Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационные системы






Обобщенное определение информационной системы может быть построено, например, путем рассмотрения системы инфор­мационного обмена с декомпозицией ее на функциональные (ос­новная и информационная деятельность) и организационные (потребители-поставщики информации и информационные системы) элементы [33]. Информационный обмен представляет собой сложный процесс, допускающий рассмотрение в разных аспек­тах, на различных уровнях иерархии описания, в свете постанов­ки разнообразных исследовательских задач.

Взаимодействие потребителей-поставщиков информации. Эле­менты систем информационного обмена могут быть выбраны ис­ходя из следующих рассуждений. Решение всякой проблемы в об­щем случае включает следующие этапы (рис. 1.7).

1. Поиск информации (документов, сообщений). Внешняя сре­да—с точки зрения потребителя информации — является неко­торым генератором потока сообщений, представленных на языке коммуникации, не тождественном «внутреннему языку» потреби­теля информации, связанному с конкретной решаемой проблемой. На этом этапе используются услуги различных информаци­онных систем и неформальные каналы, доступные конкретному потребителю информации.

2. Интерпретация сообщений. В связи с конкретным характе­ром решаемой задачи и профилем потребителя, имеет место уже упомянутое различие «языка коммуникаций» и «внутреннего языка». Данный этап заключается в адаптации сообщений — из­влечении из сообщений информации, необходимой для решения поставленной задачи. Второй этап заканчивается созданием ин­формационного обеспечения (ИО) решаемой задачи. Информаци­онным обеспечением является результат первого этапа: построе­ние совместными усилиями потребителя и информационной системы некоторой совокупности сообщений, релевантных (по­тенциально полезных) для задач исследователя.

3. Решение задачи — используя ИО, а также собственные зна­ния и опыт, и прилагая определенные усилия, потребитель (раз­работчик) создает новую информацию, составляющую решение. Эта информация зафиксирована на языке задачи и без дополнительных затрат труда не представляет ценности за пределами конкретной задачи

4. Создание сообщений — поставщик информацииосуществ­ляет интерпретацию полученного результата на «языке коммуникаций», т. е. подготавливает сообщение в стандартной форме, одной из тех, которые приняты на данном этапе развития систе­мы научных, деловых (и др. видов) коммуникаций вообще и ин­формационных систем, в частности. Это может быть письмо, проект договора, статья, выступление на конференции, цирку­лярное сообщение по электронной почте и т. д.

5. Распространение сообщений. Создатели сообщений вступа­ют в активное взаимодействие с системой коммуникации, затра­чивая определенные усилия по вводу новой информации в один (или несколько) из доступных каналов коммуникации (пересылка документа, депонирование рукописи, публикация, аудиторное выступление или сообщение и т. д.). Эффективность данного этапа определяется как степенью усилий, предпринимаемых по­ставщиком информации, так и теми возможностями, которые ему предоставляет система коммуникации.

Очевидно, что в общем случае данные этапы реализуются сложным последовательно-параллельным образом (рис. 1.7 ото­бражает обобщенную логику рассматриваемого процесса). Кро­ме того, в конкретных ситуациях процесс принятия и исполне­ния решения не обязательно включает все указанные этапы или, по крайней мере, не все они предполагают сравнимые затраты труда (времени).

Первый и пятый этапы являются этапами собственно ин­формационной деятельности (ИД), поскольку их эффективность во многом определяется свойствами совокупности коммуника­ций и информационных систем.

Третий этап — собственно основная деятельность (ОД).

Этапы второй и четвертый носят пограничный, диффузный характер и могут быть отнесены как к ИД, так и к ОД.

Приведенная линейная микроструктура (последовательность разных типов деятельности) представляет собой некоторый эле­мент деятельности (центр деятельности); в виде взаимосвязанной совокупности этих элементов может быть представлена любая, весьма сложная и разветвленная система (деятельность), функ­ционирование которой опирается на информационный обмен. Примером может являться система наука — техника — про­изводство.

Пересечение совокупности типов деятельности является орга­низационным элементом системы информационного обмена (ОЭ). Примерами ОЭ, в зависимости от уровня декомпозиции исходной системы, являются отдельные исследователи, малые группы коллективы, НИИ, отрасли, система национальной научной деятельности, другие формально и организационно структуриро­ванные элементы и объединения. Характерными признаками ор­ганизационного элемента являются компактность (территориаль­ная административная, экономическая, физическая и т. д.) и ге­терогенность (включение различных типов деятельности).

В противовес организационным могут быть выделены функциональные элементы, соответствующие определенному типу (этапу) деятельности (например, «сбор информации» или «передача информации»). В рассмотренном (рис. 1.7) примере выделяются, по меньшей мере, два функциональных элемен­та – ИД (по входу и выходу) и ОД. В системах, базирующихся на обмене информацией, целесообразно выделять два типа ор­ганизационных элементов: включающие и не включающие ОД. Элементы первого типа являются потребителями-поставщиками (конечными) информации и могут взаимодействовать как не­посредственно (реализуя информационную деятельность в собственных организационных рамках), так и через посредство элементов второго типа, которые представляют собой промежу­точных потребителей-поставщиков информации, или информа­ционные системы.

Наиболее общее представление о взаимодействии потребите­лей-поставщиков информации проиллюстрировано рис. 1.8. Уров­ни (каналы) взаимодействия могут быть разделены на три типа:

• непосредственное рабочее взаимодействие (связь 3—3) представляет собой постоянный обмен информацией в группе или коллективе, в процессе совместной деятель­ности;

• непосредственное документальное взаимодействие (связь 4—2) заключается в оформлении результата и ограничен­ном контролируемом распространении (например — пере­дача отчета или документации заказчику);

• опосредованное документальное взаимодействие (связь 5—1) состоит в опубликовании результата и его последую­щем неограниченном перемещении по каналам ИС.

Управление информационным обменом на макроуровне мо­жет быть разделено на три типа задач, соответствующих данным каналам:

• организация работ и взаимодействия соисполнителей при выполнении работ (связи 3—3);

• маркетинг — поиск заказчиков на результат работ, получе­ние заказов, связь с заказчиками, оформление и передача результатов, поиск прочих возможных потребителей ре­зультатов (связи 4—2);

• управление документальными потоками — распростране­ние информации в документальной форме по каналам обобщенной ИС, решение задач повышения полноты, точ­ности, оперативности информационного обмена и обслу­живания (связи 5—1).

Обобщенными информационными системами в рассматри­ваемом случае могут являться (в зависимости от уровня рассмот­рения):

• специалисты-аналитики или информаторы;

• информационно-аналитические подразделения организаций;

• информационные службы или институты информации;

• мировые информационные системы и сети информацион­ного обмена.

Автоматизированная информационная система (ЛИС) таким образом может быть определена как комплекс автоматизирован­ных информационных технологий, входящий в состав обобщен­ной ИС и предназначенный для информационного обслуживания — организованного непрерывного технологического процес­са подготовки и выдачи научной, управленческой и др. инфор­мации потребителям, используемой для принятия решений, в соответствии с их нуждами для поддержания эффективной деятельности.

Компоненты и структуры АИС. Рисунок 1.9 отображает струк­туру типичного совокупного технологического процесса АИС, или представление АИС как совокупности функциональных под

систем — сбор, ввод, обработка, хранение, поиск, распространение информации.

Очевидно (как и в ранее рассмотренных структурах), многие элементы рис. 1.9 являются альтернативными:

модель объекта может отсутствовать либо отождествляться с базой данных (БД), которая часто интерпретируется как информационная модель предметной области, структурная (для случая табличных, фактографических БД) или содер­жательная (для случая документальных БД). В экспертных системах (ЭС) в качестве модели объекта (предметной об­ласти) фигурирует база знаний (БЗ), представляющая собой процедурное развитие понятия БД (БД, по своей сущности, непроцедурный объект);

модель объекта и БД могут отсутствовать (а соответственно и процессы хранения и поиска данных), если система осуще­ствляет динамическое преобразование информации и фор­мирование выходных документов, без сохранения исходной,

промежуточной, результирующей информации. Если преоб­разование данных также отсутствует, то подобный объект информационной системой не является (он не выполняет информационной деятельности), а должен быть отнесен к другим классам систем (например, канал передачи инфор­мации и т. п.);

процессы ввода и сбора данных являются необязательными поскольку вся необходимая и достаточная для функциони­рования АИС информация может уже находиться в БД у составе модели, и т. д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.