Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объяснение грамматического материала и его тренировка в системе доречевых и речевых упражнений






В зависимости от условий обучения, характера аудитории и са­мого грамматического материала, а также от той позиции, которой придерживается учитель в преподавании грамматики, можно по-разному строить процесс ознакомления с грамматическим матери­алом и его тренировки.

Для того чтобы показать этот процесс в определенной систе­ме, рассмотрим подробнее традиционно сложившиеся в методике преподавания иностранных языков подходы и существующие в их рамках методы обучения грамматике.

Терминологическая справка

Подход — это наиболее общие, стратегические положения обу­чения иностранному языку. Часто термин подход путают с термином метод.

Метод, в отличие от подхода, предполагает разработку конкрет­ных шагов, наличие определенных принципов, использование конкретных приемов.

В обучении грамматике традиционно определились два подхода — имплицитный и эксплицитный. В первом случае акцент делается на обучение грамматике без объяснения правил, а во втором со­ответственно наоборот. В рамках каждого из указанных подходов сформировались по два метода, которые корнями уходят в страте­гию этих подходов, но значительно отличаются принципами, прак­тическими приемами, последовательностью действий.

Сразу хотелось бы отметить, что на современном этапе данные методы редко используются в «чистом виде». В практике обуче­ния иностранному языку учитель может варьировать использова­ние тех или иных методов в процессе курсовой подготовки. Выбор метода зависит от многих причин, в том числе от возраста, уров­ня языковой компетенции учеников, целей курса, а также особен­ностей самого грамматического материала. Наиболее распростра­ненным в настоящее время в практике школьного обучения грамматике является дифференцированный подход, построенный на основе выборочного использования положений двух традицион­но сложившихся подходов, отмеченных выше.

Рассмотрим эти базовые подходы к обучению грамматике, оп­ределим плюсы и минусы каждого из них, а также возможные ва­рианты их использования в зависимости от конкретной ситуации обучения иностранному языку.

——————————————————————————ЗАДАНИЕ

В процессе ознакомления с каждым из описываемых подходов и методов определите:

• используется ли предложенная логика отработки грамматических. навыков в современных языковых курсах и УМК;

• если да, то в каких и насколько точно;

• для какого возраста и уровня обученности данные действия по усвоению грамматики наиболее оптимальны;

• можно ли сочетать методы только в рамках одного подхода или возможно сочетание методов обоих подходов. В каком случае?

Имплицитный подход (без объяснения правил) правиправил)

' Палмер, Харолд (1877—1950) — английский лингвист Основывал обучение На устной речи, которая усваивается главным образом путем механического подра­жания речевым моделям в процессе учебного диалога и работы с подстановочными таблицами.


Как видно из этих примеров, имплицитный подход может ши­роко использоваться на начальном этапе обучения детей и взрос­лых. Если внимательно проанализировать УМК И. Н. Верещаги­ной и др., М. 3. Биболетовой и др. для 1—2 классов, то можно заметить, что они построены на использовании данного подхода. При этом в современных УМК для начальной школы удачно со­четаются оба метода: структурный и коммуникативный, с учетом реального контекста деятельности детей.

Учебные материалы школы Г. А. Китайгородской для взрослых, начинающих изучать иностранный язык, также построены на основе коммуникативного метода обучения грамматике, хотя на более продвинутом этапе предполагается подключение и других методов.

__________________________________ ЗАДАНИЕ

Ознакомьтесь с таблицей, приведенной ниже, и ответьте на следу­ющие вопросы:

• Можно ли сказать, что дедуктивный и индуктивный методы по­строены на использовании одних и тех же упражнений и зада­ний? Почему?

• Каким грамматическим явлениям, на ваш взгляд, целесообраз­но или нецелесообразно обучать на основе индуктивного мето­да и почему?

• Можно ли определить, какой метод обучения грамматике будет наиболее оптимальным для старших школьников, для учащихся на продвинутом уровне обучения ИЯ? Почему?


Дифференцированный подход

Дифференцированный подход к обучению грамматике позво­ляет сочетать различные подходы и методы с учетом особенностей обучения.

Очевидно,.что в начальной и средней школе по возможности надо использовать индуктивный метод, поскольку:

• именно на данном этапе активно формируется механизм язы­ковой догадки;

• характер грамматического материала в большинстве случаев допускает выведение правила по контексту самими учащимися;

• при корректировке выведенного учащимися правила учитель может избежать употребления трудных грамматических терми­нов, свойственных грамматическим справочникам.

При этом очевидно, что для закрепления грамматических на­выков необходимо увеличить количество условно-речевых и собст­венно речевых упражнений и заданий. Наиболее эффективным в данном случае будет использование разнообразных грамматиче­ских игр, направленных на отработку грамматических навыков в значимом, коммуникативно-ориентированном контексте. Частич­ное сочетание индуктивного и коммуникативного методов в данном случае будет очень эффективным и поможет восполнить минусы одного подхода плюсами другого.

В старшей школе и на продвинутом уровне обучения, как пра­вило, используют дедуктивный метод, поскольку:

• уровень языковой грамотности, академических умений уже до­статочно высок и позволяет эффективно использовать специ­альную справочную литературу как в классе, так и при само­стоятельной работе;

• грамматические структуры, изучаемые на продвинутом уровне, достаточно сложны, и их вряд ли можно понять самостоятель­но, а если и возможно, то временные затраты будут непозво­лительно велики;

• в старшей школе'акцент делается на дальнейшее развитие ав­тономности учащихся, формирование умений самостоятельно преодолевать возникающие трудности, проводить самооценку и коррекцию полученных знаний и умений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.