Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типичные ошибки на первой фазе






Для установления контакта с собеседником важно знать не только то, что этому способствует, но и то, что препятствует, мешает. Это


позволяет избежать возможных ошибок в беседе. Типичными ошиб­ками первой фазы беседы являются:

• извинения, проявления признаков неуверенности, например:
«...извините, если я помешал...», «...я бы хотел еще раз услышать...»,
«...пожалуйста, если у Вас есть время меня выслушать...»;

• любые проявления неуважения, пренебрежения к собеседни­
ку, принижения его, например: «Давайте с Вами быстренько рассмот­
рим.,.», «Я как раз проходил мимо и заскочил к Вам...», «А у меня на
этот счет другое мнение»;

• вопросы, которыми вы вынуждаете собеседника подыскивать
контраргументы и занимать оборонительную позицию;

• ваша собственная закрытость, нежелание говорить о себе, о
своих мыслях, чувствах;

• критика собеседника: его идей, высказываний, интересов, мо­
тивов и т. д.

4.1, 2. Восприятие собеседника при вступлении в контакт

При вступлении в контакт очень важным, порой первостепенным по значимости, определяющим дальнейший ход беседы, является то, как люди восприняли друг друга в первые минуты общения. Источником инфор­мации могут служить внешность собеседника, его речь, поступки, невер­бальное поведение. Составление правильного представления о человеке требует длительных, повторных контактов и значительных усилий вни­мания, интеллекта и чувств. Поэтому глубоко разбираться мы можем лишь в небольшом количестве наиболее близких нам лиц.

При кратковременных контактах мы обычно опираемся на сло­жившиеся у нас эталоны. Отождествляя собеседника с эталоном на основе ряда общих признаков, мы одновременно приписываем ему и множество других черт, которые, по нашим наблюдениям, обычно встречаются у людей данного типа. Таким образом, отнесение чело­века к эталону позволяет домысли гь большое количество необходи­мых в общении, но отсутствующих сведений.

Вместе с тем восприятие людей с опорой на эталоны связано с целым рядом типичных ошибок, так называемых «эффектов», кото­рые выступают в качестве барьеров восприятия людьми друг, друга, а значит, и коммуникации.

Рекомендация ведущему; до того, как познакомить участни­ков тренинга с барьерами восприятия, следует продемонстриро-


вать «работу» некоторых из них в практическом упражнении. Для этогоможно применить упражнение «Ромашка» [14, с.25]. Упраж­нение включает несколько этапов. Участники работают в парах.. На каждом новом этапе тренер изменяет инструкцию. Сначалауча-стники, глядя друг на друга в течение 3-4 минут (поочередно), рас­сказывают собеседнику, кого они видят перед собой (говоря только о внешнем облике). На следующем этапе участники рассказывают собеседнику, каким он (собеседник), с их точки зрения, был в 5-лет­нем возрасте. На следующем этапе партнеры рассказывают друг другу, что за человек, с их точки зрения, собеседник. Можно давать ч другие задания, чтобы продемонстрировать, какое влияние ока­зывают на нас установки, стереотипы, проекции и другие эффек­ты восприятия.

Вопросы для обсуждения; что вы чувствовали, когда слушали рассказы о себе? Выполнение какого задания вызвало наибольшие трудности? В чем они состояли? Каковы причины возникших труд­ностей? Какие впечатления вы вынесли из этого упражнения?

Выводы: на восприятие собеседника сильное влияние имеет наш собственный жизненный опыт и эталоны, хранящиеся в нашем под­сознании. Воспринимая людей, мы можем сформировать неадекват­ный, искаженный образ другого человека.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.