Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контроль состояния охраны труда






1. Виды контроля

Контроль является одной из основных составляющих системы управления безопасностью груда и от того, насколько полно он осуществляется, насколько эффективны и действенны решения, принимаемые по материалам контроля, во многом зависит состояние охраны труда в подразделении, на предприятии.

Контроль бывает двух видов:

1. Технический, если его объектами являются предметы труда (продукция, техническая документация и др.), средства труда (оборудование, инструмент), трудовые процессы.

2. Социальный, если его объектом является деятельность человека

Контроль представляет собой систему проверки соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям-законам, планам, нормам, стандартам, правилам, приказам, выявление результант воздействия субъекта на объект и отклонений от принятых управленческих решений.

Контроль является настолько важным средством обеспечения безопасности труда на производстве, что о необходимости этого вида деятельности говорится практически во всех нормативных актах по охране труда.

В любой деятельности важны принципы, па основе которых она строится. При осуществлении контроля такими принципами являются следующие.

Контроль должен быть эффективным. Этот принцип заключается в том, что контроль осуществляется не ради самого контроля, а для устранения обнаруженных недостач кон. Нет ничего хуже, как непринятие руководителем мер по выявленным недостаткам. Поэтому успех контроля определяется принятыми мерами.

Контроль должен быть полным, всесторонним и объективным. В этом принципе находит отражение одно из важнейших положений марксистско-ленинской диалектики, которая требует в любой отрасли знания всестороннего изучения предмета, познания всех сторон действительности, всех его связей и опосредствовании. Оно требует изучать факты и явления объективной деятельности не оторванно, не изолированно друг от друга. Выводы из результатов контроля будут объективны только в том случае, если они строятся не на единичных фактах, вырванных из общей связи причин и следствий и носящих случайный характер, а на фактах, отражающих существенные стороны явления.

Контроль должен быть непрерывным и регулярным, т. е. носить систематический характер, а не осуществляться от случая к случаю. И чем ниже ранг руководителя, тем выше должна быть систематичность. В отдельных случаях необходимо постоянное и непосредственное наблюдение за выполнением работ. Особые случаи, требующие с точки зрения обеспечения безопасности такого контроля, указаны в соответствующих правилах и инструкциях по технике безопасности.

Контроль должен быть своевременным. Этот принцип требует, чтобы контроль осуществлялся тогда, когда еще есть время для выполнения мероприятий по устранению препятствий, ошибок, недостатков. Этот принцип особенно важен при контроле планов, где фактор времени играет существенную роль.

Одной из эффективных форм контроля администрации и комитета профсоюза предприятия за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, а также за соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими законодательных и нормативно-технических актов по охране труда является трехступенчатый контроль.

Этот вид контроля не исключает проведение администрацией контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и инженерно-технических работников предприятий, а также общественного контроля профсоюзных органов. В зависимости от специфики производства, структуры и масштабов предприятия трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда проводится на первой ступени — на участке цеха, карьера, шахты; на второй ступени — в цехе, карьере, шахте; на третьей ступени — на предприятии в целом.

Первая ступень контроля осуществляется руководителем соответствующего участка (мастером, начальником участка, начальником смены) и общественным инспектором по охране труда ежедневно в начале рабочего дня (смены), а при необходимости (работы с повышенной опасностью) — ив течение рабочего дня (смены).

По выявленным при проверке нарушениям и недостаткам намечаются мероприятия, определяются сроки и лица, ответственные за исполнение.

Если недостатки не могут быть устранены силами участка, то его руководитель обязан доложить об этом вышестоящему начальнику для принятия соответствующих мер.

Вторая ступень контроля осуществляется комиссией, возглавляемой начальником цеха и старшим общественным инспектором по охране труда цеха, не реже двух раз в месяц. В состав комиссии входят руководители (представители) технических служб цеха, инженер по технике безопасности предприятия и медицинский работник, закрепленный за цехом.

Комиссия намечает мероприятия по устранению недостатков, а начальник цеха назначает исполнителей и сроки исполнения. Кроме того, начальник цеха (подразделения) должен организовать выполнение предложенных комиссией мероприятий по устранению выявленных недостатков.

Третья ступень контроля осуществляется комиссией, возглавляемой руководителем или главным инженером предприятия и председателем комитета профсоюза, не реже одного раза в квартал, а на практике, как правило, ежемесячно. В состав комиссии входят заместитель главного инженера по технике безопасности или руководитель службы охраны труда предприятия, председатель комиссии охраны труда комитета профсоюза, руководители технических служб, начальники газоспасательной службы, пожарной охраны, руководитель медицинской службы предприятия. Проверку проводят в присутствии руководителя и старшего общественного инспектора по охране труда, проверяемого подразделения.

Результаты проверки оформляются актом, в недельный срок они должны быть обсуждены на совещании у руководителя предприятия с участием профсоюзного актива. На совещании должны присутствовать руководители всех участков и цехов предприятий. Здесь заслушиваются руководители тех участков (цехов), где выявлены неудовлетворительные условия труда, допущены нарушения правил безопасности и норм производственной санитарии. Проведение совещания рекомендуется оформлять протоколом с указанием принятых решений и мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. В необходимых случаях руководитель предприятия издает соответствующий приказ.

На некоторых предприятиях организована и применяется еще одна, довольно эффективная форма контроля — целевые проверки состояния условий и охраны труда в подразделениях предприятия.

Целевые проверки осуществляет руководитель подразделения совместно со старшим общественным инспектором. В целевых проверках участвуют соответствующие руководители технических служб подразделения. Суть целевой проверки заключается в том, что по специальному графику в определенный день месяца проверяется состояние только одного какого-то объекта, хозяйства и пр. Например, в первую неделю января и июля проверяются состояние пожаро- и взрывоопасных помещений, газового хозяйства, кислоро-водопроводов, сосудов, работающих под давлением, паро- и воздухопроводов, противопожарных средств.

Для этой целевой проверки начальник цеха привлекает помощника начальника цеха по оборудованию, энергетика цеха, механика; приглашает инженера бюро по надзору за объектами котлонадзора, инженера ОГЭ.

На основании материалов целевой проверки разрабатываются мероприятия с указанием сроков их исполнения и ответственных лиц, издается распоряжение по цеху.

В первую неделю марта и сентября организуется проверка состояния грузоподъемных машин, механизмов, подкрановых путей, грузозахватных устройств и приспособлений и т. д.

Разумеется, приведенные выше примеры являются рекомендательными, их можно принять как типовые, они дают возможность понять суть целевых проверок. На предприятиях разрабатывают и вводят графики целевых проверок с учетом специфики производства и конкретного состояния охраны труда на данном предприятии.

Кроме перечисленных, существует еще много форм и методов контроля состояния условий и охраны труда, соблюдением нормативных документов.

 

    1. Органы, осуществляющие контроль состояния охраны труда

В соответствии со ст. 244 КЗоТ РФ, ст. 259 КЗоТ Украины надзор за состоянием охраны труда осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий, учреждений, организаций и их вышестоящих органов. Кроме того, контроль осуществляют профессиональные союзы, а также состоящие в их ведении техническая и правовая инспекция труда, согласно положениям об этих инспекциях; Советы народных депутатов и их исполнительные и распорядительные органы в порядке, предусмотренном законодательством государства; министерства и ведомства осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства о труде в отношении подчиненных им предприятий, учреждений, организаций.

Высший надзор за точным исполнением законов о труде всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями и их должностными лицами осуществляется как Генеральным Прокурором.

Органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения и министерств здравоохранения союзных республик, а по некоторым объектам — медицинские службы соответствующих министерств и ведомств осуществляют санитарный надзор за соблюдением предприятиями, организациями, учреждениями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических правил, в соответствии с Положением о государственном санитарном надзоре.

Органы Государственной санитарной инспекции ведут также расследование причин профессиональных отравлений и заболеваний, их учет и изучение, участвуют в разработке мер по их предупреждению.

Государственный энергетический надзор, находящийся в ведении Министерства энергетики и электрификации, контролирует соблюдение предприятиями всех отраслей народного хозяйства правил безопасного устройства и безопасной технической эксплуатации электрических и энергетических установок в соответствии с Положением о государственном энергетическом надзоре.

Для контроля и принятия мер по устранению имеющихся недостатков и нарушений инспекциям энергонадзора предоставлены следующие права: требовать от администрации предприятий, цехов, карьеров, шахт, других подразделений документы, справки, материалы и объяснения по всем вопросам, касающимся условий и охраны труда; в любое время суток беспрепятственно проходить на территорию предприятий и обследовать состояние условий и охраны труда; выдавать администрации, а также отдельным должностным лицам предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда, правил техники безопасности и норм производственной санитарии в установленные ими (инспекциями) сроки; приостанавливать работу на отдельных производственных участках, станках, машинах, другом оборудовании в тех случаях, когда продолжение работы может привести к травмированию или заболеванию работающих, при необходимости такие объекты опломбируются или опечатываются; привлекать к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, правил и норм техники безопасности и производственной санитарии, в невыполнении в срок оздоровительных мероприятий, предусмотренных коллективными договорами и предписаниями, путем наложения штрафа или передачей материалов о нарушителях следственным органам; ряд других прав, предусмотренных Положениями об этих инспекциях.

Государственный контроль за обеспечением безопасности труда осуществляет также и техническая инспекция труда профсоюзов, которая, как было указано выше, находится в ведении отраслевых центральных комитетов профсоюза, а также областных, краевых, республиканских советов профсоюзов. В своей практической работе технические инспектора труда руководствуются законодательными актами по охране труда, постановлениями правительства, соответствующего центрального, республиканского, краевого, областного и городского комитетов профсоюза или совета профсоюзов.

Технические инспектора труда обязаны требовать от администрации предприятий и организаций своевременного проведения технических и организационных мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, осуществлять контроль за безопасной эксплуатацией оборудования, ведением технологических процессов и выполнением трудовых операций, добиваться, чтобы рабочие и служащие были обеспечены благоустроенными гардеробными, душевыми и другими сани-тарно-бытовыми помещениями и устройствами, а также необходимой спецодеждой, спецобувью, средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием и молоком в соответствии с установленными нормами.

Законодательством о труде предусмотрен еще один вид контроля — общественный контроль соблюдения законодательства о труде. Этот контроль осуществляется всеми звеньями профсоюзных органов. Профсоюзные комитеты проводят эту работу через комиссии охраны труда и общественных инспекторов по охране труда. Такие комиссии создаются при профсоюзных комитетах любого ранга, а общественные инспектора по охране труда избираются го всех профсоюзных группах.

Комиссия по охране труда проводит обследование цехов и рабочих мест, знакомится с необходимой документацией, заслушивает на своих заседаниях сообщения хозяйственных руководителей цехов, отделов, смен и участков по вопросам трудового законодательства, техники безопасности и производственной санитарии.

Общественные инспектора должны проверять соответствие рабочих мест требованиям охраны труда и добиваться проведения в жизнь всех мероприятий по предупреждению несчастных случаев, профессиональной и общей заболеваемости и производственных отравлений. Предложения общественных инспекторов заносятся в специальную книгу. Начальник подразделения обязан регулярно рассматривать их, устанавливать сроки исполнения и назначать ответственных за их выполнение лиц. Мастера, начальники участков, смен, другие руководящие и инженерно-технические работники, не выполняющие предложений общественных инспекторов, привлекаются администрацией предприятия, организации к дисциплинарной ответственности. В отдельных случаях технический инспектор труда может налагать штраф на виновных.

 

Список литературы

  • Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова; Высшая школа, 2009.
  • Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: Учебное пособие для вузов / П.П.Кукин, В.Л.Лапин, Н.Л.Пономарев; Высшая школа, 2007.
  • Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Занько Н.Г., Малаян К.Р., Русак О.Н.; Лань, 2008.
  • Практикум по дисциплине “Безопасность жизнедеятельности” Нестеров И.А., Никитин И.В., Хамидуллин Р.Я. (ММИЭИФП; 2004)
  • Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов (под ред. Арустамова Э.А.) Дашков и К, 2007.
  • https://no-stress.ru/Uchebniki/PsyLabor/safe-labor/sistema-bezopasn.html
  • Безопасность жизнедеятельности. Гриценко В.С. (МЭСИ; 2004, 244с.)
  • https://strigolik.ru/bezopasn-truda/112-upravlenie-ohranoi-truda.html
  • Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Айзман Р.И. и др (2011).
  • https://ohrana-bgd.narod.ru/upbez.html
  • Охрана труда: учебное пособие; Автор: Коробко В.И., Юнити-Дана, 2012г.
  • Менеджмент и сертификация качества охраны труда на предприятии: учебное пособие; Авторы: Сергеев А.Г., Баландина Е.А., Баландина В.В. Издательство: Логос, 2013 г.
  • Охрана труда на производстве и в учебном процессе: учебное пособие; Автор: Айзман Р.И.: Издательство: Сибирское университетское издательство, 2008 г.
  • Конституция РФ; Издательство: М.: Айрис, 2014





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.