Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фридерик Шопен.

 

Он есть и будет самый смелый и гордый

творческий дух нашего времени.
Роберт Шуман

 

 

Цель работы: Понять, прочувствовать, раскрыть, музыку Шопена, и найти и раскрыть черты романтизма в его творчестве. Понять, является ли Шопен романтистом вообще? От куда происходит романтизм Шопена? И что на него повлияло.

Шопен - истинно национальный композитор. Его мысли и чувства глубоко вросли в национальную почву, почву общественного сознания и истории его народа.

Думы о родине, картины жизни польского народа вдохновляли Шопена, помогали ему личное понять до значения общественного. Безысходность и скорбь, грустные размышления по отчизне слышатся в прелюдии а-moll, одном из самых трагических произведений Шопена. Но Шопен говороит не только о страданиях своей родины.

“Здесь вся Польша, ее народная драма, ее быт, чувствование, культ красоты в человеке и человечность, рыцарственный гордый характер страны, ее думы и песни. Через многообразие обортонов и соответствующих им акцентов и интонаций видишь людей, их движения, их жесты. Через напевы слышится душа народа, через прекрасное гармоническое восполнение мелодий раскрывается их духовный смысл и сердечность. Здесь трепет пульса самого композитора, в его биениях проходит жизнь” Б. В. Асафьев.

С мыслью о родине связаны непосредственно и другие произведения Шопена, написанные на чужбине. Больше того: пылкий патриотизм Шопена, его пламенная к родине определили общее направление его творчества. Это прогрессивный национальный патриотизм.

Прогрессивны романтизм звал человечество вперед, к лучшему бубдущему.

Шопен занимал в среде романтиков особое место, а что бы понять в чем оно заключалось, необходимо хотя бы кратко коснуться вопроса о взаимоотношении между прогрессивным романтизмом и реализмом.

Связанный, в той или иной мере, с передовыми идеями своего времени, прогрессивный романтизм непременно включал в себя черты реализма, правдиво отражал те или иные стороны реальной действительности в произведениях литературы и искусства.

В романтическом искусстве личность нередко заслоняет действительность. Романтическое искусство далеко не всегда свободно от мелодраматизма, ложной патетитки, напыщенности, позерства.

 

Из всего этого вытекают и некоторые характерные черты, которые нередко встречаются в романтическом искусстве: единство мысли и чувства часто уступает место господству эмоционального над рациональным; характерная для романтизма смелая ломка канонических, устоявшихся форм порой приводит к утрате строгой логики развитий мысли, к гипертрофии отдельных выразительных элементов.

Все эти стороны романтического искусства вызвали критическое - отношение Шопена.

Шопен отвергал в романтическом искусстве все, что вступало, так или иначе, в противоречие с реалистической простотой.

Шопен однажды сказал: ”Так кажется я был прав. Последней приходит простота, которая выступает во всем очаровании, как высшая печать искусства”

Из всего вышесказанного вытекает следующий вопрос: можем ли мы считать Шопена поденным реалистом не только в его воззрениях на искусство, но и в творчестве?

Шопен, вероятно, единственных из художников его времени, которого с равным правом можно считать и романтиком и реалистом. В романтизме Шопен взял только лучшее, подлинно прогрессивное, подлинно реалистическое.

В.Б. Астафьев писал “Шопен боролся в своем творческом сознании за то, чтобы совместить точность и элегантность классицизма с бурлящим эмоцонализмом и сложными контрастами чувствований юности “послереволюционного века”.

Опять Шопен не ищет выгод,
Но, окрыляясь на лету,
Один прокладывает выход
Из вероятья в правоту..
.
Борис Пастернак

 

Шопен в своих сочинениях умел добиться полного логического единства, полного слияния творческого замысла и его воплощения. Недаром Б.В.Астафьев назвал Шопена “совершеннейшим классиком”.

Шопен- один из величайших в истории культуры мелодистов.

Основные черты мелодического стиля Шопена имеют много общего с мелодическим стиле народной музыки. “это прежде всего черты, определяющие характер всей славянской музыки. Душевное тепло, мягкость, широкая певучесть столь же характерны для мелодики Шопена, как для мелодики Глинки, Чайковского и других классиков русской музыки. Типичное вариантное развитие мелодики, характерное как для русских композиторов, так и для Шопена.

Особенно характерно для Шопена именно мелодическое варьирование.

Еще мы видим в шопеновской музыке переплетение и даже слияние вокальности с инструментальностью. У Шопена множество мелодий, в которых песенные интонации свободно переходят в интонации иструментальные, и наоборот - инструментальные сменяются вокальными. Однако чаще можно встретить именно первое: инструментальные интонации обычно как бы вырастают у Шопена из чистого песенного начала мелодии. Шопен! нежный гений гармонии! Какое сердце, его полюбившее, какая душа, с ним сроднившаяся, не дрогнет, услышав его имя, как при воспоминании о каком-то высшем существе, с которым посчастливилось встретиться!
Ференц Лист

 

Смертельно больной композитор создает музыку, преисполненную света, восторженно-экстатического слияния с природой.

На первом плане у Шопена – инструментальная виртуозность.

 

Но есть у Шопена немало мелодий которые действительно синтезированы, слиты в органическом единстве, создают цельный художественный образ.

Синтетитьческая мелодика, объемлющее богатство вокальных и инструментальных интонаций с выразительной живостью человеческой речи, - несомненно, одна из черт реалистического стиля, реалистическо музыкального искусства.

Мы уже говорили что, сочетание вокальности и инструментальности - характерная черта польской народной музыки - польской думы.

На творчество Шопена повлияла итальянская опера.

Итальянские интонации возникают большей частью в мелодизированных фигурациях, в которых простая аккордовая основа щедро колорирована неаккордовыми звуками.

Шопен охотно применяет мелодизированные фигурации, у Шопена чрезвычайно разнообразны, и их никак нельзя свести к немногочисленным мотивным формулам.

У Шопена необычайное умение достичь разнообразия простыми средствами-то свойство которое делает его доступным для многих миллионов людей.

Шопеновская милодия пронизана полифонией, но это не та полифония, которую мы лучше всего узнаем в музыке Баха. Отдельные голоса в музыке Шопена обычно не имитируют друг друга, не повторяют один за другим туже самую мелодию. Сплетая в цельную связь разные голоса, Шопен каждому дает свою мелодию.

 

Смертельно больной композитор создает музыку, преисполненную света, восторженно-экстатического слияния с природой.

На первом плане у Шопена – инструментальная виртуозность.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глава 14. По привычке Дарина проснулась чуть раньше звона будильника, который у нее был выставлен на пять утра | Правила мультиплеерных игр




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.