Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Коммуникативные сигналы
В речи важны три вещи: кто говорит, как он говорит и что он говорит, причем последнее имеет наименьшее значение. Джон Морли Цель: получение знаний о видах коммуникативных сигналов и навыков невербального общения. Задачи: • получение представлений о видах коммуникативных сигналов; • отработка навыков распознавания и интерпретации сигналов 2.1. Виды коммуникативных сигналов Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется с помощью коммуникативных сигналов, которые отправитель посылает получателю для передачи своих мыслей. Одновременно в передаче информации участвуют три вида сигналов: речевые (вербальные), неречевые (невербальные) и интонационные (паралингвистические). • Вербальные сигналы: смысл высказываний, подбор выражений, правильность речи и разные виды её неправильности. • Паралингвистические сигналы: особенности произнесения • Невербальные сигналы: взаимное расположение в простран Если нет особых причин, указанных нами ранее, то речь собеседника чаще всего понимается адекватно. Однако для лучшего понимания собеседника следует обращать внимание на силу, тон голоса, скорость речи. У собеседника могут быть отклонения в построении фраз: незаконченность предложений, частые паузы, междометия, нервный кашель, вздохи, фырканье т.д. Так передаются обычно переживаемые человеком эмоции, например: • энтузиазм, радость, недоверие - обычно передаются высоким • гнев, страх - высоким, но в более широком диапазоне тональ • мягкий, приглушенный голос с понижением интонации к кон • быстро говорит человек взволнованный, обеспокоенный; • медленная речь бывает при угнетенном состоянии; кроме того, • неуверенность в выборе слов проявляется в том случае, когда • благоприятное впечатление производит ненапряженный, мяг Важно помнить, что при первом контакте люди доверяют на 55% невербальным сигналам, на 38% пара лингвистическим и лишь на 7% содержанию вашей речи (Л.Меграбян, 1988). Вслед заА.Меграбяном ученые неоднократно проводили исследования значения невербальных аспектов общения. Профессор Бер-двцстп утверждал, что обычный человек произносит слова всего 10-11 минут в день, а среднее предложение звучит не более 2, 5 секунд. Как и Меграбян, Бердвистл считает, что вербальное общение составляет всего 35% личного общения, а 65% информации передается невербальными способами. Новейшие исследования дают основание полагать, что невербальные сигналы превосходят вербальные и по точности, и по достоверности. Наше представление о невербальном общении отражается в языке. Мы говорим: человек «сияет» от счастья, «замер» от страха, готов «лопнуть» от злости, «дрожит» от ярости, «кусает губы» от неуверенности и т.п. Большинство исследователей приходят к выводу, что вербальные способы используются для передачи фактической информации, в то время как невербальнс передаются эмоции и чувства собеседников. Мимика, позы, жесты, тон - всегда откровенно передают наше состояние. Эффективно общаться означает не только понимать смысл передаваемого сообщения, но и распознавать тонкости невербального
общения. Это необходимо по целому ряду причин. Во-первых, словами не всегда удается передать желаемое. Поэтому подчас мы и говорим: «Нет слов», «Не могу выразить это словами», имея в виду сложность и глубину переполняющих нас чувств. Во-вторых, язык невербального общения способен сказать, что собеседник думает о нас в действительности. Он спонтанно и бессознательно «способствует» утечке информации через позы, жесты, ритм движений и т.д. Кроме того, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Именно по этим причинам невербальным сигналам мы уделим особое внимание.
|