Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Письменность






 

До тех пор пока люди находились на стадии присваивающего хозяйства и жили небольшими, родоплеменными коллективами, они пользовались простейшими средствами связи. Ситуация стала меняться, когда в результате так называемой неолитической революции начался переход от присваивающего хозяйства к производящему, когда на смену родам и племенам пришли союзы племен, а затем – государства.

Долгое время информацию передавали непосредственно от одного человека к другому и могли хранить ее только в человеческой памяти.

Из этого вытекали два очень важных следствия: во-первых, накопление обществом знаний об окружающем мире было ограничено возможностями человеческой памяти, во-вторых, объем этих знаний во многом зависел от продолжительности жизни отдельных людей.

Неслучайно в первобытном обществе люди старшего возраста пользовались особым почетом и уважением. Они были не только воплощением житейской мудрости, но и хранителями жизненного опыта, знаний об окружающем мире. Поэтому именно из их среды, прежде всего, выбирали главу рода, который у многих народов назывался старейшиной.

Когда «старейшина» умирал, вместе с ним «умирали» накопленные им знания. И если он не успевал передать их окружающим, после его смерти многое приходилось начинать сначала.

Яркое художественное выражение подобное явление получило в кинофильме немецкого режиссера Вернера Герцига «Стеклянное сердце». Сюжет фильма таков. Где-то в горах находился и процветал небольшой городок, центром которого являлся стекольный завод. Завод производил чудную посуду. Но секретом ее производства обладал только один мастер, который ни с кем не желал им делиться. И вот мастер умер. Вместе с ним погибли его знания. Завод пришел в упадок, вслед за ним пришел в запустение весь городок.

Поскольку продолжительность жизни в первобытном обществе была невелика, и люди часто становились жертвами диких животных, болезней и стихийных бедствий, подобное происходило неоднократно. И хотя на стадии присваивающего хозяйства, когда человечество было раздроблено на множество рассеянных по планете и изолированных друг от друга племен, периодически происходившая утрата накопленных знаний отдельными коллективами не имела катастрофического влияния на все общество, однако она несомненно сдерживала его развитие.

Негативная роль этого фактора начала возрастать, когда на смену племенам пришли государства, объединявшие десятки и сотни тысяч, миллионы людей.

Переход от присваивающего хозяйства к производящему и связанное с этим возникновение государства означали переход человеческого общества к новой стадии развития, получившей название цивилизации. Первоначально главную роль в производящем хозяйстве играло сельскохозяйственное производство (животноводство, земледелие), затем – промышленность. Исходя из этого, можно выделить два типа цивилизации: аграрную и индустриальную[89].

Переход к производящему хозяйству сопровождался усложнением хозяйственной и общественной жизни и вел к расширению объема циркулирующей среди людей информации, возрастанию ее значения в жизни общества. Одновременно по мере формирования государств и расширения их границ происходило возрастание роли передачи информации как одного из важнейших средств управления.

Это породило потребность в закреплении, сохранении и накоплении информации, в результате чего возникает письменность. «Письмо – фиксация речи, служащая для передачи ее на расстояние и закрепления ее во времени и осуществляемая с помощью начертательных обозначений, выражающих те или иные элементы речи»[90].

Самым древним было узелковое письмо, с которым европейцы познакомились в XVI в. у инков в Америке[91]. В древности оно существовало и у других народов, например, в Азии и Африке[92].

Более распространенным являлось рисуночное письмо[93], на основании которого возникло письмо иероглифическое. На заре цивилизации им пользовались в Африке (египтяне), в Азии (китайцы), в Латинской Америке (майя). Сейчас оно широко распространено в Юго-Восточной Азии[94]. Как и рисунки, иероглифы могут означать целые слова и даже предложения, но в отличие от рисунков имеют лишь условный, символический характер.

Рисуночное письмо развивалось по принципу копилки, т. е. чем больше становился объем информации, тем больше требовалось для ее выражения рисунков. Первоначально подобным же образом развивалось и иероглифическое письмо[95].

Именно это явилось одной из причин появления иероглифов, обозначающих отдельные слоги, с помощью которых можно составлять слова. Подобная слоговая система письма использовалась в Микенах II тыс. до н. э. [96], в III – I вв. до н. э. получила распространение в Индии. От нее произошли почти все виды письма, существующие сейчас в Индии и Индокитае[97].

В середине II тысячелетия до н. э. был изобретен алфавит.

Слово «алфавит» происходит от названия двух первых греческих букв «альфа» и «вита» (или бета). В справочной литературе понятие «алфавит» характеризуется как «совокупность графем (букв)»[98], а «графема» как «мельчайшая смыслоразличительная единица письменной речи, соответ-ствующая фонеме в устной речи»[99].

Суть этого изобретения заключалась в том, что для каждого произносимого человеком звука было придумано специальное обозначение – буква, которая сама по себе, как и этот звук, ничего не значит, но, используя буквы, можно обозначать произносимые человеком слова. В результате появилась возможность с помощью нескольких десятков знаков записывать любую информацию.

Вопрос о возникновении алфавита является дискуссионным[100]. Чаще всего его создателями называют финикийцев[101]. У финикийцев алфавит заимствовали евреи и греки. Греческий алфавит лег в основу латиницы, арабской письменности и славянской азбуки[102].

Если появление языка открыло возможность накапливать и хранить знания об окружающем мире в объеме человеческой памяти, а также передавать их из поколения в поколение посредством личного, непосредственного общения, то письменность, появление которой означало отделение информации от человека, позволила не просто сохранять и накапливать информацию, но и делать это в возрастающих объемах, превышающих возможности человеческой памяти. С этого момента объем накапливаемой обществом информации был поставлен в зависимость не от способностей человеческой памяти, не от продолжительности жизни отдельных людей, а от продолжительности существования всего общества. Вместе с тем открылись совершенно новые возможности для передачи, а значит и распространения знаний.

В связи с этим создание письменности можно рассматривать как вторую информационную революцию, которая имела своим следствием ускорение развития культуры, а вместе с нею всего общества.

Письменность, государство и производящее хозяйство – основные черты той стадии развития общества, которая получила название «цивилизация».

Развитие письменности, а значит, накопление и распространение информации, во многом было связано с использованием писчего материала.

В Древнем Египте такую роль играл папирус – водное травянистое растение, пригодное не только для изготовления ткани, но и писчего материала. Папирус появился в Египте в конце III тыс. до н.э., затем получил распространение в Средиземноморье и использовался здесь до нашей эры.[103]

На Ближнем Востоке долгое время писали на глиняных дощечках. Но поскольку они отличались хрупкостью, их тоже со временем вытеснил папирус.

В поисках его заменителя было обращено внимание на шкуры животных. Так появился пергамен или пергамент – особым способом выделанная телячья кожа. Свое название он получил по малоазийскому городу Пергаму, который славился когда-то производством этого писчего материала.

Для письма использовали также деревянные дощечки. В Китае на них писали краской, на Руси их покрывали воском и «писали» палочками. Кроме того, на Руси в качестве писчего материала служила береста[104].

Более широкое распространение письменность получила после того, как появилась бумага.

Бумагу изобрели в Китае на рубеже нашей эры, не позднее II в. н. э. Затем ее производство получило распространение в соседних странах. В VIII в. она появилась у арабов. В XI–XII вв. арабы познакомили с ней европейцев. В XII в. ее стали производить итальянцы, в XIII в. – немцы, в XIV в. – англичане[105]. В XIV–XV вв. ее начали использовать на Руси[106].

Важную роль в распространении знаний сыграло книгопечатание.

Оно тоже было изобретено в Китае, еще в VII в. В XV в. И. Гуттенберг положил начало книгопечатанию в Западной Европе[107].

Распространение знаний привело к появлению и развитию периодической печати, прежде всего газет. Слово «газета» происходит от итальянского слова «gazzetta» – первоначально монета мелкого достоинства. Первая рукописная газета «Куранты» появилась в России в 1621 г. [108], первая печатная – «Ведомости» в 1703 г.[109].

Поскольку долгое время писчий материал был дорог, а население в своей массе являлось неграмотным, возникшая переписка имела главным образом официальный характер, затем появляется деловая и, наконец, личная переписка.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.