Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-политические идеи И.В. Сталина и Л.Д. Троцкого.






Политические идеи Сталина (1879-1953) (по лекции)

· Избавил ленинские идеи от двусмысленности, создал упрощенную догматику. Сталинизм – редукция ленинизма к диктатуре пролетариата. Ленинизм – редукция марксизма к революции. Диктатура пролетариата - неограниченное законом и опирающееся на насилие господство пролетариата. Диктатура пролетариата – необходимо насилие, не только работа по уничтожению господствующего класса, но и организация работы.

· Институциональное оформление диктатуры пролетариата – создание ряда массовых организаций в стране, профсоюзов – решение управления производством на местах, советы, кооперация – управление на селе, союз молодежи. Тотальная демократия. Как должна руководить партия? -Убеждение масс в правильности политики.

· Время ушло, настал империализм. Только ослабленная империалистической войной страна создает базу для революции, революция в отдельно взятой стране возможна.

Мы должны экспортировать революцию.

Политические взгляды Троцкого (1879-1940):

Перманентная постоянно действующая революция: происходит в культуре, в голове, в семейных нравах, никогда не должна останавливаться. Мы должны себя революционизировать. В относительно развитых странах, таких как Россия, — в которых совсем недавно начался процесс индустриализации и развития пролетариата, — возможно было совершить социалистическую революцию ввиду исторической неспособности буржуазии осуществить буржуазно-демократические требования.

Отрицал завершённый социалистический характер Октябрьской революции, рассматривая её лишь как первый этап на пути к социалистической революции на Западе и во всём мире. Он видел возможность победы социализма в Советской России, — в связи с малочисленностью пролетариата в ней существованием огромной массы мелкобуржуазного по своему характеру крестьянства, — только в том случае, если социалистическая революция станет перманентной, то есть перекинется на важнейшие страны Европы, когда победивший пролетариат Запада поможет пролетариату России справиться в борьбе с противостоящими ему классами, и тогда станет возможным построение социализма и коммунизма в мировом масштабе.

И.В. Сталин «К вопросам ленинизма»

Произведение написано в январе 1926 года.

Определение ленинизма: «Ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пролетарской революции. Точнее: ленинизм есть теория и тактика пролетарской революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в особенности».

Основным вопросом в ленинизме является не крестьянский вопрос, а вопрос о диктатуре пролетариата, об условиях ее завоевания, об условиях ее укрепления. Крестьянский вопрос, как вопрос о союзнике пролетариата в его борьбе за власть - производный.

Величайшая трудность русской революции, ее величайшая историческая проблема: необходимость решить задачи международные, необходимость вызвать международную революцию.

Освобождение угнетенного класса невозможно не только без насильственной революции, но и без уничтожения того аппарата государственной власти, который господствующим классом создан.

Только соглашение с крестьянством может спасти социалистическую революцию в России, пока не наступила революция в других странах. Не следует забывать, что революция победила пока что всего лишь в одной стране. Не следует забывать, что, пока есть капиталистическое окружение, будет и опасность интервенции со всеми вытекающими из этой опасности последствиями.

Партия есть основная руководящая сила в системе диктатуры пролетариата.

Система («механизм») диктатуры пролетариата: профсоюзы, как массовая организация пролетариата, связывающая партию с классом, прежде всего по линии производственной; Советы, как массовая организация трудящихся, связывающая партию с этими последними, прежде всего по линии государственной; кооперация, как массовая организация, главным образом, крестьянства, связывающая партию с крестьянскими массами, прежде всего по линии хозяйственной, по линии вовлечения крестьянства в социалистическое строительство; союз молодежи, как массовая организация рабочей и крестьянской молодежи, призванная облегать авангарду пролетариата социалистическое воспитание нового поколения и выработку молодых резервов; и, наконец, партия, как основная направляющая сила в системе диктатуры пролетариата, призванная руководить всеми этими массовыми организациями.

Партия осуществляет диктатуру пролетариата. Но она осуществляет ее не непосредственно, а при помощи профсоюзов, через Советы и их разветвления.

Авторитет партии поддерживается доверием рабочего класса. Доверие же рабочего класса приобретается не насилием (оно только убивается насилием), а правильной теорией партии, правильной политикой партии, преданностью партии рабочему классу, ее связью с массами рабочего класса, ее готовностью и ее умением убеждать массы в правильности своих лозунгов.

Л.Д. Троцкий «Перманентная революция»

Без союза пролетариата с крестьянством задачи демократической революции не могут быть не только разрешены, но даже серьезно поставлены. Союз осуществим, однако, не иначе, как в непримиримой борьбе против влияния национально-либеральной буржуазии.

Победа демократической революции мыслима лишь через диктатуру пролетариата, опирающегося на союз с крестьянством и разрешающего в первую голову задачи демократической революции.

Завоевание власти пролетариатом не завершает революцию, а только открывает ее. Социалистическое строительство мыслимо лишь на основе классовой борьбы в национальном и международном масштабе. Эта борьба, в условиях решающего преобладания капиталистических отношений на мировой арене, будет неизбежно приводить ко взрывам внутренней, т. е. гражданской, и внешней, революционной войны. В этом состоит перманентный характер социалистической революции, как таковой, независимо от того, идет ли дело об отсталой стране, только вчера завершившей свой демократический переворот, или о старой капиталистической стране, прошедшей через долгую эпоху демократии и парламентаризма.

Завершение социалистической революции в национальных рамках немыслимо. Социалистическая революция начинается на национальной арене, развивается на интернациональной, и завершается на мировой. Таким образом, социалистическая революция становится перманентной в новом, более широком смысле слова: она не получает своего завершения до окончательного торжества нового общества на всей нашей планете.

Теория социализма в отдельной стране - единственная теория, последовательно и до конца противостоящая теории перманентной революции. Мировое разделение труда, зависимость советской индустрии от иностранной техники, зависимость производительных сил передовых стран Европы от азиатского сырья и проч. и проч., делают построение самостоятельного социалистического общества невозможным ни в одной из стран мира.
«Христианский социализм» С.Н. Булгакова.

Христиа́ нский социали́ зм — направление общественной мысли, стремящееся придать христианской религии социалистическую окраску или «охристианить» социализм.

«Неотложная задача (О Союзе христианской политики)»

*критика атеистического социализма (все партии преимущественно социал-демократические, но привержены атеистическому коммунизу).

*освобождение труда. Атеистическому социализму присуще монополия на рабочий класс.

*христианские официальное православие позорило христианскую веру, своим союзом с государством(падение христианства)

*" христианин не может и не должен быть индифферентен к задачам политики выдвигаемых современностью, иначе он отрицает историю, проблемы текущие и Христа в конце концов."

*идеалы религии неизменны, но необходимы средства для реализации их на практике. Естественный идеал христианства - свободный союз людей, объединенных любовью, идеал безвластия.

*не все люди христиане+порча людей(тормозится идея). Необходимо подчинить государство-Левиафана христианским задачам -идеал правления федеративная демократия в понимании Американских колонистов.

*форма гос.устройства должна осуществлять естественные права личности (исключать сословные и др привилегии)

*недопустимо экономическое порабощение человека, но все способы пр-ва, классовая структура были построены на нем, т.о. капитализм – враг христианства. Основа христ.политики – уничтожение капиталистической формации.

*всеобщая обязанность труда " кто не работает, тот не ест" Маркс и Христос

Христианский соц. построен на заветах Христа - это лучше атеистич.соц., потому что религиозный человек исходит из невозможности построения рая на земле => нет невроза от неуспехов

! Необходимо - создание партии, газеты, раздаточного материала и.т.д.

Пять пунктов христианского социализма Булгакова:

1) следует немедленно приступить к союзу христианской и христианской общественности

2) необходимо объединить в себе не только христиан, но всех, вне зависимости от конфессии, кто разделяет идеи социализма.

3) политическое и экономическое развитие личности, в качестве политической программы не может не принять радикально демократического коллективизма.

4) союз христианской клирики объявляет войну черносотенству и официальной церкви. Понимая правоту социализма необходимо бороться с атеизмом.

5) ближайшей задачей является создание литературы и газетной прессы, как в Москве, так и в главных городах и деревнях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.