Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






примечание 6 к стр. 598






 

Тиражируемые Баку статистические данные не соответствуют действительности. Такие формулировки, как «20% оккупированных территорий» и «1 миллион беженцев», очень удобно приспособлены к слуховому восприятию нейтральной международной аудитории, на которую они могут оказать воздействие.

Относительно «20%» территорий.

Официальный Баку обвиняет армян в оккупации не только бывшей НКАО (непонятно, как армяне могут «оккупировать» самих себя), но и прилегающих к упраздненной автономии семи районов (бывшие Агдамский, Физулинский, Джебраильский, Кубатлинский, Зангеланский, Кельбаджарский и Лачинский районы) бывшей Азербайджанской ССР. Обратимся лишь к «сухой статистике» – без рассмотрения исторических и правовых аргументов, этнических и демографических характеристик указанных территорий.

Суммарная площадь семи районов бывшей Азербайджанской ССР (названия районов приводятся в соответствии с советской административной схемой, которая к моменту конфликта оставалась в силе) составляет 8810 кв. км, или чуть больше 10% от всей территории Азербайджанской ССР (86600 кв. км). Данный расчет в свою очередь основан на статистике предконфликтного периода, которая оставалась неизменной вплоть до осени 1994г., когда посольство Азербайджана в РФ распространило книгу «Азербайджанская ССР – административно-территориальное деление» с указанием на площадь «оккупированных армянскими силами азербайджанских территорий».

Согласно этому источнику, упомянутые выше районы занимали следующую территорию:

 

Кельбаджар – 1936 кв. км;

Лачин – 1835 кв. км;

Кубатлы – 802 кв. км;

Джебраил – 1050 кв. км;

Зангелан – 707 кв. км;

Агдам – 1094 кв. км;

Физули – 1386 кв. км.

 

Принимая во внимание тот факт, что бывшие Агдамский и Физулинский районы контролируются Армией обороны НКР не полностью, а соответственно на 35% и 25% (383 кв. км и 347 кв. км), общая площадь подконтрольных НКР территорий составляет 7060 кв. км, или чуть более 8% от общей площади бывшей Азербайджанской ССР.

Если (следуя азербайджанскому пониманию вопроса) к этому показателю прибавить еще и площадь бывшей НКАО (4 400 кв. км, хотя и она не полностью контролируется Армией обороны НКР), то даже в этом случае «сумма земель» (11 460 кв. км) составит 13, 2% территории бывшей Азербайджанской ССР.

Помимо сугубо пропагандистского метода округления выгодной статистики мы, видимо, имеем дело и с традиционным для Азербайджана принципом периодической перекройки административных единиц. На этот факт хочется обратить особое внимание, так как он хотя и становится предметом публикаций, но преимущественно касается периода советской истории. В данном же случае мы, вероятно, сталкиваемся с новым проявлением старой традиции.

В 1999г. в независимом Азербайджане была проведена перепись населения и тогда же определены новые административные районы. По опубликованным в 2000г. данным, площадь, в частности, Кельбаджарского района «составляет» уже 3054 кв. км, т.е. более чем на 1118 кв. км превосходит «бывшую» его территорию[505].

Скорее всего, указывая международным посредникам на факт «оккупации», например, отдельно взятого Кельбаджарского района, официальный Баку представляет район на фоне именно новой версии административно-территориального деления. Путем осуществления таких несложных и традиционных махинаций Азербайджан и пытается представить с международных трибун факт «оккупации» пятой части «собственной» территории.

Теперь относительно численности «беженцев и вынужденно перемещенных лиц», определяемых азербайджанским рупором в «1 миллион человек». Симптоматично, что если в середине 1990-х гг. азербайджанцы указывали на цифру 500 000 «беженцев», то в последующие годы этот показатель составлял уже 700 000 (1999г.), 1 000 000 (2001г.) и даже более миллиона (2004г.) «беженцев» и «вынужденно перемещенных лиц». Едва ли столь бурный рост численности загнанного в палаточные лагеря населения связан с беспрецедентным демографическим взрывом в среде того же палаточного населения. Очевидно, мы имеем дело с очередной демонстрацией искаженного принципа представления фактов.

18 июня 2009г. на прошедшей в Баку конференции «Реальные люди, реальные нужды» с участием представителя Управления верховного комиссариата ООН по делам беженцев в Азербайджане, аккредитованных в республике представителей дипломатических миссий, а также международных гуманитарных организаций председатель Государственного комитета по делам беженцев и вынужденных переселенцев А.Гасанов «внес ясность» в официальную статистику: «В Азербайджане 300 000 беженцев и 700 000 вынужденных переселенцев»[506].

Откуда взялась эта «удобная цифра»? В первую очередь следует отметить, что население семи перечисленных районов, именуемое «мирным», таковым в годы войны не являлось (как и азербайджанское население приграничных с Армянской ССР районов Грузии, которое активно участвовало в блокаде Армении, постоянно и планомерно взрывало «свои участки» советского газопровода, снабжавшего заблокированную и обесточенную республику топливом из России). В начальный период войны, когда события на всех фронтах развивались в выгодном для Азербайджана русле, а вопрос армянской государственности в регионе висел на волоске, это «мирное население» находилось в авангарде наступательных операций, являло собой образцовый пример «народного ополчения». И лишь позже, после наступившего летом 1993г. коренного перелома в ходе войны, оно отступило вместе со своей армией и приобрело статус «беженца» или «вынужденного переселенца».

В первые годы войны азербайджанское население прилегающих к НКАО районов участвовало в карательных операциях, поддерживало блокаду Нагорного Карабаха и примыкающих армянонаселенных районов, снабжало азербайджанские подразделения продовольствием, служило проводником, обслуживало террористические группы из Афганистана, Пакистана, Чечни и др. Иными словами, в годы войны оно не занималось мирным трудом и покинуло эти территории вместе с отступавшими частями.

Это принципиально важное обстоятельство, так как в течение трех лет, когда Нагорный Карабах находился под перманентным обстрелом, а численность бежавших из Азербайджана армян уже приближалась к отметке 350 000 человек, азербайджанское население семи районов и не думало покидать эти земли (в 1993г. население Кельбаджарского района составляло 53 962 человека, Джебраильского – 59 101, Кубатлинского – 31 504 и т.д.).

В середине 1990-х гг. азербайджанские источники сообщали, что население семи районов составляло в сумме около 393 000 человек. Позже, видимо, по мере «усовершенствования» пропагандистской машины, первоначальные данные были «откорректированы», и уже сегодня международному сообществу представляется другая статистика. Указывается, что в течение трех военных лет на территории семи перечисленных районов проживало в общей сложности 485 000 человек, в абсолютном большинстве – азербайджанцев (кроме перечисленных выше трех районов; в Агдамском (округленно) – 158 000, Лачинском – 60 000, Зангеланском – 34 000, Физулинском – 105 000). Если к этому показателю прибавить примерно 170 000 азербайджанцев из Армянской ССР, а также численность азербайджанского населения НКАО, то количество «беженцев» и «вынужденно перемещенных лиц» составит в сумме примерно 680 000 человек.

Отметим, что расчеты мы производим исключительно по «откорректированным азербайджанским данным». Ведь не факт, например, что все мусульманское население Армении переселились именно в Азербайджан (известно, что после Спитакского землетрясения 1988г. 14 500 азербайджанских семей из зоны бедствия получили от армянских и союзных властей солидную денежную компенсацию, 22 428 семей обменяли или продали свои квартиры, а свыше 7 428 семей одновременно и продали, и обменяли, и получили компенсацию, очень многие выехали в Россию). Тем не менее даже в этом случае численность «беженцев» и «вынужденно перемещенных лиц» составляет примерно 680 000 человек.

Основываясь на этой весьма завышенной статистике, Государственный комитет по делам беженцев и вынужденных переселенцев Азербайджана в 2004г. обнародовал данные о том, что к указанной категории лиц относятся всего 686 586 человек (контраст в более чем «300 000 человек» с официально озвучиваемой цифрой «1 000 000» объясняется, по всей вероятности, фактом проведения именно совместной – с экспертами «Международной амнистии» – работы над докладом «Азербайджан: перемещение с последующей дискриминацией – тяжелое положение внутренне перемещенного населения», в ходе которой члены Комитета, видимо, не могли представить уж очень откровенные фальсификации.

Понятие «беженец» мы представляем в кавычках, так как таковым является «лицо, которое из-за обоснованного опасения стать жертвой преследований за принадлежность к определенной расовой, национальной, религиозной, социальной группе или политические убеждения находится вне государства своей гражданской принадлежности». Очевидно, что «бежавшие ополченцы» объективно не могут быть причислены к этой категории лиц, в том числе и потому, что всегда находились и находятся на территории государства своей гражданской принадлежности.

Так или иначе, это именно тот контингент, который используется азербайджанской пропагандой в качестве механизма внешнего давления на Армению, посему и обречен «не быть интегрированным» в общество, влачить существование в палаточных городках, несмотря даже на то, что в Азербайджане армяне оставили около 100 тысяч домов и квартир, в то время как азербайджанцы в Армянской ССР, Нагорном Карабахе и примыкающих землях – около 90 тысяч (средняя численность азербайджанской сельской семьи – около 7 человек, армянской городской – чуть более 3; подавляющее большинство армянских беженцев являлись горожанами, в то время как нашедшие пристанище в палаточных лагерях азербайджанцы – сельчанами). Тем не менее в своем стремлении продемонстрировать миру «масштабность армянской агрессии» Баку продолжает выращивать в своей идеологической оранжерее клюкву про «один миллион и 20%».

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

От автора.................................. 7

 

О НИЗАМИ И НЕ ТОЛЬКО….................... 31

 

О ПОЛИТИЧЕСКОМ КАЛЕНДАРЕ,

ПЕРЕКОСАХ ИСТОРИИ И ФАТАЛЬНЫХ ДАТАХ......... 169

 

НА ОСИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ,

или

«КАВКАЗСКИЙ ФРАНКЕНШТЕЙН»................ 247

 

Примечания............................... 603

 

 

ПОЛИГОН «АЗЕРБАЙДЖАН»

 

Арис Казинян

политический обозреватель газеты «Голос Армении». В качестве собственного и специального корреспондента армянских и российских изданий работал в северо-кавказских и поволжских автономиях РФ, в Грузии, в Центральной Азии и на Ближнем Востоке.


[1] «Бакинский рабочий», 02.02.1999.

 

[2] «Бакинский рабочий», 15.12.1998.

 

[3] Есть несколько форм произношения (Азербиджан, Адербайджан и др.).

 

[4] Из шифрованного приказа Джеваншира, представленного в ходе судебного разбирательства по делу Мисака Торлакяна, расстрелявшего Джеваншира в июле 1921г. (см. «Голос Армении», 16.09.2010).

 

[5] Из «Заключения Президиума Совета пропаганды и действия народов Востока» (АНИ

РА. Ф. ИЗ. On. 3. Д. 7. Лл. 1-2 и об.-3. Копия. Машинопись).

[6] Из выступления члена Совета пропаганды и действия народов Востока М.Павловича

(Вельтмана) на съезде народов Востока 5 сентября 1920г. (РГАСПИ. Ф. 544. On. 2. Д.

2. Л. 40, 44-45).

[7] Томас де Ваал. «Черный сад. Армения и Азербайджан между миром и войной». М.:

«Текст», 2005, с. 252.

[8] См. примечание 1 на стр. 601.

 

[9] Томас де Ваал. «Черный сад. Армения и Азербайджан между миром и войной», с. 20.

 

[10] Томас де Ваал. Указ.соч., с. 358.

«Нахиджеван» переводится с армянского как «первопристань» или «первопричал» (согласно преданию, именно на этой земле и высадился библейский Ной). В нашем изложении мы будем придерживаться исторического названия этой культовой местности, однако при цитировании источников сохраним «документальный вариант». Фигурирующие в книге армянское, русское и тюркское названия (соответственно «Нахиджеван», «Нахичевань», «Нахчыван») относятся к одному и тому же краю. Здесь и далее примечания автора.

[11] «Наш Век», №25, 20.06.2003 – 26.06.2003.

 

[12] АПА, 04.05.2010.

 

[13] «Настало время урегулирования армяно-азербайджанского конфликта в рамках

территориальной целостности – президент Турции», Trend, 04.10.09.

 

[14] Энциклопедический словарь, Изд. Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона («Адербиджан»),

СПб., 1897. Далее в сносках указывается ЭСБЕ и название цитируемой статьи.

[15] «Лейла Алиева: “Для каждого азербайджанца, где бы он ни находился, поют соловьи

Карабаха, светит Абшеронское солнце и шумит Каспий”», Day.az, 04.02.2008.

[16] Zerkalo.az, 09.11.2007.

Кстати, этому выступлению турецкого лидера предшествовали любопытные развития.

За несколько месяцев до визита азербайджанские информационные агентства обнародовали «сенсационную» новость: в египетской библиотеке Хадивийя обнаружен диван Низами Гянджеви, «написанный на турецком языке» (Day.az, 08.07.2007). По сообщениям, сборник, «оказывается», был обнаружен еще сорок лет назад Саидом Нафиси, который, однако, «не смог объявить о находке и заняться исследованием книги». В 2005г. сочинения как бы «во второй раз» обнаружила поэтесса Фахри Вахизеден, а в наши дни материалы исследует поэт Садияр Эльоглу. Агентства цитировали слова последнего: «Некоторые исследователи считают, что эти произведения не принадлежат Низами Гянджеви, однако исторические факты и лица, указанные в произведениях, принадлежат эпохе Низами Гянджеви. Это, несомненно, почерк Низами». Подобное известие всколыхнуло азербайджанских интеллектуалов. Например, сотрудник нефтяной компании BritishPetroleum Фаик Насибов на своей страничке писал, «что обнаруженная в Египте рукопись делает историю тюркской поэзии древнее лет на двести пятьдесят – триста, что, в свою очередь, доказывает: еще до массовой миграции в XIIIв. тюрок-сельджуков из Средней Азии в Азербайджане была высокоразвитая национальная поэзия на тюркском (азербайджанском) языке» (© CopyrightFaigNasibov, 2002-2009). Вот в такой информационной среде турецкий президент и озвучил свою мысль.

 

[17] «Введение» А.Н.Мандельштама к книге Зареванда «Турция и пантуранизм», Париж, 1930.

 

[18] А.Амфитеатров, «Армянский вопрос», СПб., 1906, с. 52.

 

[19] Газета «Азербайджан», №110, 28.05.1919.

 

[20] М.Ломоносов, «Российская грамматика» (1755).

 

[21] См. А.Айвазян, указ. соч.

 

[22] И.Сталин, «О проекте Конституции Союза ССР: Доклад на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов 25 ноября 1936 года», «Сочинения», т. XIV.

 

[23] В сталинскую историографию (многие базовые принципы и характеристики которой сохранились, между прочим, до сих пор) об «азербайджанском поэте Низами» писали все, кто так или иначе соприкасался с этой темой, в том числе армянка Мариэтта Шагинян, о чем так часто любят говорить в Азербайджане.

 

[24] А.Садых, «Москва! Сталин! – Декада азербайджанской литературы в Москве», Баку, 1940 (С.Вургун, «Доклад на вечере в Военно-политической академии им. Ленина»).

 

[25] Спустя сорок лет после его смерти азербайджанский идеолог и известный фальсификатор Зия Буниятов издал в Баку «рукописи Крымского» и снабдил их предвзятыми комментариями.

 

[26] И.Дьяконов, «Книга воспоминаний», С-П., 1995, сс. 730-731.

 

[27] Я.Гик, «Музей великого поэта», «Известия», №223, 21.09.1947.

 

[28] «Правда», №250, 22.09.1947.

 

[29] «Речь товарища А.А.Фадеева», «Бакинский рабочий», №187, 23.09.1947.

 

[30] Один из основателей Первой Азербайджанской Республики журналист и драматург Мамед Расулзаде ничего не знал о Низами вплоть до сталинской культурной революции. Несмотря на то что первой столицей этой республики была Гянджа, ее руководители вообще не упоминали «выдающегося тюркского поэта». И лишь в 1951г. Расулзаде издал в Анкаре книгу, где озвучил все сталинские определения о Низами: «В эпоху, когда жил Низами, язык, как таковой, не имел значения, с точки зрения же чувств, души, патриотических аргументов, доказывающих тюркское происхождение поэта, не один, а тысячи» (М.Расулзаде, «Азербайджанский поэт Низами». Первое издание – Анкара, 1951, переиздано в Баку в 1991г.).

Другой пример: тюркский композитор Узеир Гаджибеков при выборе оперного либретто почему-то остановился на поэме «Лейли и Меджнун» Физули, хотя такая же поэма была и у Низами, которого Гаджибеков в тот период просто не знал как «тюрка» (только лишь ученик Гаджибекова известный композитор Кара Караев на рубеже 1940-1950гг. обратился к творчеству Низами – симфоническая поэма «Лейли и Меджнун», симфоническая сюита «Семь красавиц» и балет на ту же тему).

[31] В.Луконин, «Хосров II и Анахита. Христианство и маздеизм в раннесредневековой Персии». Хосров II Парвиз – один из главных героев поэмы Фирдоуси, которому автор посвятил 4125 бейтов – более одной трети сасанидской части поэмы, которую исследователи в отличие от остальных частей называют «исторической».

 

[32] ЭСБЕ («Низами»).

 

[33] Академик Николай Конрад пишет: «Этот великий поэт, поэт-мыслитель, как его справедливо называют, принадлежащий огромному, этнически столь разнородному миру, стал классиком узбекской поэзии, основоположником узбекской литературы. Его вывели из широчайшей сферы и ввели в узкую. Поэт, у которого герои – кто угодно: Фархад – китаец, Шапур – перс, Ширин – армянка, Кайс – араб, Искандар – грек, этот поэт оказался поэтом узбекского народа».

Сам Навои, живший почти тремя веками позже Низами, считал последнего одним из своих учителей («я – не Хосров, не мудрый Низами, не шейх поэтов нынешних – Джами, но так в своем смирении скажу: по их стезям прославленным хожу»).

 

[34] И.Стеблин-Каменский, «Восточный факультет давно готов сотрудничать с Западом», журнал «Санкт-Петербургский университет», №24-25, 01.10.2003.

 

[35] При желании можно сосредоточиться и на отдельно взятом числе «11», которое называется «мистическим» во многих оккультных традициях. Вавилоняне знали 11 демонов, поддерживающих хаос. В индийской же традиции это число воплощает Рудра – бог разрушений и покровитель катастроф, рожденный из чела Брахмы. Так вот, разрушительные атаки 11 сентября пришлись на одиннадцатый год после провозглашения Джорджем Бушем «Нового мирового порядка», причем роковая символика «11» отражалась и в конфигурации башен-близнецов Всемирного торгового центра. В целом интерпретаторами тогда было выделено более двадцати «слагаемых мистики». Механизм подгона «событий под дату» достаточно гибок и подразумевает весьма широкий спектр применения.

 

[36] Д.Фурман, А.Абасов, «Азербайджанская революция», Sakharov-centre.

 

[37] «Известия», 04.01.1990.

 

[38] Текст «Договора между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Шахиншахским Правительством Ирана о режиме советско-иранской границы и о порядке урегулирования пограничных конфликтов и инцидентов (Москва, 14 мая 1957г.)».

 

[39] Там же.

 

[40] «Правда», 04.01.1990.

 

[41] «Известия», 04.01.1990. 5 января Нахичевань посетили председатель Совета Национальностей ВС СССР Р.Нишанов и секретарь ЦК КПСС А.Гиренко, ранее направленные Горбачевым в Баку. Впрочем, и этот визит ничего не решил.

 

[42] «Известия», 16.01.1990.

 

[43] «Известия», 21.01.1990 (заметка «С советско-иранской границы»).

 

[44] «Известия», 21.01.1990 (заметка «С советско-иранской границы»).

 

[45] Напрашивающаяся же параллель с арабским предусматривает уже необходимость окончательной фиксации собственной идентичности: кто они – «азербайджанские турки» (по аналогии, например, с «сирийскими арабами»), собственно «азербайджанцы», «тюрки», «кавказские татары»?

 

[46] В.Шнирельман, «Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье», М.: ИКЦ, «Академкнига», 2003.

 

[47] Там же.

 

[48] До 1936г. именно так официально назывался Ереван.

 

[49] «Бакинский рабочий», 06.05.1998.

 

[50] 1news.az, 04.08.2008.

 

[51] «Обращение Президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева к азербайджанскому народу в связи с наступлением нового века и третьего тысячелетия», «Бакинский рабочий», 31.12.2000.

 

[52] Там же.

 

[53] А. Алекперов («Азербайджан – это Атропат или “Страна Света”»).

Пещера располагается на абсолютной высоте примерно 1400 м (относительная высота около 400 м); основной сквозной 200-метровый ход тянется в виде анфилады из шести зал и двух устьевых галерей. Наибольшая зала занимает площадь в 3000 кв. м. Толща отложений разделяется на 25 литологических слоев, отличающихся по цвету и вещественному составу. На глубине 10-14 м от поверхности найдены гальки со следами оббивки, напоминающие олдувайские, – факт, позволяющий осторожно, но уже помещать три слоя Азохской пещеры в рамки эоплейстоцена. Нижний же плейстоцен (0, 8-0, 2 млн. лет) исследован более основательно. Местность представляет и большой палеонтологический интерес. Помимо 10 тысяч каменных орудий труда в пещере найдено более 20 тысяч костей 43 различных представителей фауны; район грота – один из древнейших центров одомашнивания животных. С 2001г. исследования Азохской пещеры производятся совместной европейско-армянской экспедицией.

[54] «Азербайджанцы. Историко-этнографический очерк», гл. I, Институт истории и этнографии Академии наук Азербайджана (Авторами отдельных разделов являются И.Алиев, А.Балаев, Ю.Насибов, Г.Гулиев, Р.Сафаров, А.Аббасов, А.Мамедов и др.), Баку: «Элм», 1998.

 

[55] Open.az, 17.04.2010.

 

[56] «Обращение Президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева к азербайджанскому народу в связи с наступлением нового века и третьего тысячелетия», «Бакинский рабочий», 31.12.2000.

 

[57] «Новое время», 12.08.2009.

 

[58] Я.Мамедов, «Азербайджанская государственность с древнейших времен до принятия ислама».

 

[59] Там же.

 

[60] «В Баку презентована книга “Иреванское ханство”», Day.az, 10.02.2010.

 

[61] В этой связи показателен пример с дочерью Нуриды Атеши. Бакинская газета «Эхо» опубликовала статью, где читаем: «Директор Института культуры имени Низами Гянджеви, функционирующего в Германии, писатель и исследователь Нурида Атеши пресекла проармянскую фальсификацию в немецком учебнике истории. Вчера в ходе конференции в Международном пресс-центре она рассказала об этом инциденте. О факте фальсификации Нуриде Атеши стало известно от собственной дочери – Айны, которая обратила внимание на фрагмент из школьного учебника, в котором говорилось, что “азербайджанцы попирают права армян”. В тексте давалась искажающая информация о событиях, связанных с Нагорным Карабахом. “Моя дочка выступила в школе против этого”. В свою очередь Нурида Атеши обратилась с требованием заменить этот фрагмент учебника в Министерство образования и в конце концов добилась устранения фальсификации. Министерство образования Германии выпустило новое издание учебника, в котором указанной страницы уже не было» (Р.Керимов, «Нурида Атеши пресекла проармянскую фальсификацию в немецком учебнике», «Эхо», 11.08.2007).

 

[62] См. примечание 2 на стр. 603

 

[63] Из текста Брестского договора (Документы внешней политики СССР. М., 1957. Т. 1. С. 47-51).

 

[64] Там же.

 

[65] С.Шаумян, «Избранные произведения в двух томах», т. II, М.: «Госполитиздат», 1958, сс. 131-133 (печатается по тексту газеты «Кавказский рабочий», №225, 20 декабря 1917г.).

 

[66] Из текста Брестского договора (Документы внешней политики СССР. М., 1957. Т. 1. С. 47-51).

 

[67] «Закавказский Сейм», Стенографический отчет, 22 февраля 1918, с. 25.

 

[68] Там же, сс. 31-32.

 

[69] «Закавказский Сейм», Стенографический отчет, 31 марта 1918, с. 19.

 

[70] Там же, с. 12.

 

[71] А.Балаев, «Азербайджанское национально-освободительное движение 1917-1918гг.», гл. III.

 

[72] М.Смит, «Память об утратах и азербайджанское общество» (Публикации Музея и общественного центра им. А.Сахарова, №4 – «Азербайджан и Россия: общества и государства, 2001). Книга – сборник статей западных, азербайджанских и российских авторов – была представлена на конференции, состоявшейся в апреле 2001.

 

[73] «Мегаполис-экспресс», №17, 1992.

 

[74] «НГ», 02.04.1992.

 

[75] «Огонек», №14-15, 1992.

 

[76] Материал в 2005г. опубликовала газета «Реальный Азербайджан».

 

[77] «Известия», апрель 1992.

 

[78] «Зеркало», 04.04.1992.

 

[79] «Мухалифат», 28.04.1992.

 

[80] «НГ», 02.04.1992.

 

[81] Вот что рассказывает сама Мазалова: «В середине марта 1992г. азербайджанский оператор и журналист Чингиз Мустафаев, с которым мы дружили, показывал мне у себя дома в Баку сырой видеоматериал, отснятый им в феврале на подступах к Агдаму. Хочу особо подчеркнуть, что Чингиз был единственным оператором, который снимал погибших там людей. Но кадры, показанные мне Мустафаевым, не имели ничего общего с теми видео- и фотокадрами, которые азербайджанская сторона представляет сейчас всему миру как его съемки.

Чингиз летал туда на вертолете и вывез с собой часть погибших, чтобы похоронить. Это были тела турок-месхетинцев, лежавшие примерно в 10 км от Агдама, все они были одеты, в целости. Территория контролировалась азербайджанской стороной, а среди трупов Чингиз заметил человека в военной форме, который не испугался азербайджанского вертолета. Все это я видела на кадрах, которые он мне показывал.

Когда спустя несколько дней Мустафаев вернулся за остальными телами, он был поражен переменами в их состоянии: трупы были скальпированы. Ничего такого на отснятых Мустафаевым видеокадрах и близко не было: ни обнаженных детей и женщин, ни скальпированных мужчин. Зато я очень хорошо запомнила, что у погибших были прострелены колени. Мустафаев по первой профессии врач, поэтому он сразу понял, что эти люди умирали долгой и мучительной смертью и истекли кровью. Кроме того, в них, несомненно, стреляли с близкого расстояния и целились именно в колени. Кто-то намеренно убил этих людей, но кто и с какой целью, не могу сказать.

Я говорю лишь о том, что видела сама. Он только сказал: «Ты поняла? Я теперь боюсь передвигаться по Баку без бронежилета». Вы знаете, что спустя несколько месяцев Мустафаев был убит» («Голос Армении», 13.03.2010).

 

[82] К.Столяров, «Распад: от Нагорного Карабаха до Беловежской пущи», М., 2001, с. 253. Доклад «Мемориала», 18.06.1992.

 

[83] Ходжалинский сюжет эксплуатируется постоянно. Так, в апреле 2010г. (в преддверии парламентских выборов в Азербайджане) действующий президент принял прибывших в Баку участников международной конференции на тему «Парламентские выборы 2010г. в Азербайджане: более демократично, более прозрачно», на которой планировалось обсуждение вопросов, связанных с предстоящими выборами. Так вот, Ильхам Алиев заявил тогда: «Армяне учинили геноцид, совершив в 1992г. в Ходжалы убийство более 600 гражданских лиц. Они подвергли пыткам азербайджанцев, в том числе женщин и детей. Все это задокументировано и является одним из самых страшных преступлений конца XX столетия» (trend.az, 18.04.2010).

 

[84] М.Смит, указ. соч.

 

[85] «Указ Президента Азербайджанской Республики о геноциде азербайджанцев», 26.03.1998.

 

[86] В.Шнирельман, указ. соч., сс. 248-249.

 

[87] Sh.Hunter, «Iran and Transcaucasia in the Post-Soviet Era» // David Menashri. «Central Asia meets the Middle East. Routledge», 1998, p. 106.

 

[88] «Кавказский узел», 31.12.2009.

 

[89] Day.az, 30.03.2010.

 

[90] У.Черчилль, «Мировой кризис», гл. XVII, «Живая Турция», Л.: Государственное военное издательство, 1932, с. 245.

 

[91] Там же, гл. XVII и гл. XVIII «Трагедия Греции», с. 243, с. 276.

 

[92] Там же.

 

[93] Там же.

 

[94] Впервые термин «геноцид» был употреблен Рафаэлем Лемкиным в 1943-1944гг. в изданной им в США книге «Правление государств “Оси” в оккупированной Европе».

 

[95] H.Yahreas, «The World’s Most Horrible Crime // Colliers», Vol. 127. 3 March 1951, pp. 2, 12, 32.

 

[96] Дж. Киракосян, «Младотурки перед судом истории», Ер. 1986, с. 373.

 

[97] Archaeology and Biblical Research. Summer, Vol. 5, №3, 1992.

 

[98] Иосиф Флавий, «Иудейские древности», Книга I, гл. III.

 

[99] «Речь Президента Азербайджана Гейдара Алиева на торжественном юбилейном собрании, посвященном 75-летию образования Нахчыванской АССР», «Бакинский рабочий», 14.10.1999.

 

[100] «“Если Франции нужно будет, чтобы армяне были древним народом, поверьте мне, так и будет”, – заместитель директора Института археологии и этнографии НАН АР Наджаф Мусеибли», TrendLife, 05.11.2007.

 

[101] Там же.

 

[102] Stephen Castle, «Azerbaijan ‘flattened’ sacred Armenian site», The Independent, 16.04.2006.

 

[103] «Голос Армении», 10.11.2007.

 

[104] Там же.

 

[105] Там же.

 

[106] «“Если Франции нужно будет, чтобы армяне были древним народом, поверьте мне, так и будет”, – заместитель директора Института археологии и этнографии НАН АР Наджаф Мусеибли», TrendLife, 05.11.2007.

 

[107] «Ильхам Алиев: “Нахчыван – древняя азербайджанская земля”», Day.az, 05.08.2009.

 

[108] В.Шнирельман, указ.соч..

 

[109] И.Дьяконов, указ. соч., сс. 730-731.

 

[110] Там же.

 

[111] Там же, предисловие.

 

[112] З.Буниатов был застрелен в феврале 1997г. в подъезде собственного дома в Баку. По официальной версии, организатор убийства – бакинский филиал «Хезболлах» - объявил Буниятова членом израильской спецслужбы «Моссад» и распространителем сионизма в Азербайджане. В январе 2004г. завершился судебный процесс по этому делу, были осуждены несколько человек. В частности, за причастность к убийству к десяти годам лишения свободы был приговорен Маис Абдуллаев – член радикальной исламской группировки «Вилаяти Аль-Факих Хезболлах».

 

[113] «Бакинский рабочий», 25.02.1997.

 

[114] В.Шнирельман, указ. соч.

 

[115] The Heavenly Rose-Garden: A History of Shirvan & Daghestan. Abbas-Kuli-Aga Bakikhanov, Willem Floor, Hasan Javadi: Mage Publishers, 2009.

 

[116] «Бакинский рабочий», 25.02.1997.

 

[117] З.Ализаде, «Азербайджанская элита и массы в период распада СССР».

 

[118] З.Буниятов, «Почему Сумгаит?», январь, 1989.

 

[119] Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона также отмечал: «Между населением преобладают две народности: 1) адербайджанские татары, совершенно неправильно называемые персами. Они мусульмане шиитского толка и подражают персианам во многом, но их язык тюрко-татарский. Они составляют массу чернорабочих, но между ними немало купцов и владельцев нефтяных промыслов; 2) армяне, в руках которых большая часть торговли и многие нефтяные промыслы».

 

[120] В частности, на 12 января пришлись:

1816г. – издание правительством Франции указа «О вечном изгнании» Бонапарта из страны,

1848г. – начало Европейских революций («Весна народов»),

1879г. – начало военных действий британских колонистов в Южной Африке,

1905г. – начало «армяно-татарской» резни в Баку,

1916г. – циркуляр младотурецкого правительства, запрещавший съемку армянских трупов,

1918г. – принятие «Международной декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа»,

1919г. – подавление недельного восстания Спартаковцев в Берлине,

1939г. – открытие Гитлером Новой имперской канцелярии («Вечное здание»),

1945г. – начало полномасштабного наступления Красной Армии против Германии в Европе,

1950г. – восстановление Сталиным смертной казни в СССР («за измену, шпионаж и саботаж»),

1961г. – вступление в силу Конвенции ООН по геноциду,

1990г. – кульминация резни и начало окончательного изживания армянского населения Баку,

1991г. – одобрение палатами Конгресса США военной операции «Буря в пустыне».

 

[121] А.Адоссидес, «Армяне и младотурки» (Armé niens et Jeunes-Turcs: les massacres de Cilicie), Paris: Stock, 1910.

 

[122] «Указ Президента Азербайджанской Республики о геноциде азербайджанцев», 26.03.1998.

 

[123] А.Амфитеатров, «Армянский вопрос», СПб., 1906, с. 52.

 

[124] С.Ольденбург, «Царствование Императора Николая II», т. I, ч. I, гл. VIII.

 

[125] Е.Старцев, «Кровавые дни на Кавказе», гл. «Армянская резня», СПб.: Книгоиздательство Г.Попова, 1907.

 

[126] Телеграмма министра внутренних дел П. Столыпина наместнику на Кавказе И. Воронцову-Дашкову от 8 сентября 1906г. (РГИА. Ф. 821. Оп. 7. Д. 294. Л. 35–36об. Машинопись. Копия).

 

[127] РГИА. Ф. 1276. Оп. 19. Д. 70. Л. 40-43

 

[128] РГИА. Ф. 1276. Оп. 19. Д. 274. Л. 44–46

 

[129] Х.Элизабет, «Купленная революция. Тайное дело Парвуса», М., 2005, с. 21.

 

[130] Там же.

 

[131] «Санкт-Петербургские ведомости», 04.03.1905.

 

[132] Е.Старцев, указ. соч.

 

[133] «Сын отечества», 02.10.1905 (2-й выпуск).

 

[134] «Санкт-Петербургские ведомости», 14.6.1905.

 

[135] «Санкт-Петербургские ведомости», 01.07.1905.

 

[136] «Биржевые ведомости», 26.08.1905.

 

[137] Необходимо отметить, что в жуткой атмосфере армянской резни (это касается погромов и начала века, и Геноцида в Османской империи, и кровавых событий 1988-1990гг.) среди турок, татар, азербайджанцев всегда были люди, которые с риском для себя и своих близких спасали армян – соседей, друзей, знакомых и даже незнакомых.

 

[138] «Санкт-Петербургские ведомости», 01.07.1905.

 

[139] «Санкт-Петербургские ведомости», 11.08.1905.

 

[140] «Русское слово», 24.05.1905.

 

[141] «Санкт-Петербургские ведомости», 04.06.1905.

 

[142] «Тифлисский листок», 21.08.1905 и 23.08.1905.

 

[143] «Тифлисский листок», 17.08.1905.

 

[144] «Тифлисский листок», 08.09.1905.

 

[145] «Тифлисский листок», 08.09.1905..

 

[146] «Новое обозрение», 01.12.1905.

 

[147] «Сын Отечества», 30.08.1905 (вечерний выпуск).

 

[148] «Тифлисский листок», 17.09.1905.

 

[149] Luigi Villari, «Fire and sword in the Caucasus», London, T.F.Unwin, 1906 (Л.Виллари, «Огонь и меч на Кавказе». Русский перевод цитируется по: журнал «Анив», №№1-2, 2005, https://aniv.ru/view.php? numer=1& st=14& rub=2 и https://aniv.ru/view.php? numer=2& st=11& rub=2).

 

[150] Там же.

 

[151] Там же.

 

[152] Там же.

 

[153] Там же.

 

[154] Там же.

 

[155] Там же.

 

[156] Там же.

 

[157] А.Амфитеатров, указ. соч., 1906, сс. 25-26.

 

[158] Л.Виллари, указ. соч.

 

[159] «Санкт-Петербургские ведомости», 25.05.1905.

 

[160] А.Адоссидес, указ. соч.

 

[161] Вр. и. д. начальника штаба генерал-майор Юденич. ЦГВИА. Ф. 2000. Оп. 1. Д. 1004. Лл. 223-225.

 

[162] А.Адоссидес, указ. соч.

 

[163] «Кавказское слово», №215, 08.05.1918.

 

[164] Банин (Ум- эль Бану), «Кавказские дни», Баку: «Кавказ», 2006 (перепечатано по парижскому изданию 1945г.).

 

[165] М.Смит, указ. соч.

 

[166] DeutschlandundArmenien..., док. №426.

 

[167] «Азербайджан» – мечта жизни Нури. Он с болью покинул «свою республику» в октябре 1918г., как того требовали положения Мудросского перемирия. Впрочем, уже через два года Нури все равно появился на Кавказе и воевал в Нагорном Карабахе против армян. Во время Второй мировой войны он сотрудничал с нацистами и добивался признания Германией независимости «моего Азербайджана».

 

[168] Банин (Ум- эль Бану), указ. соч.

 

[169] Там же.

 

[170] П.Шехтман, «Пламя древних пожаров».

 

[171] Банин (Ум- эль Бану), указ. соч.

 

[172] «Кавказское слово», №262, 1918.

 

[173] А.Мандельштам, указ. соч.

 

[174] Воспоминания написаны в мальтийской ссылке в 1921-1922гг. См. Г.Джафаров, «Аразско-Тюркская республика в политической истории региона».

 

[175] М.Волхонский, В.Муханов, указ. соч., с. 102.

 

[176] В.Бартольд, «Сочинения», т. II, ч. I, M., 1963, с. 703.

 

[177] «Жизнь Национальностей», 09.12.1918.

 

[178] Там же.

 

[179] А.Шамсаддинов, «Участие Турции в интервенции против России в 1918 году», «Ученые записки Института востоковедения», т. XIV, М., 1956, с. 93.

 

[180] «Жизнь Национальностей», 08.12.1918.

 

[181] А.Мандельштам, указ. соч.

 

[182] Э.Людендорф, «Мои воспоминания о войне 1914-1918гг.», т. II, М., 1924, с. 187.

 

[183] Г.Пипия, «Германский империализм в Закавказье в 1910-1918гг.», М.: «Наука», 1978, с. 126.

 

[184] П.Дарабади, «Геополитическое соперничество на Кавказе в начале XX века (геоисторический очерк)», CentralAsia& CentralCaucasusPressAB.

 

[185] А.Деникин, «Очерки Русской смуты», Минск, 2002, сс. 297-298..

 

[186] Т.Насиров, «Борьба за власть в Азербайджане (1917-1920гг.)», Баку, 1993, с. 57.

 

[187] Там же, с. 22.

 

[188] «Системная история международных отношений в четырех томах. 1918-2000», т. II, «Документы 1910-1940гг.», М., 2000, сс. 27-28.

 

[189] Т.Насиров, указ. соч., с. 57.

 

[190] В.Муханов, М.Волхонский, указ.соч., сс. 147-148.

Готовясь к выборам, совет 25 ноября обратился даже к Армянскому и Русскому национальным советам с предложением послать своих представителей в новый парламент.

[191] А.Раевский, «Английская интервенция и Мусаватское правительство», Баку, 1927, сс. 32-33.

 

[192] «Азербайджан», 1918, 19 ноября. (Первый номер газеты «Азербайджан» выпущен 15 сентября 1918г. в Гяндже. После выпуска первых четырех номеров редакция переехала в Баку. Последний номер газеты издан 27 апреля 1920г.)

 

[193] В.Муханов, М.Волхонский, указ. соч., с. 126.

 

[194] В.Гурко-Кряжин, «10 лет востоковедной мысли», «Новый Восток», 1927, с. XLI.

 

[195] «Жизнь национальностей», 30.03.1919.

 

[196] Там же.

 

[197] Л.Троцкий, «Великое время». «Коммунистический Интернационал», 1 мая 1919.

 

[198] Л.Троцкий, «Мысли о ходе пролетарской революции». «Известия ВЦИК», №90, 92, 29 апреля, 1 мая 1919.

 

[199] Существует несколько форм объяснений того, как именно «разочарованному в русской революции» Александру Парвусу удалось достичь столь высокого положения в Османской империи. В частности, Карл Радек пишет о том, что Парвус мог обратить на себя внимание правительства как «глубокий знаток финансовых вопросов» своими публикациями: «Он сблизился с турецкими кругами и начал печатать в правительственном органе “Молодая Турция” прекрасные боевые статьи против всех проделок финансового капитала в Турции» (См. К.Радек, «Парвус. Силуэты: политические портреты»). Иной версии придерживается Г.Соболев: «Он гордился заключенной сделкой с Россией по доставке зерна, которая, по его утверждению, спасла режим младотурок от катастрофы. Возможно, поэтому он стал не только миллионером, но и советникам правительства младотурок» (Г.Соболев, «Тайный союзник»). По «масонской версии» генезиса революций в Российской и Османской империях, Парвусу покровительствовал младотурецкий лидер, салоникский денме Талаат паша – великий мастер ложи «Великий Восток Турции». Есть и другие формы объяснений.

 

[200] К.Радек, указ. соч.

 

[201] РГАСПИ. Ф. 558. On. 11. Д. 824. Лл. 3-5.

 

[202] И.Сталин, «Речь при открытии II Всероссийского съезда коммунистических организаций народов Востока 22 ноября 1919г.», «Сочинения», т. IV, сс. 279-280.

 

[203] В.Ленин, «Речь на объединенном заседании ВЦИК 29 июля 1918г.».

 

[204] П.Дарабади, «Военные проблемы политической истории Азербайджана начала XX века», Баку, 1991, с. 153.

 

[205] О.Коджоман, «Южный Кавказ в политике Турции и России в постсоветский период», М., 2004, с. 48, 50.

 

[206] Денме (буквально «перевернутый», «обращенный») – секта мусульман преимущественно еврейского происхождения, основанная во второй половине XVIIв. небольшой группой приверженцев лжемессии Саббатая (Шабтай) Цви, которая вслед за своим учителем приняла ислам. Внешне соблюдая предписания Корана, члены секты исповедовали саббатианство и считали себя носителями «истинного иудаизма». Денме верили в божественность Саббатая Цви – центральной фигуры самого крупного, после восстания Бар-Кохбы, мессианского движения в еврейской истории. Несколько лет Саббатай Цви скитался по еврейским общинам Греции, жил в Салониках, откуда решением местных раввинов был изгнан после того, как совершил церемонию своего бракосочетания с Торой и другие акты, признанные кощунственными. В 1658г. девять месяцев жил в Стамбуле, где, как и в Салониках, приобрел много последователей, но откуда вновь был изгнан. В мае 1665г. Саббатай Цви публично провозгласил себя Мессией. Позже последователями лжемессии Иосефом Философом и Шломо Флорентином была основана секта «денме».

Считается, что, как и многие лидеры младотурок – выходцев из денме, Мустафа Кемаль не был тюрком. Его биограф лорд Кинрос утверждал, что он был македонцем «из космополитического города Салоники». Согласно же Д.Робинзону, в жилах Мустафы Кемаля текла смесь еврейской, греческой и черкесской кровей.

 

[207] Дж.Киракосян, указ. соч., сс. 271-272.

 

[208] Е.Лудшувейт, «Турция в годы Первой мировой войны 1914-1918гг.», М., 1966.

 

[209] Там же, с. 345.

 

[210] Е.Лудшувейт, указ. соч., с. 309 (со ссылкой на изданную в 1923г. книгу Зии Гекальпа).

 

[211] Из других видных младотурок к Кемалю примкнули Зиа Hyp (советник министра иностранных дел), бывший министр финансов Джавид-бей (ставший советником миссии Бекир Сами-бея на Лондонской конференции), Юнус Нади-бей (стал редактором националистической газеты «Ени гюн»); бывшие члены кабинета министров Османской империи Несими-бей и Сами-бей также получили министерские должности в первых правительствах Мустафы Кемаля. Один из главарей «Иттихада» Юсуф Кемаль был назначен министром иностранных дел. Список этот можно продолжить.

 

[212] Таха Торос, «Путешествия Ататюрка в Адану», 1923, с. 23.

 

[213] См. материал А.Инана в журнале «Тюркская культура», №13, 1963, с. 115.

 

[214] Дж.Киракосян, указ. соч., с. 345.

 

[215] Сайт Посольства РФ в Турции.

 

[216] R.H.Ullman, «Anglo-Soviet Relations», Vol. II. Britain and the Russian Civil War. Princeton/Oxford, 1968, р. 331.

 

[217] Н.Миронов, «Международная энергетическая безопасность» (учебное пособие, МИТЭК МГИМО МИД РФ), М., 2003.

 

[218] А.Шихлинский, «Мои воспоминания», Баку, 1944. Книга была издана через год после кончины автора.

 

[219] «Российские вести» (Федеральный еженедельник), 22-29 октября 2008.

 

[220] В.Овсепян, «Гарегин Нжде и КГБ: воспоминания разведчика», Ер.: «Нораванк», 2007, с. 196.

 

[221] ЦГИА РА. См. «Вестник архивов Армении», №3, 1967.

 

[222] Там же.

 

[223] 10 августа 1920 г., в тот самый день, когда в Парижском предместье подписывался Севрский мирный договор, было подписано и временное Соглашение о прекращении состояния войны - «предварительный мир» между РСФСР и Республикой Армения. РСФСР в лице полномочного представителя Б. Леграна, с одной стороны, и представителей Республики Армения А. Джамаляна и А. Бабаляна - с другой, «исходя из признания независимости и полной самостоятельности Республики Армения», заключили соглашение, которым устанавливалось, что с 12 час. 10 августа 1920 г. военные действия между войсками РСФСР и Республики Армения «считаются прекращенными» (ст. 1). Таким образом, с Арменией в этот день были заключены два мирных договора. Один - двусторонний предусматривал прекращение военных действий между РСФСР и Республикой Армения, другой - многосторонний, подготовленный Мирной конференцией.

 

[224] РГАСПИ. Ф. 544. On. 2. Д. 2. Лл. 40, 44-45. Подлинник. Правленная стенограмма.

 

[225] «Народы Востока», №1, 1920, сс. 57-61.

 

[226] АНИ РА. Ф. ИЗ. On. 3. Д. 7. Лл. 1-2 и об.-3. Копия. Машинопись.

 

[227] Armenia between the Bolshevik hammer and Kemalist anvil // 1700 Years of Faithfulness: History of Armenia and its Churches. Moscow: FAM, 2001.

 

[228] Исследователи из «PublicInternationalLawandPolicyGroup» и Центра международного права и политики Школы права Новой Англии указывают, что азербайджанское правительство, несмотря на подписание в августе 1919г. временного соглашения с Национальным советом Карабаха, постоянно нарушало условия соглашения. Кульминацией этого стала резня армянского населения в Шуши в марте 1920г., в ходе которой, по имеющимся оценкам, было убито более 20 тыс. армян (См. The Nagorno-Karabagh Crisis: A Blueprint for Resolution. Public International Law & Policy Group and the New England Center for International Law & Policy. June 2000, p. 3).

 

[229] За четыре года до мартовской резни население Шуши составляло, согласно статистическим данным Российской империи, 43.869 человек, из которых 23.396 – армяне (53%) и 19.121 – татары (44%) (см. «Кавказский календарь» на 1917 год, Тифлис, 1916, сс. 190-196).

 

[230] Н.Мандельштам, «Книга третья», Париж: YMCA-PRESS, 1978, сс. 162-163.

 

[231] Kemal Ataturk Nutuk. Cilt: II, 1920-1927, Istanbul, 1961, р. 486.

 

[232] В.Овсепян, указ. соч., сс. 196-197.

 

[233] Kazim Karabekir, Istiklal Harbimiz, Istanbul, 1959-1960, р. 901.

 

[234] «Правда», №273, 04.12.1920.

 

[235] Там же.

 

[236] Письмо написано в мае 1925г., когда А.Агаронян уже находился в эмиграции. 10 августа 1920г. именно он подписывал от имени Республики Армения Севрский договор. После советизации Армении эмигрировал, но продолжал представлять изгнанное правительство в Европе, принимал участие в Лозаннской конференции. А.Агаронян был талантливым писателем (в 1926г. выдвигался на Нобелевскую премию в области литературы).

 

[237] Ю.Барсегов, «Геноцид армян. Ответственность Турции и обязательства мирового сообщества», т. II, ч. I, док. №1040. РГАСПИ. Ф. 85. On. С/Турция. Д. 18. Лл. 1-2. Телеграфный бланк.

 

[238] Там же, док. №1033.

 

[239] Там же, док. №1036. РГАСПИ. Ф. 5. On. 1. Д. 2203. Л. 43. Копия телеграммы П.Мдивани, полномочного представителя РСФСР в Ангоре, Г.Чичерину, И.Сталину, Ш.Элиаве.

 

[240] ЦГАОР Азерб. ССР. Ф. 246. Оn. 1. Д. 18. Л. 89.

 

[241] Л.Троцкий, «Памяти Мясникова, Могилевского и Атарбекова» (Речь на траурном заседании в Сухуми 23.03.1925).

 

[242] Ю.Барсегов, указ. соч., т. II, ч. I, док. №1079. РГАСПИ. Ф. 2. On. 1. Д. 24504. Лл. 1-2. Подлинник. Автограф.

 

[243] «Голос Армении», 26.10.2006.

 

[244] Там же.

 

[245] «Жизнь национальностей», 04.03.1921.

 

[246] Ю.Барсегов, указ. соч., т. II, ч. I, док. №1073.

 

[247] Там же, док. №1080.

 

[248] Там же.

 

[249] Там же.

 

[250] Там же.

 

[251] Там же.

 

[252] Там же.

 

[253] Там же.

 

[254] АliFuatCebesoy, MoskovaHatiralari (21/11/1920 – 2/6/1922). «Vatan» Nesriyati. Istanbul, 1955. Vol. II, р. 146.

 

[255] Статья III «Договора о дружбе и братстве между Россией и Турцией» (МИД СССР. Документы внешней политики СССР, т. III), М.: Госполитиздат, 1959.

 

[256] «Договор о дружбе и братстве…», статьи XV и XVI.

 

[257] «Договор о дружбе и братстве…», статья VIII.

 

[258] Нарком иностранных дел РСФСР Г.Чичерин в письме полномочному представителю в Ангоре С.Нацаренусу от 8 июля 1921г. пишет: «Нельзя дезертировать с боевого поста и нельзя самовольно причинять вред интересам Советской Республики. Между тем это есть лишь частичное проявление общей политики турецкого правительства. Оно далеко не отказалось от своих панисламистских или пантюркистских поползновений и стремлений» (АВПР. Ф. 04. On. 39. П. 232. Д. 52994. Лл. 6-7. Копия).

 

[259] О динамике изменений административных границ и отчуждения земель можно судить из официальных карт, составленных, соответственно, в 1922, 1926, 1929 гг., а также из специальных постановлений – например, «Заседания президиума Закавказского центрального исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и матросских депутатов от 18 февраля 1929 года» (Протоколы 1 и 3, источник: ЦИАНИ РА. Ф. 112. Оп. 2. Д. 1405. Л.171).

 

[260] Day.az, 04.10.2009.

 

[261] И.Сталин, «Доклад о национальном моменте в партийном и государственном строительстве на XII съезде РКП(б). 23 апреля 1923г.».

 

[262] Стамбульский журнал «Ени Кафкасия», 23.01.1924.

 

[263] Там же, №1305, РГАСПИ. Ф. 5. On. 1. Д. 1988. Лл. 37-38. Копия.

 

[264] Из текста «Договора о дружбе и братстве между РСФСР и Турцией от 16 марта 1921г.», статья V.

 

[265] Там же, №1275. АВПР. Ф. 04. On. 39. П. 233. Д. 53021. Лл. 10-19.

 

[266] Таха Торос, «Поездка Ататюрка в Адану», с. 39.

 

[267] См. материал А.Инана в журнале «Тюркская культура», №13, 1963, с. 115.

 

[268] В 1927г. Кемаль представил так называемые «четыре стрелы турецкого национализма» (спустя три года к ним были добавлены еще две). Согласно доктрине «шести стрел», элементами, укрепляющими турецкий национализм и единство нации, являются: 1)«Пакт о национальном согласии»; 2)«Национальное воспитание»; 3)«Национальная культура»; 4)«Единство языка, истории и культуры»; 5)«Турецкое самосознание»; 6)«Духовные ценности».

 

[269] «Зеркало.az», 03.07.2010.

 

[270] Там же.

 

[271] В начале двадцатых годов в Персии на первые роли выдвинулся бывший рядовой «Персидской казачьей бригады» Реза Пехлеви, которому удалось сделать головокружительную карьеру – дослужиться до чина генерала. В середине двадцатых он низложил Каджарскую тюркскую династию и провозгласил себя шахом Персии (позже официально вернул монархии древнее «арийское» название - Иран). Отношения между Кемалем и Реза шахом изначально не отличались особой теплотой, однако наличие общего противника («мятежного» курдского фактора), равно как и ряда других причин, заставляло их искать «точки совпадения интересов». Такой точкой и стал Араратский массив, по периметру которого вспыхнуло курдское восстание.

Еще в 1926г. между Анкарой и Тегераном был подписан первый Договор, по которому стороны отказались от всяких актов агрессии друг против друга, обязались не вступать ни в какие политические, экономические или финансовые соглашения, направленные против другой Договаривающейся стороны, а в случае военного нападения на другую сторону сохранять нейтралитет, включая вооруженный нейтралитет, если будет иметь место попытка использовать территорию одной Договаривающейся стороны для враждебных действий против другой Договаривающейся стороны. Договор предусматривал также обязательство обоих государств не допускать на своей территории организаций или групп, преследующих цели, враждебные другой стороне, и принимать меры против преступной деятельности пограничных племен. Несмотря на это, ирано-турецкие отношения и в дальнейшем неоднократно обострялись: Иран испытывал серьезные подозрения по поводу политики Турции в отношении курдского и тюркского национальных меньшинств, плотно проживавших в Иранском (историческом) Азербайджане, а Турция считала, что Иран подстрекает курдов, проживающих по обе стороны от границы. В 1927г., в связи с очередной вспышкой волнений среди курдов, турецкое правительство даже предъявило иранскому правительству ноту ультимативного характера, которую последнее отказалось принять. Окончательное урегулирование спорных пограничных вопросов между Ираном и Турцией было достигнуто в 1932г.

[272] Еще в 1930г. Кемаль говорил: «Турецкий национализм – охрана свода турецких ценностей… все наши шаги… в международных делах, встречах и переговорах будут опираться на это» (А.Афетинан, «Бюллетень», т. 32, №128, 1968, с. 557). И поныне на стенах, на памятниках, на рекламных щитах и даже на склонах гор можно прочитать озвученный им лозунг турецкого национализма: «Я счастлив, когда говорю: “Я турок! ”».

 

[273] «Выступление Гейдара Алиева в Великом Национальном Собрании Турции 9 февраля 1994г.» (Цит. по: «Гейдар Алиев знакомит Азербайджан с миром», Баку, сс. 70-80).

 

[274] Д.Гасанлы, «СССР-Турция, от нейтралитета к Холодной войне: 1939-1953», М., 2008.

 

[275] «Материалы февральско-мартовского (1937г.) Пленума ВКП(б)», «Вопросы истории», №1, 1994, с. 26.

 

[276] Дж.Наджафов, «Несбывшаяся история Азербайджана в контексте пакта Молотова–Риббентропа» (см. также Kurdist.ru, 10.05.2009).

 

[277] «Правда», 16.12.1939.

 

[278] М.Иванов, «Очерк истории Ирана», М.: Государственное издательство политической литературы, 1952, с. 392.

 

[279] О.Парамонов, «Туманы для






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.