Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Природа и общество






Социальная философия – это философское учение об обществе, которое явля­ется закономерным результатом на пути поступательного развития природы.

Природа – это всё существующее в бесконечном много­образии своих проявлений. В этом смысле понятие природы выступает синонимом поня­тий Вселенная, материя, мир. Природа – это совокупность явлений, процессов и отношений, которые существовали до возникновения человека, вне и независимо от его сознания и не являются результатом его деятельности. На Земле в процессе взаимодействия неорганической геосферы с энергией космического пространства формируется сфера жизни (биосфера планеты), представляющая собой совокупность живых организмов и растений, которые в процессе своей эволюции создали качественно новое образование – человеческое общество.

Философы долгое время не могли определить место общества в системе материального мира. Они либо абсолютизировали факт единства природы и общества, либо непомерно раздували их качественное различие. Научный подход в определении взаимосвязи природы и общества предполагает учитывать как их единство, так и их различие. Общество – это качественно определенная часть природы, характеризующаяся системой материаль­ных и духовных отношений, основу которых составляет материальное производство. Общество в своем развитии постоянно взаимодействует с природой и развитие его немыс­лимо без естественных предпосылок, к числу которых относится географическая среда и народонаселение.

Понятие географической среды охватывает не всю бесконечную природу, а ту ее часть, с которой непосредственно или опосредованно соприкасается человек. Элементами географической среды являются: рельеф, климат, почва, природные богатства земных недр, флора, фауна, естественные пути сообщения и т.д. Географическая среда необходима для жизни общества и оказывает непосредственное влияние на его развитие. В XVI веке в связи с великими географическими открытиями и на их основе французский социолог Боден по­ложил начало теории географического детерминизма. Географический детерминизм, направление, обосновывающее положение об определяющей роли природной среды в развитии общества (Монтескье, Мечников, Гумилёв). Так, по мнению Монтескье, ре­шающую роль в жизни людей играет такой природный фактор, как климат. Монтескье по­лагал, что нравственные принципы общества, государство и законодательство определяются климатом. В частности, жаркий климат, обуславливает ленность, малодушие людей и неизбежно приводит к возникновению рабства. Холодный климат, наоборот, придает уму и телу людей известную силу, делает их трудолюбивыми и отважными.

Географическая среда, конечно, не является решающим условием или причиной обще­ственного развития, но заслуга теории географического детерминизма состоит в том, что она впервые поставила вопрос о влиянии географической среды на развитие общест­ва Географическая среда не может определять развитие общества и тем более политику государства, но она может ускорить или замедлить темпы развития стран и народов. По мере прогрессивного развития общества усиливается власть человека над природой. Одна­ко вместе с расширением масштабов деятельности человека растет и опасность его не­управляемого воздействия на природную среду. Географический детерминизм является философской основой геополитики. Геополитика – направление, объясняющая внешнюю и внутреннюю политику государства действием природных факторов. Она была официально признана фашистской Германий для реализации идей «борьбы за чистоту расы и жизненное пространство».

Кроме географической среды необходимым условием существования и развития обще­ства является народонаселение. Народонаселение – это совокупность людей, прожи­вающих в пределах определенных территорий. Наука о народонаселении и закономерностях его развития называется демографией. В конце XVIII в. английский священник Томас Мальтус сформулировал «великий закон природы», согласно которому народонаселение растет в геометрической прогрессии, в то время как общественное богатство – в арифметической. Поэтому в обществе всегда есть определённое число людей, которых оно не может содержать, что является объективной основой нищеты. Перенаселение, по Мальтусу, может сдерживаться посред­ством войн, эпидемий, ограничения браков и регулированием рождаемости.

Современные последователи Мальтуса, неомальтузианцы, утверждают, что ныне проис­ходящий демографический взрыв не менее опасен, чем взрыв атомной бомбы и что уже в ближайшие десятилетия на Земле возможны новые очаги голода. Они предлагают осмыс­лить ряд чрезвычайных мер по предотвращению «людского муравейника» – от детоубийст­ва и эвтаназии до применения «пилюль», ограничивающих рождение девочек и производ­ства по преимуществу мужского потомства.

Общество не просто приспосабливается к природе, а активно изменяет её в соответствии со своими потребностями, создавая в природной среде особое место своего обитания – жилище, дом, что по-гречески звучит как «экос». Поэтому проблемы взаимодействия общества и природы принято называть экологическими. Принято различать естественную и искусственную природу. В процессе своей преобразующей деятельности человек коренным образом меняет облик планеты: создаёт новые элементы естественной природной среды, а также формирует искусственную оболочку планеты – техносферу (оболочка планеты, созданная материальной деятельностью человека) и ноосферу (идеально-информационная оболочка планеты, созданная его разумной деятельностью). Человечество изменяет поверхность Земли, создаёт новые виды растений и животных, а также творит объекты, которые не имеют естественный природных основ – их принято называть искусственной или второй природой. Если естественная природа – это природа, не тронутая человеком, то искусственная – это «вторая» природа, т.е. естественная природа, включённая в сферу человеческой деятельности. И хотя в процессе своего развития человечество всё больше отдаляется от естественной природы, тем не менее, в основе его жизнедеятельности всегда ежат природные факторы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.