Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретический анализ понятий отражения и взаимодействия в педагогической психологии






Взаимодействие — это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморазвития явлений и процессов [29]. Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе — это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.

Под взаимодействием в отечественной социальной психологии обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность. Само же взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Совместная жизнь и деятельность, в отличие от индивидуальной, имеет вместе с тем более жесткие ограничения любых проявлений активности-пассивности индивидов. Это вынуждает людей строить и согласовывать образы «Я — Он», «Мы — Они», координировать усилия между собой. В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе [32].

Особенности взаимодействия.

Обычно различают межличностное и межгрупповое взаимодействие.

Межличностное взаимодействие — это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок. Основными признаками такого взаимодействия выступают:

• наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия; • эксплицированность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми; • ситуативность — достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, нормами, правилами и интенсивностью отношений, в силу чего взаимодействие становится достаточно изменчивым феноменом; • рефлексивная многозначность — зависимость его восприятия от условий осуществления и оценок его участников [12].

Межгрупповое взаимодействие — процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно оно имеет место между целыми группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества [11].

Отражение — всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов. Характер отражения зависит от уровня организации материи, вследствие чего оно качественно различно в неорганической и органической природе, в мире животных и социальном мире, в элементарных и высокоорганизованных системах.

А.Н. Леонтьев считал, что в понятии отражения заключена идея развития, идея существования различных уровней и форм отражения. Речь идет о разных уровнях тех специфических изменений рассматриваемых объектов, которые возникли в результате испытываемых ими воздействий и являются адекватными им. Эти уровни различны. Но, все же, это уровни единого отношения, которое в качественно разных формах обнаруживает себя и в неживой природе, и в мире животных, и, наконец, у человека [13].

«...По-видимому, недостаточная аргументированность и последовательность критики отождествления понятий «взаимодействие» и «отражение» связана с отсутствием четкой позитивной программы решения вопроса. Именно этим вызвано замечание А. М. Руткевича о том, что выделение отражения в самостоятельную категорию «не доведено до конца» [18, 76-79]. Мы остановимся подробно на анализе соотношения этих понятий, потому что возникающие тут проблемы часто прямо аналогичны тем, которые обсуждаются в психологии при анализе понятий «деятельность и психическое отражение», «действие и образ». Если категория взаимосвязи подчеркивает момент устойчивости вступающих во взаимодействие предметов или явлений, то категория взаимодействия — момент изменчивости, поэтому можно сказать, что взаимодействие «есть всеобщая форма взаимосвязи явлений действительности, выражающаяся в их взаимном изменении» [5, 250].

В детско-родительских отношениях присутствует момент отражения поведения родителей. Так происходит становление личности ребенка за счет проявления взаимодействий родителей по отношению к нему. Детско-родительские отношения рассматриваются как непрерывные, длительные, постоянные влияния со стороны взрослого на ребенка.

Таким образом, в педагогической психологии понятия «отражение» и «взаимодействие» связаны в детско-родительских взаимоотношениях. Отражая и подражая действиям родителей, дети перенимают их опыт, родители же, в свою очередь, не хотят видеть своих ошибок и некомпетентности в процессе воспитания, из-за чего возникают конфликты.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.