Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Немецкая классическая философия 4 страница






Каждое новое явление, прежде чем стать реальностью, проходит стадию зарождения, формирования его предпосылок. Переход от предпосылок явления к его осуществлению выражается категориями возможности и действительности. Например, возникшее на заре цивилизации разделение труда содержало в себе возможность появления обмена и, как следствие, рынка.

Возможное следует отличать от невозможного. Невозможно то, что противоречит объективным закономерностям природы и истории. Более века не прекращались попытки создания «вечного» двигателя, пока открытие закона сохранения энергии не сделало их бессмысленными.

Существуют виды возможностей: формальная и реальная, абстрактная и конкретная. Их различие обусловлено наличием или отсутствием конкретных условий реализации возможностей.

2.3. Структурные связи.

Этот вид связей выражается категориями часть и целое, содержание и форма, элемент, структура и система.

Всякий предмет характеризуется целостностью, но всякое целое имеет внутреннее членение, состоит из частей. Их отношение таково, что целое только тогда является чем-то действительным, когда существует взаимодействие частей, и прекращает существование в качестве целого, как только нарушается связь частей. Однако и часть существует как нечто устойчивое и определенное только в составе целого (например, работающий орган в организме, социальные группы в обществе).

Существуют два вида целостности: аддитивная (механическая) и органическая целостность. В первом случае целое равно сумме его частей, примером чего служат машины. Целое может быть разделено на части и восстановлено в прежнем виде. Во втором случае целое богаче суммы частей, не сводимо к ней, а разделение целого на части ведет, как правило, к гибели того и другого. С эффектом целостности первыми встретились биологи и для его объяснения придумали особый нематериальный фактор, назвав его энтелехией (Аристотель), жизненной силой и другими именами. Но дело заключается не в идеальных факторах, недоступных науке, а в особом системном качестве, обусловленном взаимодействием частей в составе целого.

Категории содержания и формы выражают близкий к предыдущему вид объективной связи, но в несколько ином аспекте, а именно в аспекте внутреннего строения целого. Это можно видеть на примерах вещей, одинаковых по составу, но различающихся по строению. Различный порядок соединения частей порождает качественно иные целостности (одинаковые по составу, но различающиеся по строению молекулы органических соединений образуют химически различные вещества; политические системы демократических государств состоят из одинакового набора элементов, но по-разному связанных).

Содержание – это совокупность элементов, частей целого, а форма – способ их связи, взаимодействия в составе целого. При этом следует иметь в виду внутреннюю форму, обусловленную природой содержания, а не внешнюю, определяемую влиянием окружающей среды, хотя граница того и другого относительна. Например, химическое строение вещества определяется свойствами атомов и их групп (внутренняя форма), а его агрегатное состояние (физическая форма) - внешними условиями (температура, давление). Агрегатное состояние оказывается внешней формой по отношению к химическому строению, но оно является внутренней формой в рамках более сложной физической системы, включающей в себя вещество и внешние условия его существования. Внешней формой газа будет форма сосуда, содержащая это вещество.

Диалектика содержания и формы может быть выражена словами: содержание оформлено, а форма содержательна. Действительно, во всяком явлении имеются обе стороны, и лишь в мысли можно отвлечься от того или другого. Неоформленное содержание – это только сырой материал, а форма, не воплощенная в материале, – только идея, образ, замысел. В отношениях между содержанием и формой наиболее подвижной стороной выступает содержание, форма же закрепляет изменения в содержании и является более устойчивой, консервативной стороной. Например, достижение совершенной художественной формы произведения делает практически невозможным изменение его содержания, а утрата части содержания произведения оказывается в принципе невосполнимой, чему история искусства дает много примеров. Консервативность формы по сравнению с содержанием особенно резко проявляется в истории: господствовавшие феодальные экономические отношения, закрепленные юридическими и политическими формами (государственная власть), стали настолько косными, что только буржуазные революции оказались способны их разрушить, открывая дорогу развитию более прогрессивного содержания – способа производства, основанного на частной инициативе и наемном труде.

Категории «элемент», «структура» и «система» являются конкретизацией категорий содержания и формы, порожденной развитием науки. В XIX в. объектом исследования стали сложные системы. Системным называется объект, имеющий многокомпонентный состав и относительно устойчивую структуру. Структура – это способ связи элементов в составе целого. Примерами системных объектов являются организмы, биоценозы, биосфера, политические, культурные комплексы, энергетические, транспортные отрасли хозяйства. Они характеризуются некоторыми общими свойствами и закономерностями, что нашло отражение в общей теории систем, предложенной в середине ХХ в. Л. фон Берталанфи. В сложных динамических системах имеется особое подразделение их на две противоположные части: управляющую и управляемые подсистемы. Изучение общих закономерностей управления привело к возникновению кибернетики, основоположником которой был Н. Винер. На основе идей кибернетики возникла теория и практика конструирования ЭВМ – информатика. Результатом этих процессов в науке стала разработка особой методологии – системного подхода.

Таким образом, парные категории диалектики отражают объективные связи бытия, широко используемые в практической и познавательной деятельности людей. Логично предположить, что перечень этих категорий не исчерпан, и человек откроет в мире новые виды связей и введет новые категории для их выражения.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

Основные понятия закона: качество, свойство, количество, мера, скачок.

У всякого предмета есть нечто, отличающее его от других, делающее его именно данным предметом, а не другим, нечто, обусловливающее его определённость, устойчивость. Эта определённость вещи выражается категорией качества. Качество предмета при его взаимодействии с другими предметами проявляется в свойствах. Благодаря свойствам предметы могут быть сравниваемы (по протяжённости, длительности, массе, стоимости и т. д.), причем интенсивность одного и того же свойства у разных предметов различна. Для характеристики степени интенсивности свойства используется категория количества (длиннее, короче, тяжелее, легче и т. д.). Если ввести единицу (эталон) и процедуру измерения, то количественные характеристики можно выразить посредством чисел (величин), хотя это бывает реализуемо далеко не всегда. Этим обстоятельством определяется применение количественных методов в науке.

Между качественной и количественной определённостью предмета существует двоякая связь. Во-первых, она выражается в том, что качество предмета характеризуется набором соответствующих ему количественных характеристик (например, химический элемент имеет заряд ядра, атомную массу, валентность и другие; человек как телесное существо имеет физическую конституцию с определенным набором параметров). Зная набор этих характеристик, иногда можно достаточно точно идентифицировать объект (химический анализ вещества, опознание предмета). Второй вид связи более существенен. Он проявляется в том, что количественные изменения предмета, вызванные его взаимодействием с другими, не могут быть безграничными. Рано или поздно они сменяются качественными изменениями, в результате которых возникает другой предмет с другим набором признаков. Так, вода при изменении температуры превращается в пар или лёд. Граница существования предмета, отделяющая одно его качественное состояние от другого, называется мерой. Она может представлять собой четко фиксированное значение (атомный заряд, количественный состав вещества в химии), интервал количественных изменений, внутри которого они не вызывают качественных изменений (интервал температур между точками плавления и парообразования вещества). Качественное изменение предмета, вызванное нарушением его меры, называется скачком. Смена агрегатных состояний вещества – типичный пример скачков в природе. В зависимости от характера явлений и внешних условий скачки могут быть резкими, с чётко выраженными переходами или плавными, постепенными. Второй вид скачков более характерен для процессов в живой природе, что нашло отражение в суждении о том, что природа не делает скачков. Эволюционная теория Дарвина исходила именно из такого представления об изменчивости видов. Однако генетика с её мутациями, вызываемыми хромосомными перестройками, изменила взгляд на природу эволюции. Скачки можно различать также по длительности, что обычно зависит от условий протекания процесса (испарение воды при кипении и высыхании).

Итак, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений есть закон, согласно которому количественные изменения, накапливаясь, нарушают меру предмета и переводят его в другое качественное состояние. Новое качественное состояние характеризуется новой количественной определенностью, в частности, новой мерой. Этот закон впервые ввел в диалектику Гегель, назвав его узловой линией отношений меры.

Этот закон имеет универсальный характер и проявляется как в объективном мире, так и в сознании и познании. Следует, правда, заметить, что иногда количественные изменения неуловимы для наблюдения и в силу этого качественные изменения кажутся спонтанными (например, расщепление ядер атомов при естественной радиоактивности).

Метафизический подход в вопросе о соотношении количества и качества сводится либо к отрицанию качественных изменений в природе, либо к идее спонтанных скачков, не предваряемых стадией количественных изменений. В первом случае качественные различия предметов сводятся к количественным (например, согласно гипотезе Праута, все химические элементы представляют собой агрегаты из разного числа атомов водорода), во втором – качественные различия оказываются ничем не обусловленными (теория эмерджентной эволюции в биологии).

Закон единства и борьбы противоположностей.

Основные категории закона: тождество, различие, противоположность, противоречие.

Что является источником, движущей силой развития – вот вопрос, на который дает ответ этот закон диалектики.

Механистический метод мышления, преобладавший в науке XVII – XVIII вв., причину изменений в природе видел во внешних импульсах. Однако такое объяснение стало непригодным уже в химии, а тем более было неэффективно в биологии и социологии. Ответ дает Гегель: источником самодвижения является противоречие.

Любое явление выступает как единство противоположностей, в котором они находятся в двоякой связи, порождая друг друга (без производства не было бы потребления и, напротив, без потребления продуктов производства оно бы остановилось) и в то же время друг друга уничтожая. Такое отношение между сторонами, частями, тенденциями целого, при котором они взаимно обусловливают и в то же время взаимно отрицают друг друга, называется противоречием. Стороны противоречия называются противоположностями.

У каждого конкретного противоречия можно выделить стадии его существования: зарождение, динамическое равновесие, нарушение равновесия, разрешение противоречия. Рассмотрим это на примере возникновения социальной структуры общества. Родоплеменная общность людей характеризовалась социальным равенством, отсутствием привилегий отдельных групп, что не исключало индивидуальных различий между членами общины. Это состояние можно охарактеризовать как тождество вещи самой себе. В отличие от абстрактного тождества (например, в математике: 5=5), конкретное тождество всегда содержит несущественное различие. С появлением разделения труда различия между членами общины становятся существенными, появляются группы ремесленников, каста жрецов, племенная знать и т.д. Различие перерастает в противоречие с появлением господства и подчинения (свободные и рабы, патриции и плебеи, власть имущие и подданные). Возникнув, противоречие начинает само себя воспроизводить, усиливая поляризацию общества, что рано или поздно приводит к конфликтам (восстания рабов, гражданские войны, государственные перевороты). Дело кончается тем, что противоречие охватывает все стороны жизни рабовладельческого общества и приводит его к гибели и возникновению нового общества. Таким образом, развертывание противоречия ведет к качественному изменению предмета и выступает движущей силой его развития.

Формы противоречий зависят от характера систем: в природе, истории общества, в духовной культуре они проявляются по-разному. Противоречия, далее, можно разделить на внутренние и внешние, главные и второстепенные, конструктивные и деструктивные и др.

Закон отрицания отрицания.

Следующей в теории развития является проблема его направленности. Она выражается категориями отрицания, старого и нового.

Развитие как необратимое изменение предмета предполагает его переход от одного состояния к другому, что означает уничтожение одних свойств, сторон, элементов и возникновение других. Такой переход называется отрицанием. Как происходит отрицание в действительном мире? С одной стороны, в процессе отрицания предмет никогда не уничтожается полностью, а исчезают те его элементы, которые либо стали препятствием его развитию, либо утратили способность к нему. Эти элементы выражаются категорией старого. С другой стороны, на месте старого формируется нечто новое, которое возникает не на пустом месте, а на материале, оставшемся от предыдущего состояния. Таким образом, отрицание выступает как противоречивый процесс уничтожения и сохранения, как единство прерывности и непрерывности развития. Гегель назвал это явление снятием. Можно указать множество примеров такого отрицания в самых разных областях природы и истории человечества. Биологическая эволюция производит селекцию наиболее приспособленных форм жизни и элиминацию неприспособленных. Социальные революции, устраняя отжившие политические и экономические формы старого общества, сохраняют те культурные достижения (производительные силы, достижения науки и искусства и т.д.), на которых строится новое общество.

В отличие от диалектического понимания отрицания метафизика рассматривает его как полное уничтожение предшествующего явления. В истории культуры такое «голое, зряшное» отрицание бывало нередко (движение «пролеткульта» 20-х годов прошлого века в России, фашистский погром в культуре в Германии в 30-е годы, «культурная революция» в Китае в 60-е годы).

Однако развитие не ограничивается единичным актом отрицания, напротив, они сменяют друг друга, образуя последовательную цепь отрицаний. Какая картина развития складывается из этой последовательности? С формально-логической точки зрения, отрицание отрицания возвращает в начальное состояние. Например, воду превращаем в пар, а затем его конденсируем, получая опять воду. Возникает как бы движение по кругу. В действительности полного возврата в исходное состояние никогда не происходит, так как в процессе отрицаний изменяется содержание предмета, что-то исчезает, а что-то возникает. В этом и состоит развитие: старое отмирает, новое нарождается, совершается поступательное движение, траекторию которого можно мысленно представить как отрезок прямой линии. Если объединить оба представления: движение по кругу и поступательное движение, то напрашивается образ спирали. Это значит, что в процессе последовательно сменяющихся отрицаний предмет как бы повторяет некоторые свои черты, свойства, то есть возвращается к ним, но на более высокой основе, с новым, более богатым содержанием. Например, эмбриология установила, что зародыш высшего животного в начальный период развития повторяет в сокращенном виде основные ступени становления данного вида. Общинная собственность была вытеснена индивидуальной частной собственностью, а последняя – снова общественной (в форме групповой – акционерного капитала, кооперативной собственности или социалистической др.).

Итак, закон отрицания отрицания есть закон поступательного циклического развития, при котором на высших стадиях процесса происходит повторение некоторых свойств низших стадий. Гегель, впервые сформулировавший этот закон как закон развития мышления, выразил его в следующей форме: тезис, антитезис, синтез. В истории науки смена гипотез часто происходит по этой схеме. Например, в оптике корпускулярная гипотеза света, преобладавшая в XVIII в., в XIX в. была вытеснена волновой, а в начале ХХ в. возник корпускулярно-волновой дуализм (синтез противоположных концепций).

Изложенная в данном разделе система категорий и законов диалектики выполняет в человеческом сознании ряд важных функций: логическую, гносеологическую, методологическую. Категории и законы диалектики являются частью логического аппарата человека, то есть формами мышления, упорядочивающими человеческий опыт. Посредством их человек мыслит мир, тем самым духовно его осваивает, то есть познает. Категории «подсказывают» человеку, какие вопросы задавать природе, в каком направлении вести исследование. В этом и состоит их методологическая функция.

ТЕМА 11. БЫТИЕ КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ

Вопросы:

1. Постановка проблемы бытия в истории философии.

2. Основные формы бытия.

Основные понятия: мир, бытие, небытие, материальное, идеальное, природа, культура.

 

1. Из вводной части курса философии известно, что для всякого, в том числе и философского, мировоззрения основными являются проблемы: что такое мир и что такое человек? Первая из названных проблем будет предметом данной темы. Суть ее И.В. Гете выразил устами Фауста: «Чтоб дух по зову мне явился и тайну бытия открыл. Чтоб я, невежда, без конца не корчил больше мудреца, а понял бы, уединясь, Вселенной внутреннюю связь, постиг все сущее в основе и не вдавался в суесловье».

Начиная с того времени, когда человек выделил себя из природы, осознал себя как существо, отличное от других живых существ, он должен был задуматься над вопросом о том, что такое мир, который его окружает, как ему вести себя в этом мире, что ему делать по отношению к нему? Причем этот вопрос имел для него отнюдь не теоретический, а прежде всего, практический, жизненно значимый характер. Мифы, первобытные религии как раз и были первыми попытками его решения. Ритуальные действия (жертвоприношения и другие религиозные обряды) дают нам представление о том уровне понимания бытия, каким обладал человек на заре своего существования в эпоху дикости и варварства.

Теоретическое осознание проблемы мира дает философия.

Итак, что такое мир? Размышление над этой проблемой приводит к постановке ряда связанных между собой вопросов, каждый из которых выделяет какую-то одну сторону общей проблемы.

Первый вопрос: что существует? Смысл данного вопроса заключается в следующем. Является ли тот мир, который дан мне чувственно, действительно существующим, подлинным миром или же он есть лишь проявление, образ, тень, символ другого, скрытого от меня подлинного мира? Причем, если верно второе, возникает вопрос о том, какова природа истинного мира, каким способом он существует и в каком отношении находится к чувственно данному миру?

Вопрос о том, что существует, имеет не только мировоззренческое значение. Он принципиально важен и для науки. Например, в естествознании XVII–XIX вв. считалось самоочевидным, что реально существуют материальные тела как устойчивые агрегаты атомов, имеющие постоянную массу. Задача науки – изучать законы движения этих тел. Однако в конце XIX в. выяснилось, что атомы состоят из электронов, не имеющих механической массы. В результате мир телесных объектов как бы испарился. «Материя (то есть вещество) исчезла, остались одни уравнения», – такими словами некоторые физики выразили возникшую ситуацию. Но что, в таком случае, изучает физика? Не менее сложным является вопрос о существовании в математике: в каком смысле можно говорить о существовании числа, фигуры, функции?

Второй вопрос: едино ли то, что существует? Иными словами, может ли многообразие мира, как бы мы себе этот мир ни представляли, быть сведено к единому началу или, по крайней мере, к нескольким началам, или, наоборот, мир множествен, неоднороден, и сама постановка вопроса о его единстве несостоятельна?

Третий вопрос: является ли мир раз и навсегда данным, качественно неизменным, покоящимся или же он движется, изменяется? Если верно последнее, то неизбежно встает вопрос об источнике движения мира, причине его изменения. Где же искать этот источник, в посюстороннем или потустороннем мире? Если же признать мир неизменным, то и здесь нас ждет альтернатива: либо мир вечно существует таким, каким он пребывает теперь, либо он был когда-то создан в том самом виде, который сохраняет поныне.

Рассмотрим эти вопросы.

Итак, исходной посылкой всякой философии является констатация факта: нашей чувственности дан некоторый «мир». Следует заметить, что этот «мир» будет разным для людей различных эпох. Так, мир природы совсем иначе представлялся дикарю, члену античного полиса, европейцу XVII в. и современному человеку. Еще в большей степени несовместимы образы социального мира, складывающиеся в головах представителей разных эпох.

Отвечая на первый вопрос (что существует), философы Древней Греции в массе своей были единодушны в том, что за миром явлений скрывается истинный мир, то есть бытие. Учение о бытии в философии получило название онтологии (греч. «он» – сущее).

Самой древней идеей онтологии была идея «начала» (греч. «архэ»), общая для всей зарождавшейся философии: ян и инь в даосизме, огонь, воздух, вода, земля и др. в локаяте и греческой фисиологии. Все чувственно воспринимаемые вещи состоят из этих начал как вечных и неизменных, абсолютно простых элементов. Здесь вполне определенно выражена идея несотворимости и неуничтожимости бытия, остающегося неизменным при изменчивости чувственно воспринимаемого мира.

Одна из ранних философских школ – элейская – в лице Парменида дала первое абстрактно-философское решение проблемы бытия: бытие есть, а небытия нет; бытие едино, неделимо и неподвижно; бытие может быть лишь умопостигаемо, но недоступно чувственному восприятию; бытие и мысль о бытии есть одно и то же. Итак, в этих высказываниях Парменида даны ответы на все поставленные выше вопросы. Доказательства этих положений давались Зеноном «методом от противного» с помощью серии парадоксов – апорий. В основе доказательств лежит следующий принцип: не может существовать то, мысль о чем содержит противоречие (например, круглый квадрат, прекрасное безобразие и т. п.). Предположив, например, что мир движется, мы тотчас приходим к противоречию между чувственно данным и мыслимым (апории «Ахилл и черепаха», «Летящая стрела», «Стадий»); предположив делимость пространства, приходим к противоречию возможного и действительного (апория «Дихотомия»). Итак, видимый мир кажется множественным, делимым, подвижным и изменчивым. Но, с точки зрения элеатов, это неистинный, иллюзорный мир; подлинный мир – бытие – едино, неделимо и неподвижно.

Современник Парменида Гераклит из Эфеса наряду с категорией бытия вводит категорию небытия. Для Гераклита вещь одновременно существует и не существует, ибо она находится в непрерывном становлении, в переходе в свою противоположность (сухое и влажное, теплое и холодное). Таким образом, новое содержание, внесенное Гераклитом в проблему бытия, – это мысль об изменчивости мира, о его процессуальном характере. Благодаря Гераклиту неподвижное бытие Парменида стало, во-первых, изменчивым, а, во-вторых, дополнилось своей противоположностью – небытием. Небытие – это не отсутствие бытия, не абсолютное ничто, которого нет, а иная форма существования предмета.

Иначе решается проблема бытия у Демокрита и Платона. Для них также видимый мир есть проявление другого мира. Но какого? У Демокрита – это мир атомов: «В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты». Бытие – это атомы, то есть последние неделимые сущности, вечные, неизменные «кирпичики» мироздания, различающиеся размерами, формой и положением в пространстве, чувственно невоспринимаемые, а лишь мысленно представляемые. Пустота – это небытие, существующее, однако, наряду с бытием (атомами) как его вместилище. В образе пустоты Демокрит намечает идею бесконечного пространства, в которое погружен Космос. Таким образом, небытие Демокрита, как и небытие Гераклита, не ничто, а нечто существующее.

В учении Платона подлинный, истинный мир – это мир эйдосов, то есть вечных, совершенных образов, или идей, или сущностей, по отношению к которым чувственные вещи выступают как их «тени», их копии.

То новое, что вносят Демокрит и Платон в обсуждаемую проблему, составляет мысль о множественности бытия. Однако они в чем-то идут назад по сравнению с Гераклитом: и атомы Демокрита, и идеи Платона – неизменны, первые вследствие их абсолютной простоты, вторые – вследствие их совершенства.

Новый взгляд на проблему бытия вырабатывает Аристотель. Отвергая учение Платона об идеях как сущностях, существующих до вещей, он признает действительно существующими лишь индивидуумы, то есть отдельные, единичные вещи. Именно единичные вещи являются первичными сущностями, изучением которых занимается физика, причем все первичные сущности для науки равноправны, все одинаково достойны изучения. Таким образом, с Аристотеля берет начало новое представление о мире как множестве индивидуальных вещей. Однако у него сохраняются многие черты учения о бытии его предшественников, и, прежде всего, идея неизменной сущности бытия.

Не ставя задачи дать систематическое изложение проблемы бытия в истории философии от античности до современности, отметим отдельные, наиболее характерные моменты. В средневековой философии следует назвать томизм, согласно которому мир представляет собой иерархию видов бытия, в которой Бог есть высшее, абсолютное бытие, а материя – «слабейший вид бытия», лишь возможность бытия. Это преобразованное для нужд христианства учение Аристотеля.

В философии Нового времени широкое распространение получила категория субстанции, понимаемой как первооснова, сущность мира. «Под субстанцией я разумею то, что существует само по себе и представляется само через себя», «субстанция есть причина самой себя», – говорит Б. Спиноза. В философии Р. Декарта, Б. Спинозы, Т. Гоббса в качестве субстанции мира выступила протяженность, то есть абстрактное геометрическое пространство. В представлении этих философов чувственно многообразный мир как бы испарялся, оставляя чистую геометрическую структуру. Подобный взгляд на мир объяснялся тем, что естествознание того времени, представляемое астрономией и кинематикой (раздел механики), не давало о природе более конкретного знания, чем знание ее геометрических свойств.

В XVIII в. возникает новая линия философских рассуждений о бытии, представленная Дж. Беркли. Ее основной принцип: существовать – значит быть воспринимаемым. С позиций этой философии мир существует постольку, поскольку есть субъект, способный воспринимать идеи и комбинировать их каким-либо способом. Комбинации ощущений («коллекции идей», по Беркли) и есть то, что называют вещами. Другими словами, с точки зрения этой философии, вне восприятия субъекта мир вещей самих по себе не существует («материя есть ничто»).

Параллельно берклианству и в качестве альтернативы ему в XVIII в. широкое распространение в Европе получило понимание мира как природы, – идея, предложенная еще в начале XVII в. Ф. Бэконом. Всё существующее есть предмет природы или ее свойство. Эта материалистическая позиция, представленная такими именами, как Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций во Франции, Л. Фейербах в Германии, была ими положена в качестве основания для объяснения сущности человека, общества, государства и т. д. И, наконец, напомним основную мысль гегелевской философии: чувственно воспринимаемый мир – это инобытие мировой идеи, которая, проходя различные стадии развития, воплощается в телесных вещах, совокупность которых он называет материей («субстанция материи есть тяжесть»). Формально говоря, картина мира, по Г. Гегелю, есть результат синтеза основных положений философии Гераклита (идея изменчивости) и Платона (приоритет идеи над вещью).

Итак, если подытожить приведенные взгляды различных философов, выделив в них главные моменты с точки зрения трех ранее сформулированных основных вопросов: что существует, едино ли то, что существует, изменяется ли оно, то получим следующее.

Для одних философов подлинный мир – это мир идеальных объектов, которые существуют независимо от вещей и обнаруживаются в тех или иных проявлениях, доступных человеческому восприятию. Для других подлинный мир – это мир пространственных, телесных объектов (первоэлементы, атомы, природа), то есть материальных вещей. Первая позиция получила название идеализма, вторая – материализма. Подлинным для идеализма оказывается идеальное бытие, для материализма – материальное бытие. Существующие между материализмом и идеализмом промежуточные течения в философии: пантеизм, деизм, дуализм – в понимании проблемы бытия склоняются то в одну, то в другую сторону.

В зависимости от решения первого находится и решение второго вопроса: едино ли то, что существует? Так, для Платона, Аристотеля, Декарта, Беркли, Гегеля мир един, и основу его единства составляет бог, принимающий вид то совершенного блага у Платона, то формы форм у Аристотеля, то христианского Бога. Для Фалеса, Демокрита, Дидро, Фейербаха и других материалистов и физиков Нового времени основу мира составляет нечто телесное, протяженное, вещественное, причем конкретное понимание этого нечто, называемого материей, начиная с XVII в., стало всецело определяться естествознанием.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.