Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религия в секулярном обществе (по: Бергер П. ЕретическийИмператив//Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии.С. 339-364).






Итак, будучи одним из представителей неоклассической теории секуляризации, наряду с Т. Лукманом, Т. Парсонсом, Б. Уилсоном, Д. Мартином, К. Доббелере и др., он определяет ее (секуляризацию) как «процесс, в ходе которого сферы жизни общества и культуры выведены из под контроля религиозных организаций и символов…Также как существует секуляризация общества и культуры, так существует и секуляризация сознания». Таким образом, Бергер утверждает, что в странах современного Запада появляется все больше людей, которые смотрят на мир без его религиозной интерпретации.

Одним из серьезных следствий секуляризации является увеличивающееся ослабление религиозных легитимаций, которое ведет к потере тех традиционных интерпретаций реальности, которые ранее выдвигались религией

На уровне отдельно взятого индивида этот процесс проявляется, в первую очередь, в возрастающих сомнениях относительно основ религий и появлении многочисленных религиозных организаций, претендующих на обращение индивида в «свою» веру, предлагая «свои» объяснения реальности. Первое явление Бергер называет «объективной» секуляризаций, а второе – «субъективной».

Рассматривая секуляризацию в ее историческом контексте, социолог констатирует тот факт, что ее первоначальной площадкой были те области экономики, которые возникли в ходе прогрессирующего развития индустриализации и капитализма. Характерной чертой такой секуляризации является ее «неравномерное распределение» среди различных социальных слоев, следствием которого является «поляризация» религии между ее публичной и частной сферами (государством и семьей). Но, тем не менее, даже в случаях мощной секуляризации обыденной жизни, религиозная символика по-прежнему сохраняет свое значение.

Социолог смело заявляет о том, что современному этапу индустриализации свойственна секуляризация самого политического устройства, проявляющаяся, главным образом, в отделении и независимости государства и церкви, вследствие чего «новое» государство становится свободным и от религиозных интерпретаций проводимых политических мер, и от непосредственного влияния религиозных организаций, но тем не менее, прикрываясь религиозной символикой единства (примерами могут послужить Англия и Швеция)

Процесс модернизации общества неумолимо ведет к «рационализации», которая, в свою очередь, является предпосылкой для создания любого современного индустриального общества. Одной из центральных характеристик такого общества является «индивидуализация религии», основной смысл которой заключается в том, что религия переходит из публичной сферы в частную, становясь личным делом выбора отдельного индивида или семьи. Как пишет, П. Бергер, такая индивидуальная религиозность уже не в состоянии выполнять одну из наиболее важных своих функций, а именно, создавать «общий номос», в котором вся общественная жизнь приобретает наивысший смысл.

Но даже те религиозные ценности, которые изолированы внутри частной жизни, как правило, не имеют никакого значения в контексте социальных институтов. Например, политический деятель, приверженец определенных религиозных убеждений в сфере частной жизни, вполне может поступать в публичной сфере, не ссылаясь на ценности той религии, которую он исповедует. Следовательно, религия теряет свою реальную достоверность и нуждается в «каркасе», в качестве которого выступают различные религиозные организации и, конечно же, церкви.

По мнению социолога, процесс секуляризации, порождающий «полярность» религии, выступает как причина появления плюралистической ситуации, возниконовению которой, в значительной мере, способствовали религиозные войны. С момента разрушения единства христианской церкви (христианской монополии) запускается процесс ее дальнейшего дробления, который приводит к массовой веротерпимости религиозных убеждений как среди католиков, так и среди протестантов. Раньше всего этот процесс реализовался в Америке и вылился в создание «деноминационной системы», которая, иногда, интерпретируется как церковь, которая обязана соглашаться с присутствием других церквей на одной территории.

Анализируя плюралистические ситуации в их историческом контексте, американский социолог проводит яркую типологию с рыночной ситуацией. Так как существовавшие ранее монополии не могут больше полагаться на преданность тех людей, которых ни «обслуживали», религиозные традиции теперь должны находить себе «сбыт», т.е. оны должны быть «проданы» тем клиентам, которые уже будут покупать их не в силу насильного навязывания, а посредством добровольного выбора. В такой ситуации религиозный институт предстает перед нами как «деятель рынка», традиции религии как «потребительский товар», более того, в условиях постоянной конкуренции неожиданно важной становится такая характеристика религиозных организаций как «эффективность». Именно она является базисной причиной рационализации на уровне «социально-религиозных структур» и находит свое выражение в таком явлении как «бюрократия».

Бюрократизация религиозных организаций, как пишет социолог, набирает быстрые обороты в современном мире, затрагивая как внутренние, так и внешние общественные отношения. Также она требует особого персонала, как правило, минимизируя значимость традиционных типологий религиозного управления, но увеличивая значимость должного приспособления к своей «новой роли», независимо от того является индивид выходцем протестантской или католической традиции.

Бюрократизация также рассматривается П. Бергером в качестве предпосылки к появлению экуменизма, т.е. отношений доброго сотрудничества среди различных групп религиозного рынка. Наиболее яркими чертами современного экуменизма являются:

1) объединение религиозных организаций (наиболее распространено в протестантизме), за счет которого уменьшается конкуренция;

2) организация религиозного рынка оставшимися единицами происходит путем взаимовыгодных договоренностей

Плюралистическая ситуация порождает достаточно мощную новую форму взаимоотношений мирян, а именно, существенную динамику их предпочтений.

Таким образом, мы видим, что изменения происходят не только на уровне структуры религии, но и в ее вероучительном содержании, которое теперь становится предметом «популярности».

Социолог указывает на наличие нескольких факторов, значительно влияющих на возможные направления изменений предпочтений мирян. Первый фактор можно обозначить как изменение предпочтений потребителя в сторону таких религиозных продуктов, которые легко согласуются с их «секуляризованным сознанием».

Определяя процесс секуляризации как глобальное по своим масштабам направление Бергер отмечает тот важный факт, что само вероучительное содержание также оказывается захваченным глобальной тенденцией изменений в сторону процесса секуляризации.

Второй фактор связан с ролью религии в жизни общества. Так как социальная значимость религии сконцентрирована в частной сфере, то для успешного сбыта религии необходимо, в большей степени, указание на ее «значимость» для частной сферы жизни, нежели пропаганда ее применения в рамках социальных институтов. В результате сами религиозные организации адаптировались к тем потребностям человека, которые свойственны ему в сфере личной жизни, например, основной акцент делается на внутрисемейных отношениях и «психологических» проблемах индивида

Неизбежным следствием плюралистической ситуации, по мнению автора, оказывается существенное изменение положения религии в сознании индивида, а именно, появляется абсолютная неуверенность в том каркасе убедительности, который еще совсем недавно подразумевался как само собой разумеющийся. Также такая ситуация неизбежно ведет к тому, что прежнее вероучительное содержание может сохранить свой статус лишь в качестве так называемых «религиозных предпочтений», т.е. происходит своеобразное «перемещение» данного содержания с уровней сознания, на которых находятся «основные истины», на уровни, на которых располагаются многочисленные взгляды субъективного характера, а именно, такие взгляды, мнения о которых могут значительно расходиться. Следовательно, плюралистическая ситуация, благодаря своей тесной связи с процессом секуляризации, порождает «кризис убедительности» в религии.

Как уточняет социолог, все эти процессы заложены в самой инфраструктуре современного типа общества. Не оставляет он без внимания и проблему религиозной «демонополизации», т.е. такого процесс, который протекает и на уровне социальных структур, и на уровне социальной психологии и означающий невозможность религиозного восприятия мира. Точнее, многочисленные религиозные объединения, при помощи различных средств, пытаются сохранить свои индивидуальные универсумы среди множества других универсумов. Такая совокупность религиозных интерпретаций понимается индивидом как некий набор определенных возможностей, из которых индивид выбирает наиболее подходящий для него вариант






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.