Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проект предметно-развивающей среды в группе раннего возраста






Дата публикации: 04.03.2012

Раздел: Предметно-развивающая среда

Количество просмотров: 7465

Автор: Витчинкина Т.А

Источник: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №12-2011

Т.А. Витчинкина, старший воспитатель групп кратковременного пребывания ГОУ “Центр развития ребенка – детский сад № 1844” г. Москвы

Т.А. Витчинкина – финалист Всероссийского конкурса “Методист-новатор – 2010”, организованного журналом “Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения”.

С каждым годом количество ясельных групп в дошкольных учреждениях увеличивается, что соответствует возрастающей потребности общества. Возрождение такой системы работы осуществляется не только на базе традиционных методов, но и с использованием современных концепций. Основу одной из них составляет особое внимание к социальным условиям жизни детей раннего возраста, складывающимся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды. При этом в центре внимания находится современный интерьер групповых помещений, включающий в себя оборудование, мебель, игрушки как необходимую составляющую предметно-пространственной среды

Значение окружающей среды для детей раннего возраста сложно переоценить. Именно в этот период интенсивно развиваются центральная нервная система, анализаторы, с помощью которых ребенок получает разнообразную информацию из окружающего мира. Поэтому важно создать вокруг него атмосферу ярких впечатлений.

Комфортной является среда, которая эстетически и функционально выдержана для пребывания в ней детей раннего возраста.

При ее создании следует учитывать следующие принципы:

  • научности – составляет основу всех разработок, посвященных проблеме раннего возраста, позволяет принимать решения исходя из объективной реальности и прогнозирования конечного результата;
  • опоры на зону ближайшего развития – личность ребенка может формироваться только в тесном сотрудничестве со взрослым (Л.С. Выготский);
  • непрерывности и целостности – реализуется через систему групп кратковременного пребывания (когда ребенок переходит из одной группы в другую, обеспечивается его всестороннее развитие: физическое, эмоциональное, познавательное, речевое и т. д.);
  • совмещения игровой и познавательной деятельности детей;
  • постепенного усложнения обучающих заданий и условий игр.

Кроме того, особенностями предметной среды должны быть яркость и насыщенность помещения. Окружающий мир пробуждает в нас различные эмоции. Чтобы украсить пространство, человек использует цвет, которыйпредставляет собой мощное средство, способное менять настроение и поднимать жизненный тонус. Ребенок, заходя в первый раз в дошкольное учреждение, групповую комнату, опирается на визуальный анализатор, т. е. вначале оценивает помещение, окружающие предметы, а потом уже обращает внимание на доброжелательность и приветливость воспитателей. Хотя это тоже немаловажный фактор в деле адаптации детей раннего возраста.

Душевное благополучие малыша зависит отмикроклимата социальной среды, в которой он растет. Таким образом, центральной задачей при организации предметно-развивающей среды для детей раннего возраста становится обеспечение здоровья, т. е. полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни.

Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла свое основное назначение – создавала условия для полноценного развития ведущих видов детской деятельности, она должна удовлетворять следующим требованиям:

  • соответствовать возможностям ребенка на границе перехода к следующему этапу его развития, т. е. создать зону ближайшего психического развития;
  • содержать как известные ребенку компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию, т. е. соответствовать уровню развития когнитивной сферы ребенка;
  • быть неисчерпаемой, информативной для ребенка, удовлетворяя его потребность в новизне, преобразовании и самоутверждении;
  • соответствовать корригирующей и компенсирующей направленности содержания воспитательного процесса;
  • быть системной, т. е. отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности детей, а также отражать основы национальной культуры.

По мнению доктора медицинских наук Н.М. Щелованова, в групповой комнате должны быть задействованы все три пространственные зоны: пол, стены, потолок. В  соответствии с этим педагоги ГОУ “Центр развития ребенка – детский сад № 1844” г. Москвы зонировали групповую для детей раннего возраста на основе теории дизайна. С одной стороны, это призвано обеспечить концентрацию внимания на выделяемых фрагментах, а с другой – направлено на обеспечение комфортного пребывания ребенка в ДОУ.

При помощи мебели помещение разделили на шесть зон.

В первой – игровой зоне для мальчиков  – разместили крупный конструктор, большие машины, гараж, подъемный кран и т. д. Дети свободно могут подойти к полке, взять нужную игрушку, сесть на коврик и поиграть с ней.

Во второй – игровой зоне для девочек   – обустроены парикмахерская, магазины и театр.

Третья  – зона отдыха, или релаксации. Сидя в креслах или лежа на удобном диванчике, дети рассматривают книжки, вместе с воспитателем играют в пальчиковые игры.

Четвертая – зона продуктивной деятельности. В  ней расставлены столы, за которыми воспитанники учатся разукрашивать, клеить, изучают цвет, форму и  т. д.

В пятой зоне  – природном уголке – представлен широкий выбор материала, с помощью которого дети знакомятся с животным и растительным миром, временами года, их признаками и т. д.

И последняя, шестая, зона призвана обеспечить взаимодействие с родителями. Актуальную информацию они могут получить благодаря витринам, на которых выставляются поделки детей. О  жизнедеятельности воспитанников в ДОУ можно судить по фотоальбому, на снимках которого изображены дети во время самостоятельной игровой, организованной образовательной деятельности и различных мероприятий.

Созданная среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности детей. Для расширения их творческого потенциала, а также создания побудительного положительного эмоционального настроя педагогами ДОУ широко используются подвески, которые крепятся непосредственно к потолку. Они позволяют дополнить целостный образ какого-либо уголка. Так, например, подвеска над природным уголком, сделанная из картонных труб с добавлением природного материала, позволяет расширить и обогатить кругозор детей. Подвеска над зоной отдыха имеет округлые формы и оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние: сидя на мягком диване или в кресле, воспитанники разглядывают плавно крутящийся шар, что способствует релаксации и снятию напряжения. Подвеска над театром вносит завершенность в театральную композицию, придает ей элементы волшебства и сказки.

Помимо базовых компонентов предметно-развивающей среды в групповой комнате раннего возраста, есть и инновационные. Особое внимание стоит уделить зоне развивающих игр, основой которой являются игровые комплекты “Пертра” и “Спектра”.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.