Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Административно-правовое регулирование управления культурой






Укажите основы государственного управления в социально-культурной сфере.

2. Перечислите органы государственного управления в области культуры.

3. Перечислите органы государственного управления в области массовых коммуникаций

Для успешного выполнения задания необходимо: проработать источники -1, 3, 12, 18, 62, 124, 126, 193-196, 203; изучить литературу - основная; дополнительная – 2-4, 7, 9, 12; рекомендуемая – 2.

Административно-правовое регулирование управления в сфере охраны здоровья и социального обеспечения граждан..

1. Каким образом осуществляется управление в области социального развития?

2. Перечислите функции Министерства здравоохранения и социального развития РФ?

3. Дайте характеристику понятию здравоохранения как объекта государственного управления.

Для успешного выполнения задания необходимо: проработать источники -1, 3, 9, 10, 19, 24, 35-37, 43, 49, 51, 56-58, 64, 68, 71, 87, 90, 97, 102, 171, 213-217, 251; изучить литературу - основная; дополнительная – 2-4, 7, 9, 12; рекомендуемая – 2.

Административно-правовые и организационные основы управления

1.Опишите механизм государственного управления в сфере хозяйственной деятельности.

2. Охарактеризуйте полномочия Министерства экономического развития РФ в соответствии с действующим законодательством.

3. Дайте краткую характеристику иным органам исполнительной власти, реализующим управление в сфере экономики.

Для успешного выполнения задания необходимо: проработать источники -1, 3, 8, 15, 40, 42, 47, 48, 61, 63, 74, 83, 93, 97, 100, 104. 106, 107, 111, 112, 116, 118, 120, 121, 250; изучить литературу - основная; дополнительная – 2-4, 7, 9, 12; рекомендуемая – 2.

 

 

Деловая игра

Сценарий деловой игры

Целью проведения настоящей деловой игры является практическое закрепление полученных студентами знаний по вопросу «Понятие и структура административно-правовых отношений». Понимание сущности административно-правовых отношений (административных правоотношений) и характеристика их составляющих элементов являются основополагающими не только в исследовании теоретических вопросов в науке административного права, посвященных изучению механизма административно-правового регулирования, но и определяющими уровень усвоения курса учебной дисциплины «Административное право России».

Сюжет игры основан на имитационном моделировании административно-правовых отношений.

Участниками деловой игры являются все студенты, пришедшие на семинарское занятие). Студентам предлагается разбиться на группы в 3-4 человека и предложить разобрать по структурным элементам различные виды административно-правовых отношений, классификация которых дается в учебниках по административному праву.

Например, необходимо выявить элементы структуры административного правоотношения внутриорганизационного характера в сфере деятельности государственных служащих.

Государственный служащий А. не справляется с должностными обязанностями, самовольно без уважительных причин покидает рабочее место, зафиксированы случаи прогулов. Госслужащего А. вызывает на прием его руководитель и после выяснения обстоятельств дела издает приказ об объявлении этому госслужащему строгого выговора. Необходимо указать элементы структуры (состава) данного административного правоотношения.

Группа студентов распределяет между собой роли - участников правоотношения и разыгрывают (моделируют) конкретное административное правоотношение, после чего дают ответ на задание. В приведенном примере можно выделить следующие структурные элементы:

субъекты правоотношения, т.е. его участники – руководитель с одной стороны, госслужащий А. – с другой;

объектом является круг охраняемых административным правом общественных отношений в сфере государственного управления по поводу государственной службы; непосредственным объектом является установленный режим государственной службы;

содержание - фактическая сторона (поведение субъектов при беседе, то есть госслужащего А. с руководителем) и юридическая сторона (субъективные права и обязанности – права руководителя по наложению дисциплинарного взыскания государственному служащему А., не выполнившего свои должностные обязанности).

В качестве юридического факта, явившегося условием возникновения данного административно-правового отношения, выступили неправомерные действия госслужащего А. (не справляется с должностными обязанностями, самовольно без уважительных причин покидает рабочее место, зафиксированы случаи прогулов). Юридическим фактом, прекратившим данное правоотношение, выступил приказ руководителя. Последний (юридический факт) в полной мере следует отнести к самостоятельному элементу состава (структуры) административно-правового отношения.

 

 

Решение х задач по учебным планам, работа с нормативными актами

 

Тема 5. Государственные служащие.

Решение задач.

Задача № 1.

Перечислите признаки государственного служащего и с их учетом определите, кто из названных работающих не является таковыми: судья федерального суда, инспектор отдела внутренних дел, юрисконсульт государственного унитарного предприятия, почтальон, судебный пристав, ректор университета.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003года, законодатель понимает под федеральным государственным служащим гражданина, осуществляющего профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающего денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального Закона, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации – это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, к государственным служащим не относятся:

1. судья федерального суда, так как данная должность относится к государственным должностям, а не к должностям государственной службы, то есть должность судьи установлена Конституцией РФ и создана для непосредственного исполнения полномочий такого государственного органа как суд;

2. юрисконсульт государственного унитарного предприятия – служащий государственной организации;

3. почтальон, так как почтальон является служащим почтового ведомства;

4. ректор государственного университета также является служащим государственной организации.

Задача № 2.

Два должностных лица из аппарата администрации области организовали совместно с другими лицами предприятие по оформлению приватизации дачных земельных участков граждан. Законны ли действия должностных лиц?

Согласно статье 17 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 года, гражданскому служащему запрещается участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Таким образом, действия должностных лиц из аппарата администрации области, организовавших предприятие по оформлению приватизации дачных земельных участков граждан, неправомерны.

Задача № 3.

Глава администрации области, просматривая поступившею за неделю служебную почту, обнаружил заявления о поступлении на государственную службу в аппарат областной администрации на должности: начальника управления, ведущего специалиста, пресс-секретаря, водителя автомобиля, председателя профсоюзного комитета.

1. Начальник управления – согласно части 2 статьи 9 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», начальник управления относится к категории должностей гражданской службы «руководители». В соответствии с частью 2 статьи 22 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», конкурс при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категории «руководители» не проводится, а также при иных случаях, указанных в законе, следовательно, данная должность государственной службы будет замещена посредством назначения.

2. Ведущий специалист – в соответствии с частью 2 статьи 9 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», ведущий специалист относится к категории «обеспечивающие специалисты». Согласно части 1 статьи 22 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», замещение данной должности будет проводиться посредством конкурса.

3. Пресс-секретарь – в соответствии с частью 2 статьи 9 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», пресс-секретарь относится к категории помощники (советники). В соответствии с частью 2 статьи 22 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», конкурс при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категории «помощники (советники)», а также в иных случаях, установленных законом, не проводится, следовательно, данная должность государственной службы будет замещена посредством назначения.

4. Водитель автомобиля – не является должностью государственной службы, с ним заключается трудовой договор.

5. Председатель профсоюзного комитета – не является должностью государственной службы, это выборная должность.

 

Тема 6. Правовые акты управления.

Решение задач.

Задача № 1.

В администрации области в течение служебного времени были совершены следующие действия: принят регламент работы администрации; утверждены две инструкции; издано распоряжение главы администрации области об очередном отпуске сотрудника отдела администрации; заместителем главы администрации области проведен прием граждан по личным вопросам; заключен договор со строительным управлением о ремонте здания администрации области. Дайте характеристику указанных действий. Какие из перечисленных действий являются правовыми актами управления?

Правовой акт управления – это

1. волевые,

2. властные,

3. в ряде случаев документально оформленные

4. действия органов управления,

5. совершаемые в соответствии с законом

6. в процессе выполнения функций управления

7. и направленные на установление/изменение/отмену правовых норм либо возникновение/изменение/прекращение правоотношений.

Таким образом, регламент работы аппарата администрации будет относится к правовым актам управления. Регламент является внутриаппаратным (локальным) актом, т.е. направлен на разрешение внутриорганизационных проблем и вопросов в данном органе, а именно администрации области, путем установления определенных локальных норм, носит властный и волевой характер. По форме является письменным, документально оформленным.

Две инструкции также относятся к правовым актам управления, так как направлены на установление/изменение/отмену правовых норм, т.е. по юридическому содержанию являются нормативно-правовыми. Издаются в процессе выполнения функций управления. Также носят властный, волевой характер, являются письменными, документально оформленными.

Распоряжение главы администрации области об очередном отпуске сотрудника отдела администрации также относится к правовым актам управления. Являясь индивидуально-правовым актом, данное распоряжение носит правоприменительный характер, т.е. причиной его принятия является претворение в жизнь предписания нормативного акта (ФЗ «О государственной гражданской службе», Трудовой кодекс РФ), разовый характер и адресован конкретному субъекту. Юридически последствием данного акта является возникновение правоотношения.

Проведение приема граждан заместителем главы администрации области относится к неправовым формам управления, осуществлению организационных действий, и, следовательно, к правовым актам управления не относится. Такая деятельность не связана с совершением юридически значимых действий, не влечет за собой юридических последствий.

Заключение договора со строительным управлением о ремонте здания администрации области правовым актом управления являться не будет. Это гражданско-правовой акт, договор, двустороннее соглашение, требующее взаимного волеизъявления обоих участников, тогда как правовой акт управления издается в одностороннем порядке и согласия другой стороны не требуется. Хотя такой договор всегда связан с правовым актом управления, который предшествует ему по времени.

 

Тема 7. Административно-правовое принуждение.

Решение задач.

Задача № 1.

Сотрудники милиции в целях преследования гражданина А., совершившего административное правонарушение, предприняли попытку проникнуть в жилое помещение, принадлежащее гражданину М. Последний отказался выполнить требование сотрудников милиции, мотивируя отказ тем, что жилище неприкосновенно. Законны ли действия сотрудников милиции и гражданина М.?

В соответствии с п.1 ст.10 Закона РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 года № 1026-1, милиция обязана предотвращать и пресекать административные правонарушения, а также в соответствии с п.7 ст.10 этого же закона обязана осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях. Согласно п.18 ст.11 Закона РФ «О милиции», милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступления, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках. Такого основания для применения административно-предупредительных мер в виде беспрепятственного вхождения в жилые и служебные помещения, являющихся разновидностью административно-правового принуждения, как преследование лиц, совершивших административное правонарушение, с целью их задержания закон не выделяет. Следовательно, действия сотрудников милиции, направленные на проникновение в жилое помещение, принадлежащее гражданину М., незаконны.

Что касается ФЗ «О полиции» от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ, вступающего в силу с 1 марта 2011 года, то основаниями для вхождения (проникновения) в жилые и иные помещения являются: спасение жизни граждан и (или) их имущества, обеспечение безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления; пресечение преступления; установление обстоятельств несчастного случая, а также иные случаи, предусмотренные законодательством РФ. То есть основания, при котором осуществляется задержание лиц, совершивших административное правонарушение, законом также не выделяется.

Действия гражданина М. можно также расценивать как незаконные, так как ст.17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ устанавливает административную ответственность за умышленное невыполнение законных требований должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении.

Задача № 2.

После официального предупреждения застройщиков по распоряжению главы администрации города уполномоченные на то хозяйственные организации ликвидировали самовольно построенные гаражи. Кроме того, глава администрации предъявил требование к застройщикам об оплате выполненной работы. Законно ли распоряжение главы администрации города?

В данном случае имело место быть административное правонарушение, предусмотренное ст.9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ, а именно нарушение установленного порядка строительства объекта капитального строительства в данном случае гаражного назначения. В ст.23.56 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлен исчерпывающий перечень субъектов, наделенных правом рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением установленного порядка строительства. Только судебный орган может применять меры восстановительного характера. Органы муниципального уровня, в том числе глава администрации города, таким правом не наделены. Более того, решение о сносе самовольного строения может принять только судебный орган. Таким образом, распоряжение главы администрации города было незаконным.

Согласно абзацу 2 п.2 ст.222 части первой Гражданского Кодекса РФ от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ, самовольная постройка действительно подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Но так как в данном случае ликвидация самовольной постройки была произведена незаконно, то застройщикам следует обратиться в суд для разрешения данного спора.

 

Тема 8. Административная ответственность.

Задача № 1.

Ректор университета издал приказ, в котором указывалось, что за нарушение правил пожарной безопасности на студентов налагается штраф в размере 50 рублей. Законен ли приказ ректора университета?

Ч. 9 ст.16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 20 августа 1996 года № 125-ФЗ предусматривает, что за нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения. Дисциплинарная ответственность всегда осуществляется в условиях служебного подчинения внутри устойчивого коллектива, поэтому в данном случае об административной ответственности речь идти не может. Дисциплинарные санкции для студентов, аспирантов, слушателей подготовительных отделений вузов включают в себя – замечание, выговор, строгий выговор и исключение. Следовательно, приказ ректора является незаконным.

КоАП – кто имеет право налагать штраф за нарушение правил пожарной безопасности?

Задача № 2.

Призывнику С. пришел вызов из военного комиссариата. Ему надлежало явиться в военкомат для проверки документов в течение трех дней с момента получения уведомления о вызове. Но призывник С. не явился в военкомат в указанный срок и был оштрафован военным комиссаром на сумму 1/5 минимального размера оплаты труда. Правомерны ли действия военного комиссара?

Согласно ст.21.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ, неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей. Дела по данному административному правонарушению рассматривает военный комиссар. Согласно ст.5 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ, минимальный размер оплаты труда для штрафов исчисляется исходя из суммы 100 рублей. Следовательно, на призывника С. был наложен административный штраф в размере 20 рублей, что не соответствует санкциям, предусмотренным ст.21.5 КоАП. Таким образом, действия военного комиссара неправомерны в части суммы наложенного штрафа.

Тема 9. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном и муниципальном управлении.

Задача № 1.

Глава администрации района утвердил Правила санитарного содержания и благоустройства территорий муниципального образования. За нарушение установленных правил была предусмотрена административная ответственность руководителей предприятий, организаций в виде административного штрафа до 100 минимальных размеров оплаты труда. Законно ли решение главы администрации района? Если нет, то составьте проект протеста прокурора в порядке общего надзора.

Решение главы администрации района является незаконным, поскольку, согласно п.1 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ, состав административных правонарушений, а, следовательно, и административная ответственность (в данном случае в виде административного штрафа) в РФ может быть установлена только в федеральном законодательстве, а также законах субъектов РФ об административных правонарушениях. Следовательно, руководители предприятий и организаций должны нести ответственность в соотвествии с КоАП РФ, а также законом субъекта РФ об административных правонарушениях.

Проект протеста прокурора в порядке общего надзора.

Главе администрации района

Прокуратура

Протест

на решение главы администрации района

1.Описательная часть (описание незаконного акта)

Вашим решением были утверждены Правила санитарного содержания и благоустройства территорий муниципального образования. Настоящее решение является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям. П.1 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ устанавливает, что административное правонарушение, а также административная ответственность могут быть установлены только в федеральном законодательстве, а также законах субъектов РФ об административных правонарушениях.

2. Обоснование незаконности.

Утвердив Правила санитарного содержания и благоустройства территорий муниципального образования, предусматривающие административную ответственность за их нарушение, вы превысили свои полномочия, чем нарушили п.1 ст.2.1 КоАП РФ.

3.Резолютивная часть.

Руководствуясь ст. 23 ФЗ от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ», прошу (требую):

1. Правила санитарного содержания и благоустройства территории муниципального образования привести в соответствие с п.1 ст.2.1 КоАП РФ (отменить).

2. Протест рассмотреть в установленный законом 10-дневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно в течение 10 дней сообщить прокурору в письменной форме.

Дата

Прокурор

Тема 10. Производство по делам об административных правонарушениях.

Решение задач.

Задача № 1.

Гражданин М. совершил мелкое хулиганство. Военнослужащий О., бывший на месте совершения проступка, составил протокол о правонарушении и направил его в районный суд. Судья оштрафовал гражданина М. Законны ли действия названных участников производства?

Согласно ч.1 ст.28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ, протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

Так, согласно ст. 23.3 КоАП РФ к таким должностным лицам органов внутренних дел (полиции) относятся: начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел, их заместители; начальники отделов (отделений) полиции, их заместители (п.1 ч.2), начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители (п.2 ч.2), начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции (п.3 ч.2), старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции (п.9 ч.2).

В данном случае протокол был составлен неуполномоченным на то лицом, следовательно, действия военнослужащего О. были незаконны. Согласно п.3 ч.1 ст.27.2 КоАП РФ военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел РФ при выявлении им административного правонарушения, предусмотренного ст.20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство), осуществляют только доставление лица, совершившего административное правонарушение, в служебное посещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения.

Согласно ч.2 ст.23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство), рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье. Но так как процедура производства по делам об административных правонарушениях была нарушена и протокол был составлен неуполномоченным на то лицом, действия судьи по вынесению решения на основании данного протокола также следует признать незаконными.(см. текст в предыдущей редакции)

Задача № 2.

В дежурную часть РОВД был доставлен студент университета Ф., задержанный в комнате общежития, где он распивал спиртные напитки. Как показал свидетель Г., студент Ф. пришел к нему в комнату с бутылкой водки, громко кричал, ругался, предлагал свидетелю выпить вместе с ним. В ответ на это Г. вызвал сотрудников милиции. В помещении дежурной части РОВД Ф. вел себя развязно, на вопросы сотрудников милиции отвечать отказывался. По данным фактам был составлен протокол об административном правонарушении и направлен начальнику РОВД. Студент Ф. был признан виновным в совершении мелкого хулиганства и злостного неповиновения сотрудникам милиции. Начальник РОВД издал постановление, которым было назначено административное наказание в виде административного ареста сроком на 15 суток. Постановление было обжаловано начальнику УВД области. Законно ли постановление начальника РОВД? Какое решение должен принять начальник УВД области?

Согласно ч.1 ст.3.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ, такую меру административного наказания как административный арест может назначить только судья. Следовательно, постановление начальника РОВД является незаконным, так как назначенное наказание выходит за пределы его компетенции.

Согласно ч.2 этой же статьи, административный арест не может быть применен в отношении лиц, не достигших восемнадцати лет, т.е. в данном случае следует обратить внимание еще и на возраст студента Ф., который мог и не достигнуть совершеннолетия.

Также следует выяснить, имелся ли в действиях студента Ф. такой состав административного правонарушения, как злостное неповиновение сотрудникам милиции (развязно себя вел, не отвечал на вопросы). И таким образом, в соответствии с п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП не привлекать его за данный состав правонарушения вследствие отсутствия события административного правонарушения.

 

 

Презентации по темам (интерактив)

 

Административное право Соединенных Штатов Америки.

Административное право Великобритании.

Административное право Франции.

Административное право Японии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.