Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ исследований проблемы взаимодействия родителей и детей






С точки зрения К. Хорни, конфликты между родителями, которые переносятся в сферу воспитания, являются неблагоприятными условиями формирования таких жизненных стратегий ребенка, как самообвинение и дистанцирование от взрослых [23].

Анализируя влияние детских переживаний на возникновение личностных деформаций, большинство психологов делают заключение о том, что ребенок должен не только чувствовать себя защищенным, желанным, но он должен уметь противостоять, защищаться, переносить поражения и огорчения. В число необходимых условий для развития у ребенка способности к самоактуализации, А. Маслоу включает страдание, печаль, тоску и смятение. Иначе, по его словам, «возникает избалованность, за которой стоит неуважение к целостности человека, внутренней природе и дальнейшему развитию индивидуальности» [29, 14]. Детско-родительские отношения оказывают влияние на становление системы совладающего поведения ребенка через формирование и развитие у него таких поведенческих стратегий и качеств личности, которые впоследствии опосредуют предпочтение им тех или иных стратегий. Кроме того, реакция родителя на ту или иную ситуацию отражается на представлении ребенка о ней (или ситуациях определенного типа).

Эффективность совладающего поведения ребенка зависит от его средовых ресурсов. Поэтому третий аспект изучения детско – родительских отношений как условия развития совладающего поведения ребенка связан с понятием социально-психологической поддержки в семье как средового ресурса совладающего поведения ребенка. Понятие «социальная поддержка» имеет в психологии общее и свободное значение всех форм поддержки, которая обеспечивает помощь другими людьми или группами лиц индивиду, который учится совладать со своим поведением и с трудными жизненными ситуациями. Социальная поддержка удовлетворяет стремление человека поделиться своими проблемами, заручиться одобрением и советом [18].

Взаимодействия в детско-родительских отношениях отражают внутренние противоречия развития, в частности, между уровнем социальной и умственной компетентности ребенка, его мотивами, потребностями, ценностными ориентациями и особенностями социальной ситуации развития — уровнем предъявляемых требований, сложившейся системой общения и взаимодействия в семье. Конфликты в детско-родительских отношениях выступают как неизбежный момент взросления и приобретения ребенком автономии. Традиционно они рассматривались как негативное явление, отклонение от социальных норм и правил поведения. Действительно, конфликты могут быть отражением вовремя не разрешившегося возрастного кризиса [4; 6; 16; 20; 27; ] или показателем искажений и нарушений в развитии ребенка. Например, возрастание интенсивности конфликтов наблюдается в случае формирования эгоцентрической, демонстративной личности или при низкой социальной компетентности ребенка и нарушении им норм и правил морального поведения [14]. Известно, что высокая конфликтность, неразрешенность конфликтов и их подавление приводят к состоянию фрустрации, напряженности, разрушительно влияют на процессы сотрудничества и кооперации ребенка со взрослыми и сверстниками [23]. Однако конфликты в детско-родительских взаимодействиях, прежде всего, должны рассматриваться нами в их позитивном значении. Так же как и в супружеских отношениях, конструктивная функция конфликта определяется здесь ростом личностной компетентности ребенка, улучшением отношений участников конфликта, формированием ресурсов и «запаса прочности» для эффективного разрешения будущих проблем. Вместе с тем деструктивная функция конфликтного взаимодействия проявляется в возрастании риска возникновения искажений и нарушений развития, в росте безнадзорности и бесконтрольности поведения детей, формировании враждебности в детско-родительских отношениях и утрате базисного доверия к миру [19].

Можно выделить специфические особенности проявления отражения взаимодействия детей разного возраста, учитывая характер основной деятельности ребенка и его общения. Конфликтные взаимодействия отражают сложившуюся систему межличностных отношений и форм сотрудничества и способы самоутверждения личности [29]. Например, конфликты в раннем возрасте обусловлены нереализованной потребностью ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве и связаны с освоением норм кооперации, совместной деятельности и овладением предметно-орудийными навыками. В младшем школьном возрасте основной сферой проявления конфликтов становится учебная деятельность. Функции конфликтных проявлений ребенка в начале обучения состоят в разрешении проблемных ситуаций; формировании у него самосознания и самооценки; формировании необходимой коммуникативной компетентности; способствуют развитию мотивационно-потребностной сферы и формированию саморегуляции и самоконтроля.

Таким образом, исходя из вышеперечисленных примеров исследования причин возникновения конфликтных ситуаций во взаимодействиях детей и родителей, можно сделать вывод, что главными причинами являются некомпетентность и неграмотность в процессе воспитания ребенка родителями.

1.3. Факторы формирования отражений во взаимодействиях родителей и детей.

 

Одной из главных особенностей детской психики является постоянная перестройка взаимоотношений со взрослыми. Очень ярко эта тенденция выражена в периоды кризисно - возрастных переходов (Кризис 3 лет, кризис 7 лет, переходные периоды взросления).

Советские психологи, начиная с Л. С. Выготского, единодушно считают главным новообразованием переходного возраста чувство взрослости. Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким, несамостоятельным. При этом, в отличие от ребенка, он уже не считает такое положение нормальным и стремится его преодолеть. Отсюда противоречивость чувства взрослости — подросток претендует быть взрослым и в то же время знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан. Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности [10].

В переломные периоды жизни для ребенка важными являются взаимодействия с родителями. Их ценностно-ориентированные взгляды дети воспринимают как образно-идиалистическое восприятие и, тем самым, стремительно перенимают их для себя. Каждое воздействие родителей на детей получает обратную связь, то есть отражается в поведенческих реакциях детей.

Отношения детей и родителей асимметричны, неравноправны. Многие родители, привыкнув распоряжаться детьми, болезненно переживают ослабление своей власти. Кроме того, действуют определенные культурные запреты. Например, у нас не принято обсуждать сексуальные проблемы с представителями других возрастных групп, это делается только со сверстниками. В результате важнейшая сфера интимных переживаний подростка из общения с родителями «изымается». «При опросе 402 пар молодых москвичей, подавших заявление о вступлении в брак, 85 процентов невест и 80 процентов женихов сказали, что никогда не обсуждали с отцами проблемы брака и семьи (с матерями — соответственно 35 и 63 процента). Чрезвычайно важные для переходного возраста и ранней юности темы — «этапы полового созревания» и «интимные отношения» — занимают последние места в разговорах с родителями» [19, 94—101]. Но если о том, что больше всего волнует, говорить невозможно, общение неизбежно принимает формальный, рутинный характер. Обе стороны чувствуют возникший между ними барьер, страдают от этого, но сделать ничего не могут. Чем больше родители «нажимают» на поведение, успеваемость и прочие формально-ролевые (хотя, безусловно, важные) аспекты жизни детей, тем суше, казеннее, регламентированнее становятся их взаимоотношения [10].

Но нельзя говорить только об одной стороне отражений взаимодействия. Родители не только становятся идентифицирующимися субъектами для детей, но и сами идентифицируют их. Сейчас часто можно наблюдать замещение взрослого мотивационного поведения юношеским стремлением к максимализму и моде, что является не характерным для взрослой модели поведения. Поэтому можно говорить о том, что отражения взаимодействия проходит взаимно у родителей и детей.

Раскрывая свои таланты – вы помогаете малышу раскрыть его таланты. Создавая любовь, счастье и гармонию в своей семье – вы учите этому своего малыша. Совершая добрые дела и поступки – вы учите добру своего ребенка. Прощая друг друга от всей души – вы учите искусству прощения, учите жить в любви. Проявляя самые лучшие стороны своей Личности – вы раскрываете в малыше лучшие черты характера.

Учитывая то, что матрицей является родительское поведение, необходимо формировать его в соответствии с поставленной задачей. Так, родители, обладающие выше перечисленными качествами, сами того не желая, передадут их потомству. Проблема в том, что качества передаются, независим от того, хороши они или плохи. В большинстве случаев родительское поведение далеко от совершенства и служит не самым положительным примером, хотя вербально родители направляют на верный путь. От этого у ребенка возникает еще больший внутренний конфликт, он принимает к сведению, что гласно нужно вести себя хорошо, так как этого требуют правила, однако наедине с собой можно позволить себе все что угодно. Взрослые зря недооценивают проницательность детей. Те, в свою очередь, очень тонко улавливают различные проявления эмоций взрослых и с течением небольшого времени начинают вести себя в соответствии с характером родителя [17].

Каждый человек получает опыт семейных отношений в родительском доме. Этот опыт он переносит на свою семью подсознательно и ведет себя так, как это делали его папа и мама. Чтобы модель поведения была другой, нужно либо работать с психотерапевтом, либо наблюдать длительное время за другими, более открытыми и внимательными отношениями между родственниками. Многие дети отказывают в помощи своим родителям, поскольку держат обиду за то, что мама и папа были безразличны к детским нуждам.

Таким образом, факторами формирования отражений во взаимодействиях родителей и детей являются:

1) исторически сложившаяся модель поведения (издавна дети, глядя на родителей, подражали им своими действиями);

2) идеалистическое представление о родительских отношениях (дети считают, что родители более опытные и, следовательно, знают как вести себя в той или иной ситуации);

3) стремление быть взрослыми (копируя поведение родителей, чувствуют себя во взрослом мире);

4) уверенность в правильности выбора («Если мама пошла на швею, то значит и я пойду, ведь она не пожалела о своем выборе»).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.