Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Портрет






Я побаивалась семиклассников. Особенно мальчиков. Высокие, ши­рокоплечие акселераты, они казались могучими рядом со мной. Среди ребят особым авторитетом пользовался Вася М., весельчак, острослов,

забияка.

Однажды я дала письменную работу по стилистике: описать, не на­зывая имени, портрет известного всему классу человека так, чтобы все узнали, кто именно описан. Когда ребята кончили писать, сосед Васи, заговорщически блеснув глазами, предложил:

— Пусть Васька читает.

— Пусть, — согласилась я.

Вася встал и серьезно, я бы сказала, проникновенно начал читать... В некрасивом облике человека с испуганными глазами, с копной вихра­стых волос, с красными пятнами на шее я узнала... себя! Ничего не упу­стил внимательный взгляд Васи: ни выпяченного подбородка, ни роди­мого пятна на мочке уха, ни чуть приподнятой треугольником левой брови... И хотя я, не отрываясь, смотрела на Васю, я чувствовала, как все впились в меня взглядами, слышала нарастающее оживление класса, Узнавала шепот одобрения в Васин адрес. Хотелось закричать: «Замол-


чи!», затопать ногами, выгнать вон из класса злого мальчишку и его восторженных товарищей, хотелось головой упасть на учительский стол, спрятать лицо от этих всевидящих глаз, убежать...

«Если бы учительницей была не я, а другой, мудрый и бесстрашный человек...» — подумала я.

Вася кончил.

Я сказала, медленно бросая слова в заинтересованную напряженность класса:

— Что же, Вася, ты создал правдивый портрет человека с отталкива­
ющей внешностью, точно подметил все его черты, в которых вы без
особого труда узнали знакомую вам личность. За работу ты, Вася, заслу­
жил оценку «пять». Садись, — и я четко вывела в журнале отметку «пять»,
потом добавила: — Только я, видимо, опрометчиво поступила, дав ва­
шему классу такое задание...

— Нет! — вдруг вспыхнул Вася. — Вы — не опрометчиво... Это я... это
я... — и он, торопясь, стал рвать свою тетрадь.

Мы все молча провожали глазами падающие на пол клочки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЯПОНСКИЕ ТРЕХСТИШИЯ (БАСЕ)


Стеоли морской капусты. Песок заскрипел на зубах... И вспомнил я, что старею.

Уходит земля из-под ног, За легкий колос хватаюсь... Разлуки миг наступил.

И осенью хочется жить Этой бабочке: пьет торопливо С хризантемы росу.

Снова встают с земли, Тускнея во мраке, хризантемы, Прибитые сильным дождем.

Аиста гнездо на ветру.

А под ним — за пределами бури

Вишен спокойный цвет.

Как быстро летит луна! На неподвижных ветках Повисли капли дождя.


Темная туча в полнеба... Видно, молнию ждет.

Холод пробрал в пути. У птичьего пугала, что ли, В долг попросить рукава?

Посадили деревья в саду. Тихо-тихо, чтоб их ободрить, Шепчет осенний дождь.

Одеяло для одного. И ледяная, черная Зимняя ночь... О, печаль!

Весна уходит.

Плачут птицы. Глаза у рыб

Полны слезами.

Мне приснилась давняя быль: Плачет брошенная в горах старуха, И только месяц ей друг.


 


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Григорий Остер «Вредные советы» Ни на чьи не отвечай. И тогда никто не скажет Про тебя, что ты болтун.

Вода так холодна! Уснуть не может чайка, Качаясь на волнах.

Ни одной росинки Им не уронить... Лед на хризантемах.

Нынче выпал ясный день, Но откуда брызжут капли? В небе облачка клочок.

Цветы увяли.

Сыплются, падают семена,

Как будто слезы...

Зимние дни в одиночестве. Снова спиной прислонюсь К столбу посередине хижины.

Гнездо, покинутое птицей, Как грустно будет мне глядеть На опустелый дом соседа.


Будто в руки взял молнию, Когда во мраке Ты зажег свечу.

Из сердцевины пиона Медленно выползает пчела. О, с какой неохотой!

Так легко-легко Всплыла — ив облаке Задумалась луна.

Минула весенняя ночь. Белый рассвет обернулся Морем вишен в цвету.

Легкий речной ветерок. Чай хорош! И вино хорошо! И лунная ночь хороша!

Блестят росинки.

Но есть у них привкус печали,

Не позабудьте!


I


1.

Не бери чужое, если На тебя глядят чужие. Пусть они глаза закроют Или выйдут на часок. А своих чего бояться! Про своих свои не скажут. Пусть глядят. Хватай чужое И тащи его к своим.

2.

Если ты пришел к знакомым, Не здоровайся ни с кем. Слов «пожалуйста», «спасибо» Никому не говори. Отвернись и на вопросы


3.

Если не купили вам пирожное И в кино с собой не взяли вечером, Нужно на родителей обидеться И уйти без шапки в ночь холодную.

Но не просто так Бродить по улицам, А в дремучий, темный Лес отправиться. Там вам сразу волк Голодный встретится,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.