Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникативные сигналы






В речи важны три вещи: кто говорит,

как он говорит и что он говорит,

причем последнее имеет наименьшее значение.

Джон Морли

Цель: получение знаний о видах коммуникативных сигналов и навыков невербального общения. Задачи:

• получение представлений о видах коммуникативных сигналов;

• отработка навыков распознавания и интерпретации сигналов
невербальной коммуникации.

2.1. Виды коммуникативных сигналов

Общение, будучи сложным социально-психологическим процес­сом взаимопонимания между людьми, осуществляется с помощью коммуникативных сигналов, которые отправитель посылает получа­телю для передачи своих мыслей. Одновременно в передаче инфор­мации участвуют три вида сигналов: речевые (вербальные), нерече­вые (невербальные) и интонационные (паралингвистические).

Вербальные сигналы: смысл высказываний, подбор выраже­ний, правильность речи и разные виды её неправильности.

Паралингвистические сигналы: особенности произнесения
речи и неречевых звуков, качества голоса.

Невербальные сигналы: взаимное расположение в простран­
стве, позы, жесты, мимика, контакт глаз, оформление внешности,
прикосновения, запахи.

Если нет особых причин, указанных нами ранее, то речь собе­седника чаще всего понимается адекватно. Однако для лучшего по­нимания собеседника следует обращать внимание на силу, тон голо­са, скорость речи. У собеседника могут быть отклонения в построе­нии фраз: незаконченность предложений, частые паузы, междометия,


нервный кашель, вздохи, фырканье т.д. Так передаются обычно пе­реживаемые человеком эмоции, например:

• энтузиазм, радость, недоверие - обычно передаются высоким
голосом;

• гнев, страх - высоким, но в более широком диапазоне тональ­
ности, силы и высоты звуков;

• мягкий, приглушенный голос с понижением интонации к кон­
цу каждой фразы соответствует печали, горю, усталости;

• быстро говорит человек взволнованный, обеспокоенный;

• медленная речь бывает при угнетенном состоянии; кроме того,
к ней прибегают люди высокомерные;

• неуверенность в выборе слов проявляется в том случае, когда
говорящий не уверен в себе или собирается удивить собеседника;

• благоприятное впечатление производит ненапряженный, мяг­
кий тон; уверенный достаточно громкий (но не кричащий) голос.

Важно помнить, что при первом контакте люди доверяют на 55% невербальным сигналам, на 38% пара лингвистическим и лишь на 7% со­держанию вашей речи (Л.Меграбян, 1988).

Вслед заА.Меграбяном ученые неоднократно проводили иссле­дования значения невербальных аспектов общения. Профессор Бер-двцстп утверждал, что обычный человек произносит слова всего 10-11 минут в день, а среднее предложение звучит не более 2, 5 секунд. Как и Меграбян, Бердвистл считает, что вербальное общение состав­ляет всего 35% личного общения, а 65% информации передается невербальными способами. Новейшие исследования дают основа­ние полагать, что невербальные сигналы превосходят вербальные и по точности, и по достоверности. Наше представление о невербаль­ном общении отражается в языке. Мы говорим: человек «сияет» от счастья, «замер» от страха, готов «лопнуть» от злости, «дрожит» от ярости, «кусает губы» от неуверенности и т.п. Большинство иссле­дователей приходят к выводу, что вербальные способы используют­ся для передачи фактической информации, в то время как невербальнс передаются эмоции и чувства собеседников. Мимика, позы, жесты, тон - всегда откровенно передают наше состояние.

Эффективно общаться означает не только понимать смысл передаваемого сообщения, но и распознавать тонкости невербального

 

общения. Это необходимо по целому ряду причин. Во-первых, сло­вами не всегда удается передать желаемое. Поэтому подчас мы и го­ворим: «Нет слов», «Не могу выразить это словами», имея в виду сложность и глубину переполняющих нас чувств. Во-вторых, язык невербального общения способен сказать, что собеседник думает о нас в действительности. Он спонтанно и бессознательно «способ­ствует» утечке информации через позы, жесты, ритм движений и т.д. Кроме того, знание этого языка показывает, насколько мы умеем вла­деть собой. Именно по этим причинам невербальным сигналам мы уделим особое внимание.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.