Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция№ 8 Диагностика определения уровня воспитанности учащихся






Цели и задачи:

1) Помочь добиться эффективности воспитательного процесса и гарантированности качества воспитания.

2) Найти пути саморазвития личности.

3) Указать пути для наработки новых мониторинговых технологий для оценки качества воспитательной системы и повышения её статуса в обществе.

4) Развивать духовно – нравственную культуру учителей – воспитателей и учащихся.

 

Понятие «диагностика» определяется как учение о методах и принципах распознания болезней и постановки диагноза. Это объективное исследование кого-либо. В педагогике это деятельность, направленная на выявление результатов развития ребёнка, формирование детского коллектива и на определение причин, повлиявших на эти процессы.

Диагностика отличается от обычного изучения тем, что она, как правило, является многоаспектной, охватывает в исследовании большое количество объектов, проводится систематически. Следовательно, в процессе диагностического изучения формируется более целостное и глубокое представление об исследуемом процессе, явлении, предмете.

В современной педагогической практике воспитание является приоритетной стратегией образования, а обучающийся является субъектом воспитания, самовоспитания и саморазвития, поэтому каждый педагог- воспитатель должен овладеть приёмами самопознания, рефлексии и обучить воспитанников познанию себя, самоанализу, составлению программ самовоспитания и саморазвития, включению учащихся в процесс самоопределения и самосовершенствования своей личности. Для этого необходимо овладеть знаниями о специфике человеческой индивидуальности, помочь ребёнку разобраться в процессах познания самого себя, проникнуть в мир индивидуальной духовно – нравственной жизни. Педагогу диагностика нужна для того, чтобы узнать, что собой представляет ребёнок как личность и создать ему необходимые условия для его развития, найти индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания, в организации отдыха. О каждом воспитаннике можно сказать с гордостью: «Он – личность!» или с чувством глубокого сожаления: «Ну и личность!» Личностью не рождаются, личностью становятся. Личность сочетает в себе как природные задатки, так и черты, которые формируются у человека под влиянием среды и самовоспитания. Черты личности отражаются в поступках человека, в суждениях о самом себе. В полном смысле человек становится личностью, когда у него сформирована своя позиция, к которой он пришёл в результате большой работы над собой. Личность неповторима. Один человек отличается от другого. Много похожих людей, но одинаковых быть не должно.

Структура личности включает в себя:

Направленность личности – наиболее типичное поведение человека, в котором отражается динамика развития человека как общественного существа.

Потребность – нужда, испытываемая человеком в определённых условиях жизни и развития.

Мотивы – причины тех или иных поступков.

Темперамент - отражает скорость и динамику нервных процессов человека.

Способности – свойства личности, являющиеся условиями успешного выполнения какой – либо деятельности.

Характер – это черты личности, отражающие отношение человека к людям, к миру, к самому себе.

Изучение и самопознание личности предусматривает поиск ответов на 3 основных вопроса:

- чего хочет человек?

- что он может?

- что он есть?

Это то, что для него привлекательно, к чему он стремится. Это вопрос о направленности

личности, его потребностях, интересах, идеалах.

Направленность может быть:

- общественной, когда личные интересы подчиняются при необходимости общественным;

- групповой, когда человек ориентируется на определённую группу людей, стремящихся жить, как он;

- деловой, когда человек ориентируется на выполнение какого-либо дела;

- эгоистичной, когда человек думает лишь о себе и ориентируется только на себя.

Педагогическая диагностика- необходимое звено в цепи профессиональной работы педагога в целях решения новых высоких задач духовного роста школьника. Возрождение духовности реально в развитии нового поколения под влиянием современного воспитателя. Иначе в наше время нам грозит духовное обнищание, психологическое перерождение людей в потребителей, эгоистов, разложение нравственности, дальнейшее распространение агрессии и правонарушений. В силу своего профессионального долга педагог должен противостоять этому, но часто теряется.

Первоочередными задачами, стоящими перед современным воспитателем в деле подрастающего поколения, являются анализ состояния духовного развития воспитанников, отслеживание динамики духовного роста на уровне общения и выстраивание определённой модели совершенствования духовной культуры школьников.

Под воспитательной деятельностью рассматривается педагогический процесс, осуществляемый педагогом для решения профессионально поставленных задач. Это формирование отношения к миру, к месту в нём, к людям, осознание себя и своих возможностей. Это и создание условий для самореализации и самоопределения личности, её творческого саморазвития. Вся воспитательная система должна быть направлена на достижение результата, потому что только такая деятельность может считаться эффективной.

Под эффективностью воспитательного процесса понимается соотношение полученных результатов с целями и задачами, а также прошлыми достижениями в педагогической практике.

Под воспитательной системой подразумевается учебно – воспитательный процесс, интегрирующий воспитание, обучение и развитие личности.

В её реализации очевидна необходимость использования методик опроса, наблюдений, анкет, тестов. Диагностика помогает определять качество профессиональной деятельности и приобрести возможность корректировать систему воспитания. Как писал К. Д. Ушинский, «чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях». Современный воспитатель должен уметь видеть и формулировать проблемы, отбирать применять методы педагогического исследования, в совершенстве овладеть коммуникативными умениями с целью осуществления педагогического общения, разрешения конфликтов, произвести диагностику эффективности созданной им воспитательной системы, любого внеклассного мероприятия.

Основные методические задачи диагностики условно можно сформулировать следующим образом:

  1. Определение особенностей развития во время воспитательного процесса в данном классе или группе классов, в школе в целом.
  2. Установление зависимости между внутренними и внешними условиями воспитательного процесса, определение наиболее эффективных педагогических средств, форм и способов организации воспитательного процесса, менее всего повлиявших на развитие личности школьника.
  3. Прогнозирование возможных путей развития коллектива и личности, предвидение возможных будущих состояний воспитательного процесса и его результатов (тенденции развития воспитанности детей, динамики развития коллектива).

К диагностической оценке качества образования, воспитания и развития личности в настоящее время всё чаще обращается ряд видных ученых, таких, как В.И. Андреев, В.П. Беспалько, М.М. Поташник, утверждающие, что «для управления педагогической системой необходимы диагностично поставленные цели, методика объективного контроля качества достижения этих целей, действенная техника стимулирования как учителя, так и учащихся к достижению поставленных целей.

Современному педагогу нужно не только овладеть системой надёжных и объективных методик контрольно – оценочной деятельности учащихся, но и видеть перспективы применения диагностических методик, которые вписываются в понятие

«педагогический мониторинг».

«Педагогический мониторинг есть процесс непрерывного научно обоснованного диагностика – прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных задач и средств их решения.

При проведении педагогического мониторинга с целью оценки качества воспитания выявляется необходимость проведения в первую очередь комплексной диагностики личности и коллектива. Диагностическая методика оценки развития коллектива оказывает большое влияние на развитие и саморазвитие личности, поможет оценить взаимоотношения в классном коллективе, его мотивированность, степень удовлетворённости деятельностью классного коллектива. С помощью данной методики можно получить самооценку уровня развития ученического самоуправления. Именно в коллективе личность определяется, самореализуется, самосовершенствуется.

Отслеживание качества воспитания невозможно без диагностической оценки и самооценки эффективности работы классного руководителя.

В концепцию развития школы должна быть заложена динамика развития в области воспитания. Результативность работы школы заключается в диагностической оценке

уровня развития, воспитанности, образованности выпускника школы, степени соответствия идеальной модели выпускника.

Профессор Е.Бондаренко предлагает выделять при диагностических процедурах 4 уровня воспитанности:

- высокий уровень: личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении деятельности;

- достаточный уровень: у ребёнка сформулированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях;

- низкий уровень: личность отстаёт в своём развитии, без педагогической поддержки не способна к самовоспитанию;

- неудовлетворительный уровень: саморазрушающаяся личность, склонная к асоциальному поведению.

Если речь идёт о локальной диагностической акции в отдельно взятом классе, группе учащихся, выбор методов диагностики определяется конкретными воспитательными целями, задачами, условиями и зависит от субъективной позиции педагога. Если же диагностика воспитанности учащихся проявляется как элемент системы общешкольного педагогического мониторинга, то здесь должны действовать общие для всего образовательного учреждения принципы, правила, организация, единые сроки, порядок обработки информации, другие общепедагогические методы и измерения уровня нравственной воспитанности учащихся(педагогические наблюдения, беседы, анкетирование, социометрия, ранжирование, интервьюирование, тестирование, т.д.).

В настоящее время получили широкое распространение методики Н.Е.Щурковой, В.Н. Шнырёвой и других. Центральная идея предложенных методик нравственной воспитанности заключается в создании ситуации «свободы выбора», позволяющей выявить реальные отношения и мотивы поведения учащихся.

Учитель – воспитатель должен уметь видеть и формулировать проблемы, отбирать и применять методы педагогического исследования, изучать и обобщать передовой педагогический опыт, должен уметь изучать личность ученика, классный коллектив, провести диагностику эффективности применяемой воспитательной системы, любого внеклассного мероприятия. Только в этом случае воспитательная деятельность принесёт свои плоды.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.