Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кино и музыка.






Роль музыки в кино

 

До появления музыки в кино ее присутствие было отмечено лишь в немногих видах искусства, таких как театр, балет или опера. В виду существенных отличий в восприятии зрительного ряда и музыкального, последнее совсем не используется в тех видах искусства, где эстетические ценности основываются на зрительном эффекте: живопись, архитектура и скульптура. В то время как эволюция смешанных в восприятии видов искусств привела к глубокому проникновению музыки в кино. Изначально в период немого кино, когда технические средства были скудны, а роль музыки недооценивалась, для зрительного восприятия киноленты композиции использовались в качестве лишь музыкального сопровождения, зачастую не отражающая всей полноты происходящих на экране событий. Лишь с развитием техники и технологий появилась возможность разместить на одной пленке два фактора восприятия одновременно. Теперь уже музыке отводилась не только роль синхронного сочетания со зрительным рядом, но и драматургическое проявление всех ее функций более широкого масштаба. Музыка стала дополнять зрительную составляющую, увеличивая или противопоставляя выразительность зрительного элемента.   Таким образом, музыка перестала быть только аккомпанементом, а приобрела тесную связь с самой зрительной картиной. Эстетически музыка стала приравниваться к изображению и стала добавлять его, а не только оформлять. Роль музыки в кинофильме изменилась, она приобрела практически такую же важную роль, как и зрительная сфера. Исходя из видения режиссера и композитора формируется цепочка всевозможных связей между музыкой, другими звуковыми факторами и визуальной оболочкой, ее элементами. Многое зависит и от индивидуального стиля отдельных авторов киномузыки, что может предопределить успех всей кинокартины в целом.

Связь музыки со зрительной сферой фильма имеет, естественно, предшествовавшие ей исторические формы. Связь музыки с драматическим действием осуществлялась уже на почве античного театра. Еще со времен древнегреческой драмы музыка связана со сценой и драматическим действием. В эпоху Возрождения музыка участвовала во многих сценических формах, в английских масках и в итальянских интермедиях, итальянских и испанских зрелищах.

Позднее это взаимодействие перешло в новый вид искусства, оперу, где музыка связана с развитием действия и с текстом. В балете, где семантический слой отсутствует, музыка так же сочетается с действием, но помимо этого еще становится регулятором каждого движения, каждого жеста. В драмах, в театральных пьесах роль музыки менее органична, но и здесь музыка выполняет свои художественные задачи: она эмоционально объединяет исполняемую сцену, которую сопровождает; она пробуждает эмоции слушателя, подготовляя настроение последующей сцены. Музыка выполняет также функцию фона для монолога или диалога; в других местах она появляется в качестве музыкальных вставок. Но эти «инкрустации» всегда несут в себе лишь эмоциональный заряд. Более значительную роль играет музыка в мелодраме, где она создает постоянный фон для речевого компонента и комментарий к драматическому действию. Все эти формы слияния разнородных видов искусства подготовили установку для восприятия звукового фильма.

Звуковой фильм появился на свет в такой момент, когда другие формы, объединявшие различные виды искусства, уже имели позади многовековую историю развития и создали многочисленные собственные традиции и (условности. Но ‘в них всегда преобладал один род искусства: в драме — сценическое действие, в опере — музыка, в балете — пантомима и танец. В кино, разумеется, преобладает визуальный фактор; здесь музыка полностью ему подчинена, но образует вместе с ним единство диалектического типа; ибо только вместе они составляют целостность высшего порядка. Если зрительный кадр имеет самостоятельное и конкретное содержание, то музыка служит обобщающим началом; зрительный кадр конкретизирует – музыка дает обобщенную характеристику и тем самым усиливает воздействие изображения. Вот в чем, по существу, состоит взаимодействие обоих компонентов. Не исключено, однако, что это взаимодействие подготовлено условностями, выработанными на почве синтетических жанров.

Правда, вначале применение музыки в кино отнюдь не было связано с этой традицией. Когда Эдисон в 1887 году построил свой кинескоп, он имел в виду показать только смену кинокадров параллельно с чередованием звуков, которые воспроизводились на изобретенном им ранее кинетофоне (фонографе). Первые демонстрации немого фильма, этой «движущейся фотографии», в кафе, между выступлениями жонглеров или после спектакля теней сопровождались легкой, развлекательной музыкой, действовавшей по тому же принципу перекрывания шума, как музыка в цирке, в кафе, на ярмарках. В 1892 году была показана «Световая пантомима», в 1895-м Люмьер давал свои кинопрограммы уже под аккомпанемент рояля. В то время в немом фильме использовали музыку главным образом для того, чтобы заглушить сильный треск проекционного аппарата. Задача пианиста, а вскоре, в наиболее роскошных кинотеатрах, и оркестра, в этом и заключалась.

К огда-то в кино не зазорно было включать в качестве сопровождения классическую музыку. Шопен и Гайдн, Бетховен и Вивальди, гениальный Моцарт, Чайковский, Рахманинов, Шостакович. Их чудесные мелодии оживили десятки фильмов. Но в силу разных причин, для того, чтобы опередить конкурентов, сделать себе рекламный имидж, компании Голливуда начали создавать специальную музыку для своих фильмов – саундтреки.

Понятие саундтрек сейчас очень популярно в сфере кино. Проще говоря, саундрек – это оригинальное музыкальное сопровождение в определённом фильме, которое записывают отдельными частями, то есть саундтрек эта не вся музыка из фильма, а насколько отдельных звуковых дорожек, каждая из которых имеет своё название. Названия чаще всего аналогичны названию места, где происходило действия. К примеру, если оно происходило в тёмном лесу, то, скорее всего, сам саундтрек и будет так называться, «Тёмный лес». Однако так бывает не всегда. Иногда название совершенно не подходит по смыслу саундтреку. Такие моменты бывают довольно редко, но, то, что их нет совсем, сказать нельзя.

 

Part three` (Типы саундтреков)

К ак мы узнали, саундтрек определяется как звуковое сопровождение любого материала (фильма, мультика, компьютерной игры, телепередачи, сериала) и как музыкальный жанр. Если посмотреть более подробно, то на сегодняшний день неутомимые теоретики от музыки подразделяют, причем условно, саундтреки на несколько разных типов (жанров).

OST (Original Soundtrack) – оригинальная звуковая дорожка. Может состоять, как из музыки оригинальной, написанной композитором специально к этому фильму, так и других музыкальных произведений: песен популярных исполнителей, мелодий и композиций, которые звучали в фильме, но написаны не для него. Как правило, OST содержит песни различных исполнителей, а инструментальных композиций мало или нет вовсе.

Score это, как правило, инструментальные композиции. Музыка, которая была написана композитором специально для фильма. Отдельные выпуски такого типа – Score-альбомы. Исполнителей в таком альбоме может быть несколько, но вся музыка связана с конкретным фильмом.

И это еще не все. Для того чтобы уж до конца разложить по полочкам, Score подразделяют на подгруппы.

Promo Score - оригинальные альбомы (например, саундтрек из мультфильма «Ледниковый период»), они малого тиража для чисто рекламных целей. Специально для номинации на премию «Оскар», для академического жюри делается альбом Academy Promo Score с содержанием аналогичным первому виду. Academy Promo Score участвует в номинации «Лучшая музыка к фильму».

Expanded Score (пиратская) - самая доходная из подгрупп (например, саундтрек из фильма «Остров»). Это когда саундтрек распространяется без лицензии и берется прямо из лазерного диска с фильмом. Потом эти «корсары» пишут собственные диски с добавлением других звуковых материалов и распространяют среди народа. То же самое представляет и Complete Score (например, саундтрек из фильма «Аватар»), но тут определяющим фактором при компиляции выступает композитор.

Temp Score - черновики саундтреков, временная музыка. Она создается для ранних стадий монтажа и комбинируется из многих существующих ритмов и мелодий, соответственно настроению сюжета и эпизодов. Кстати, это играет плохую шутку с композиторами потом, ведь им заказывают «нечто подобное», а дотошные критики, услышав пару знакомых аккордов, определяют всю музыку, как плагиат.

Rejected Score саундтреки - сироты, от которых отказались режиссеры (например, саундтрек из фильма «Куда приводят мечты»). В картину они не попали, но издаются отдельно и бывают талантливее и популярнее, чем их собратья из того же фильма.

Music Inspired by the Film - являются последним видом в большой семье Score. «Салаты-винегреты» – сборники, где записаны подборки по теме одного кинофильма, но включающие созвучные мелодии из других лент. Это альбомы определенного настроения – лирика, подвиг, отчаяние, ликование. Под названием Music Inspired by the Film часто выходят сборники саундтреков из разряда «отклоненных» – Rejected Score (например, саундтрек из фильма «Сумерки. Сага. Затмение»).

Названия некоторых музыкальных композиций, которые будут звучать в фильме, известны задолго до выхода официального саундтрека.

Unofficial саундтреки – это музыка, самостоятельно собранная пользователями. Иногда официальных релизов не выходит вовсе и Unofficial саундтрек является единственным «лакомством» для любителей саундтреков.

Не обходят вниманием меломанов и анимационное кино (аниме). Это полнометражные мультфильмы. Из них тоже извлекают оригинальные звуковые дорожки – OST. Особым успехом пользуются музыкальные вступления Opening (OP) к аниме и их финальная музыка Ending (ED). По этим композициям, общее определение – «Opening & ending song» (открывающая и закрывающая песня), – можно понять сюжет и всю главную мысль мультфильма. Opening – вступление в аниме, является анонсом мультфильма (например, саундтрек из аниме Король шаманов). Оно должно быть ярким, хорошо запоминаться, соответствовать жанру аниме и его сюжету. Исполняется почти всегда кем-нибудь из главных героев. Opening знаменитых аниме всегда популярны, их диски приносят ощутимыйдоход. Ending несколько менее заметен. Он завершает видео, но спокойные лирические мелодии усиливают впечатление от просмотра.

В последнее время довольно популярными становятся саундтреки к компьютерным играм. Наряду с вышеописанными типами (жанрами) саундтреков (OST, Score, Unofficial), в саундтреках к играм выделяют еще итип Gamerip. В программном коде игры часто закладывают несколько слоев разных музыкальных композиций, а в процессе игры их звучание компилируется в зависимости от действий игрока. Gamerip представляет собой вырезанную из файлов игры музыку.

Part four` (От композиторов)

М ногие композиторы намертво привязаны к этому жанру музыки – саундтрек. Написание музыки под заказ, сочинение мелодий определенного направления стали их профессией и специализацией. Но и тут находятся истинные таланты и мастера, а музыка их саундтреков завоевывает сердца тысяч поклонников, всего волшебного мира музыки!

БИЛЕТ № 20
1. Творчество С. Эйзенштейна.
2. Кино и театр: общность и различия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.