Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика двух подходов к понятию персонала 2 страница






В настоящее время службы управления персоналом в крупных компаниях включают в себя более 100 человек и около десятка различных подразделений. Рассмотрим функциональную структуру службы управления персоналом крупной компании.

 
 

 


Рис.3. Функциональная структура службы управления персоналом.

Отдел планирования трудовых ресурсов: изучает рынок труда, определяет потребность в человеческих ресурсах, намечает меры по удовлетворению потребности в человеческих ресурсах.

Отдел найма персонала: проводит набор и отбор персонала, заключает трудовые договора.

Отдел кадров: осуществляет проф.ориентацию и ввод в должность новых работников, ведет личные дела и трудовую статистику, осуществляет оценку кадров.

Отдел организации заработной платы: проводит анализ должностных обязанностей, классификацию работ и их тарификацию, разработку систем оплаты и стимулирования труда.

Отдел профессионального обучения и переподготовки контролирует: производственное обучение, специальное обучение инструкторов, подготовку учебных материалов, отношения с внешними учебными центрами, учет и статистику программ обучения.

Отдел трудовых отношений отвечает за: участие в коллективных соглашениях, разбор трудовых споров, работу по жалобам, содействие развитию связей между администрацией и работниками.

Отдел социального развития: сосредотачивает все функции, связанные с созданием и управлением внутрифирменной социальной инфраструктурой и предоставлением работникам дополнительных социальных льгот.

Отдел безопасности труда и медицинской помощи выполняет необходимый комплекс работ для обеспечения безопасности на производстве.

Отдел исследований по персоналу проводит изучение вопросов кадровой политики и трудовых отношений, включая сбор внешней информации, обследует состояние морально-психологического климата в организации, а также осуществляет разработку правил, приемов и процедур кадровой работы, разработку форм документооборота для кадровой службы.

Конкретная структура и состав службы управления персоналом зависит от ряда факторов:

количественный и качественный состав работников организации;

сфера деятельности организации;

система управления организацией;

качественный состав линейных руководителей;

наличие объектов социальной инфраструктуры.

На предприятиях России до последнего времени функции управления персоналом были разделены между отделами: кадров, организации труда и заработной платы, подготовки кадров.

 

 
 

 


Рис.4. Структура управления персоналом в организациях России.

Также ряд функций выполняли отделы (при их наличии): главного технолога, плановый, юридический, охраны труда и техники безопасности, социального развития. При этом отдел кадров не являлся ни методическим, ни информационным, ни координирующим центром кадровой работы.

Требования к специалистам службы управления персоналом.

Основными значимыми качествами личности специалиста службы управления персоналом являются: гражданская и эмоциональная зрелость, социально-психологическая направленность на работу с людьми; развитые познавательные, организаторские и коммуникативные способности; профессиональные знания, умения и навыки.

В последние годы во внутрифирменном управлении за рубежом выделился ряд новых профессий и специализаций в области управления персоналом. Например, в США готовят кадровиков по 20 специальностям. Рассмотрим некоторые из них.

Таблица 3

Специальность Содержание
Рекрутер Человек, осуществляющий набор персонала
Специалист по планированию карьеры Составляет график должностного продвижения работников
Интервьюер Специалист, который на основе интервью решает, брать ли человека в организацию и как лучше его адаптировать
Специалист по характеру Должен знать характеристики всех рабочих мест и всех работников
Специалист по семейным отношениям Должен разобраться, что мешает нормальным семейным отношениям, и дать пути решения. Семейные проблемы не должны мешать работе.
Инспектор по начислению заработной платы Должен сделать так, чтобы ни один работник не пришел за разъяснением, почему он столько получил.
Инспектор по морали Следит за тем, чтобы все было гласным.

 

Каждый вид деятельности по управлению персоналом затрагивает как службу управления персоналом, так и линейного менеджера.

 

 

Таблица 4.

Виды деятельности и обязанности линейных руководителей

и службы УЧР.

Вид деятельности Обязанности линейных менеджеров Обязанности службы управления персоналом
Укомплектование штата Предоставление данных для анализа работ и составления квалификационных требований; координация стратегических планов с планами по УЧР; интервью с кандидатами; принятие окончательного решения о приеме или продвижении. Анализ работ, планирование ЧР, набор кандидатов; проведение тестов, подготовка интервью, исследования кандидатов.
Сохранение штата Справедливые требования к работникам, открытые коммуникации, разрешение конфликтов, помощь в групповой работе, уважение достоинства каждой личности, увеличение оплаты труда в зависимости от его качества. Разработка программ компенсации и выплаты премий, здоровье и безопасность, обслуживание работников.
Развитие персонала Обучение во время работы, обогащение труда, тренировка, мотивационные приемы, обеспечение обратной связи о результатах. Специальное обучение, управленческое и организационное развитие, планирование карьеры, консультирование, исследования в области УЧР.
Регулирование отношений с персоналом Дисциплина, наказания, увольнение, переводы. Анализ жалоб работников, услуги по трудоустройству в случае увольнения.

 

Нормативно-методическое обеспечение СУП

Нормативно-методическое обеспечение СУП – это совокупность документов организационного, организационно-методического, организационно-распорядительного, технического, нормативно-технического, технико-экономического и экономического характера, а также нормативно-справочные материалы, устанавливающие нормы, правила, требования, характеристики, методы и другие данные, используемые при решении задач организации труда и управления персоналом и утвержденные в соответствующем порядке компетентными органами или руководством организации.

Нормативно-методическое обеспечение создает условия для эффективного процесса подготовки, принятия и реализации решений по управлению персоналом. Оно состоит в организации разработки и применения методических документов, а также ведения нормативного хозяйства в системе управления персоналом.

Группировка нормативно-методических материалов, их содержание, примеры и наименования некоторых документов приведены в табл.5.

Таблица 5.

Нормативно-методические документы СУП

Группы документов Содержание документов Примеры норм, нормативов и документов Наименования документов
Нормативно-справочные документы Включают нормы и нормативы, необходимые при решении задач организации и планирования труда в сфере производства и управления 1) первичные нормы времени и расценки 2) производные нормы и нормативы, полученные на основе первичных 3) Нормы установленные вышестоящими организациями или в централизованном порядке (подоходный налог, налог на фонд оплаты труда) Маршрутно технологическая карта Операционно технологическая карта Оперограмма Программа выпуска деталей Сменно-суточные задания Инструкция гос. налоговой службы РФ по применению закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц»
Документы организационного характера Регламентируют задачи, функции, права, обязанности подразделений и отдельных работников СУП; содержат методы и правила выполнения работ по управлению персоналом 1) Законодательные акты по вопросам труда и кадров 2) Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ по вопросам труда, оплаты труда, охраны труда и т.п. 3) Руководящие документы Минтруда и других государственных органов   4) Приказы, инструкции, положения вышестоящего ведомства 5) Приказы, инструкции, положения данной организации Гражданский кодекс РФ, Кодекс законов о труде Указ Президента «О привлечении в РФ иностранной рабочей силы», Постановление Правительства «О мерах по социальной защите инвалидов» Постановление Минтруда «Об утверждении тарифно квалификационных характеристик» Инструкция министерства об улучшении условий труда   Коллективный договор, Правила внутреннего распорядка, Штатное расписание
Документы технического, технико-экономического и экономического характера Содержат правила, нормы, требования, регламентирующие стандарты всех категорий и видов Нормы планировки рабочих мест Стандарты качества Часовая тарифная ставка Коэффициенты доплаты за сверхурочные работы Бизнес-план Стандарты по ТБ Смета затрат на производство Отчет о численности работников организации

 

Контрольные вопросы:

1. Виды персонала организации.

2. Факторы, влияющие на структуру службы управления персоналом.

3. Обязанности линейных руководителей и службы управления персоналом.

4. Нормативно-методическое обеспечение деятельности службы управления персоналом.

 

Тема 4. Трудовые ресурсы и рынок труда.

 

Категории населения.

Трудовые ресурсы – население в трудоспособном возрасте (для мужчин – от 16 до 59 лет, для женщин – от 16 до 54 лет включительно), за исключением неработающих инвалидов I и II групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях, а также лица в нетрудоспособном возрасте (подростки и население старше трудоспособного возраста), занятые в экономике.

Экономически активное население (рабочая сила) – это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных.

К занятым относятся лица, которые:

1) выполняют работу по найму, за вознаграждение, а также иную приносящую доход работу;

2) временно не работают из-за болезни или травмы, находятся в трудовом отпуске или пользуются отгулами;

3) выполняют работу без оплаты на семейном предприятии;

4) самостоятельно обеспечивают себя работой;

5) являются военнослужащими;

6) находятся в отпуске по беременности, родам и уходу за ре­бенком;

7) избраны, назначены или утверждены на оплачиваемую долж­ность;

8) обучаются в общеобразовательных школах, ПТУ, проходят оч­ный курс обучения в высших, средних специальных и прочих учебных заведениях.

К безработным относятся лица, которые:

1) по не зависящим от них причинам не имеют работы и трудо­вого дохода; 2) зарегистрированы в государственной службе заня­тости в качестве лиц, ищущих работу; 3) способные и готовые тру­диться, но не находящие соответствующего спроса на рынке труда.

Занятые и безработные как категории населения образуют в це­лом экономически активное население, или совокупную рабочую силу.

Экономически неактивное население - это: пенсионеры; инвали­ды; лица, находящиеся в местах лишения свободы; домохозяйки; ли­ца, прекратившие поиск работы; лица, не нуждающиеся в работе как способе поддержания существования.

Рынок труда как составная часть рыночной экономики в целом представляет собой сбалансированную и жизнеспособную структуру спроса и предложения рабочей силы.

Состояние рынка труда характеризует проблема занятости-безработицы. Количественным показателем состояния дел на рынке труда счи­тается норма безработицы. Она исчисляется как процентное отноше­ние числа безработных к численности совокупной рабочей силы (эко­номически активное население).

В экономической науке господствует мнение, что наличие в обществе небольшого процента безработных неизбежно и при здоровой экономике. Когда идет речь о нормализации положения на рынке труда, имеется в виду не достижение стопроцентной заня­тости трудоспособного населения, а приведение процентной доли безработных к уровню естественной нормы безработицы. Под естест­венной нормой безработицы понимается такой процент безработных в обществе, который соответствует экономически целесообразному уровню занятости. Есть точка зрения, что безработица в размере 5-7% допустима и целесообразна. Вопрос тактики и стратегии реформ состоит в пра­вильном выборе в каждый данный момент того ее вида и тех ее масштабов, которые связаны с наименьшими экономическими и политичес­кими издержками.

Таблица 6

Население и трудовые ресурсы России

(млн.чел.)

Показатель            
Численность населения – всего 148, 2 148, 3 148, 3 148, 0 147, 9 147, 6
В том числе: Моложе трудоспособного возраста 36, 0 35, 7 35, 2 34, 5 33, 9  
Трудоспособное население 83, 8 83, 9 83, 8 83, 8 83, 1  
Старше трудоспособного возраста 27, 2 28, 7 29, 3 29, 7 30, 0  
Трудовые ресурсы – всего 86, 5 86, 3 86, 1 86, 2 85, 3  
В том числе: Занятое население 75, 3 73, 8 72, 1 70, 9 68, 5 67, 1
Учащиеся 5, 6 5, 6 5, 6 5, 2 5, 3  
Лица в трудоспособном возрасте, не занятые в экономике 5, 6 6, 9 8, 4 10, 1 11, 5  

 

Таблица 7

Численность экономически активного населения

(тыс.чел.)

Показатель         Дек.1998
Экономически активное население - всего          
Мужчины          
Женщины          
В том числе: Занятые – всего          
Мужчины          
Женщины          
Безработные – всего          
Мужчины          
Женщины          
В том числе: Официальных безработных –всего          
Мужчины          
Женщины          

 

Безработица может быть вынужденной и добровольной. К добровольной относятся фрикционная, институционная и сезонная безработица.

Фрикционная безработица - это временная незанятость, связан­ная с переходом с одного рабочего места на другое или поисками более подходящей работы. Фрикционная безработица имеет низкую продолжительность и более половины граждан в этом случае находят работу самостоятельно.

Институционная безработица порождается институтом социальной защиты безработных (при этом, чем выше пособие по безработице, тем продолжительнее время поиска новой работы), а также таким фактором как повышение гарантированного минимума заработной платы. Этот вид безработицы провоцируется и несовершенством налоговой системы. Чем ниже доходы работающих, чем меньше разница между доходом и социальными пособиями, тем меньше у безработных желание трудиться и тем более длительными оказываются сроки поиска работы.

Сезонная безработица возникает в результате сезонных колеба­ний спроса на рабочую силу. Она затрагивает тех, чей труд обус­ловлен спецификой времени года, - занятых в рыболовстве, строительстве, сельском хозяйстве.

К вынужденной безработице относятся технологическая, структурная, конверсионная, экономическая, молодежная.

Технологическая безработица порождается переходом к новым поколениям техники и технологии, когда часть рабочей силы становится либо лишней, либо требует нового, более высокого уровня квалификации и перепрофилирования.

Структурная безработица связана с масштабными структурными преобразованиями экономики, закрытием устаревших предприятий, сокращением численности управленческого персонала.

Конверсионная безработица связана с сокращением занятых в отраслях военно-промышленного комплекса и в армии.

Экономическая безработица вызывается конъюнктурой рынка, экономической политикой государства, поражением части производителей в конкурентной борьбе.

Молодежная безработица (к молодежи по статистике относятся граждане в возрасте от 16 до 29 лет) обычно наблюдается на двух этапах: (а) после окончания школы, (б) после окончания учебных заведений. В настоящее время удельный вес молодежи среди безработных составляет около 35%.

С точки зрения продолжительности безработица может быть продолжительной (4 - 8 месяцев), длительной (8 – 18 месяцев) и застойной (более 18 месяцев). Продолжительность безработицы оп­ределяется временем, в течение которого человек не может найти работу. При одном и том же годичном уровне безработицы, скажем, 5%, возможны две совершенно различные ситуации на рынке труда:

1) В течение года каждый работник был безработным 5% време­ни, т.е. примерно 2, 5 недели. В этом случае мы имеем дело с мас­совой безработицей, средняя продолжительность которой мала.

2) В течение всего года 5% совокупной рабочей силы охвачены безработицей. Следовательно, подавляющее большинство трудоспо­собного населения имеет работу, но у тех 5%, которые ее лишены, продолжительность безработицы очень высока.

Из этих двух ситуаций, безусловно, вторая тяжелее. Наличие в обществе стабильной группы, охваченной застойной безработи­цей, чревато опасными последствиями, как для самих безработных, так и для всего общества. Такие безработные составляют сейчас более 25% общей численности безработных.

Вынужденная безработица в условиях экономики с глубокими деформациями рыночных отношений часто приобретает скрытый характер. Существует количественная взаимосвязь между экономической активностью и безработицей, которая исчисляется согласно следую­щему закону: для того, чтобы безработица не прогрессировала и ее показатель оставался на стабильном уровне, необходимо ежегодное увеличение валового национального продукта примерно на 2.7 %. Каждые дополнительные 2% прироста ВНП уменьшают долю безработных на 1 процентный пункт, и наоборот.

С этой точки зрения сложившаяся сейчас в России ситуация представляет собой экономический парадокс. Официально объявленные Госкомстатом РФ оценки уровня безработицы резко не соответствуют показателям уровня производства. В 1994 г. ВНП составлял только 59% от уровня 1991 г. И, тем не менее, сокращение занятости за ука­занный период не превысило 4, 5%. Объяснение состоит в том, что спад производства в России выражен преимущественно в резком сни­жении производительности труда при относительно умеренном росте открытой безработицы.

Отсюда можно сделать вывод, что, помимо открытой, существует и скрытая безработица. Она проявляется в том, что значительное количество людей, официально имеющих работу, и числящихся заняты­ми, в действительности длительное время не участвуют реально в производстве. По оценкам Государственной службы занятости скрытая безработица в России на конец 1994 г. составляет 4-5 млн. чело­век. Это примерно 7% экономически активного населения.

Проявлением скрытой безработицы в России можно считать и та­кое характерное явление, как невыплаты зарплаты. Они достигли к концу 1994 г. 4, 5-5 триллионов рублей. Исходя из величины средней зарплаты, можно рассчитать, что не получили денежного вознаграж­дения за свой труд около 1, 5 млн. человек, которые, следователь­но, тоже могут рассматриваться как безработные.

Кроме того, в России существует большая армия частично без­работных. Эту категорию составляют люди, формально имеющие рабо­ту, но в течение длительного времени находящиеся под угрозой увольнения, переведенные на сокращенную рабочую неделю. Частичная безработица в 1994 г. охватывала 5-6 млн. человек.

Безработица и инфляция. Существует экономическая закономер­ность: уровень безработицы в стране находится в обратной пропор­ции к уровню инфляции. График, отражающий эту зависимость, называ­ется " кривой Филипса". Кривая Филипса представляет собой гипер­болу, показывающую, что темпы роста заработной платы, а, следова­тельно, и цен, определяются уровнем безработицы. Концепция анти­инфляционной политики, основанная на кривой Филипса, предполага­ет, таким образом, жесткую ситуацию выбора: либо низкие темпы инфляции при высоком уровне безработицы, либо высокие темпы инф­ляции при низком уровне безработицы.

 

 

Контрольные вопросы:

Категории населения на рынке труда.

Современная ситуация на рынке труда России.

Виды безработицы.

Безработица и инфляция.

 

Тема 5. Кадровое планирование

 

Кадровое планирование – это целенаправленная деятельность по подготовке кадров, обеспечению пропорционального и динамичного развития персонала, расчету его профессионально-квалификационной структуры, определению общей и дополнительной потребности, контролю за его использованием.

Содержание процесса кадрового планирования можно представить в виде схемы (Рис.5).

 

 

 


Рис.5. Содержание процесса кадрового планирования.

 

Кадровое планирование включает в себя: прогнозирование перспективных потребностей организации в персонале (по отдельным его категориям); изучение рынка труда и программы мероприятий по его «освоению»; анализ системы рабочих мест организации; разработку программ и мероприятий по развитию персонала.

Цели кадрового планирования: получить и удержать работников нужного качества и в нужном количестве; наилучшим образом использовать потенциал своего персонала; быть способной предвидеть проблемы, возникающие из возможного избытка или нехватки персонала.

Общая схема внутрифирменного кадрового планирования состоит из нескольких основных блоков (рис.6).

 

 
 

 

 


2-й блок 1-й блок

 

3-й блок

 

Рис.6. Общая схема кадрового планирования.

Первый блок – постановка кадровой проблемы. Здесь нужно ответить на вопрос: что необходимо производству с точки зрения его кадрового обеспечения? Параметры производственной структуры и организационная структура определяют необходимое количество рабочей силы и ее качество. Требования к конкретным рабочим местам постоянно уточняются на основе анализа работ, функций, должностных инструкций.

Анализ работ. Термин анализ работ описывает процесс получения информации о различных видах работ. В результате анализа работы получают информацию двух видов. Описание работы – какие задачи должны быть выполнены в процессе работы. Спецификация работы – какие требования предъявляются к исполнителю данной работы.

Динамические характеристики работы. При анализе работы важно учитывать два момента. Во-первых, с течением времени все меняется. Природа самой работы должна меняться по трем причинам: время года или суток; люди; окружающая среда. Во-вторых, спецификация работы должна быть составлена, исходя из минимально необходимой квалификации исполнителя. Это не всегда происходит, так в американской промышленности по оценкам 65 % работ требуют от кандидатов высшего образования, хотя они с легкостью могут быть выполнены и работником, с более низким уровнем образования.

Таблица 8

Методы анализа работы

Метод Описание Преимущества Недостатки
Выполнение работы Исследователь сам выполняет данную работу, чтобы из первых рук получить информацию о ней. Есть возможность самому исследователю выяснить все требования данной работы. Этот метод неприемлем для работ, требующих длительного обучения, или выполнение которых связано с опасностью для жизни и здоровья.
Наблюдение Исследователь просто наблюдает за рабочим или группой рабочих, выполняющих данную работу. Не вмешиваясь, исследователь фиксирует что, зачем и как выполняет работник. Прямое наблюдение за работником может дать более богатое и глубокое понимание данной работы, чем описание работы самим работником. Если работа имеет преимущественно умственный характер, то наблюдение за ней даст мало полезной информации.
Интервью Есть много видов работ, которые нельзя выполнить самому или пронаблюдать. Тогда приходиться положиться на собственное описание работником того, что, зачем и как он делает. Этот метод позволяет получать информацию, как о стандартной, так и о нестандартной деятельности, как о физической, так и об умственной работе. Работник может дать информацию, которая часто не может быть получена путем наблюдения, или с помощью других методов. Работник может относиться с подозрением к интервьюеру. Интервьюер может задавать неоднозначные вопросы. Таким образом, возможно искажение информации. Поэтому данный метод никогда не может использоваться один, сам по себе.
Критических инцидентов Данный метод включает сбор сведений, иллюстрирующих эффективное или неэффективное поведение работника. Когда собирается большое число маленьких инцидентов, они создают ясную картину действительных требований к данной работе. Этот метод фокусируется прямо на том, что люди делают во время работы, что позволяет, как бы увидеть работу изнутри. Метод требует значительного времени, чтобы собрать, изучить и классифицировать различные инциденты. Поскольку инциденты описывают эффективное или неэффективное поведение, то бывает трудно получить представление о среднем, нормальном поведении, что и является основной целью анализа работы.
Структурированные вопросники Работник должен ответить на специально подготовленные вопросы. Вопросы могут относиться к выполняемым задачам, или к поведению работника. Такие вопросники приобретают все большую популярность, особенно с появлением компьютерных вариантов таких вопросников. Этот метод требует меньше времени и затрат по сравнению с другими. Также если работа имеет разнообразные характеристики, этот метод позволяет проанализировать все из них. Кроме того, данные могут быть обработаны с помощью компьютера с использованием количественных методов. Разработка самих вопросников часто требует больших затрат и средств и времени. Безличный подход может оказать неблагоприятное влияние на мотивацию и готовность к сотрудничеству респондента.

 

 

На основе производственной программы и анализа работ определяется как общая потребность в рабочей силе, так и потребность по отдельным ключевым должностям и специальностям. Чтобы не определять потребность по каждой узкой специальности, используется группировка по каким-либо параметрам. Прогноз потребности в рабочей силе на основе прогнозов изменения производственных параметров дает ошибку от 2 до 20%.

Второй блок (ресурсный) – источники решения проблемы. Он является ключевым. Здесь даются ответы на вопросы: что есть и в чем несоответствие с тем, что необходимо. Первое направление – оценка, анализ состояния наличных ресурсов, второе – оценка внешних источников, третье – оценка потенциала указанных источников.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.