Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Именные

Субстантивные (с существительным в роли главного слова)
Примеры: план сочинения, поездка по городу, третий класс, яйца в холодильнике.

Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)
Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь.

Количественные (с именем числительным в роли главного слова)
Примеры: два карандаша, второй из претендентов.

Местоименные (с местоимением в роли главного слова)
Примеры: кто-то из учеников, нечто новое.

Наречные
Примеры: крайне важно, вдали от дороги.

Предикативная связь является связью между членами грамматической основы в предложении.

В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании:

Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово всегда существительное; придаточное может являться: прилагательным, причастием или местоимением.

Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе, под тем же названием.

Управление — вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа.

Примеры: ненависть к врагу, читать книгу, любовь к Родине.

Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия.

Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал, шел неспеша, мальчик постарше.

Другое определение связи «Примыкание»: связь, которая используется в словосочетании, где главный компонент — неизменяемое слово или такая изолированная от других форм, как сравнительная степень, неопределённая форма глагола.

 

Актуа́ льное члене́ ние предложе́ ния — используемый в лингвистике принцип разделения предложения на:

исходную, изначально данную составляющую (то, что считается известным или может быть легко понято), называемую темой, исходной точкой или основой;

новую, утверждаемую говорящим составляющую (то, что сообщается об исходной точке высказывания), называемую ремой или ядром;

элементы перехода.

Например: «он (тема) оказался (переход) прекрасным учителем (рема)».

Актуальное членение предложения исходит из выражения им конкретного смысла в контексте данной ситуации — в противоположность формальному членению предложения на грамматические элементы.

Если тема предшествует реме, порядок слов в предложении называется объективным, в противном случае — субъективным, например: «отец (тема) идёт (рема)» — если ждут отца; «отец (рема) идёт (тема)» — если услышали шаги.

Актуальное членение предложения может выражаться порядком слов, интонацией и другими средствами.

 

Дополнение

Дополнение — второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей и служащий для распространения или пояснения сказуемого или другого члена предложения. Дополнение (лат. — предмет) обозначает объект действия, состояния или признака, например: слушать лекцию, бояться воды, верность другу.

Дополнение может быть выражено:

а) именем существительным: Врач несѐ т ответственность за жизнь (за что?) больного;

б) местоимением: Мне (кому?) очень нравится читать;

в) именем числительным: Оставшееся количество вещества разделим на три;

г) наречием: Задание надо было выполнить на сегодня;

д) неопределѐ нной формой глагола: Я прошу тебя сообщить о твоем здоровье;

е) субстантивированным прилагательным: Неожиданно заговорили о былом.

Дополнение бывает прямым и косвенным.

Прямое дополнение относится к переходному глаголу и обозначает объект, на который непосредственно распространяется действие. Прямое дополнение выражается существительным в винительном падеже без предлога: Студенты слушают лекцию. Оно может быть выражено также существительным в родительном падеже, если: 1) действие направлено не на весь предмет, а только на его часть: Отрежь мне хлеба; 2) сказуемое выражает отрицание: Он не сказал самого главного.

Все остальные дополнения называются косвенными.

Оно обозначает непрямой объект, отвечает на вопросы косвенных падежей и относится к непереходным глаголам, существительным, прилагательным, наречиям и выражается всеми формами косвенных падежей с предлогами и без предлогов: Ничто на свете не сможет угнаться за человеческой мыслью.

Определение

Определение (лат. — определение) — второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? который? скольких?

Определение всегда относится к слову с предметным значением, т. е. к существительному или слову, употребляемому в значении существительного, и выражает различные его признаки: а) качество или свойство — интересная книга, устойчивый характер; б) отношение к другому предмету, действию, месту или времени — железный столб, точильный инструмент, дорожный знак, утренний сон; в) принадлежность — его мысль; г) количество или порядок предметов — двух студентов, первый экзамен.

В зависимости от характера синтаксической связи с поясняемым словом определения делятся на два вида: согласованные и несогласованные.

Согласованные определения связываются с определяемым словом согласованием, т.е. стоят в том же роде, числе, падеже, например: верный друг, яркие краски, написанная повесть.

Несогласованные определения связываются с определяемым словом по способу управления, реже примыкания, например: зал для концертов, чтение вслух.

Особым видом определения является приложение.

Приложение (лат.— приложение) — определение, выраженное именем существительным, обычно согласованным с определяемым словом в падеже и числе.

Приложение относится к существительному и обозначает:

1) качество или свойство предмета, лица: На бугре берѐ за — свечка в лунных перьях серебра

(С. Есенин). Дождь-ситничек зарядил надолго;

2) профессию лица, его звание, должность, национальность, социальное положение, родственные отношения: По лѐ гкой подтянутой фигуре его можно было принять за вышедшего в запас офицера-строевика (В. Овечкин). Молодая женщина-врач беседовала с пациентом. Два мальчика-подростка оживлѐ нно что-то рассказывали друг другу. На конкурсе победила девушка-россиянка;

3) названия рек, морей, озѐ р, гор, городов, сѐ л: Река Днепр впадает в Днепровский лиман Чѐ рного моря;

4) вид родового понятия — названия растений, птиц: Травы мята, зверобой, полынь обладают лечебными свойствами;

5) названия газет, журналов, произведений, предприятий, фирм: В журнале «Медицинская сестра» часто рассказывается об интересных людях этой профессии.

Обстоятельство

Обстоятельство — второстепенный член предложения, который указывает на обстановку и характер действия, состояния или признака и отвечает на вопросы о способе, месте, времени, цели, причине, условии действия: как? где? куда? каким образом? почему?

По значению обстоятельства делятся на обстоятельства образа действия, меры и степени, места, времени, условия, цели, причины, уступки, условия (см. табл. 61). Грамотно и уверенно отвечали студенты-выпускники, на экзамене. Кругом расстилалась бескрайняя пустыня. Вдали мелькнул долгожданный огонѐ к.

Обстоятельства могут быть выражены наречиями или существительными в формах косвенных падежей с предлогами и без предлогов.

Кроме того, обстоятельства образа действия, времени, причины, цели могут быть выражены деепричастными оборотами, например: 1) Часто занимаясь в библиотеке, я научился работать со справочной литературой. 2) Мы неоднократно проводили опыты, желая получить необходимые результаты.

Обстоятельство цели может быть выражено неопределѐ нной формой глагола, например; Я пришѐ л повидать тебя.

Подлежащее может быть выражено:

1) существительным в именительном падеже: Лекция была очень интересной;

2) местоимением:

а) личным: Он всегда добивался поставленной цели;

6) отрицательным: Ничто не может помешать мне осуществить свою мечту;

в) неопределѐ нным: Кто-то уже готовил доклад на эту тему;

3) количественным числительным в именительном падеже: Десять — это чѐ тное число;

4) субстантивированными прилагательными и причастиями: Новое в жизни требует и новых названий. Присутствующие активно участвовали в решении проблемы;

5) неопределѐ нной формой глагола: Любить природу — значит не только любоваться еѐ красотой, но и беречь еѐ;

6) синтаксически неделимыми словосочетаниями: Десять студентов отрабатывали практику в центральной городской больнице;

7) фразеологическим сочетанием: Кромешная мгла заполнила всѐ помещение.

Различают глагольное, именное и наречное сказуемое.

Глагольное сказуемое может быть выражено спрягаемой формой глагола или инфинитивом. (Он читает. Мыс зеленеет. Читать — это не только узнавать факты.)

В состав глагольного сказуемого могут входить глаголы со значением начала, конца или продолжения действия. (Он хочет читать. Она может выступить. Сын стал учиться в колледже.) В позиции глагольного сказуемого могут использоваться устойчивые словосочетания или соединения слов, возникающие в предложении. (Учѐ ба играет большую роль. Отец оказал влияние на сына. Я привык решать сам.)

Именное сказуемое может быть выражено именительным падежом существительного, местоимения, прилагательного, числительного (Мой друг — врач. Хорошая учѐ ба — залог хорошей работы. Погода тѐ плая. Эта книга твоя. Это занятиевторое.), а также кратким прилагательным, кратким причастием. (Он внимателен. Она усидчивее, чем подруга. Материал выучен.)

Наречное сказуемое может быть выражено наречием с разными лексическими значениями. - (Учиться интересно. Город вдалеке.)

Как глагольное, так и именное и наречное сказуемое могут иметь в своѐ м составе краткие прилагательные со значением долженствования, возможности, необходимости (должен, намерен, обязан, готов), например: Я намерен хорошо учиться.

В разговорной речи место сказуемого может быть замещено целым предложением. (Студенты — один лучше другого. Девушки — одна краше другой. Книга — можно пять раз читать. Хорошая репутация — это когда тебе доверяют.) В позиции сказуемого могут использоваться также сочетания двух личных форм глагола (Друзья встретились наговорились. Девочка смотрит улыбается.)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Фон в Солнечном городе | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.