Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимодействие трех основных функциональных блоков мозга






[…]

Было бы неправильным думать, что каждый из этих блоков может самостоятельно осуществлять ту или иную форму деятель­ности, считая, например, что второй функциональный блок пол­ностью осуществляет функцию восприятия и мышления, а тре­тий — функцию движения и построения действий.

Приняв положение о системном строении сложных психоло­гических процессов, мы должны встать на иную точку зрения. Каждая форма сознательной деятельности всегда является слож­ной функциональной системой и осуществляется, опираясь на совме­стную работу всех трех блоков мозга, каждый из которых вносит свой вклад в осуществление психического процесса в целом.

Факты, которые хорошо установлены современной психологией, делают это положение бесспорным.

Уже давно прошло то время, когда психологи рассматривали психические функции как изолированные «способности», каждая из которых может быть локализована в определенном участке мозга Отвергнута и другая концепция, согласно которой психические процессы представлялись по модели рефлекторной дуги, первая часть которой имела чисто афферентный характер и выполняли функции ощущения и восприятия, в то время как вторая — эффекторная — часть целиком осуществляла движения и действия.

Современные представления о строении психических процессов исходят из модели рефлекторного кольца или сложной само регулирующейся системы, каждое звено которой включаетка) афферентные, так и эфферентные компоненты и которая в целом носит характер сложной и активной психической деятельности (А.Н.Леонтьев, 1959; и др.).

Рассмотрим это на двух примерах: восприятия и движения или действия. Сделаем это лишь в самых общих чертах, поскольку подробный анализ структуры и мозговой организации этих процессов будет представлен в последней части этой книги.

Известно, что ощущение включает в себя двигательные компоненты, и современная психология рассматривает ощущение, и тем более восприятие, как рефлекторный акт, содержащий как афферентные, так и эфферентные звенья; чтобы убедиться в сложном активном характере ощущений, достаточно напомнить, что даже у животных они включают в свой состав процесс отбора биологически значимых признаков, а человека — и активное кодирующее влияние языка.

Еще более отчетливо активный характер процессов выступает в сложном предметном восприятии. Хорошо известно, что пред­метное восприятие носит не только полирецепторпый характер, опираясь на совместную работу целой группы анализаторов, но всегда включает в свой состав активные двигательные компонен­ты. Решающую роль движений глаз в зрительном восприятии от­мечал еще И.М. Сеченов, однако доказано это было лишь в последнее время. В целом ряде психофизиологических ис­следований было показано, что неподвижный глаз практически не может воспринимать изображение, состоящее из многих ком­понентов, и что сложное предметное восприятие предполагает активные, поисковые движения глаз, выделяющие нужные при­знаки, и лишь постепенно, по мере раз­вития принимает свернутый характер.

Все эти факты убеждают нас в том, что восприятие осуществ­ляется при совместном участии всех тех функциональных блоков мозга, из которых первый обеспечивает нужный тонус коры, вто­рой осуществляет анализ и синтез поступающей информации, а третий обеспечивает направленные поисковые движения, создавая тем самым активный характер воспринимающей деятельности.

Как будет показано в следующих главах этой книги, именно такое сложное строение восприятия объясняет, почему его нару­шения могут возникать при поражении различных, далеко распо­ложенных друг от друга, мозговых аппаратов.

Аналогичное можно сказать и о построении произвольного движения и действия.

Участие эфферентных механизмов в построении движения са­моочевидно; однако еще Н.А. Бернштейн показал, что дви­жение не может управляться одними эфферентными импульсами и что для его организованного протекания необходимы постоян­ные афферентные процессы, сигнализирующие о состоянии со­членений и мышц, положении сегментов движущегося аппарата И тех пространственных координатах, в которых движение проте­кает.

Таким образом, произвольное движение, и тем более предметное действие, опирается на совместную работу самых различных отделов мозга, и если аппараты первого блока обеспечивают нуж­ный тонус мышц, без которого никакое координированное дви­жение не было бы возможным, то аппараты второго блока дают возможность осуществить те афферентные синтезы, в системе которых протекает движение, а аппараты третьего блока обеспе­чивают подчинение движения и действия соответствующим на­мерениям, создают программы выполнения двигательных актов и обеспечивают ту регуляцию и контроль протекания движешь благодаря которым сохраняется его организованный, осмысле­ний характер.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.