Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свобода






Свобода - возможность поступать так, как хочется. Свобода - это свобода воли. Воля по своей сущности всегда свободная воля. Проблема свободы в истории философии усложнялась тем, что многие мыслители пытались вывести из сущности свободы долг человека, стремились или вообще не употреблять понятия свободы, или употреблять, ограничив его определенным образом. Но долг никогда не может вытекать из самой свободы, а только из этических соображений. Будучи не ограниченной по своей сущности, свобода как раз должна предполагать этику, чтобы сделать людей неограниченно ответственными за все то, что они делают и позволяют делать другим; см. Атеизм, Детерминизм, Первородный грех, Целесообразность, Индетерминизм, Либерализм. Доказательство реальности свободы как таковой проводится онтологией в учении о слоях, в психологии - анализом оскорбительной для нормального человека характеристики его как " невменяемого", т.е. как такого человека, который не может отвечать за последствия своих действий, т.к. он несвободен. В истории развития понятия свободы понятие творческой свободы постепенно вытесняет понятие свободы от препятствий (принуждения, каузальности, судьбы).

В древней философии (у Сократа и Платона) речь идет прежде всего о свободе и судьбе, затем о свободе от политического деспотизма (у Аристотеля и Эпикура) и о бедствиях человеческого существования (у Эпикура, стоиков, в неоплатонизме). В средние века подразумевалась свобода от греха и проклятие церкви, причем возникал разлад между нравственно требуемой свободой человека и требуемым религией всемогуществом Бога. В эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой личности. Со времени Просвещения возникает понятие свободы, заимствованное у либерализма и философии естественного права (Альтузий, Гоббс, Гроций, Пуфендорф; в 1689 в Англии - Билль о правах), сдерживаемое все углубляющимся научным взглядом, признающим господство всемогущей естественной причинности и закономерности. В нем. религии и философии, начиная от Мейстера Экхарта, включая Лейбница, Канта, Гёте и Шиллера, а также нем. идеализм до Шопенгауэра и Ницше, ставится вопрос о свободе как вопрос о постулате нравственно-творческого соответствия сущности и ее развития. Марксизм считает свободу фикцией: человек мыслит и поступает в зависимости от побуждений и среды, причем осн. роль в его среде играют экономические отношения и классовая борьба. Согласно экзистенциализму Хайдеггера, осн. состоянием бытия является страх - страх перед возможностью небытия, страх, который освобождает человека от всех условностей действительности и, т. о., позволяет ему достигнуть в некоторой степени свободы, основанной на ничто, выбрать самого себя в своем неизбежном возлагании ответственности на себя самого, т.е. выбрать себя как собственное, имеющее ценность существование. Согласно экзистенциализму Ясперса, человек свободен преодолеть бытие мира в выборе самого себя и достигнуть трансценденции Всеобъемлющего. Свободное бытие означает возможность осуществлять добрую или злую волю. Добрая воля обладает достоверностью безусловного, божественного; она ограничивается бессознательным жизненным упрямством простого определенного бытия и подлинного бытия. Согласно экзистенциализму Сартра, свобода не свойство человека, а его субстанция. Человек не может отличаться от своей свободы, свобода не может отличаться от ее проявлений. Человек, т. к. он свободен, может проецировать себя на свободно выбранную цель, и эта цель определит, кем он является. Вместе с целеполаганием возникают и все ценности, вещи выступают из своей недифференцированности и организуются в ситуацию, которая завершает человека и к которой принадлежит он сам. Следовательно, человек всегда достоин того, что с ним случается.

 

Свободный человек — тот, который существует ради себя, а не ради другого.

Аристотель, «Метафизика»

Чем больше привычек, тем меньше свободы.
ИММАНУИЛ КАНТ

Те, кто готов пожертвовать неотъемлемой свободой ради временной безопасности, не заслуживают ни свободы, ни безопасности.
БЕНДЖАМИН ФРАНКЛИН

Свобода никогда не выходит из моды.

За деньги мы вынуждены платить свободой.

Глоток свободы можно не закусывать.

Полная свобода возможна только как полное одиночество.
ТАДЕУШ КОТАРБИНЬСКИЙ

Свобода велика настолько, насколько длинна цепь.

Тот, кто отдаёт свою свободу за безопасность, не получает ни того, ни другого.
ТОМАС ДЖЕФФЕРСОН

Кто лижет зад, тот знает вкус свободы.

Если вы свободу не чувствуете, значит, она у вас есть.
КТО-ТО

Самые глубокие противоречия между людьми обусловлены их пониманием свободы.
КАРЛ ЯСПЕРС

Очень трудно, но важно – любить и запрет, и свободу.
ДМИТРИЙ ОЛЬШАНСКИЙ в статье «Движуха». «Русская жизнь», 2008, № 10, стр. 42

Раб мечтает не о свободе, а о своих pабах.
КТО-ТО

Свобода – это не обязательно жизнь.
ЕВГЕНИЯ АЛЬБАЦ в статье «В этом году мы рабы, в следующем да будем мы свободны». The New Times, 2008, № 16, стр. 55

Свобода – душа всего, без тебя всё мертво. Я хочу, чтобы повиновались законам, но [законам] не рабов.
ЕКАТЕРИНА II

«Добровольное рабство - это ещё не свобода».
КТО-ТО

«Свобода – это грех».
ЗАХАР ПРИЛЕПИН – Дмитрию Фалееву в интервью «Москву сметёт ураганом». «Петербург на Невском», 2007, № 11, стр. 14

«Свобода человека остаётся неполной до тех пор, пока его потребностями управляют другие».
МУАММАР КАДДАФИ. Esquire, 2007, № 10, стр. 264

«Свобода – круглая пробка в квадратной дыре».
ОЛДОС ХАКСЛИ

«Секрет свободы в том, чтобы эмигрировать не один раз, а постоянно, перманентно эмигрировать – увиливать от окончательных формулировок собственной жизни».
ЗИНОВИЙ ЗИНИК, писатель и эссеист, в диалоге «Хип-хоп с кардиналами». «Citizen K Россия», 2007, № 1, стр. 124

«Я ценю красоту вещей, но предпочитаю смотреть ни них в музее. Мне нравится мысль о том, что мне ничего не принадлежит; она даёт мне подлинное ощущение свободы».
ТЬЕН, фотограф, арт-директор Dior Beaute, в статье Анн Бьянши-Меоль «Свет и Тьен». «Citizen K Россия», 2007, № 1, стр. 169

«Свобода делать всё, что хочу, – это не свобода, а рабство. Свобода от греха. Нужно постоянно «чистить» себя, видеть собственную гадость».
ПЁТР МАМОНОВ – Сэму Клебанову в интервью. Time Out Mocsow, 2007, № 114

«Нужно свободы, доходящей до безумия, до безрассудства, чтобы начать так творить».
ВАСИЛИЙ РОЗАНОВ в книге «Итальянские впечатления» о свободе Рафаэля

«Если хочешь быть свободным, учись жить просто».
КТО-ТО

«История мира – это не что иное как развитие идеи свободы».
ГЕГЕЛЬ

«Никогда и ничего не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы!»
ФЁДОР ДОСТОЕВСКИЙ, «Легенда о Великом инквизиторе»

«Нет» ведёт к свободе».
СЬЮЗЕН НЬЮМАН в книге «Скажи «нет» манипулятору». Цит. по: «Книжное обозрение», 2007, № 21-22, стр. 6

«Свобода – это когда забываешь отчество тирана».
ИОСИФ БРОДСКИЙ

«Свобода не обогащает».
КТО-ТО

«Глоток свободы можно и не закусывать».
ГЕННАДИЙ МАЛКИН

«Если предложить людям выбор между свободой и сэндвичем, они выберут сэндвич».
ДЖОН БОЙД-ОРР, британский политик

«Если свобода для чего и нужна, так это для того, чтобы говорить другим то, чего они не хотят слышать».
Надпись на заборе, Esquire, 2007, февраль, стр. 126

«Независимость» и «свобода» есть два пустых места».
ЛЕВ ТРОЦКИЙ, Esquire, 2007, февраль, стр. 120

Мы свободны – и потому ответственны.
ДМИТРИЙ ЛИХАЧЁВ

«Ничто не свободно так, как мысль человека».
ДЭВИД ЮМ

«Человек рождается свободным, а между тем всюду он в оковах».
ЖАН ЖАК РУССО

Только внутренне свободный человек может и сам посмеяться над собой, и другим дать над собой посмеяться.
Даниэль Штайн, герой книги ЛЮДМИЛЫ УЛИЦКОЙ «Даниэль Штайн, переводчик»

Нет ограничения мысли, но есть ограничения в поведении.
Профессор Нойгауз, герой книги ЛЮДМИЛЫ УЛИЦКОЙ «Даниэль Штайн, переводчик»

«Не неравенство тягостно, а зависимость».
ВОЛЬТЕР

«Если ты даже пробьешь стену головой: что ты будешь делать в соседней камере?»
СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ

«Слышать значит повиноваться».
Иосиф в романе ТОМАСА МАННА «Иосиф и его братья»

«Убеждён, что лагерь – весь – отрицательная школа, даже час провести в нём нельзя – это час растления. Никому никогда ничего положительного лагерь не дал и не мог дать».
ВАРЛАМ ШАЛАМОВ

Свободный человек от раба обстоятельств отличается тем, что не сетует на обстоятельства, а принимает их как испытание.
ПАВЕЛ КРУСАНОВ – Ивану Рассадникову в интервью «Истинных ценителей слова не должно быть много». «Книжное обозрение», 2008, № 16, стр. 3

Человек не должен ни от кого зависеть – даже от того, кто ему помогает.
КЭРИ-ХИРОЮКИ ТАГАВА, актёр, целитель, в статье «Не хотел бы, чтобы мой сын стал самураем!» «7 Дней», 2009, стр. 66

Ты свободен – вини во всём только себя.
ЗИГМУНТ БАУМАН, «Текучая современность»

Жажда зависимости сравнима с жаждой независимости.

Даже когда рот закрыт, вопрос остаётся открытым.
СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.