Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О Дыхании Вселенском






Общей для всего цикла Арканов является доктрина о том, что мир есть феноменальное отражение Единого Нуменального Духа в волнах майи, т. е. по тем протяжениям, которые соответствуют бытию конкретных групп тональностей, присущих виду проявления духа в каждом отдельном случае. Феноменальный мир есть прежде, всего мир относительного движения, мир вечного кругооборота форм — частных λ ο γ ο ς ’ов, обусловливающих бытие конкретных феноменов. Мир относительного рождается и зиждется Миром Абсолютного, а потому движение относительного имеет своим генезисом Мир Абсолютный. Абсолютное в Себе Самом недвижно по принципу, но, будучи Источником всякого движения, Оно порождает его изменением Самосозерцания; Божество в Себе Самом одновременно сознает нераздельный синтез и синтез как совокупность частностей; Оно Едино и Всеобъемлюще, и, противопоставляя один этот аспект Самосознания другому, Оно и порождает феноменальную природу как звено между этими аспектами. В этом противопоставлении Божество вечно варьирует тональности совокупного синтеза через вечное изменение не только порядка, но и самых законов последовательности и этим порождает жизнь, т. е. вечную трансформацию феноменальной природы. Это движение в Абсолюте, преобразование Самосозерцания Божества есть Дыхание Вселенское, Мировая Пульсация.

«Бесконечное Бытие подобно светлому кристаллу, который принимает в себя все цвета и испускает их опять; однако это не портит и не уменьшает его прозрачности и чистоты. Оно подобно бриллианту, который поглощает свет, окружающий его, и сияет в темноте, испуская его».

Ману.

«В самой сущности нет действия. Ибо хотя силы, посредством которых она действует, вытекают из основы души, в самой основе — одно глубокое молчание. Только здесь покой и обитель для того рождения, для того, чтобы Бог Отец изрек здесь Свое Слово, ибо эта обитель по природе своей доступна только Божественной Сущности».

Мейстер Экхарт. [828]

«Ничто не истекает из Самого Бога — Его Субстанция совершенно не изменяется. Ничто не выходит из Него и ничто в Него не возвращается. Все, что начинается, что появляется, разделяется, растекается и проходит, — все это начинается, появляется, течет и проходит в тени Его. Сам по Себе Он Непреложен в Свете Своем и пребывает спокойным, как старое вино, которое не пенится, а спокойно покоится на дрожжах своих».

Сифра Дзениута.

«Мировое Проявление происходит по закону, который мы выражаем словом «Vivartha», [829] т. е. Причина, производя Свое действие, остается тождественной Сама Себе, другими словами: действие не изменяет Причины, Которая его производит. Таков Закон Проявления (Манифестации) в противоположность закону превращения (трансформации)».

Браман Чаттерджи. [830]

Утверждение Субстанции во вне Своей Собственной Сущности в порожденной Ей же Самой цепи атрибутов есть классический вид нуменального движения, пульсации. При изучении цикла Арканов мы уже выявили в своем разуме ряд законов и принципов, следуя по которым эта пульсация протекает. Аркан X своей доктриной о Великом Вечном Мгновении уже раскрыл нам, что Мировое Творчество происходит всегда и непрерывно в вечном нарождении одних миров и разрушении других.

«Действие Бога есть осуществление вечного предопределения воли; у Бога нет деления времени».

Абеляр. [831]

«У Бога нет ни прошлого, ни будущего, одно только настоящее» — говорит Дон Кихот Санчо Пансе.[832]

Где есть форма, ограниченность и относительность бытия — там есть и ограниченность бытия во времени. Время как протяжение феноменального пространства, обусловливающее самую природу его, есть необходимо присущая ему категория, без наличия которой самое понятие о феноменальности бытия теряет смысл. Порядок планов или миров в метафизическом пространстве обусловливается степенями свободы, т. е. наличием большого или меньшего числа координатных стеснений. Всякое ограничение, понижающее порядок фактора, должно как бы химически взойти составляющим членом во все его категории, причем в категориях однородных этот стесняющий фактор тоже, естественно, будет однородным. При переходе из одного плана или мира в другой изменяется, как мы знаем из Аркана VIII, не число стеснений, каковое может зависеть также и от угла зрения, но именно глубина, сочность, яркость качеств. Грань между нуменальным и феноменальным мирами совершенно определенна и непреложна: мир феноменов — это мир частных Логосов, мир конкретных форм, существующих как таковые, так как реальность их бытия есть modus vivendi бытия самих конкретных феноменов; мир нуменов это мир по существу однородный, но заключающий в себе в потенциальном виде всю массу возможных разделений через порождение относительных граней. Эта форма, эта ограниченность в относительном мире по самому существу своему не может не простираться, согласно только что сказанному, по всем координатным направлениям, т. е. и по временному протяжению. Все, что относительно — смертно, все что абсолютно — вечно. Все, что знает наш низший манас, малый разум, все познается нами временно — все уйдет в Лету, забудется как мгновенный слепок с величественного хода мировой жизни. Вселенная наша ограничена в существовании как в прошлом, так и в будущем. Постоянно и бесповоротно происходит процесс обезличения энергии через рассеяние в космическом пространстве теплоты, что выражается законом Карно-Клаузиуса: «энтропия вселенной стремится к своему максимуму», — материя вечно переходит в энергию, энергия вечно развивается. Это приводит нас признать логическую необходимость Божественного Творчества как Акта, который связал эти гигантские массы энергии в атомную материю. Творчество не могло быть только первичным, ибо тогда самое бытие мира было бы невозможно. Действительно, в каждой конкретной части вселенной, т. е. в определенном объеме космического пространства, как бы велик он ни был, могло бы быть заключено только определенное количество кристаллизированной энергии в виде атомной материи. Как бы это количество велико ни было, все равно при вечности вселенной оно уже должно было быть израсходовано и рассеяно в космических пустынях.[833] Повышая порядок нашего рассуждения, как бы интегрируя его, мы логически заключаем, что единое первичное космическое творчество есть логический nonsense с точки зрения элементарных основ механики. Необходимо в космическом просторе должен иметься Деятель, который восстанавливает это вечно нарушаемое равновесие. Этот Деятель должен быть Активен и Самодовлеющ, Его Бытие должно обладать Субстанциональностью, ибо только в этом случае Он способен осуществлять Свою миссию, так как извне Своей Собственной Сущности Он ниоткуда в принципе даже одного килограммометра энергии получить не может. И действительно, астрономия раскрывает пред взором нашим образования в космических пространствах туманностей, являющихся генезисом будущих миров; эти гигантские вихри рождаются из ничто, из космического эфира, существование которого в форме самостоятельной субстанции ныне наукой окончательно опровергнуто.[834] Итак, мы логически приходим к необходимости признать существование Вселенского Деятеля, осуществляющего непрерывность мирового творчества Силой Своего Собственного Субстанционального Бытия; этот Деятель и есть Мировая Первопричина — Божество.

Основной закон термодинамики, закон энтропии, является верховным космическим деятелем, вечно переводящим мир кристаллизированной и свободной энергии в мир безличной пустоты с потерей в пучинах вселенной всех разностей потенциалов, с погружением всей мощи этой в неведомое; с другой стороны, второй Верховный Деятель осуществляет обратную работу, черпая мощь из неведомого; естественно, мы заключаем, что оба эти Деятеля должны быть связаны единством, а тогда непонятное исчезновение энергии с одной стороны и неведомое ее появление с другой претворяются в вечное колебание единой космической энергии от кристаллизированной формы — материи — до Сверхличной Единой и Однородной Энергии, наделенной Субстанциональностью Бытия и силой Своей Собственной Мощи осуществляющей этот космический круговорот.

«Этот Вечный не рождается и не умирает, не становится ни больше, ни меньше, Он не изменяется и не распадается при распадении этого тела, как пространство не исчезает, если разбивается горшок, Высший Дух, Параматман, отличается от Пракрита (природы) и ее проявлений; Он не составной и проявляет эту бесконечность деятельности и недеятельности. Сущность, лежащая в основе представления «Я», проявляется в состояниях бодрствования и других, как свидетель (зритель, субъект) Буддхи. О, ученик! Владей своими чувствами; ты сам в себе должен видеть его, этого Атмана, как «это — Я»; увидь его в покое Буддхи; пересекай по всем направлениям безбрежное море полного перемен бытия, волны которого есть рождение и смерть, и твердо укрепляйся в Образе Брахмы в духовном сознании».

Шри Шанкарачарья.

Эта доктрина и лежит в основании всех эзотерических учений о мировом творчестве, как Самоутверждении Мировой Первоверховной Субстанции в порождаемой Ей же Самой вселенской иллюзии, майи, сотканной из конкретных феноменальных атрибутов — запечатленных образов единичных аспектов этой Субстанции. Когда Божество Свое Самосозерцание сводит в Единый Нераздельный Синтез, наступает пралайя, Ночь Брахмы; когда же Божество Свое Самосозерцание утверждает в совокупности Своих феноменальных аспектов, наступает бытие мира — День Брахмы.

«Это Он, это Бхагават в покрове Своей майи проявил под формой, как то, что существует, так и то, что не существует для наших чувств, и, облекшись качествами, от которых Верховный Сущий по Природе Своей свободен, создал в начале эту вселенную. Проникнув вглубь Своих качеств, манифестированных майей так, как если бы Он Сам имел эти качества, Сущий проявился во вне мощью и энергией Своей Мысли. Так как это тот же самый огонь, который горит во всяком дереве, где он проявляется, так и Дух Единый, Душа Мира, таящаяся в каждом из существ, показался таким, как если бы Он был раздельным. Проникнув в существа, порожденные произвольным соединением тонких элементов, чувств и сердца, принципов веществ, порожденных качествами, Он проник все представления, который возникают у каждого из них».

Бхагавата пурана

«Существуют недвусмысленные указания, что материальная вселенная, как мы видим ее в настоящее время, прогрессирует от какого-то акта творения или от какого-то перерыва в существовании, время которого может быть приблизительно указано научными умозаключениями. Она прогрессирует, стремясь к такому состоянию, в котором способная действовать энергия рассеется по бесконечному окружающему пространству, и тогда вся материя сделается холодной и безжизненной. Это составляет как бы исторический период физической науки, на который может более или менее простираться наше научное предвидение. Но в этом, как и в других случаях, мы не имеем права истолковывать наш опыт отрицательно и умозаключить, что так как нынешнее положение вещей началось в известное и определенное время, то прежде этого не было никакого существования. Может быть, что настоящий период материального существования есть только один из неопределенного ряда подобных периодов Все то, что мы видим и чувствуем, о чем судим и умозаключаем, есть, может быть, так сказать, только часть одной отдельной пульсации в существовании вселенной».

Стэнли Джевонс. [835]

Течение Дней и Ночей Брахмы непрерывно, хотя оно существует лишь по отношению к единичным факторам; каждый феномен, заканчивая свое существование, видит в своем собственном аспекте ночной луч Брахмы; возрождаясь вновь, он видит Его день. Творчество и уничтожение имеют место лишь по отношению к частным единичным мирам; в Мире Абсолютном они сливаются в одно Субстанциональное Бытие, выражающееся в вечной мировой пульсации — во Вселенском Дыхании Брахмы, вдыхающем и выдыхающем миры.

«Должно представлять себе Великое Существо Верховным Владыкой мира, более мелким, чем атом, столь же блестящим, как чистейшее золото, таким, которое можно понять лишь умом, погруженным в самое отвлеченное созерцание. Одни поклоняются Мне в элементарном огне, другие — в Ману, Господе творений, третьи — в Индре, четвертые — в чистом воздухе, пятые — в Вечном Брахме. Это Тот Бог, Который, даровав тело всем существам, образованное из пяти элементов, заставляет их последовательно переходить от рождения к возрастанию, от возрастания к разложению в движении, подобном движению колеса»

Maнy.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.