Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Герофил






 

Следует особо подчеркнуть, что, даже не смотря, на то, что все историки медицины называют Гиппократа " Отцом современной медицины", сам он к себе относился очень снисходительно, что подчёркивает его природную скромность. Гиппократ полагал: «.в медицине уже с давнего времени все имеется в наличности: в ней найдены и начало, и метод, при посредстве которых в продолжение долгого промежутка многое и прекрасное открыто, и остальное вслед за этим будет открыто, если кто-нибудь, будучи основательно подготовленным и зная уже открытое, устремится, исходя из этого, к исследованию". Во времена Гиппократа немало людей для обучения медицине ехали учиться в Египет, Персию, Индию, Китай. Многие учёные, философы Эллады, такие как, к примеру, Геродот, Сократ, Демокрит использовали переводные и оригинальные манускрипты учёных из этих стран, крепили свои межкультурные связи, интересовались рассказами путешественников, посетивших эти края. В трудах Гиппократа, посвящённых физиологии, было немало сходства с медицинскими манускриптами, к примеру, Древней Индии. К примеру, в сочинении " О ветрах" Гиппократ писал, что тела людей и животных насыщаются пищей, питьем и дыханием, точнее, " пневмой": " Дыхание внутри тела именуется " ветром", а вне тела - " воздухом". " Воздух" - величественный властитель всего и во всем". Гиппократ полагал, что здоровье порождается равномерным движением " ветра" в теле, а болезнь возникает из-за нарушения этой равномерности: " Болезни едва ли могут происходить из другого источника, чем когда " воздух" или в большем, или в меньшем количестве, или более сгущенный, или пропитанный болезнетворными миазмами входит в тело".

Следует подчеркнуть, что по заключениям некоторых историков медицины мысль о главенствующей роли " ветра" в жизни организма проводится во всех индийских и тибетских медицинских трактатах. Нет ничего странного в том, что эта мысль получила в Индии столь значительное распространение. " Жизненное дыхание" или " Прана" еще в древних философских трактатах Упанишадах было провозглашено основой всякого существования и жизни.

Те же идеи разрабатывались в учении о " жизненной энергии Ци" в Китае.

Определённое сходство между суждениями древнеиндийских медиков и идеями Гиппократа наблюдается во взглядах на строение человеческого организма. Гиппократ пишет о " первоэлементах организма" - крови, слизи, желтой и черной желчи. Сходство с трех уровневым делением ранней индийской медицины (" ветер" иногда трактуется как " кровь", " желчь" и " слизь") явно налицо.

Имеются некоторые аналогии и при объяснении Гиппократом причин возникновения заболевания: " Тело человека содержит в себе кровь, слизь и желчь - черную и желтую; из них состоит природа тела, через них оно и болеет, и бывает здоровым. Бывает оно здоровым наиболее тогда, когда эти части соблюдают соразмерность во взаимном смешении, в отношении силы и количества и когда они наилучше перемешаны. Болеет же тело тогда, когда какая-либо из этих частей будет меньше или больше..."

Впрочем нет ничего удивительного в том, что в Древнем Мире врачи мыслили в одном и том же направлении. Однако, шли годы и их уже клиническое мышление отражало иные догмы.

Анализ функционирования вышеперечисленных врачебных школ показывает, что зачастую образ мышления древних медиков почти не изменялся многие века но, в тоже время, вполне обеспечивал их потребности в диагностике и лечении пациентов. Такое положение дед в искусстве исцеления с одной стороны нельзя считать оправданным, но с другой стороны полагать, что врачи Древнего Мира были излишне консервативны, означает проявить к ним не заслуженное неуважение.

Отметим, что философская система Аристотеля (имеющего медицинское образование) ясно демонстрировала необходимость осуществления теоретической познавательной деятельности врача и подвигала его к переходу от накопления многочисленных частных наблюдений к построению системных умозаключений и теорий, проливающих свет на происхождение и течение болезней. Именно Аристотель пришёл к выводу о психосоматическом единстве человека и методах его достижения. По Аристотелю - ум и душевное равновесие зависят от состояния тела, однако ум - выше тела, с помощью ума тело познаваемо. На основании этого мыслитель сформировал комплексную методологию - теорию познания, которая, по сути, является теорией науки. Он же предложил отличительные признаки научного знания:

а) Доказательность;

б) Способность к его объяснению;

в) Сочетание единства знания с наличием степенной подчинённости (иерархия знаний).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.