Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности методики






Нейлл по своей основной специальности – психоаналитик. Его школа призвана реализовать психоаналитическую утопию – школу, где бы не было никакого принуждения и, как следствие, у детей не возникало бы никаких комплексов (если ничего не запрещено, то и вытеснять в подсознание нечего). Задачу эту он решил, но решил, в общем, не теми средствами, какими планировал. Занятия психоанализом оказались необязательными для успеха замысла – у трудных детей, которые отказывались на них ходить, психика выправлялась точно так же. Принципиально важным – и Нейлл это откровенно признал – оказалось ровно одно: атмосфера безоценочной любви, дружелюбия и безусловной готовности принять ученика таким, каков он есть. Не ставить условия (будь хорошим – и я тебя буду любить), а просто любить. И еще один вывод Нейлла: «Только счастливый педагог может воспитать счастливого ребенка».

Предтечи, разновидности, последователи

& Модель «Справедливого Сообщества» Л. Кольберга предполагает такой подход к воспитанию, который дает учащимся и преподавателям возможность самим регулировать внутреннюю жизнь школы с помощью демократического процесса принятия решений. Цели и ценности, при реализации которых происходит процесс воспитания: создание и принятие общих правил, признаваемых справедливыми всеми участниками; согласованность между моральной оценкой и нравственным поступком; социально ориентированная ответственность, терпимость и открытость.

& Школа «Эрмитаж» (Бельгия), основанная в начале ХХ века О. Декроли, – жемчужина национального и мирового образования. «Эрмитаж» входит в четверку лучших по успеваемости общеобразовательных заведений Брюсселя.

В начальных классах основой обучения являются так называемые «центры интересов», которые группируют учебный материал в соответствии с детскими интересами и потребностями. Таковыми у детей младшего школьного возраста определены потребности в питании, защите от непогоды, опасностей, в солидарности, отдыхе и самосовершенствовании. Учебный материал черпается из окружающей ребенка среды – природы, школьной жизни, семьи, общества. Данные используются на занятиях по французскому языку, математике, естествознанию и пр.

& Школа Sudbury Valley School (школа долины Садбери) была от­крыта в штате Массачусетс в 1968 году. В ней обучаются дети с 4 до 19 лет. Ученики свободны в выборе материала, учебников, учителей. Ни учебного плана, ни программы нет. Все инициативы исходят от детей, учителя только откликаются на эти инициативы. Управляет школой общее собрание, где каждый ученик и взрос­лый сотрудник имеют равные права. В том числе и при решении вопросов, связанных с дисциплиной, бюджетом, приемом и увольнением (исключением) взрослых и детей.

Школа находится в особняке. Вокруг - 10 акров старинного пар­ка, лес, поля, холмы, пруд. Есть подсобное хозяйство, конюшня. Финансовую базу составляют родительские взносы, пожертвования от общественных организаций и заработки самих граждан школы, взрослых и детей.

Жизнь школы основывается на предположении, высказанном Ари­стотелем 2000 лет назад, что «человеческие существа по своей природе любознательны». Это означает, что дети учатся благодаря своим естественным склонностям, делая то, что они хотят, весь день, каждый день.

 

Педагогические взгляды С.Т. Шацкого.

Станислав Тиофилович Шацкий (1878-1934) - представитель концепции свободного воспитания.

Сформулировал принцип самоценности детства, этот принцип исходил из огромной роли детства в жизни человека. Сосредоточил свое внимание на необходимости исходить из детского мироощущения в организации воспитательно-образовательного процесса. Весь учебный процесс должен строиться только в соответствии с закономерностями развития ребенка и в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Подчеркивал, с одной стороны, что соц. Среда несет в себе мощные факторы становления личности и оказывает влияние на ее расцвет, с другой - может накладывать жесткие рамки на этот процесс, не только направляя, но и ограничивая его.

Сторонники свободного воспитания рассматривали ребенка как биосоциальное существо, сформулировали основные положения организации воспитательно-образовательного процесса:

* требования среды законны,

* необходимо дать им свободно проявиться в процессе воспитания и обучения,

* учебновоспитательный процесс должен быть направлен на всестороннее развитие личности, а не на ее приспособление к узким социальным рамкам жизни,

* школа может и должна участвовать в преобразовании среды.

Сам он сформулирует в последствии свою цель следующим образом: «…дело, которое меня привлекло, …носило, общественный характер, давало простор творчеству каждого участника, избрало для своей деятельности бедные рабочие слои населения, имело своим заданием провести в жизнь трудовое воспитание, детское самоуправление и удовлетворение детских интересов». В мае 1905 г. В Сущёвско-Марьинском районе Москвы по инициативе С.Т. Шацкого и А.У. Зеленко организовано культурно-просветительское общество и детская летняя колония в Щёлково, которая продолжала работу в городских детских клубах зимой. Вся структура получила название «Сетлмент» (от англ. - комплекс) и вскоре переросла в сеть культурно-воспитательных учреждений. Несмотря на английское название, общество культивировало исконно русские ценности, было самобытным и оригинальным. Педагоги давали концерты, занимались литературной работой и вовлекали в творческую деятельность всё большее количество детей. Они организовывали походы в театры, музеи, картинные галереи, вывозили детей из бедных кварталов на природу. В этот период Шацкий решает, что в системе воспитания должна присутствовать народная основа и семейные ценности: трудолюбие, взаимопомощь, доброта. За три года работы комплекса педагоги разработали свою оригинальную систему воспитания детей, получившую блестящее практическое воплощение. Эта система базировалась на постоянном творчестве учителей и учащихся, причём в процессе творческой работы учителя отмечали, что они сами развивались под влиянием творчества детского коллектива. В 1908 году клуб был закрыт полицией за проведение в нём «социализма для детей», а Шацкий на некоторое время уехал за границу. В 1909 году педагог-новатор возобновляет работу в новом, организованном им обществе «Детский труд и отдых», которое было разрешено официально. В уставе общества было записано, что с детьми должны вестись физкультурная и спортивная работа, проводиться занятия ручным, трудом декламацией, музыкой и пением. Помещица М.К. Морозова выделила безвозмездно землю в Калужской губернии (ныне город Обнинск) и средства на постройку и оборудование колонии. Колония получила название «Бодрая жизнь». О ней он в соавторстве с супругой В.Н. Шацкойв последствии ярко и увлекательно написал в одноимённой книге.(1914) Вот лишь небольшая цитата, касающаяся его взгляда на воспитание: «Начатки творческой силы существуют почти у всех, у маленьких и у больших людей - надо лишь создать для проявления её подходящие условия». («Бодрая жизнь» 1914) [7 с 450.] В колонии вводятся детский труд, наблюдения за природой, научные занятия, художественное творчество, игры, начала самоуправления. Шацкий мечтал о создании сети подобных «Бодрых жизней», где воспитывались бы высококультурные рабочие люди, новое поколение трудовой интеллигенции. В 1914 - 1915 гг. он приступает к реализации плана по созданию детского опытно-показательного учреждения (опытной станции), где решались две задачи - отработка воспитательной системы и практическое обучение молодых педагогов.

 

«Работать вместе с детьми, -- писал С. Т. Шацкий, -- это значит признавать громадное влияние на детей детского общества. Школа должна быть заинтересована в развитии детских организаций, участвующих в строительстве жизни. Ей тогда легче будет работать. Огромную поддержку в этом деле могут оказать школе наши пионеры и комсомол, сплачивающие наиболее энергичные элементы нашей молодежи».

 

Шацкий начал свою активную педагогическую деятельность в 1905 году, когда организовал общество " Стелемент". Цель этого общества: распространение культурных образцов, поиск новых путей, социальное воспитание детей. После закрытия организовал новое общество " Детский труд и отдых", продолжением которого стала деятельность колонии " Бодрая жизнь".

Этапы деятельности:

1. подход к ребенку как к высшей ценности,

2. стремление рассмотреть педагогический процесс как " Детское царство", где свободно развивается природа ребенка, а педагог выступает в роли равного друга, товарища.

Через всю теоретическую и практическую деятельность Шацкого проходила идея детского труда. На раннем этапе этот труд должен быть связан с искусством и игрой. Труд, игра, искусство - три элемента детской жизни неотделимы друг от друга и являются обязательным условием социализации и развития личности ребенка.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.