Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Глава 1. Теоретический анализ подходов к проблеме агрессивности в современной психологии.






ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Глава 1. Теоретический анализ подходов к проблеме агрессивности в современной психологии.

1.1 Анализ подходов к понятию агрессии. Классификации агрессии.

Анализ понятия «агрессивность»

1.2 Особенности 5-6-летнего возраста, общая активность детей и агрессивность детей

1.3 Неполная семья как фактор детской агрессивности

Глава 2. Исследование агрессивности у детей из неполных и полных семей

2.1 Программ исследования. Исследование частоты проявлений агрессивности у детей из различных по составу семей

2. 2 Анализ и интерпретация результатов.

Заключение

Литература

 


ВВЕДЕНИЕ

Дошкольные педагоги и психологи часто отмечают, что факты детской агрессивности являются неотъемлемой частью их работе. Проблему детской агрессии обнаруживают и родители. Особенно остро агрессивное поведение детей волнует тех из них, которые взаимодействуют с детьми старшего дошкольного возраста.

Педагоги детерминируют агрессивность у детей фактором семейного окружения.

Семья, безусловно, определяет развитие личности ребенка. Проблемная семья часто оказывается одним из патогенных факторов, ведущих к нарушениям в развитии детей.

Нарушения функционирования семьи бывают очень различными. Мы обратились к анализу одного типа семей, широко распространенных в современном обществе. Это тип неполной по составу семьи, когда женщина одна опекает и воспитывает ребенка.

Р.Бэрон и Д.Ричардсон приводят в работе «Агрессия» [4] результаты исследования, в котором сообщают, что малолетние убийцы чаще всего вырастают в неполных семьях. Н.Аккерман [2] связывал факты отсутствия отца у мальчика с проблемами его полоролевой идентификации. А.И.Захаров [12] отмечал, что мальчики, растущие без отцов, чаще демонстрируют жестокое поведение. Связывали агрессивность детей и их семейное окружение В.Н.Дружинин [9], М.И.Буянов [3] и другие психологи. М.Николс [23] описал поведение детей из неполных семей как более асоциальное и импульсивное.

Все это определило выбор темы дипломного исследования.

Цель настоящей работы – изучить зависимость уровня агрессивности детей от того в какой семье они воспитываются – полной или неполной.

Объект исследования: агрессивное поведение у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: дети из неполных семей обладают более высоким уровнем агрессивности.

Для достижения цели работы и проверки (подтверждения или опровержения) выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую литературу и основные теоретические подходы к исследованию данной темы.

2. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания об агрессии и агрессивных проявлениях.

3. Рассмотреть сущность влияния развода на развитие личности ребенка

4. Исследовать агрессивность детей старшего дошкольного возраста из неполных и полных семей..

5. На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы.

6. Систематизировать и обобщить подходы к данной проблеме.

Цель настоящей работы – изучить зависимость уровня агрессивности детей от того в какой семье они воспитываются – полной или неполной.

Объект исследования: детская агрессивность.

Предмет исследования: уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: дети из неполных семей обладают более высоким уровнем агрессивности.

Для достижения цели работы и проверки (подтверждения или опровержения) выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие з адачи:
1. Проанализировать психологическую литературу и основные теоретические подходы к исследованию данной темы.

2. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания об агрессии и агрессивных проявлениях.

3. Рассмотреть сущность влияния развода на развитие личности ребенка

4. Исследовать агрессивность детей старшего дошкольного возраста из неполных и полных семей..

5. На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы.

6. Систематизировать и обобщить подходы к данной проблеме.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Названия каждой части отображают ее содержание. В конце работы представлен список использованной литературы.

О подтверждении экспериментальной гипотезы будут свидетельствовать показатели большей агрессивности в группе детей из неполных семей. Опровергнут гипотезу факты равной агрессивности в группах, либо факты большей агрессивности в группе детей из полных семей.

 


1.1 Анализ подходов к понятию агрессии. Классификации агрессии.

Анализ понятия «агрессивность»

«Агрессия (от латинского «agressio» -нападение, приступ) – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее ущерб людям (негативные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности)» («Психологический словарь» под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Сещерякова)[27].

Следуя этому определению, агрессия – это категория поведения, заданная мотивами и имеющая цель. Агрессивное поведение направлено на разрушение, противоположным ему является конструктивное, созидательное поведение человека.

Ю.Б. Гиппенрейтер [6] привела классификацию фактов любого человеческого поведения, которые можно наблюдать. Агрессивное поведение индивида, следуя ее логике, включает следующие составляющие:

1 .Внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей, -это позы, мимика, интонации, взгляды, блеск глаз, вегетативные реакции, мышечные напряжения и другие. Это самые мелкие элементы деятельности. Сами по себе они могут не вести к разрушению, но, включаясь в более крупные, вносят определенный вклад в агрессивное поведение.

2 .Отдельные движения и жесты, такие, как поклон, кивок, стук кулаком, сжимание руки и тому подобные. Такие движения и жесты могут иметь различную силу и направленность. Они вполне могут приводить к разрушениям, к нанесению вреда. (Народное выражение «уложил одной левой» свидетельствует о возможностях таких элементов деятельности).

3 .Действия, более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл. Это просьбы, угрозы, системы ударов в драке и так далее.

4 .Поступки – самые крупные акты поведения. Они имеют общественное, социальное звучание, связаны с такими психологическими категориями, как отношения, установки, ценности и другими.

Субъект агрессивного поведения именуется агрессором, объект – жертвой.

Р.Бэрон и Д.Ричардсон [4], анализируя понятие агрессии, описали три основных положения относительно жертвы:

1 .Агрессия предполагает нанесение вреда жертве. Они утверждают, что если нет факта нанесения вреда, то поведение не может быть названо агрессивным.

Часто агрессивное поведение смешивают с другими понятиями, такими как эмоции или намерения.

Понятия «гнев», «ярость», «ненависть» ассоциируются с агрессией. Но – это не факты поведения. В агрессивном поведении эмоции могут играть различную роль, при этом их сила и направленность могут быть самыми разными, не только такими выраженными и негативными, как гнев или злоба.

Р.Бэрон и Д.Ричардсон [4] предупреждают о возможностях смешения намерений и собственно агрессивного поведения. Пока человек не начал реально действовать, его нельзя назвать агрессором, по мнению авторов.

2 .Агрессивное поведение всегда имеет отношение к живым существам. Авторы работы «Агрессия» утверждают, что разрушения в неодушевленном мире не имеют отношения к агрессии до тех пор, пока они не наносят вред живым существам.

Этому положению противоречат мысли некоторых авторов о том, что агрессия – это любое деструктивное поведение, ее объектом может быть любой предмет материального мира. Такой точки зрения придерживался, например, Э.Фромм в работе «Душа человека. Ее способность к добру и злу» [38].

По нашему мнению, верными являются утверждения Р.Бэрона и Д.Ричардсон [4]. Манипуляции с неодушевленными предметами можно связать, наоборот, с неагрессивными способами реагирования. Важно только отметить, что действия, которые не кажутся наносящими вред, могут оказаться таковыми при анализе (Например, можно представить себе двух детей, которые рисуют в тетради картинки, имеющие враждебную направленность. В первом случае ребенок, рисуя в собственной тетради, таким образом пытается разрешить свой внутренний конфликт, не нанося при этом ущерба кому-либо еще. Второй ребенок может обратить свои действия на другого ребенка и рисовать в его тетради. Второй ребенок, в этом случае, наносит вред обладателю тетради. Здесь имеют место «страдания» живого существа).

3 .Агрессивное поведение имеет целью взаимодействие с объектами, не стремящимися к этому, то есть, объекты имеют стремления избежать влияния агрессора.

Наша работа направлена на изучение детской агрессии, поэтому мы приведем для примера случаи, когда дети заняты своей основной деятельностью- игрой. Во время игры дети могут по обоюдному согласию совершать действия, которые кажутся агрессивными, приносящими вред, боль. (Так, например, нам приходилось наблюдать, как ребенок, доказывая свою силу, пытался увезти на санках целую толпу детей. Очевидно, что он при этом испытывал болевые ощущения, но не отказывался от игры. Действия сидящих в санках детей в этом случае нельзя назвать агрессивными).

Р.Бэрон и Д.Ричардсон [4] не относят к агрессивным также и действия самоубийц: «Здесь агрессор выступает в роли собственной жертвы. Поэтому подобные действия не могут быть классифицированы как агрессия. Даже если целью суицида является не смерть, а отчаянный призыв к помощи, самоубийца все-таки стремится причинить вред себе. Таким образом, подобные действия не являются примером агрессии».

Противоположные суждения можно найти в работах других авторов. Л.Н.Лордкипанидзе [19] использует при описании агрессивного поведения понятие «аутоагрессии». При аутоагрессии деструктивные действия субъекта направлены на самого себя.

На наш взгляд, с существованием аутоагрессии надо согласиться. Логика рассуждения при этом будет сходна с рассуждениями Э.Фромма о любви человека к самому себе, описанными в работе «Искусство любить» [38]. Э.Фромм считает, что любовь человека к самому себе имеет значение, равное его отношениям с другими людьми. В случае «любви к себе» субъект и объект любви сливаются в одном человеке, что не умаляет важности этого явления. По- нашему, относительно агрессии такую логику тоже можно применить. В аутоагрессивном поведении субъект и объект сосредоточены в одном человеке.

Может возникнуть вопрос, уместно ли рассуждать о суицидах в работе о детской агрессии. Г.С.Абрамова в «Возрастной психологии»[1] отметила: «Заслуживает внимания тот факт, что самый юный возраст самоубийств, зафиксированный статистикой, попадает именно на этот возраст /5-7лет/».

Нужно также добавить, что, направляя агрессивные действия на самого себя, субъект может при этом стремиться причинить страдания другому человеку (Например, ребенок – матери).

Таким образом, мы описали понятие агрессии, представили основные положения относительно него. Далее обратимся к известным классификациям агрессии.

Нам представляется удачной классификация агрессивного поведения А.Басса, приведенная Р.Бэроном и Д.Ричардсон [4]. В основе классификации А.Басса лежат три шкалы, в которых отражены характерные формы поведения субъекта, осуществляющего агрессию:

1. Физическая – вербальная. Эта шкала свидетельствует о том, какие системы индивида задействованы в агрессивном поведении.

2. Активная- пассивная. По этой шкале можно судить об общей активности действующего индивида. При активной позиции человек будет иметь стремление действовать, при пассивной – избегать каких-либо действий.

3. Прямая-непрямая (косвенная). Шкала отражает наличие непосредственного контакта между агрессором и жертвой.

Комбинация этих шкал дает 8 категорий, под которые попадает большинство агрессивных действий. А.Басс описал эти категории с примерами. Мы попытаемся привести такие примеры, которые характерны для детского возраста, что более уместно в нашей работе.

1.Физическая - активная – прямая агрессия. Примеры такой агрессии - избиение, нанесение ударов различными предметами. Для детей также характерны укусы, дерганье за волосы, плевки, «подножки» и тому подобные действия.

2.Физическая – активная - непрямая агрессия. Дети могут обращаться к более сильному сверстнику или старшему по возрасту человеку для оказания воздействия на жертву.

3.Физическая – пассивная - прямая агрессия. Ребенок может не оказать помощь попавшему в тяжелую ситуацию сверстнику, подвергающемуся избиению; животному, над которым издеваются.

4.Физическая – пассивная- непрямая агрессия. Пример такой агрессии описан С.Я.Маршаком в детской сказке «Двенадцать месяцев». В сказке от подписи героини, Принцессы, зависела жизнь осужденного. Ведя себя пассивно, Принцесса могла привести ситуацию к смерти героя.

5.Вербальная – активная - прямая агрессия. Такая форма агрессии предполагает словесное оскорбление, унижение жертвы. Дети 5-6-ти лет уже обладают достаточным словарным запасом для осуществления агрессивного поведения в такой форме.

6.Вербальная- активная-непрямая агрессия. Распространение клеветы, сплетен, «заговоры» против жертвы имеют место уже в изучаемом возрасте.

7.Вербальная - пассивная- прямая агрессия. Отказ защитить обижаемого, обратиться за помощью к взрослому - примеры такой агрессии в детском возрасте.

8.Вербальная - пассивная- непрямая агрессия. «Покрывательство» агрессивно действующих сверстников относится к этой форме агрессивного поведения.

Р.Бэрон и Д.Ричардсон [4] предложили еще одну классификацию агрессивного поведения. Они разделили агрессивные действия на враждебные и инструментальные.

Термин «враждебная агрессия» применяют в тех случаях, когда главной целью агрессора является нанесение страданий жертве. Он стремится причинить зло или ущерб тому, на кого нападает. При этом жертва является врагом – агрессор имеет представление о ней как об угрожающей, мешающей или просто неприятной.

Инструментальная агрессия характеризует случаи, когда агрессоры преследуют цели, не связанные с нанесением вреда. Они используют агрессивные действия в качестве инструмента для осуществления различных желаний. По нашему мнению, важным моментом при этом должно стать допущение, что агрессор знает о том, что его действия наносят кому-либо вред или ущерб.

К.Додж и Д.Койи [4] использовали при описании агрессии определения «реактивная» и «проактивная». Реактивная агрессия предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу. Проактивная агрессия задается активностью без наличия предшествующих действий объекта.

Э.Фромм [38] тоже писал о реактивной агрессии, но в его работе она имеет другой смысл. У него реактивная агрессия относится к категории «доброкачественных» форм и имеет целью не возмездие, а защиту. Суть ее в том, что она имеет оборонительный характер и появляется в момент опасности. Такое поведение защищает свободу, достоинство, жизнь. Реактивная агрессия, по Э.Фромму, направлена на сохранение, а не на разрушение. Она исчезает, если опасность миновала.

Таким образом, мы рассмотрели различные известные классификации агрессии.

Следующим шагом в нашей работе будет обращение к понятию «агрессивность».

 

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «АГРЕССИВНОСТЬ»

 

Все авторы, исследующие агрессивное поведение человека относят категорию «агрессивность» к свойствам личности, определяющим его готовность действовать деструктивно.

Свойство, по определению, данному в «Большом энциклопедическом словаре» [33], - это ряд особенностей, позволяющих классифицировать его носителя. Свойство может быть субстанциональным (существенным), то есть иметь свое определенное место в структуре, обладающей этим свойством, и акцидентным (случайным).

Нас интересуют устойчивые свойства личности, имеющие объединяющее название «агрессивность».

Е.И.Рогов [32] считает, что комплекс свойств агрессивности имеет любой человек, различны лишь степени его выраженности- «от почти полного отсутствия до … предельного развития».

Отечественные психологи имеют различные точки зрения относительно природы агрессивности и ее места в структуре личности.

О.П.Елисеев [11] относит агрессивность к психодинамическим свойствам личности, к темпераменту. Он представляет агрессивность биогенетической категорией, отражающей ориентацию человека на пространство. Противоположным агрессивности он называет такое свойство, как «несклонность к конфликтам». На наш взгляд такое определение не вполне верно. Человеческая личность изначально конфликтна. Несоответствие внутреннего и внешнего пространств постоянно порождает конфликт, следовательно, все люди обладают агрессивностью.

В работах других авторов [19] можно найти описание агрессивного характера. Характер – это избирательное, устойчивое отношение субъекта к главным условиям своей жизнедеятельности, реализуемое в типичном для него способе действий и поведения. Понятие агрессивности, объединяющее в себе эмоциональное отношение субъекта к объекту и способы действия, видимо, целесообразно отнести к черте характера.

Мы считаем, что интересными были бы исследования, проводимые в логике структуры личности, предложенной Д.А.Леонтьевым в «Очерке психологии личности» [30].

Обратимся к взглядам зарубежных психологов на природу агрессивности.

Ж.Годфруа [7] назвал агрессивность мотивацией – совокупностью побуждений, ведущих человека к удовлетворению своих потребностей. Он изложил причинные факторы агрессивности в биологическом и социальном аспектах.

Биологической детерминантой агрессивности человека Ж.Годфруа назвал лимбические системы: «… Результаты … исследований указывают на важнейшую роль лимбической системы в агрессивном поведении, а также на роль коры головного мозга в контроле проявлений агрессивности». Здесь же Ж.Годфруа подчеркивает и значение социального аспекта: «… Как именно будет действовать кора, осуществляя этот контроль, зависит главным образом от жизненного опыта индивидуума, в особенности от социальных условий в период его развития».

Зарубежные теории агрессивности классифицированы Р.Бэроном и Д.Ричардсоном [4] по отношению к:

-врожденным побуждениям или задаткам;

-потребностям, активизируемым внешними стимулами;

-познавательным и эмоциональным процессам;

-актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.