч-ся: развитием сети учреждений, созданием соц-экон условий на бесплатное обр-ие, частичным или полным финансир из республ или местного бюджетов, платное образование, кредитование граждан, получ платное обр-ие. Статья 3. Органы, обеспечивающие защиту прав и интересов ребенка. Координация деятельности государственных и негосударственных организаций по реализации настоящего Закона. Статья 7. Основное обр-ие: дошкольное, общее базовое, общее среднее, ПТУ, среднее спец, высшее, послевузовское. Стандарты в сфере обр-ия (статья 11): содержат общее требование в ур обр-ия и срокам обучения, типам учрежд обр-ия, классиф-ия спец и професс-ых документов об обр-ии. Учрежд обеспеч общее ср обр-ие (статья 23): нач школа, базовая, средняя, вечерняя, гимназия, лицей, школа-интернат, санаторная.  
Педагогический процесс как система и целостное явление. Закономерности и этапы педагогического процесса. Пед. процесс – целостное пед. явление. Это комплексный целенаправленный учебно-воспитательный процесс. Представляет собой совокупность образовательных и воспитательных задач. Пед. процесс – это последовательное целостное взаимодействие учителя и ученика для решения поставленных задач. Пед. процесс – это единство образовательно-воспитательных задач. Пед. процесс включает в себя: цель – принципы (научности, систематичности, доступности, индивидуализации, природосообразности, культуросообразность,) – содержание – методы (беседа, лекции, диспут, анкетирование, эксперимент.) – средства –диагностика – конечный результат. В пед. процессе ведущую роль играет педагог, и сам ученик. Пед. процесс– целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учеников, в ходе которого происходит воспитание, образование и развитие личности. Пед. процесс имеет двусторонний характер: преподавание и учение. Преподавание – процесс деятельности учителя, учение – процесс деятельности ученика в обучении. Деятельность преподавателя включает в себя: 1) планирование (календарные планы, тематические); 2) организация своей деятельности (отбор материала для урока); 3) организация деятельности ученика (постановка целей, использование разных методов); 4) стимулировать деятельность ученика; 5) бегущий контроль; 6) анализ результатов. Деятельность ученика: 1) самоорганизация; 2) самоконтроль; 3) самоанализ. Пед. процесс имеет свои внутренние особенности: вид познавательной деятельности. Сущность процесса познавания заключается в том, чтобы осуществить переход от незнания к знанию, от неполных знаний к более полным (точным), от фактов к законам, от концептуальных к обобщенным знаниям. Пед. процесс всесторонне влияет на личность, благодаря реализации 3-х функций: 1) образовательной; 2) воспитательной; 3) развивающей.   Содержание образования в современной школе. Образование – это процесс и результат усвоения знаний и навыков и способов образовательной деятельности. Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения. Объективным фактором, влияющим на содержание школьного образования относятся изменения в развитии науки и техники, за счет разработки новых теоретических идей. Требования содержания шк. образования: 1) быть направлено на формирование и всестороннее развитие личности (естественно-математические, гуманитарные, общественно-политические и эстетические предметы, физ. воспитание и знание по труду); 2) строится на строго научной основе и раскрывать учащимся сущность общественной жизни, способствовать формированию их гражданско-патриотической позиции; 3) соответствовать логике и системе свойственной той или другой науке; 4) строится на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами; 5) отражать связь теории с практикой; 6) соответствовать возрастным возможностям учащихся; 7) способствовать профессиональной ориентации учащихся. Содержание образования определяется рядом документов: Учебный план – это утвержденный Министерством образования РБ документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок изучения и количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета в отдельных классах. Учебная программа – это утвержденный Мин-ом образования РБ документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету в каждом классе и определяется система научных ЗУН, которыми необходимо овладеть учащимся. Состоит: 1) объяснительная записка; 2) основная часть (содержание обучения, часы); 3) дополнительная часть (указание на межпредметные связи, советы по проведению и оценки знаний). Учебник – книга, в которой содержится научное последовательное содержание учебного предмета. Требования: содержание методологически обоснованное, полное соответствие с программой, материал изложен ясно, кратко, чтобы легко запоминать.   Сущность процесса обучения, его задачи и внутренняя структура. Особенности организации педагогического процесса в современной школе. Процесс обучения связан с движением ученика на пути познания, от незнания – к знаниям. Процесс обучения представляет собой совокупность последовательных действий учителя и учащихся, направленных на усвоение системы ЗУН, в ходе чего осуществляется развитие познавательности, овладение элементами культуры труда, формирование основ научного мировоззрения и поведение учащихся. Процесс обучения – это явление действительности и ему присущи противоречия. Движущей силой учебного процесса явл. противоречие между выдвигаемым ходом обучения, познавательными и практическими задачами и уровнем знаний, умений и навыков учащихся. Функции процесса обучения: 1) Развивающая – связывается со спец. направленностью обучения на развитие личности. 2) Образовательная –вооружение учащихся системой научных знаний, умений и навыков, и применение их на практике. 3) Воспитательная. Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учеников, в ходе которого происходит воспитание, образование и развитие личности. Обучение имеет двусторонний характер: преподавание и учение. Преподавание – процесс деятельности учителя, учение – процесс деятельности ученика в обучении. Главное в деятельности учителя – управлять активностью учеников при усвоении ЗУН. Ученик выполняет инструкции, которые дает учитель. Функцияученика – осознанное усвоение материала. Деятельность преподавателя включает в себя: 1) планирование; 2) организация своей деятельности; 3) организация деятельности ученика (постановка целей, использование разных методов); 4) стимулировать деятельность ученика; 5) бегущий контроль; 6) анализ результатов. Деятельность ученика: 1) самоорганизация; 2) самоконтроль; 3) самоанализ. Этапы процесса обучения: 1) восприятие – познание человеком некоторых явлений и свойств предметов. 2) осознание – выделяются и анализируются теоретические аспекты в знаниях, формируется система знаний. 3) закрепление – повторное осознание материала, закрепление на длительное время полученные знания. 4) Использование на практике – обеспечить не только твердые, глубокие и осознанные знания, но и умение применять их на практике.  
Закономерности и принципы обучения. Закономерности – это объективные, характерные, существенные, устойчивые связи между процессом обучения и другими более широкими социальными процессами, а также внутренние связи между отдельными компонентами(цель, содержание, метод, средство). Дидактические закономерности можно рассматривать с 2-х точек зрения: 1)закономерность обучения присущие ему как органической части воспитания.-Направленность обучения на решение задач всестороннего развития личности. Ø Деятельный характер обучения. Ø Проявление уважения и требоват-ти к учащимся с укреплением лично достоинства в процессе обучения. – учет возрастных и индивиду альных особенностей.2)Специфические закономерности (дидактические): - Научность и мировоззренческая направленность в обучении.; -Проблемность обучения.-Наглядность в обучении.-Прочность обучения и его цикличность. Принцип – исходное положение, которое лежит в основе обучения и определяет все его стороны (методы содержания, средства). Правило обучения вытекает из принципа, подчиняется принципу – это по существу механизм реализации принципа непосредственно учителем. Пути реализации: 1) отбирать самое главное для обучения, ученики должны знать, что надо выучить, что необходимо запомнить. 2) устанавливать связь между данным и другими материалами; 3) предполагать творческие исследования. 1) принцип воспитательного характера обучения: обучение готовит детей к жизни в данном обществе.2) принцип систематичности и последовательности: находится в определенной системе. 3) принцип доступности: содержание обучения устанавливается только тогда, когда оно связано с жизненным опытом, индивидуальными и возрастными особенностями ученика. 4) принцип наглядности: чувства, образы являются одной из частей знаний, поэтому на них необходимо опираться в обучении. 5) принцип научности и мировоззренческая направленность обучения. 6) принцип активности и осознания: для того, чтобы материал был усвоен, необходимо, чтобы он был осознан учеником. 7) принцип прочности обучения: только тогда способствует развитию ребенка, когда знания прочные. 8) принцип индивидуальности: процесс обучения каждого ученика своеобразный, зависит от интеллекта, темперамента и способностей.   Методы, приемы и средства обучения. Классификация методов обучения. Метод – это форма практического и теоретического усвоения материала. Метод обучения – это способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигаются усвоение ЗУН, формируется мировоззрение, развиваются способности. При целостном подходе можно выделить 3 большие группы методов: 1) Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 3) Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. Классификация методов: 1) по источнику полученных знаний (словесные, наглядные, практические); 2) по форме деятельности учителя и ученика (методы преподавания и обучения); 3) по характеру познавательной деятельности (репродуктивный рассказ, объяснительно-иллюстрационный – демонстрация, исследовательский, самостоятельные работы); 4) по форме умственных заключений (методы индукции (от конкретного к общему), дедукции (от общего к частному)). Первыми возникли словесные методы благодаря деятельности Каменского, получили свое развитие методы Песталоцци, Ушинского. К словесным относятся методы: рассказ, беседа, школьная лекция, инструктаж. В основе лежит техника речи учителя: следить во время речи за своим дыханием, хорошая дикция, интонация, умение правильно расставлять логические ударения, пользоваться логическими и психологическими паузами. Рассказ – устное, непрерывное изложение материала. Беседа – форма овладения материалом, при котором ученики отвечают на поставленные вопросы. Бывает: вводные беседы, заключительные, закрепляющие. Объяснение – это форма овладения теоретическим материалом. Главное явл. логическое рассуждение и доказательство. Лекция Дает возможность перейти на изложение сложного материала. Учитель должен научить писать и слушать лекции. Наглядные методы: источник получения знаний: наглядные образы. Наблюдение. Активная форма чувствительного восприятия (чувства, образы), то, что видим. Демонстрация – ясность и точность восприятия. Практические методы: формирует умение учиться. Работа с учебником и книгой – формирует у учеников умение пользоваться учебником. Упражнения (устные, письменные). Под средствомобучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели. 2 группы средств: Средства – источник информации. Средства – инструмент усвоения информации. Классификация средств на основе содержания образования: 1. Урок. Средства: язык, устная и письменная речь, живопись, музыка.2.Учебный предмет. Средства: учебники, уч.пособия.3.Весь процесс обучения. Средства: кабинеты, библиотеки.   12Формы организации обучения и их развитие в дидактике. Индивидуализация и дифференциация обучения. Дидактика –греч. «обучающий». В современном понимании, это отрасль науки, изучающая важнейшие проблемы обучения и воспитания. Дидактика дает научное обоснование содержанию образования.Предмет дидактики рассматривает деятельность учителя и учащегося. Наиболее значимые идеи и подходы современной дидактики: 1) Личностный подход. 2) Деятельностный подход – человек формирует личностные качества через собственную деятельность. 3) Социальная направленность и коллективистский подход к формированию общественно-ценных отношений. 4) Целостный подход. 5) Оптимизационный подход (экономия сил и средств учеников и учителей в решении проблем). 6) Технологический подход. 7) Творческий инновационный подходы. Формы организации обучения определяются составом обучаемых, местом и временем занятий, а также способами организации руководства со стороны учителя. Формы обучения не остаются неизменными. Развиваются в соответствии с требованиями общества. Вначале в дидактике возникла и развивалась индивидуальная форма обучения, при которой каждый ученик работал с учителем индивидуально. Эта форма получила название Дельтоплан. Но нужен был коллективист. С развитием наук содержание знаний усложняется и возникает потребность в некотором количестве образованных людей, а т.к. в наличии только маленькое количество учителей, то индивидуальная форма заменяется индивидуально-групповой. Старший обучает младшего, более знающий обучает менее знающег. На основе индивидуально-групповой формы развивается групповая. Высшей формой обучения является классно-урочная система (Каменский «Великая дидактика»): основной учебный материал ученики получают на уроке, главная задача принадлежит объяснениям учителя. Преимущества: состав класса 7 человек, обеспечивает своеобразие соревнование умов. Коллективное добывание знаний. Недостатки: равнение на среднего ученика, все получают одинаковые задания. Индивидуализация предусматривает необходимость организации обучения в соответствии с индивидуальными способностями ребенка (физич. развитие, умственное развитие, тип темперамента, ЗУН, личностные качества). Индивидуальный подход заключается в том, чтобы одинаковый для всех результат достигался разными путями. Дифференциация. По одному и тому же признаку всех детей класса можно разделить на группы – это и есть дифференциация обучения. Чаще всего дифференциация осуществляется по уровню обучаемости. Дифференциация позволяет разнообразить задания так, чтобы каждая группа шла вперед в своем развитии.  
Урок как основная форма школьного обучения. Типология и структура уроков. Классно-урочная система возникала в 18 в., а теоретические основы разработал Ян Амос Коменский. С позиций целостности пед про-цесса урок необходимо рассматривать как основную форму его организации. Именно в уроке отражаются все преимущества классно-урочной системы. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов деятельности детей и подростков. Не случайно в последние годы широкое распространение получили уроки культуры, труда, поэзии.Преимущества урока как формы организации педагогического процесса: Он имеет благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы; позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся; стимулирует другие виды деятельности школьников, в том числе внеклассную и домашнюю; на уроке ученики овладевают не только системой ЗУН, но и самими методами познавательной деятельности; урок позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности.Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности: постоянный состав учащихся; каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом; учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков); каждый урок посвящается только одному предмету; постоянное чередование уроков в расписании; руководящая роль учителя; применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся. Продолжительность урока 45 мин. в младших классах до 30 мин. Урок– законченный в смысловом временном и организ-ом отношении отрезок уч процесса. Цель определяет структуру урока. На уроке в определенный момент должны быть реализованы 3 цели: образовательная, воспитательная и развивающая. На большинстве уроков присутствуют обязательные компоненты: организация, содержание, методы. В структуре урока выделяются этапы: 1)Организация учащихся для работы. 2) проверка дом заданий; 3) подготовка к восприятию нового материал; 4) объявления темы и цели урока; 5) изучение нового материала; 6) закрепление материала; 7) задание на дом 8) организованность урока, после звонка не надо давать инструкций и указаний. Типы уроков: 2) урок изучения новых знаний (урок-лекция, беседа, кино-урок); 2)урок формирования новых умений; 3) урок-закрепление (с/р, лаб/раб, экскурсии, семинар): 4) урок-обобщение: 5) Урок контроля (устный письменный опрос): 6) Комбинированный или смешанный урок.   Современные требования (Т) к уроку. Инновационные формы организации учебных занятий. Т к структуре урока: 1) должна определять дидакт и воспит цели урока; 2) Определять тип урока, продумать его структуру; 3) связать данный урок с предыдущим и следующим; 4) отобрать и применить оптимальное сочетание методов изуч нового материала; 5) обеспечить контроль знаний; 6) продумать системы повторения и закрепления изуч материала; 7) найти оптимальное место д/з, которое является продолжением данного урока и подготовкой к следующему. Т к организации урока: 1) обеспечить на уроке охрану здоровья школьников; 2) начинать подготовку к уроку планирования системы урока по данной теме, планы: календарный, тематический, поурочный; 3) современно готовиться к каждому уроку; 4) использ в работе разные типы уроков; 5) Создавать возможность ученикам часть материала усваивать самостоятельно; 6) особенности проведения уроков в старших и младших классах: соответственно проблемного типа уроки и комбинированные. Т к содержанию: 1) урок должен воспитывать; 2) должен стимулировать положительное положение учеников к учению; 3) в процессе учения необходимо воспитывать аккуратность, терпеливость; 4) изложение содержания должно быть доступным каждому ученику; 5) часть давать на сам работу. Т к технике проведения: 1) урок должен быть эмоц, вызывать интерес к обучению; 2) темп и ритм оптимальны; 3) необходим полный контакт ученика и учителя; 4) создание атмосферы отзывчивости; 5) менять по возможности виды деятельности ученика; 6)создать атмосферу свободности, раскрепощенности. Д/з должна вытекать из урока. 1 кл. – до часа по всем дисциплинам, 2 – до 1, 5, 3-4 – до 2-х, 5-6 – до 2, 5, 7 – до 3-х, старшие – до 4. Задания минимума – выполнять всем, максимума – необязательно, но должны присутствовать и индивидуальные задания. Инновационные формы организации учебных занятий. Нестандартный урок – импровизированное уч занятие, имеющее нетрадиц структуру. Наиболее распространенные типы нестандартных уроков, классиф-ые Подласым. Уроки-“погружения», деловые игры, пресс-конференции, соревнования, КВН, Компьютерные уроки, Уроки: с групповыми формами работы, взаимообучения учащихся, творчества, аукционные; которые ведут учащиеся; зачеты, конкурсы, обобщения, Межпредметные уроки – интегрированные уроки, У-экскурсии.   Диагностика обучения. Контроль и оценка знаний. 10 бальная система оценивания учебных достижений учащихся. Диагностика – установление состояния чего-либо, составляет неотъемлемую часть пед. процесса. Пед. диагностика устанавливает состояние учащегося в определенный момент педагогического процесса образования и воспитания (определяет уровень ЗУН).Виды пед диагностики: 1) начальная диагностика (в начале четверти, года, тем); 2) текущая (контроль, оценки); 3) итоговая (итог в конце четвери, года, темы). Функции диагностики: 1) контроль, 2) воспитание; 3) прогностическая (прогноз на перспективу); 4) целеполагания. Проверка имеет целью определения не только уровня и качества обученности учащегося, но и объёма учебного труда последнего. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание и оценку (результат). Виды контроля и оценки знаний: 1) предварительный контроль (начало уч. года); 2)текущий контроль (по каждой теме в виде сам-х работ); 3) тематический; 4) итоговый контроль и оценка знаний.Формы контроля и оценки знаний: 1) основными формами проверки знаний являются к р и с р. Подход к их составлению – дифференцированный. Содержание задания должно быть четким и ясным по смыслу; 2) индивид и фронтальный опрос.Психолог оценка знаний: проверка определяет правильность выполненного задания и объема сформулир понятий, опред ур и качество ЗУН. Изменения, происходящие в современной школе, связаны с тем, что 1 сентября 1998 г. началось внедрение новой реформы школы. Школа стала 12 – летней: начальн. (1-4), базов. (5-10), средн. (11-12). Ввелась 10 -бальная система оценки знаний, умений и навыков. С 1.09.2008 вводится снова 11- летняя школа, но 10 -бальная система оценки знаний сохраняется. Отметка - количественное выражение оценки знаний, умений и навыков, личностных и индивидуальных качеств в цифрах или баллах (оценка+комментарии).Цели введения 10-балльной системы оценивания знаний: 1. Повышение объективности оценки и качества уч-позн деят уч-ся и ее результатов. 2.Обеспечение социальной защищенности уч-ся. 3.Реализация интегративного подхода в оценке учебных достижений уч-ся в единстве ЗУНов с учетом индивид свойств личности и личностных качеств.45.Создание условий для стимулирования учебно-познавательной деятельности уч-ся и достижения более высоких результатов на основе введения инвариантной оценочной шкалы разноуровневого обучения.5.Обеспечение условий для формир адекватной самооценки личности и реализации принципа социальной справедливости в оценивании учебных достижений уч-ся. Хар-зуя вводимую систему оценки знаний учащихся, если школьник приложил, усилия при выполнении задания, которое относится к уровню узнавания учебного материала, но при этом допустил ошибки, то учитель вправе в таком случае оценить действия учащегося на " 3-" или в 1-2 балла по десятибалльной шкале. В ситуации же отказа учащегося от выполнения подобного задания, отсутствия ответа, наличия ответа с многочисленными существенными ошибками действия учащегося оцениваются в 0 баллов или выставляется отметка " 2. Суть 10 бальной оценки – объективное оценивание ЗУН.  
Закономерности и принципы воспитания. Воспитание – планомерное, целенаправленное и организованное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных качеств личностных диспозиций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, деятельности и жизни в социуме. Воспитание – упр развитием и формир личности и его задачи –построение воспит процесса, кот обеспечило ба максим развитие личности доступное человеку на каждом возрастном этапе. Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение объекта, сопровождающееся возникновением нового качественного состояния. Воспитательный процесс основан на определенных закономерностях: 1) закономерности – характерные, устойчивые, связи процесса воспитания с другими более широкими процессами (воспитание готовит к жизни в обществе, а зн должно соответствовать законам и требованиям данного общества); 2) закономерности – устойчивые связи внутри самого процесса воспитания между его компонентами (организованность, содержание, методы), отсюда принципы: воспитание в коллективе и через коллектив, совокупность пед управления с развитием инициативы детей. Закономерности: 1. воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. 2. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности 3. В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. 4. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимся перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов. 5. В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся. 6. В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. 7. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив. 8. В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций. Принцип – исходные положения, определяющие основные требования воспитания, его организацию, содержание и методы. Воспитание строится на принципах: персонификации (направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведении ); непрерывности; целостности; природосообразности (означает отношение к человеку как части природы, опору на его природные силы и создание для его развития условий, почерпнутых из природы); культуросообразности (учет условий, в которых находится человек, а также культуры данного общества, в процессе воспитания и образования. Идеи необходимости культуросообразности были развиты немецким педагогом Ф.А.В. Дистервегом, разрабатывавшим теорию развивающего обучения); идеализации; гуманизация (имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса); дифференциация (в воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся); единства пед требований школы, семьи и общества; целенаправленного воспитания; принцип связи воспитания с жизнью; последовательности; уважение к ребенку в совокупности с требовательностью к нему; принцип воспитания в коллективе и через коллектив; учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.   Содержание, методы и формы организации воспитательной работы с учащимися. Содержание воспитания – система З убеждений, Н качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения; – часть обще опыта поколения, к-ый отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде инф-ии передается ему. Сегодня в центре сод-ия стоит гуманитарно-целостный подход – бытие воспитанника как его духовно наполненная жизнь. Такое содержание должно быть направлено на воспитание базовой культуры личности (БКЛ) БКЛ – культура жизненного определения, семейных отношений, эконом-ая культура, полит, правовая, нравственная, физя, эколог, худ, культура труда и общения. Воспитание должно подготовить человека к 3 главным ролям: гражданин; работник; семьянин.методы (М) воспитания. Воспитание – упр развитием и формир личности и его задачи – такое построение воспит процесса, кот обеспечило бы максим развитие личности доступное человеку на каждом возрастном этапе. М воспитания – это способ взаимодействия воспитателя и ученика, при помощи которого достигаются усвоения ЗУН, формируется мировоззрение, развиваются способности направленный на всестороннее развитие личности. Классификация методов воспитания (Бобанского) 1) методы формирования сознания личности: основаны на принципе сознания и поведения. Формы слова: беседа, внушение, рассказ. 2) методы организации деятельности и опыта поведения: основано на тезисе о том, что формирование личности осуществляется только при активной деят-ти. Формы: приучение, требование, воспитательные ситуации. 3) методы стимулирования деят-ти и поведения: отражают потребности-мотивационный компонент деят-ти. Сущность: побудить к соц одобряемому поведению. Есть 2 побудителя: поощрение и наказание - чувства переживания, самооценка. Задача воспитательной работы: для каждого ученика в классе выбрать деятельность, позволяющую максимально проявить свою активность, самостоятельность и способности. При организации воспитательной работы необходимо использовать следующие формы: интеллектуально-познавательной, общественно-полезной, художественно-эстетической, аналитико-оценивающей деятельности. Формы воспит-ой работы с уч-ся разделяют на три группы — в зависимости от основной задачи, которое реализуется в процессе использования той или иной формы: 1) формы управления и самоуправления школьной жизнью (сборы, линейки, митинги, часа классных руководителей, заседания представительных органов ученического самоуправления, стенная печать); 2) познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки); 3) развлекательные формы (утренники и вечера, праздники, игровые программы).   Формирование основ нравственной и эстетической культуры личности. Задачи эстетического воспитания: 1) развитие эстетического восприятия, способность видеть красивое в природе, оценивать его; 2) воспитание эстетического вкуса. Эстетическое восприятие – процесс восприятия красоты, результат которого – эмоции и чувства. Эстетическое воспитание надо начинать, когда эмоции ребенка непосредственны, чем раньше, тем лучше, с самого раннего детства. Эмоции и чувства играют особую, существенную роль, поэтому в процессе воспитания необходимо опираться на них. Эстетический вкус – способность правильно оценивать красивое. Эстетический вкус отображает эстетический идеал – представление людей о красивом, то к чему стремится человек. Человек должен не только понимать красоту, но и охранять ее. Эст. воспитание – деятельность воспитателя по формированию у детей восприятия красивого, охраны его. Эст. воспитание занимает большое место во всестороннем и гармоничном развитии личности. Эстетическое воспитание оказывает большое влияние на формирование основной культуры личности. Нравственное воспитание (НВ) - целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств Нравственная культура личности включает в себя: воспитание гуманизма, коллективизма, нравственных привычек (вежливое поведение, внимательность к людям, хорошие манеры, сдержанность, забота о других). Гуманизм – принцип морали, в основе которого лежит идея свободы и охраны достоинства личности. При воспитании гуманизма большую роль играют: 1) предметы гуманитарного цикла; 2) поведение учителя, стиль и культура его взаимоотношений с учениками; 3) внеклассная работа, связанная с объединением детей и взрослых и направленная на оказание помощи; 4) проявление заботы о природе и животных. Коллективизм – принцип морали, который раскрывает взаимоотношения человека, личности и коллектива. Для воспитания коллективизма: 1) необходимо учить дорожить своими ФИО и осознавать, что поступок может надолго заклеймить ФИО; 2) не осуждать других; 3) никогда не бросать отвергнутого, если ты бросишь человека, который попал в беду, ты уничтожишь то лучшее, что есть в тебе самом. Правила формирования нравственных привычек: 1) формирование потребностей в приобретении положительных привычек и ускорении отрицательных (личный пример, создание ситуаций); 2) формирование положительной мотивации; 3) создание благоприятной эмоциональной атмосферы, которая способствует приобретению привычки (восхищение учителя); 4) для формирования привычки необходимо такое количество повторений, при котором отпадает необходимость прилагать усилия для выполнения действий; 5) необходимо единство в формировании привычки от всех, кто воспитывает ребенка. Содержание НВ в современной школе претерпевает изменения в связи с тем, что возникла необх возродить общечелов ценности. Главная такая ценность - жизнь. Право человека на жизнь свято и нерушимо. Ещё одна ценность - свобода. В условиях демократизации значительно возросли права и свободы личности, и это выявило низкий уровень культуры. Не утратили своего значения и такие НК как патриотизм, долг, честь, совесть, порядочность, доброта и др. Чрезвычайно актуальны в системе нравственного воспитания проблемы трудового и полового воспитания. Современная школа должна также решать проблемы наркоманий, алкоголизма, проституции, агрессивности и жестокости молодежи. НВ происходит через этические воспитательные дела.    
Формирование научного мировоззрения учащихся. Для гармоничного и всестороннего развития личности большую роль играет умственное воспитание и формирование научного мировоззрения. Мировоззрение – совокупность взглядов, понятий и представлений на мир в целом. Коренные вопросы мировоззрения: 1) окружающий мир и закон его развития; 2) возникновение и прогресс человеческого общества; 3) движущие силы современного социально-экономических и политических явлений; 4) место человека и его сознание в развитии общества. Факторы, влияющие на мировоззрение и становление взглядов молодого поколения: 1) социально-экономическая среда, политика государства; 2) развитие науки и усиление власти человека над силами природы; 3) уровень образования и воспитания. Основные задачи школы: 1) добиваться научного понимания закономерности развития природы, общества и сознания людей; 2) вырабатывать у школьников стремление, мотивы и умение поступать в соответствии с научным мировоззрением путем участия в сознательной трудовой и общественной деятельности; 3) научить школьников оценивать явления природы, общественной жизни и деятельности людей с научных позиций. Формирование мировоззрения возможно за счет: 1) содержания учебных предметов (предметы, связанные с развитием природы, предметы, связанные с закономерностями развития общества); 2) под воздействием методов работы учителя (включение учеников в исследовательскую работу, задания на сравнение, анализ, синтез материала). Раскрывая закономерности развития природы и общества, следует заботиться о применении знаний на практике, помогать учащимся в выборе сферы труда и профессии в соответствии с призванием личности и общественными потребностями.   Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся в современной школе. Цель трудового воспитания: прививание любви к труду и уважение к людям труда; формирование у детей трудовых навыков и умений; формирование трудолюбия, подготовка к выполнению необходимых и доступных видов проф. деятельности; воспитании недоброжелательных отношений к нарушителям трудовой дисциплины. Система трудового воспитания включает: 1) учебный труд (труд, который связан с условиями накопления знаний, это умение детей учиться, обобщать, наблюдать, экспериментировать); 2) трудовое обучение (формирование трудовых умений и навыков); 3) общественно полезный труд (самообслуживание, сельхозработы, трудовые операции, например, уборка класса, школьных территорий, приготовление игрушек для малышей и т.д. 4) профессионально-ориентационная работа. Проф. ориентация – целенаправленная деятельность по подготовке к выбору профессии в соответствии с личностными способностями, интересами человека и общественными требованиями. Проф. ориентация проходит несколько этапов: 1) профессиональная ориентация – сообщение сведений о разных профессиях и их значении условиями работы и условиями получения этой профессии; 2) Проф. консультации – это система оказания помощи в профессиональном самоопределении, она основана на изучении личности ребенка, она предусматривает выделение склонностей, его способностей, психологические особенности и особенности здоровья; 3) проф. отбор (осуществляется за границами школы) – определение соответствия данной личности выбранной специальности; 4) проф. адаптация (осуществляется вначале проф. деятельности) – приспособление человека к выбранной профессии.   Формирование экологической культуры и здорового образа жизни учащихся. Большое внимание уделяется экологическому воспитанию учащихся и проблемам ресурсосбережения. Ежегодно осенью проводятся конкурсы поделок из природного материала «Природа учит – мы творим», «Природа и фантазия», в апреле проходит конкурс фотографий «Природа и человек», акция «Зеленый двор», «Зеленый город», проводятся единые дни информирования «Не губи, а сохрани», выступление агитбригады «Мы хотим, чтоб от народа не страдала природа» ко Дню земли, воспитательные часы, линейки, посвященные трагедии на Чернобыльской АЭС. В октябре состоялась неделя родной земли, в течение года библиотека лицея организует экологический марафон «Экофишки из мудрой книжки». Еженедельно проводится парково-хозяйственный день по уборке кабинетов, мастерских, общежития, территории и закрепленных за лицеем прилегающих улиц. В 2009/2010 учебном году приняли участие в областном конкурсе «Энергосбережение – это важно», деятельность лицейской выставки «Энергоэффективный дом – затраты минимальны в нем» была отмечена Дипломом III степени управления образования Брестского облисполкома. В сентябре-октябре 2010 года учащиеся приняли активное участие в конкурсе по сбору макулатуры, сдав 630 кг. Формирование ЗОЖявляется очень важным в свете современного состояния подростков. Содержание его не должно сводиться к " анти", то есть к тому, чего не надо делать. Оно должно быть построено на утверждении идеала и норм здоровой гармонической и счастливой жизни каждого. Средствами формирования ЗОЖ явл-ся методы убеждения и организации деятельности детей. В школах задачи частично решаются с помощью курса " Основы безопасности жизнедеятельности". Необходима разработка специальных программ, обеспечивающих это направление воспитания. Другим важным средством формирования ЗОЖ является организация внеучебной разнообразной деятельности детей, в том числе досуговой, а также общение подростков и личное влияние, пример учителей, взрослых. К показателям физической воспитанности относятся развитые двигательные умения и физическое развитие в целом, соответствующее возрасту, систематические занятия физическими упражнениями, играми, спортом, соблюдение норм личной гигиены, выполнение нравственных и медицинских предписаний в половой жизни, следование требованиям здорового образа жизни.    
Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности. Гражданское воспитание – это формирование у каждого члена общества гражданских качеств личности (обязанности и права гражданина, взгляды, отношения, традиции, которые строятся на основе Конституции РБ и др. документов). Оно включает в себя: 1) знание и выполнение своих гражданских обязанностей; 2) знание своих гражданских прав; 3) воспитание труженика; 4) воспитание семьянина; 5) воспитание защитника Отечества. Когда мы говорим о гражданине, то здесь идет речь о следующем: 1) долг перед страной, обществом, родителями. 2) чувство национальной гордости и патриотизм. 3) уважение Конституции и органов власти. 4) дисциплина. 5) бережное отношение к культуре, языку, традициям. 6) бережное уважение к природе. 7) В РБ проживают не только белорусы, но и представители других национальностей (диаспоры русских, украинцев, поляков и т.д.). Поэтому важно воспитывать у подрастающего поколения уважительное отношение к представителям других народов, их культурным традициям. Когда мы говорим о труженике, мы говорим о человеке, который выполняет роль работника: 1) общие специальные и экономические знания. 2) опыт трудовой деятельности. 3) дисциплинированность, ответственность, работоспособность. 4) коллективизм, умение трудится сообща. 5) творческие отношения к труду, самостоятельность. Рассмотрим роль семьянина: 1) уважение к родителям, престарелым. 2) умение воспитывать детей. 3) психосексуальная подготовленность. 4) знание законов о браке и семье. Гражданское воспитание связано с патриотическим воспитанием, которое включает воспитание патриотизма и чувства долга. Все действия гражданина должны быть направлены на благо своей Родины (не причинение ей вреда во всех сферах жизнедеятельности человека). Особенно важно воспитывать чувство патриотизма у подрастающего поколения.   Развитие идей воспитания учащихся в коллективе в истории педагогики. Ученический коллектив как средство воспитания. Идея воспитания детей в коллективе возникла давно, но наиболее яркое ее проявление приобрела в советские времена. А.С. Макаренко организовал и заведовал колонией, основанной на идеи воспитания учащихся в коллективе. Основными мотивами создания коллектива были: общественное мнение, которому подвластны все возраста; деятельность. Для детей и педагогов это простой метод воспитания, т.к. он не обременяет какими-либо правилами, дети самостоятельно при общении друг с другом учатся вести себя соответственно. Коллектив – это организованное объединение, где члены объединены значимыми целями и занимаются определенным видом деятельности, чувствуют себя комфортно(умение работать сообща). Нужен ли в современных условиях коллектив? Безусловно. Т.к. человек – существо общественное, то он должен в обществе существовать и развиваться. Ученический коллектив – это группа людей, которые имеют определенные цели, для достижения которых члены группы организуют совместную деятельность. Процесс формирования коллектива происходит в несколько этапов. На первом этапе главную роль играет педагог: он должен стать примером, увлечь ребят, заинтересовать. Этот этап заканчивается выделением актива (в дальнейшем он должен будет, так сказать, «затухать» и уравниваться с остальными). На втором этапе коллектив переходит к самоуправлению, а учитель выполняет корректирующую функцию. На третьем этапе идет интенсивно-нравственное формирование личности в коллективе. Коллектив защищает личность, создает условия для равного развития. Функция учителя на той стадии развития заключается в выявлении индивидуальных и жизненных позиций каждого, т.е. функция педагога в том, чтобы помочь каждому выявить его индивидуальные возможности. Особенностями детского коллектива являются: 1) одинаковый возраст его членов; 2) одинаковое время существования; 3) включение в учебную деятельность. Именно деятельность составляет основу создания и развития коллектива. Условия для нее: 1) она должна быть увлекательной для всех или большинства, остальные будут подчиняться. 2) Д. должна быть организованной. 3) организация деятельности через выполнение различных поручений. Детский коллектив выполняет следующие функции: 1) воспитательную; 2) корректирующую; 3) организационную (дети сами организовывают свою жизнь). Входя в коллектив, личность проходит несколько этапов: 1) адаптация (присмотреться); 2) индивидуализация (стремление проявить свою инициативу); 3) интеграция (личность проявляет только те характеристики, которые воспринимаются коллективом). Органы управления: самоуправление должно действовать самостоятельно.   Семья как среда развития и воспитания личности. Связь школы с семьей. Семья – структурная единица общества, закладывающая основы личности; соц-пед группа людей, предназначенная для отимального удовлетвор-я потребностей. Семейное воспит. - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и др членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Семейное воспитание зависит от: биолог (природного) здоровья ребёнка и родителей; материально-экономич обеспеченности; соц положения; уклада жизни количества членов семьи; отношения к ребёнку; наследственности Задачи семьи: создать максимально благоприятные условия, для роста и развития ребенка, стать соц-экономической и психолог защитой ребёнка, передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим, воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я», научить полезным прикладным навыкам и умениям (самообслуживание, помощь близким) Соц, семейное и школьное воспитание осущ в непосредственном единстве, однако школа осущт ведущую роль в организации семейного и общественного воспитания. Основную работу с родителями школа проводит через родительские собрания (комитеты, советы, ассоциации). Современное семейное воспитание основывается на принципах гуманистической педагогики: креативность, гуманизм, демократизм, гражданственность, ретроспективность (воспитание на традициях народной педагогики), приоритетность общечеловеческих норм и ценностей. Связь семьи и школы осуществляется через классного руководителя (родит комитет, родит собрание). Непрофессиональная работа с родителями подрывает авторитет педагога в школе. Часто семья в воспитании ребёнка идет своим путём, а школа – своим. Важно, чтобы между родителями и школой был контакт, взаимопонимание. Воспитание в семье и в школе очень разные, но связь между ними глубочайшая, педагог не может и не должен перевоспитывать семью и родителей, но он может оказывать влияние на семейное воспитание: 1) сообщить информацию, сведения о воспитательной системе школы, целях и задачах воспитания ребенка. 2) помочь родителям в воспитании трудных детей, отдаленных, детей неполных семей. 3) создать влияние на семью, чтобы между родителями и ребенком проходила совместная работа. Деятельность семьи и школы проходит по следующим направлениям: 1. Патриотическое воспитание: 2. Профилактика детского дорожного травматизма. 3. Профилактика наркомании и СПИДа. 4. Правовое воспитание учащихся. 5. Летняя занятость. 6. Работа с родителями. Семейное воспитание играет значительную роль в воспитании и формировании личности ребенка, поэтому





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.