Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы устранения привязанности.






1. Лучшее средство заключается в том, чтобы подумать о пустоте (мы уже обсуждали эту практику). Исследуйте " я", которое переживает привязанность. Какова его природа? Попытайтесь определить местоположение этого " я", кажущегося нам твердым, в теле или уме.

Также исследуйте предмет привязанности. Разве этот человек или предмет изначально замечательный и приятный? Если это так, тогда почему это не отмечают все люди? Вы видите, как ваш ум преувеличенно судит о качествах объекта и приходит из-за этого в возбужденное состояние?

Попытайтесь понять, что и " я" и его объект лишены изначального существования, что они не сами по себе и вовсе не такие, какими кажутся. Возможно, мои слова звучат не очень убедительно (особенно, если привязанность сильна), но отнеситесь к ним внимательно. Полезно просто подумать о пустоте, ведь такие рассуждения помогают нам постепенно понять, что такое пустота, и ослабить хватку привязанности.

2. Проведите медитацию на смерть (мы уже обсуждали эту практику). Вспомните, что смерть неизбежна, что она может прийти к вам в любой миг. Вообразите, что бы вы чувствовали, навеки покидая объекты своей привязанности, то есть любимых людей, мирские радости и свое имущество. Все это не только не поможет нам, когда мы будем умирать, но наша привязанность к этим объектам смутит наш ум и помешает нам умереть спокойно.

3. Поразмышляйте о недостатках привязанности. Внимательно исследуйте ум, который переживает привязанность. Он возбужден и полон несбыточных надежд. Ум не замечает недостатки и обращен всецело к проецированным фантазиям. Он не может четко видеть вещи и не способен выносить разумные суждения. Разве это счастье?

К тому же, следствия привязанности не покой и удовлетворение, а разочарование и желание еще крепче объять предмет. Подумайте о страданиях, которые вы переживаете, отделяясь от объекта привязанности. Всем нам известна боль безответной любви и горе из-за смерти любимого человека.

Осознайте, что привязанность это не спокойное и чистое состояние ума, что она вызывает неудовлетворенность и несчастье. Если вы завели привычку привязываться, то она отбрасывает тень на поток нашего ума, в результате чего мы в будущем будем переживать больше трудностей.

Привязанность затуманивает ум и не позволяет узнавать нам ее недостатки. Очень важно быть честным с собой, проникать за маску привязанности и анализировать ее истинную природу.

4. Вспомните о том, что все вещи непостоянны (мы уже обсуждали эту практику). По своей природе они меняются от мгновения к мгновению и неизбежно когда-нибудь завершат свои жизненный срок. Объект вашей привязанности не всегда будет привлекательным и приятным. Представьте себе, что он состарился, поблек, увял, а затем проверьте, остались ли ваши чувства прежними. Как бы вы чувствовали себя, если бы этот объект ушел от вас после того, как утратил свою привлекательность?

Переживаемое вами удовольствие тоже не постоянно. Сколько времени вы действительно чувствовали удовольствие и удовлетворение в присутствии какого-то объекта?

Поняв, что внешние вещи не могут дать нам вечное счастье и удовлетворение, мы ослабим свою привязанность к ним и, вполне возможно, станем еще больше наслаждаться ими!

5. Если вы ощущаете сильную привязанность к какому-нибудь привлекательному телу (в том числе и к собственному телу), тогда поразмыслите о нем следующим образом.

Прежде всего, проанализируйте, что именно вы считаете столь привлекательным. Затем мысленно проникнете под его поверхность и нарисуйте себе, что находится под кожей: плоть, кости, сосуды и органы. Вообразите слизь, гной, кровь, экскременты и мочу. Представьте себе все это в ярких красках. Так что же вы считаете таким привлекательным?

Представьте себе, что тело постарело, стало сморщенным и горбатым. Где же теперь это красивое тело?

Суть этого упражнения не в том, чтобы броситься в другую крайность и начать чувствовать отвращение к себе или другому человеку, к которому вы привязаны. Просто вам следует осознать, что привязанность искажает наше мировосприятие и приукрашивает качества человека или вещи. Мы просто не видим реальность такой, как она есть. Таким образом, данный анализ сводит нас на землю и помогает нам проникнуть под завесу своего глянцевого образа, навеянного фантазией.

6. Средство избавления от привязанности к еде заключается в том, чтобы поразмышлять о страданиях, которое пережили все существа, попавшие в вашу тарелку. Этих существ убили ради того, чтобы снабдить вас мясом и рыбой. Бесчисленные крохотные животные и насекомые гибнут во время выращивания, удобрения и опыления злаков, фруктов и овощей, которыми мы питаемся. Помяните тяжелый труд крестьян, рыбаков, садовников, фабричных рабочих, водителей грузовиков, продавцов и поваров.

Попытайтесь есть осознанно, воздавая хвалу всем этим существам за их доброту и жертвенность.

Гнев.

В противоположность привязанности (то есть желанию не расставаться с чем-то или кем-то), гнев есть отношение именно с желанием отделиться от чего-то, кого-то или навредить чему-то, кому-то. Чаще всего наш гнев обращен на других людей, но мы также можем сердиться на самих себя и неодушевленные объекты. Гнев берет начало в возмущении, например, тем, как кто-то пьет чай. Так разгорается неистовая ненависть, которая приводит к физическому насилию и убийству.

Гнев есть прямая противоположность терпению, любви и терпимости. Это искаженное понимание, ошибочный способ отклика на что-то. Это заблуждение, которое приносит лишь трудности и несчастье, а не желанные нам результаты. Оно смущает наш ум и заставляет нас вредить другим существам своими поступками и словами, и в любой ситуации это не разумный, не искусный способ отклика на жизнь.

Терпение, как противоположность гнева, это очень ценное состояние ума, потому что оно позволяет нам принимать трудности, почти не страдая. Но терпению нужно учиться. А способ развития терпения заключается в том, чтобы практиковать средства избавления от гнева.

Недостатки гнева гораздо легче осознать, чем недостатки привязанности. Тем не менее, с гневом очень трудно справиться. Частично это объясняется тем, что мы не желаем даже допустить, что в нас присутствует гнев. А если мы и признаем наличие в себе гнева, то не называем его недостатком. Возможно, мы хотим быть спокойными и добрыми, но в своих усилиях мы можем просто подавлять чувства неприязни, раздражения и сожаления, которые представляют собой более тонкие проявления гнева. Это не решение. Эмоции остались, они кипят в глубине нашего ума, заставляя нас напрягаться и нервничать, что сказывается на наших взаимоотношениях с другими людьми.

Другой ошибочный подход заключается в том, чтобы воспринимать гнев как естественную энергию, которую нужно не сдерживать, а выражать всякий раз, когда она возникает. Такое поведение может избавить нас от нынешнего напряжения нашей эмоциональной сферы и, таким образом, показаться наиболее пригодным способом обращения с гневом, но и это не решение. Нам нужно лишь взглянуть на кратковременное воздействие гнева (как мы мучаем себя и других людей) и на долговременное его воздействие (как мы заводим привычку гневаться), чтобы понять, что давать волю гневу совсем не полезно и не разумно.

По-настоящему грамотный подход заключается в том, чтобы осознать гнев или раздраженность, сопутствующую его вспышке, задержать эмоцию в уме и обуздать ее. Сразу же осознать гнев в миг его возникновения уже довольно для рассеяния большей части его энергии. Затем мы должны исследовать эмоцию с разных сторон. Каковы ее причины? Чего мы надеемся достичь посредством гнева? Как мы видим ситуацию? Если у нас есть ясное понимание гнева, тогда нам легче контролировать его, поскольку мы, увидев его неразумность, менее склонны увлекаться им.

Гнев искажает наше видение вещей. Итак, после того как мы исследовали гнев, мы должны применить в качестве противоядия один из нижеследующих методов, чтобы заставить ум более правильно, реалистически видеть ситуацию. Однако это не легко. Энергия гнева очень сильна, и нам непривычно делать попытки управлять гневом или преображать его. Полезно во время медитации постоянно применять эти методы, работая с впечатлениями от прошлых вспышек гнева или же воображенными ситуациями. Когда в наших обыденных отношениях возникает гнев, мы можем вспомнить все выводы, извлеченные из своих сессий, и попытаться не попасть в старую и хорошо знакомую колею гнева.

Разумеется, мы не всегда будем счастливы. Иногда мы только спустя несколько минут, часов или дней будем осознавать, что рассердились и обидели кого-то! Сядьте и вспомните ситуацию. Осознайте, что было не так, и сделайте умозаключение о том, как в следующий раз избежать такой же ошибки. Точно так же мы можем проанализировать трудности, которые испытывали несколько лет назад. Нет никакой причины падать духом, если гнев то и дело возвращается в новой силой. На искоренение сильных привычек нужно время. Главное желать их искоренения и не оставлять усилий по их устранению.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.