Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перечень вопросов к зачету






Экономическое содержание категории «СЭЗ».

1. Основные группы льгот, присущие СЭЗ.

2. Территориальный и функциональный подходы предоставления преференций в СЭЗ.

3. Основные условия, обеспечивающие успешное функционирование СЭЗ.

4. История возникновения первых типов СЭЗ: основные этапы, эволюция развития.

5. Классификация форм СЭЗ.

6. Зоны свободной торговли.

7. Экспортно-производственные зоны.

8. Технико-внедренческие зоны.

9. Сервисные зоны.

10. Комплексные зоны.

11. Оффшорные зоны – как особый вид свободных экономических зон.

12. Опыт создания и функционирования оффшорных зон в мировой экономике.

13. Экстравертивный и интровертивный типы СЭЗ.

14. Характеристика типов СЭЗ, действующих и создающихся в странах с развитой рыночной экономикой.

15. Функции СЭЗ в экономике развитых стран.

16. СЭЗ в США: специфика, основные типы.

17. Опыт создания СЭЗ в Японии.

18. Практик создания и функционирования СЭЗ в Китае.

19. Основные этапы создания СЭЗ в КНР.

20. Льготный механизм функционирования СЭЗ в КНР.

21. Факторы, обеспечивающие успешное функционирование СЭЗ в КНР.

22. СЭЗ в странах Центральной и Восточной Европы: необходимость и предпосылки создания, основные задачи.

23. Опыт отдельных стран в создании и функционировании СЭЗ (Польша, Болгария, Румыния, Венгрия).

24. Наиболее распространенные типы СЭЗ в развивающихся странах.

25. Система органов управления СЭЗ.

26. Основные типы создания СЭЗ в России.

27. Объективная необходимость и предпосылки создания СЭЗ в России.

28. Задачи, ставившиеся перед СЭЗ в РФ.

29. Причины неудачного опыта СЭЗ в России.

30. Государственное регулирование создания и функционирования СЭЗ в России: недостатки и пути совершенствования.

31. Опыт работы СЭЗ «Янтарь», «Находка» и других.

32. Перспективы создания эффективных СЭЗ в России.

33. Необходимость интеграции восточных регионов России и Читинской области в экономику стран АТР.

34. Опыт по созданию СЭЗ «Даурия» в Читинской области с начала 1990-х годов.

35. Попытки создания локальных СЭЗ в Читинской области в середине 1990-х годов: позитивные и негативные факторы данного опыта.

36. Свободная экономическая зона в приграничном поселке Забайкальск Читинской области: предпосылки создания и основные особенности.

37.. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в РФ» №-116-ФЗ.

39. Перспективы создания особых экономических зон в г. Чите и Читинской области в связи с вступлением в силу нового закона «Об особых экономических зонах в Российской федерации»

 

 

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Список рекомендуемой литературы

6.1. Основная литература

 

1. Данько Т.П., Окрут З.М. Свободные экономические зоны.- М.: «Инфра-М», 1998.

2. Игнатов В., Бутов В. Свободные экономические зоны. - М.: Ось-89, 1997.

3. Кравцова С.А. Свободные экономические зоны в мировой экономике. Изд-во БГУЭП, 2002.

4. Краснослуцкая Н.Г. Особые экономические зоны. – М.: Благовест-В, 2007.

5. Рыбаков С.А.ОЭЗ в России. Налоговые льготы и преимущества. – М.: Грант, 2006.

6. Ушаков Д.Л. Офшорные зоны в практике российских налогоплательщиков. Юристъ, 2001.

 

Дополнительная литература

 

1. Закон РФ № 116-ФЗ от 22. 07.2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

2. Закон РФ № 16-ФЗ от 10.01.2006г. «Об ОЭЗ в Калининградской области и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ».

3. Закон РФ № 104-ФЗ от 31.05.1999г. «Об ОЭЗ в Магаданской области».

 

6.3. Интернет-ресурсы

 

1.https://www. wepza.org

2.https://www. rosoez.ru

3.https://www. Rosez.ru

4.https://www. baikalzone.ru

 

 

III. УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ЛЕКЦИИ

Тема 1. Экономическое содержание категории СЭЗ

В современных исследованиях, посвященных проблемам создания свободных экономических зон, они определяются как один из инструментов сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. Понятие «свободная зона» объединяет сегодня широкий спектр институциональных явлений, общей чертой которых является преференциальный режим хозяйствования.

В Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур, подписанной 18 мая 1973 года в Киото, свободные зоны определяются как своеобразный внешнеторговый анклав, где любые товары считаются находящимися за пределами национальной территории и не подлежат обычному таможенному контролю.

Таким образом, свободная зона - это не только и не столько обособленная географическая территория, а, скорее, часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов, не используемая в других его частях.

По мнению специалистов НИИ Мицубиси, СЭЗ является районом, отдаленным от остальной территории, на которой действует автономная экономическая система управления. Таким образом, СЭЗ квалифицируется как особый экономический район, выделенный в суверенном государстве, где осуществляется различного рода предпринимательская деятельность, целью которой является участие в международном разделении труда.

В Законе Российской Федерации «Об иностранных инвестициях» свободные экономические зоны квалифицируются как территория, на которой «устанавливается льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями». Такие зоны создаются в целях привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологий и управленческого опыта, развития экспортного потенциала России.

Примечательно, что для отечественной литературы характерен широкий спектр терминов, которые используются для характеристики этой формы экономического развития территории: «особая», «свободная», «экономическая», «специальный район», «зона свободного предпринимательства» и др.

При всех различиях в определениях СЭЗ общим, на наш взгляд, остается то, что это относительно обособленные территориальные анклавы в рамках суверенного государства. Внутри таких зон внешнеэкономические связи осуществляются на льготных условиях. Основной общей характеристикой для всех зон является то, что все они представляют собой зоны сознательно организованного предпринимательства, основанного на производстве специализированной продукции или услуг и свободного товарообмена.

Таким образом, СЭЗ - это территория с выгодным географическим положением, наличием достаточной инфраструктуры, на которой устанавливаются особые режимы и механизмы в области таможенного обложения, налогообложения, ценообразования, инвестирования, а также особый валютный режим с целью привлечения в эти районы материальных, финансовых, технологических и трудовых ресурсов. Результатом этого выступит развитие экспортной базы, увеличение валютных поступлений в район, увеличение занятости населения, а также насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными товарами и услугами потребительского назначения, повышение жизненного уровня жителей данного района.

Практика функционирования свободных зон и соперничество между ними за привлечение иностранного капитала привели к унификации условий, на которых в зону приглашаются инвесторы: каждому типу зон соответствует свой стандартный набор базовых льгот и стимулов, которые дополняются специальными формами поощрений. Данные поощрения направлены либо на решение конкретных задач, таких как ускоренное создание транспортной инфраструктуры, либо на стимулирование отдельных видов деятельности - переработка местного сырья на экспорт, банковские услуги и т.д., либо на привлечение в зону инвесторов определенного типа.

Выделяется четыре основные группы льгот, присущие СЭЗ.

1.Внешнеторговые льготы - предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима, снижение или отмену экспортно-импортных пошлин и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций.

2.Фискальные льготы - содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут касаться налоговой базы (прибыли, дохода, стоимости имущества и т.д.), отдельных ее компонентов (амортизационных отчислений, расходов на зарплату, НИОКР и транспорт), уровня налоговых ставок, вопросов постоянного или временного освобождения от налогообложения.

3.Финансовые льготы - включают различные формы субсидий, представляемых в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения кредитной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, а также за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов.

4.Административные льготы - представляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.

В «стандартный» набор преференций, предоставляемых в СЭЗ, также включаются следующие льготы:

-практическое отсутствие каких-либо ограничений на деятельность иностранных инвесторов и, прежде всего, на право перевода прибыли и капитала;

-полное освобождение от пошлин и других сборов машин, сырья и компонентов, завезенных в зону для организации производства;

-наличие необходимой инфраструктуры;

-наличие специальной административной структуры, призванной существенно упростить для иностранных инвесторов вступление в зону и контакт с властями.

Упомянутые льготы могут применяться в самых различных комбинациях. Опыт показывает, что в относительно крупных производственных зонах лучше использовать не территориальный, а функциональный подход, когда преференции получают не все находящиеся на данной территории предприятия, а только те из них, которые отвечают целям и задачам развития зоны. В крупных зонах комплексного типа система льгот может быть основана на сочетании территориального и функционального подходов: базовый, универсальный по характеру применения набор преференций дополняется льготами, локализированными в рамках определенных участков зональной территории, а также специальными льготами, предоставляемыми в территориальных и отраслевых разрезах.

Применение «стандартного» набора льгот на практике показывает, что для инвесторов он уже не является главным привлекательным моментом. Поскольку такой комплекс льгот предлагается в каждой создаваемой зоне, то для инвесторов должны быть предложены дополнительные специфичные условия деятельности: ограничение социальной защиты трудящихся, запрет деятельности профсоюзов в пределах зоны, приостановление деятельности трудового законодательства в части фиксирования минимальной заработной платы и максимальной продолжительности рабочего дня, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в фонды социального страхования и т.д.

Высокая степень единообразия льгот и преференций в СЭЗ разных стран рассматривается как результат конкуренции этих стран в борьбе за привлечение транснациональных корпораций, выступающих монопольными владельцами и инвестиционного капитала, и современной технологии.

Опираясь на современную концепцию мотивации иностранных инвестиций можно сделать вывод, что СЭЗ способны привлечь иностранных инвесторов лишь при условии обеспечения ряда преимуществ - особых финансовых и административных условий, иными словами создание благоприятного инвестиционного климата, дешевых факторов производства, близости рынков сбыта и источников сырья.

В целом вся система предоставляемых льгот, по нашему мнению, должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной территории, а не механизмом компенсации отсутствующих здесь факторов развития. Важно также принять во внимание, что при нынешних масштабах распространения свободных зон в мировом хозяйстве налоговые льготы - далеко не главный стимул для притока в зону иностранного капитала. Более существенным в этом отношении могут оказаться сегодня такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, количество и качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур, а также возможность получения на внутреннем рынке относительно дешевых кредитов. Вместе с тем все названные преимущества смогут действовать лишь в сочетании с базовыми преференциями, предопределяющими специфику данной зоны.

Исходя из мирового опыта функционирования СЭЗ, можно сделать вывод, что успешное функционирование зон зависит от наличия ряда условий:

1.экономические условия:

-общее состояние экономической конъюнктуры в стране;

-степень взаимозависимости механизма СЭЗ с внутренним хозяйственным механизмом;

-наличие в стране и регионе экономических и валютно-финансовых условий для развития рыночной деятельности;

-уровень развития финансово-банковской системы;

-степень развития инфраструктуры;

-наличие учебных и исследовательских институтов, располагающих высоким научным потенциалом (для технопарков);

-близость крупных современных предприятий, заинтересованных в совершенствовании технологических процессов и освоении новой продукции;

-наличие инвестиционных банков, готовых участвовать в реализации проектов.

2. географические условия:

-близость СЭЗ к промышленным и сырьевым центрам страны;

-доступ к зарубежным рынкам, международным морским портам и аэропортам;

-удобные условия для расположения промышленных объектов и складов;

-близость других свободных зон; территориальные размеры зоны (инвестиции

не должны раствориться в них, а создать некую «критическую» массу);

3. социальные условия:

-наличие необходимых трудовых ресурсов;

-удобные условия для проживания людей;

-наличие традиционных связей населения региона с зарубежными юридическими и физическими лицами;

-наличие исторического опыта существования иностранных анклавов на национальной территории;

-наличие консультационных фирм по вопросам управления и маркетинга.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.