Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Первобытная эпоха истории человечества.

Множество явлений человеческой жизни, в том числе и современной жизни, возникло или стало возни­кать в седой древности первобытного общества. Назовем только неко­торые: жилище и одежда, земледелие и скотоводство, общественное разделение труда, брак и семья, нравственность и этикет, полезные знания, искусство и религиозные верования. Чтобы правильно разо­браться в эволюции ряда элементов материальной культуры, социаль­ных норм или идеологических представлений, часто приходится обращаться к их истокам. В этом познавательное значение первобыт­ной истории.

1.1.Хронология и периодизация первобытной истории.

 

Первобытнооб­щинный строй был самым длительным по времени этапом истории человечества- более миллиона лет и охватывает период с момента выделения человека из животного мира до образования классовых обществ. Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно сложно. В настоящее время одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное общество) возник 1, 5-1 млн. лет назад, другие относят его появление ко времени более 3, 5 млн. лет назад. Верхняя грань первобытнообщинного строя колеблется в пределах последних 5 тыс. лет, различаясь на разных конти­нентах. В исторической науке существует несколько вариантов периодизации первобытной эпохи. Одна из низ – археологическая, основывается на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. В соответствии с ней выделяют три периода:

1.) каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н.э.),

2) бронзовый век (с конца IV до начала 1 тыс. до н.э.),

3) железный век (с 1 тыс. до н.э.).

В свою очередь каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), средне каменный век (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе медно каменный век (энеолит).

На ранней стадии становления и развития человеческого общества хозяйственную жизнь людей можно характеризовать как приспособление к окружающей среде. В качестве основных занятий древних людей ученые называют охоту и собирательство. Материальная культура была связана с производством орудий труда. Возникают новые технологии обработки камня, из камня люди научились делать ножи, скребки, наконечники для метательных копий.

 

1.2. Социальная организация древних людей представляла собой непостоянные, случайные сообщества численностью 30-50 человек, так называемые праобщины. Однако постепенно сообщества людей укрепляются т.к. организация охоты, которая являлась основным источником пищи, требовала коллективных усилий. Охота и собирательство давали людям лишь необходимый продукт, поэтому распределение и потребление пищи могло быть только уравнительным и никаким другим. Уже на этой ранней стадии, внутри праобщины выделяются лидеры. Это были те члены сообщества, которые добывали пищи больше, чем другие. Они пользовались авторитетом и уважением, и постепенно приобретали некоторые привилегии, например, могли иметь больше женщин или распределять продукты между членами сообщества. Таким образом, происходил естественный отбор лидеров, их слово становилось законом для первобытного коллектива и уже на самой ранней ступени истории человеческого общества зарождаются предпосылки социального неравенства.

Примерно 40 тыс. лет до н.э. появляется человек разумный, соответственно меняется форма социальной организации людей. На смену человеческому стаду (праобщине) приходит родовая община. Это был довольно большой коллектив кровных родственников и состоял из нескольких поколений. Власть и управление присущи любому человеческому сообществу.

Особенности власти родовой общины:

1) источником власти была вся родовая община в целом. Это был период так называемого прямого правления, когда люди непосредственно осуществляли власть. Члены родовой общины сами устанавливали для себя правила поведения, сами обеспечивали их исполнение и сами привлекали нарушителей установленного порядка к ответственности;

2) властные функции осуществляли все взрослые члены рода. Высшей властью было общее собрание (совет) всех взрослых членов рода, как мужчин, так и женщин. Конечно, общее мнение формировалось наиболее авторитетными членами рода, а авторитет определяли жизненный опыт, старшинство, профессиональные достижения, храбрость, физическая сила. Принятые на собрании решения носили строго обязательный характер. Общие собрания созывались, как правило, для решения важнейших вопросов жизни общины, касающихся производства, религиозных обрядов и т.д. В обычной повседневной жизни люди и сами прекрасно понимали, что нужно делать;

3) для непосредственного управления жизнью сообщества общее собрание избирало одного или нескольких старейшин. Термин «старейшина» обозначает не возраст, а общепризнанное лидерство в сообществе. Старейшина был первым среди равных соплеменников. Он руководил повседневной жизнедеятельностью рода, но не имел каких-либо льгот, привилегий. Его власть не являлась наследственной. В любой момент старейшина мог быть заменен другим членом рода, более сильным, опытным и мудрым. На случай войны род назначал военачальника. Постепенно выделялись жрецы, выполнявшие ритуальные функции.

Власть имела выборный, временный и сменяемый характери опиралась на авторитет. Специальный аппарат управления и принуждения отсутствовал, хотя были возможности для жесткого принуждения к нарушителям порядка. Кроме того, в первобытном сообществе отсутствовала специализация: по мере необходимости взрослый член рода выступает и охотником, и воином, и производителем орудий труда. Профессиональные военные дружины еще не создавались, в военных конфликтах участвовали все мужчины, способные носить оружие. Старейшины (военачальники) участвовали в производственной деятельности родовой общины наравне с другими ее членами.

Разложение родовой общины Непосредственной предпосылкой процесса разложения перво­бытного общества и образования классов был подъем в различных сферах производства, и как следствие, рост регулярного из­быточного продукта. Особенно большую роль здесь сыг­рали дальнейшее развитие произво­дящего хозяйства, возникновение металлургии и других видов ремес­ленной деятельности и интенсифи­кация обмена.

1.3. Развитие производящего хозяйства и его аналогов.

Зарождение производящего хозяйства уже на стадии позднепервобытной общины сделало возможным его прогрессирующее развитие, сложились различные системы земледелия, комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства и скотоводства. В земледелии развились такие формы, как обработка постоянных участков и перелог. Хозяйственные возможности во многом зависели от природных условий а так же уровня агротехники. Поэтому эволюцию первобытного земледелия чаще видят в переходе от ручных орудий к пахотным и соответственно от ручного (палочно-мотыжного) земледелия к пашенному, предполагающему использование тягловых животных.

Развитие земледелия позволяло использовать часть выращенного продукта для прокорма скота и тем самым способствовало развитию скотоводства. Особенно это относится к пашенному земледелию, требовавшему тягловой силы и прямо стимулировавшему разведение пригодных для тягла животных. Важной причиной роста скотоводства в эпоху классообразования были также нужды обмена, речь о котором будет дальше.

Открытие металлургии. Первым имеющим производственное применение металлом, ставшим извест­ным человеку, была медь. Использование самородной меди путем ее холодной или горячей ковки, а позднее плавки медных руд началось уже в конце неолита. Это было время, когда металл еще только пытался соревноваться с кам­нем и по большей части не очень успешно. Медь встречалась редко, стоила дорого, а по своим рабочим качествам не всегда превосходила камень. Но освоение нового вещества для изготовления орудий - метал­ла - в дальнейшем в огромной степе­ни определило прогресс в развитии техники.

Затем на смену меди пришла бронза. Бронзовые орудия по своим рабочим качествам превосходят медные: они тверже, острее, а литье их легче. В то же время бронза была еще менее доступна, нежели медь. Положение изменилось только с освоением железа и наступлением раннего железного века. Железо - наиболее широко распространен­ный в природе металл, и в этом отношении оно несравненно доступнее меди и бронзы. Очень важно и то, что его рабочие качества намного выше и меди, и бронзы, и камня.

Возникновение ремесел. Производственные достижения эпохи способствовали дальнейшему развитию домашних промыслов (т. е. производства изделий для собственных нужд) и возникновению ремесел (т.е. производства изделий для обмена или продажи). Первостепенное значение в этом отношении имела сама металлургия, стимулировавшая переход от домашнее-промысловой к собственно ремесленной деятельности. Из металла выделывали орудия труда, оружие, предметы домашнего обихода, украшения. Так, в частности, только с наступлением бронзового века появились меч и боевая колесница, широко распространи­лись защитные доспехи. Железо еще более расширило ассортимент металлических изделий, а главное, способствовало развитию ремесла как особой сферы деятельности. Изготовление каменных и костяных орудий, плетение и ткачество, гончаров и даже литье бронзы – все это были процессы, доступные каждому члену общины, а металлургия железа требовала особых сооружений, сложных навыков, вообще, профессиональной специализации и квалификации. Происходило становление также и других видов ремесленной дея­тельности. Развивалось гончарство, чему в особенности способствовало изобретение печей для обжига керамики и гончарного круга. Послед­ний появился не в классовом, как считалось раньше, а уже в предклассовом обществе, причем уже тогда из первоначальных архаичных форм (поворотный столик, круг медленного вращения) мог эволюциониро­вать в более совершенную форму (круг быстрого вращения). Но ни керамические печи, ни гончарный круг не были обязательным усло­вием становления раннего гончарного ремесла.

Изобретение в эпоху бронзы ткацкого станка дало стимул развитию ткацкого ремесла. Постепенно ремесленный характер принимали и многие другие формы домашнепромысловой деятельности: обработка камня, кости и дерева, плетение и т. п. Повсеместно шло второе в истории человечества крупное общественное разделение труда -от­деление ремесла от других занятий, и прежде всего важнейшего из них - земледелия.

Интенсификация обмена. Углубление первого и становление второго крупного общественного разделения труда сопровождалось раз­витием обмена. Обмен первобытных коллективов специфическими богатствами их природной среды, как мы видели выше, существовал уже в эпоху раннепервобытной общины. Теперь, в ходе дифференциации хозяйственно-культурных типов и с дальнейшим развитием престиж­ной экономики обе эти формы приобрели еще большее значение. Но, что еще важнее, наряду с ними стал возникать подлинно экономиче­ский обмен, при котором в отличие, например, от дарообмена ценились не столько обменные связи, сколько сами получаемые путем обмена вещи.

Земледельцы, у которых не было или которым не хватало своего скота, стремились получить у скотоводов мясо, молочные продукты, шкуры, шерсть и особенно рабочий скот, необходимый как тягловое и транспортное средство. Скотоводы, в свою очередь, нуждались в земледельческих продуктах и, поскольку подвижный образ жизни препятствует многим видам ремесленной деятельности, в металличе­ских, гончарных и других изделиях.

С начавшимся выделением ремесла обмен получил еще большее развитие, а главное, стал регулярно вестись не только на границах общин, но и внутри них. Какая-то часть продукции производилась уже специально в обменных целях. То, что делалось не по заказу, не в рамках отношений партнерства и т. д., могло уже поступать на примитивные рынки, где в известные дни недели из окрестных селений сходилось подчас очень значительное число людей.

Развитие обмена (хотя и не только оно одно) способствовало совершенствованию средств сообщения. Благоустраивались дороги и мосты, получали распространённые колесные повозки и корабли на веслах и парусах. С середины 2 тыся­челетия до н. э. в качестве упряжного животного стала применяться лошадь, в следующем тысячелетии в качестве вьючного транспорта в пустынных районах Азии -одногорбый и двугорбый верблюды.

1.4.Формирование классового общества.

Схема 1 Факторы формирования классового общества

 

 


С зарождением прибавочного продукта начинается формирование институтов классового общества и в том числе важнейших из них -частной собственности, общественных классов и государства. Решающее значение имела частная собственность, де­лавшая возможным существование всех других институтов. Становление частной собст­венности было результатом двуединого процесса, обусловленного подъемом позднепервобытного производства. Во-первых, рост произ­водительности труда и его специализация способствовали индивидуа­лизации производства, что, в свою очередь, делало возможным появление прибавочного продукта, создававшегося одним человеком и присваивавшего другим. Во-вторых, те же возросшая производи­тельность и специализация труда делали возможным производство продукта специально для обмена, создавали практику регулярного отчуждения продукта. Так возникала свободно отчуждаемая частная собственность. Становление частной собственности происходило в острых противоречиях между новыми и старыми порядками. Пробивавшимся к жизни частнособственническим началам приходилось преодолевать и еще многочисленные коллекти­вистические формы производства, и еще прочную психологию общин­но-родовой эгалитарности. Накопление отдельными семьями излиш­ков ненужной им продукции как в натуральной форме, так и в превращенной форме сокровищ была противно самому духу первобытнообщинных традиций, и от более имущих требовали, чтобы они, так или иначе делились с менее имущими.

Разбогатевший человек, в особенности, если это был бигмен или вождь, чтобы не лишиться авторитета и влияния, должен был устраивать пышные пиры, щедро одаривать родичей, соседей и гостей, помогать нуждавшимся и т. п. Скупой богач не только лишался авторитета, но и мог лишиться имущества.

Зарождение эксплуатации и общественных классов. С появлением прибавочного продукта и частной собственности все более заметной становится общественная и имущественная дифферен­циация. В то время как у родоплеменной и общинной верхушки скапливались богатства, рядовые сородичи и общинники обладали лишь незначительными излишками, не обладали ими совсем или даже испытывали лишения. По разным причинам рядовые сородичи и общинники оказывались в неравных условиях: сказывались неодина­ковая численность и половозрастной состав семей, личные качества работников и всевозможные случайности. Это неравенство усугубля­лось тем, что престижно-экономическое отношения, в прошлом в основном межобщинные, стали все шире проникать внутрь общины. Тем самым сюда стал проникать и принцип эквивалентности дачи и отдачи, вытеснявший прежний принцип безвозмездной взаимопомо­щи. Теперь за материальную помощь, полученную сородичем или однообщинником, ему приходилось расплачиваться -сперва в том же, а затем и в большем размере.

Таким образом, в конце неолита происходит выдающееся событие, которое изменило коренным образом традиционную жизнь общины – люди научились делать металл. Кроме того, усложнились операции по обработке камня. Была изобретена технология производства тканей и глиняной посуды. Появились и совершенствовались первобытные транспортные средства (сани, лыжи, лодки). Значительно повысилась производительность труда. Все эти и другие, связанные с ними изменения, включая и такой важный фактор, как накопление опыта и знаний, привели к кардинальному перевороту в системе материального производства, получившему название неолитической революции. Смысл этой революции в системе материального производства состоял в переходе от присваивающей экономики к производящей, т.е. от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Люди научились сеять хлеб, который обеспечивал бесперебойное питание в течение всего года, разводить скот, регулярно снабжавший человека мясом (кроме того, молоком, сыром, шкурами, кожей, шерстью и др.).

 

Рис 1 Охота Древних людей

 

Рис 2 Орудия труда древних людей

 

Рис 3 Расселение древних людей

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | О волшебном перышке




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.