Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция российской политики на постсоветском пространстве.






С момента распада СССР прошло почти 20 лет, и отнош-я м/у гос-ми, в него входящими, за это t существенно поменялись. В 1990-е гг Россия не помышляла о сколь-нибудь самостоятельной внешней пол-ке, все силы были брошены на урегулир ситуации внутри страны. Но с теч t и наращиванием эк мощи РФ вспомнила о своих геополит интересах и начала активно вести внеш пол-ку.

Бывшие республики СовСоюза не только остаются, но в дальнейшем в еще большей степени будут находиться в центре внимания рос внеш пол-ки. Эволюция программы действий России на постсов пространстве заслуживает все большего внимания. Сферы взаимодействия с постсоветскими республиками можно разделить на 3 группы: 1я - это сфера безоп-ти. Связанные с нею проблемы, такие как замороженные конфликты, терроризм, роль внутр перемен, влияние др стран региона и установление стратегич рос рубежей - все это обслуживает рос интересы в отношениях с ее соседями. Далее следует эк измерение. Оно вкл в себя заинтересованность России в увеличении ее доли в энергетич связях, торговле и инвестициях. Что также способствует сохр-ю постсов гос-в в кач важных элементов рос эк-ки, а значит, и внешнеполит интересов. Наконец, собственно пол-ка. Россия заинтересована в том, чтобы формировать, задавать направл-е полит жизни в регионах бывшего СССР, особенно учитывая нестабильность отношений м|у постсов странами. На всем этом пространстве одноt идут процессы дезинтеграции и интеграции.

Главной задачей России на совр этапе явл восстановление места и влияния России на постсоветском пространстве путем перехода от манипулирования вооруженными конфликтами к укреплению ее эк позиций и предложению гарантировать соседям " зонтик безопасности". 2й по значимости задачей Россия считает создание помех упрочению стратегических позиций США и НАТО на постсов пространстве. В этом же ряду следует и поддержание Россией своей решающей роли в добыче и экспорте нефти и газа на постсов пространстве. Нынешнее состояние взаимоотн-й России с ее соседями можно охарактер-ть как нестабильное равновесие. Россия, по-прежнему самый значит внешнепол игрок в регионе. Но отнош-я России со странами ближ зарубежья остаются нестаб, т.к. постоянно меняются на фоне ее попыток самоутвердиться. Наиб влиятельной силой, способной изменить это равновесие, является нынешний эк и финан кризис, кот можно исп-ть в своих интересах. При реализации своих интересов в регионе Россия сталкивается с противодействием США и ЕС. Зап державы небезуспешно переманивают под свой контроль страны постсов простр-ва при help мягкой силы. Россия эту методику до сих пор не освоила, и продолжает пользоваться топорными методами силы и ее угрозой, манипулированием цен на энергоносители, в то t как запад практикует «цветные революции». Давно пора понять, что ностальгические воспоминания об СССР, к кот тоже часто прибегает МИД, лишь отталкивают гос-ва СНГ (кроме Лукашенко). Своими бестактными действиями во t презид кампании на Укр мы сами лишились этой страны. На постсов простр-ве у России негативный имидж гос-ва с импер амбициями. Конечно, мы сами виноваты, что не работаем с имиджем, но объективные факторы тоже есть: после распада СССР лидеры многих республик специально культивировали образ врага в лице России с целью консолидации своих народов (Прибалтика). Для улучшения ситуации необх след шаги. 1 обеспечить само наличие стратегии формир-я образа гос-ва в странах ближнего зарубежья; до наст t деят-ть в данной сфере носит бессистемный хар-р. 2 научиться работать с оппозицией в странах ближнего зарубежья, причём вне зависимости от того, насколько дружественные отнош-я существуют в данное t у РФ с тем или иным гос-вом. 3 расширять арсенал гуманит средств воздействия на процессы, пол-ку, общественное мнения стран ближ зарубежья, используя самые разнообразные инструменты.

32. Государство, церковь в современной России: особенности взаимоотношений.

Начать следует с того, что согл ст. 14 Конст РФ объявлена светским гос-вом: «Никакая религия не может устанавливаться в кач гос-й или обязательной. Религ объединения отделены от гос-ва». Помимо конституционных положений, правовое положение церкви в совр России, регулир-ся рос законом «О свободе совести и о религ объединениях». Религиозные объединения м.б. созданы в форме религ групп и религ орг-й. Следует подчеркнуть, что правоспособностью юр лиц обладают только зарегистрированные в органах юстиции религиозные организации. Статус общерос религ объединения распространяется только на централизованные религиозные организации, кот действуют на тер РФ на законных основаниях не < 50 лет.

Ликвидация конфессионального объединения также регламентируется нормами администр права. Передача религиозным организациям соответствующего недвижимого имущества с относящимися к нему земельными участками, кот находятся в гос или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно. В таком же порядке, как правило, по решению соответствующего органа исполнит власти, конфессиональное объединение наделяется и отдельными правомочиями собственника. Органы исполнит власти контролируют соответствие федеральному законодат-ву внутр установлений религ организаций, прежде всего уставов. Исполнит власть взаимодействует с конфессиональными объединениями при определении статуса учреждений религ образования. Светская основа }мы образ-я в нашей стране не препятствует преподаванию религиоведческих учебных дисциплин в гос или муниципальных образоват учреждениях. Разработка основ взаимодействия РПЦ и гос-ва отнесена к ведению ее высшего конфессионального органа – Поместного Собора. Во t 90-х гг Церковь, по данным соцолог опросов, приобрела наивысший в стране рейтинг доверия, выше, чем прав-во и парламент. Многие полит силы начали искать союза с правосл церковью. На выборах парламента РФ 4 правосл священнослужителя были избраны народными депутатами России. Хотя независимое от гос-ва положение Церкви должно давать возможность оценивать все события, происходящие в России и вне ее, с позиций духовности и нравственности. Священнослужители должны воздерживаться от участия в выборах в кач кандидатов в депутаты, а также от членства в пол партиях, движениях, союзах, ведущих предвыб борьбу.

В РФ этот тесный союз м/у гос-вом и РПЦ стал харак-й чертой президентства Путина. Церковь решительно и твердо поддерживала фед и местные власти, а они, в свою очередь, старались изолировать те неправославные христианские общины, кот, могли представить наиб серьезную конкуренцию РПЦ. Церковь считает, что равноправие не означает равнозначимости религиозных объединений.

Отнош-я церкви и гос-ва частично основаны на общей националистич идеологии, призванной восстановить мощь России после разброда, кот последовал после распада СССР.

Принцип отделения церкви от гос-ва не значит, что гос-во должно отказываться от учета позитивного наследия и опыта традиционных религий, и тем > этот принцип не предполаг, что гос-во не имеет права сотрудничать с ними в решении соц проблем. Гос-во, оставаясь светским, может сотрудничать с Церковью. Это не противоречит принципу взаимного невмешат-ва в дела др др. Светскость гос-ва нельзя понимать как полное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, как отстранение религ-х объединений от участия в решении общественно значимых задач. Напротив, этот принцип предполаг лишь определенное разделение сфер компетенции Церкви и власти, а также невмешат-во их во внутр дела др др. РПЦ остается 1й из самых влият-х обществ и полит сил в совр Рос.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.