Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Невербальная коммуникация. Чуткость в восприятии и понимании языка невербального обще­ния развивается с опытом и возрастом






Чуткость в восприятии и понимании языка невербального обще­ния развивается с опытом и возрастом. Ключевыми категориями в рас­сматриваемой проблеме являются: межличностное пространство, ви­зуальный контакт, рукопожатие, выражение лица, позы и жесты.

Межличностное пространство - важнейший фактор не­
вербального общения. Наши представления о нем отражаются в по­
вседневной речи - «держаться подальше», например, от начальства,
или «держаться поближе» к тому, в ком мы заинтересованы.

Общее правило: чем больше партнеры заинтересованы друг в дру­ге, тем ближе они могут находиться по отношению друг к другу. Однако существуют определенные нормы и правила, которые следует учиты­вать при взаимодействии с собеседником. У каждого человека есть свое поле, нарушать которое в конкретных ситуациях - значит повредить делу.

Интимное расстояние - до 50 см. Так общаются близкие люди.

Межличностное расстояние - 0, 5 - 1, 2 м. Оптимально для
разговора друзей, знакомых, неформального общения коллег.

Социальное расстояние - 1, 2 - 3, 7 м. Целесообразно для со­
циальных, деловых отношений. Верхний предел соответствует фор­
мальным отношениям.

Публичное расстояние - более 3, 7 м. Используется при вы­
ступлении в аудитории. Не считается невежливым лишь обменяться
несколькими словами или воздержаться от общения.

Чрезмерно близкое или удаленное расстояние может от­рицательно сказаться на общении, на переговорах. Чем ближе собе­седники находятся друг к другу, тем труднее сохранять визуальньш контакт, и тем меньше они должны смотреть друг на друга в знак взаимного уважения.


Рекомендация ведущему; в данной части тренинга уместно дать упражнение-эксперимент на установление участниками соб­ственной границы межличностного пространства. Для этого не­обходимо построить участников в две шеренги лицом друг к другу. Одна шеренга стоит неподвижно, другая начинает медленно дви­гаться навстречу первой шеренге до тех пор, пока участники, сто­ящие неподвижно и фиксирующие собственные ощущения, не оста­новят двигающихся. Затем шеренги меняются ролями.

Вывод: индивидуальные границы межличностного простран­ства могут различаться. Одни люди допускают меньшие расстоя­ния в ситуации общения, другие предпочитают держать собесед­ника на удалении. Это зависит от культуральных особенностей ведущей репрезентативной системы, сложившихся между парт­нерами отношений, степени доверия к людям и т.п.

• Визуальный контакт. Информация от одного партнера к дру­гому может быть передана и воспринята самым точным образом с помощью глаз. Кроме того, визуальный контакт позволяет создать необходимую атмосферу в ходе переговоров. Поэтому важно конт­ролировать свой взгляд и визуальный контакт в целом.

Условием создания хороших отношений с партнером является контакт глазами в течение 60-70% времени общения. Собеседни­ку, встречающемуся взглядом с партнером менее трети этого вре­мени, партнер бессознательно начинает не доверять. Однако не следует «терроризировать» партнера слишком пристальным взгля­дом: он мешает сосредоточиться. Поэтому максимально продолжи­тельный взгляд - 12-15 секунд - возможен в начале и конце бесе­ды. В середине беседы контакт глазами более 5-7 секунд вряд м целесообразен.

Взгляд должен сосредоточиваться на воображаемом треу­гольнике на лице собеседника. Вершина его находится в центре лба основание - на уровне глаз партнера.

Контролировать свои эмоции, жесты, позы возможно, но прак­тически нереально влиять на реакцию зрачков. Они непроизвольнс расширяются, когда человек радостно возбужден или удовлетворен и сужаются, когда он сердится или у него мрачное настроение.

Визуальный контакт легче поддерживать в приятной беседе, npi неприятном разговоре мы избегаем его. Отказ от прямого визуаль него контакта в этом случае есть выражение вежливости и по ним а ния эмоционального состояния собеседника. Настойчивый, присталь


ный взгляд может вызвать возмущение, воспринимается как вмеша­тельство в личные переживания или враждебность.

Как правило, в ситуациях соперничества люди избегают визуаль­ного контакта, чтобы он не был понят как выражение враждебности (не случайно этологи не рекомендуют смотреть в глаза хищным жи­вотным, а также агрессивно настроенным нетрезвым людям). На го­ворящего смотреть легче, когда он находится на расстоянии. Чем бли­же мы к собеседнику, тем больше избегаем визуального контакта.

Рукопожатие - непременный атрибут не только делового, но
и повседневного общения. В древности рукопожатие де­
монстрировало отсутствие оружия. Рукопожатие может сказать о
многом: слишком влажные руки свидетельствуют, как правило, о
сильном волнении; холодные - о болезни; холодные пальцы - о пло­
хой работе сердца; короткое, вялое рукопожатие сухих рук скорее
всего означает безразличие; более продолжительное в сочетании с
улыбкой и теплым взглядом - дружелюбие.

• Человек, подающий руку ладонью вниз, демонстрирует, чаще
всего бессознательно, стремление главенствовать, властвовать, быть
выше собеседника.

• Ладонь, развернутая вверх, свидетельствует о доверчивости,
открытости или желании отдать инициативу.

• Рукопожатие, при котором руки партнеров остаются в оди­
наковом и равном положении означает, что они оба испытывают друг
к другу чувство уважения и взаимопонимания.

• Приветствие партнера прямой, несогнутой рукой, как и демон­
стрирующее власть (ладонью вниз), является признаком неуважения
к нему, пренебрежительности. Его назначение в том, чтобы держать
определенную дистанцию и напомнить партнеру о его месте.

 

• Крепкое рукопожатие, сопровождающееся хрустом пальцев,
свойственно агрессивному, жесткому человеку.

• Пожатие кончиков пальцев - это вариант пожатия прямой не­
согнутой рукой, только вместо руки в ладонь заключаются лишь паль­
цы. Инициатор такого рукопожатия или не слишком уверен в себе,
или стремится держать собеседника на удобном для себя расстоянии.

Нейтрализовать доминантное или «дистанционное» рукопожатие можно несколькими способами. Когда вы берете обращенную вниз ла­донь «властного» партнера, сделайте шаг вперед правой ногой, затем переставьте левую ногу вперед-влево и встаньте перед этим человеком слева, вторгаясь тем самым в его личную зону. Слегка развернувшись


влево, вы оказываетесь под углом к партнеру, и в этот момент вам не­сложно выровнять положение рук или развернуть руку партнера.

Другой способ - обхватить руку партнера сверху за запястье и затем встряхнуть ее. Это делает вас хозяином положения, поскольку вы берете верх над рукой партнера. Однако здесь необходима осто­рожность, так как это может сбить с толку человека с властными намерениями и - это главное - полномочиями.

Рукопожатие, при котором рука одного из партнеров помешается в две руки другого, называется «перчатка». Его инициатор стремит­ся подчеркнуть, что он честен и ему можно доверять. Такое рукопо­жатие часто используется по отношению к хорошо знакомым лю­дям, если использовать его в момент знакомства, можно получить противоположный эффект.

Приветствие с использованием обеих рук выражает искренность, доверие или глубокие чувства по отношению к партнеру. Рука на пле­че партнера означает большую глубину чувств, по сравнению с пред­плечьем.

Однако прикосновение к плечу, предплечью или запястью является вторжением в личную зону. Это возможно только между людьми, испы­тывающими особо эмоциональный подъем в момент рукопожатия.

В ходе приветствия не следует слишком долго задерживать в своей руке руку партнера; у него может возникнуть ощущение попа­дания в капкан, что, естественно, вызывает раздражение.

Выражение лица. Ничто не обладает большей силой вырази­тельности, чем лицо, которое является главным показателем чувств и настроения. Легче всего распознаются на лице положительные эмо­ции (счастье, любовь, удивление, восторг); труднее — отрицательные (печаль, гнев, отвращение). Общение только выиграет, если вы буде­те сдерживать отрицательные эмоции и не стесняться в выражении положительных. Всегда приятнее иметь дело с жизнерадостным, оптимистичным партнером, нежели с мрачным и угрюмым.

Лицо человека асимметрично: левая сторона больше отражает эмоции, чем правая. Поэтому, если возникает потребность не слиш­ком демонстрировать свои чувства и настроение, можно слегка по­вернуться к партнеру правой стороной лица.

Улыбка на вашем лице, пожалуй, наиболее универсальное сред­ство, способствующее развитию отношений. Мы улыбаемся не только потому, что рады чему-либо, но и потому, что это помогает нам чув­ствовать себя увереннее и независимее. При встрече улыбка спо-


собствует снижению напряжения и более раскованному и спокойному обшению. Она говорит о дружелюбии и расположении. Уильям Джемс и Николай Николаевич Ланге были убеждены, что на наше психологи­ческое состояние оказывают влияние наши позы, выражения лица, дей­ствия. < (Мы печалимся, потому что плачем, сердимся, потому что нано­сим удар, пугаемся потому, что дрожим, А НЕ НАОБОРОТ» (У Джеймс).

Позы и жесты говорят о многом: установке, чувствах, воз­расте, даже национальности партнера. Они могут быть сигналом за­интересованности, безразличия или окончания встречи. В деловой практике можно выделить несколько основных групп жестов и поз, отражающих различное внутреннее состояние или установку парт­неров (приложение 3). Более подробно с их описанием можно по­знакомиться в книге Адана Пиза «Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам» (2003).

Рекомендация ведущему: для закрепления материала можно предложить участникам тренинга несколько упражнений на рас­познавание и интерпретацию сигналов невербальной и параяингви-стической коммуникации. Например, изобразить ту или иную эмо­цию, передать информацию с помощью жестов, проговорить одну и ту же фразу, используя различные интонации и т.п.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.