Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование частоты встречаемости агрессивных проявлений в поведении детей из различных по составу семей






 

Чтобы зафиксировать агрессивные проявления в поведении детей, мы провели непосредственное непричастное наблюдение за детьми в детском саду. Наблюдение называют лучшим методом для изучения агрессивного поведения. Полевое наблюдение дает возможности фиксировать поведенческие акты в естественных условиях существования детей.

Трудность при использовании этого метода представляет количественное описание наблюдаемых фактов.

Для составления схемы наблюдения мы обратились к классификации поведенческих актов, данной Ю.Б.Гиппенрейтер (6) и составили контрольный список факторов, которые предполагалось фиксировать:

а) внешние проявления физиологических процессов- угрожающие позы, гримасы, враждебные взгляды, покраснения лица, измененное дыхание;

б) движения и жесты – сжимание кулаков, стук кулаком, удары, использование агрессивной символики в жестах;

в) действия – участие в драках, нападение на сверстников, реактивная агрессия, крики, нецензурные выражения;

г) поступки – системы целенаправленных действий с целью причинения вреда.

Наблюдение проводилось во время прогулки за каждым ребенком в отдельности, при этом выбирались ситуации, когда он взаимодействовал со сверстниками.

Факты наблюдаемого поведения мы заносили в таблицы №1 (для детей с неполными семьями) и №2 (для детей с полными семьями).

Задачи нашего наблюдения определили его особенности. Методы групповой диагностики предполагают кратковременность измерений, обобщенность в интерпретации данных. Для нас было важно увидеть разницу в поведении групп детей из неполных и полных семей.

Отдельно мы определили формы агрессивного поведения, которые демонстрировали дети.


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Г.С.Абрамова. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.-М.: Академический Проект, 2001.

2. Н. Аккерман. Семья как социальная и эмоциональная единица // Семейная психотерапия. Хрестоматия / Сост. Э.Г. Эйдемиллер, Н.В.Александрова, В. Юстицкис. –СПб.: Питер, 2000.

3. М.И.Буянов. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Книга для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1998.

4. Р. Бэрон, Д.Ричардсон. Агрессия.- СПб.: Питер, 2000.

5. Введение в психодиагностику: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / М.К.Акимова, Е.М.Борисова, Е.И.Горбачева и др.; Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой.- М.: 1998.

6. Ю.Б. Гиппенрейтер. Введение в общую психологию. Курс лекций. –М.: ЧеРо, при участии «Юрайт», 2000.

7. Ж. Годфруа. Что такое психология.: В 2-х т. Т.1: Пер. с франц.-М.: Мир, 1999.

8. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько, А.Н.Белоус и др. –Минск, 1997.

9. В.Н.Дружинин. Психология семьи. –М., 1996.

10. В.Н.Дружинин. Экспериментальная психология. –СПб.: Питер, 2000.

11. О.П.Елисеев. Практикум по психологии личности. –СПб.: Питер, 2001.

12. А.И.Захаров. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение, 1986.

13. А.И.Захаров. Происхождение детских неврозов и психотерапия.- М.: ЭКСМО –Пресс, 2000.

14. В.В.Зеньковский. Психология детства.- Екатеринбург: Деловая книга, 1994.

15. О.Ф. Кернберг. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях / Пер. с англ. А.Ф. Ускова. –М.: Класс, 1998.

16. Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988.

17. Г. Крэйг. Психология развития.: СПб.: Питер, 2000.

18. К. Леонгард. Акцентуированные личности. Пер. с нем.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

19. Л.Н.Лордкипанидзе. Книга о детях для думающих взрослых или путешествие по пути развития личности.- СПб.: Союз, 2000.

20. Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПб.: Речь, 2000.

21. К.Маданес. Стратегическая семейная терапия /Пер.с англ. Т.В.Снегиревой.- М.: Класс, 1999.

22. Р.С.Немов. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3-х кн. Кн.1. Общие основы психологии.- М.: Просвещение: Владос, 1995.

23. М.Николс. Теоретический контекст семейной психотерапии // Семейная психотерапия. Хрестоматия/ Сост. Э.Г.Эйдемиллер, Н.В.Александрова, В.Юстицкис. –СПБ.: Питер, 2000.

24. Л.Ф.Обухова. Возрастная психология. Учебное пособие. –М.: Педагогическое общество России, 1993.

25. Ю.М.Орлов. Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя. –М.: Просвещение, 1991.

26. Л.Ф.Островская. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: Книга для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1990.

27. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Сещерякова. М., 1997.

28. Ф.С. Перлз. Эго, голод и агрессия/ Пер. с англ. – М.: Смысл, 2000.

29. Психология дошкольника: Хрестоматия: Для студентов средних педагогических учебных заведений / Сост.Г.А.Урунтаева. –М.: Академия, 2000.

30. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / Сост.Л.В.Куликов.- СПб.: Питер, 2000.

31. Психология. Учебник / Под ред. А.А.Крылова.- М.: Проспект, 1999.

32. Е.И.Рогов. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. –М.: Владос, 1995.

33. Российский Энциклопедический словарь: В 2-х кн. Кн.1: А-Н. Кн.2: Н-Я./ Гл.ред.: А.Н.Прохоров.-М.: Большая Российская Энциклопедия, 2000.

34. С.Я.Рубинштейн. Экспериментальные методики патопсихологии. –М.: ЭКСМО – Пресс, 1999.

35. Н.Я.Семаго, М.М.Семаго. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2000.

36. Т.А.Ткачева, А.А.Толмачев. Методы сбора, обработки и представления информации в педагогическом исследовании. Пособие для студентов и аспирантов. –Красноярск: КГПИ, 1992.

37. А.Фрейд. Теория и практика детского психоанализа.Пер.с англ. и нем. –М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999.

38. Э. Фромм. Душа человека. –М.: АСТ-ЛТД, 1998.

39. Л.Хьелл, Д.Зиглер. Теории личности.- СПб.: Питер, 1998.

40. Д.П.Шульц, С.Э.Шульц. История современной психологии / Пер. с англ. –СПб.: Евразия, 1998.

41. Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис. Психология и психотерапия семьи. –СПб.: Питер, 1999.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.