Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






утешение - быть дорогой, очень дорогой.






И только выстрел Карандышева возвращает Ларису к самой себе: " Милый

мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда на стол! Это

я сама... сама... Ах, какое благодеяние!.." В нерасчетливом поступке

Карандышева она находит проявление живого чувства и умирает со словами

прощения на устах.

В " Бесприданнице" Островский приходит к раскрытию сложных,

психологически многозвучных человеческих характеров и жизненных конфликтов.

Не случайно в роли Ларисы прославилась В. Ф. Комиссаржевская, актриса

утонченных духовных озарений, которой суждено было сыграть потом Нину

Заречную в " Чайке" А. П. Чехова. Поздний Островский создает драму, по

психологической глубине уже предвосхищающую появление нового театра - театра

А. П. Чехова.

Пьесы жизни. Островский считал возникновение национального театра

признаком совершеннолетия нации. Это совершеннолетие не случайно падает на

60-е годы, когда усилиями в первую очередь Островского, а также его

соратников А. Ф. Писемского, А. А. Потехина, А. В. Сухово-Кобылина, Н. С.

Лескова, А. К. Толстого в России был создан реалистический отечественный

репертуар и подготовлена почва для появления национального театра, который

не мог существовать, имея в запасе лишь несколько драм Фонвизина,

Грибоедова, Пушкина и Гоголя.

 

В середине XIX века в обстановке глубокого социального кризиса

стремительность и катастрофичность совершающихся в стране перемен создавали условия для подъема и расцвета драматического искусства. Русская литература и ответила на эти исторические перемены явлением Островского.

Островскому наша драматургия обязана неповторимым национальным обликом. Как и во всей литературе 60-х годов, в ней существенную роль играют начала эпические: драматическим испытаниям подвергается мечта о братстве людей, подобно классическому роману, обличается " все резко определившееся, специальное, личное, эгоистически отторгшееся от человеческого".

Поэтому драма Островского, в отличие от драмы западноевропейской,

чуждается сценической условности, уходит от хитросплетенной интриги. Ее сюжеты отличаются классической простотой и естественностью, они создают иллюзию нерукотворности всего, что совершается перед зрителем.Островский любит начинать свои пьесы с ответной реплики персонажа, чтобы у читателя и зрителя появилось ощущение врасплох застигнутой жизни. Финалы же его драм всегда имеют относительно счастливый или относительно печальный коне ц. Это придает произведениям Островского открытый характер: жизнь началась до того, как был поднят занавес, и продолжится после того, как он опущен. Конфликт разрешен, но лишь относительно: он не развязал всей сложности жизненных коллизий.

Гончаров, говоря об эпической основе драм Островского, замечал, что

русскому драматургу " как будто не хочется прибегать к фабуле - эта искусственность ниже его: он должен жертвовать ей частью правдивости, целостью характера, драгоценными штрихами нравов, деталями быта, - и он охотнее удлиняет действие, охлаждает зрителя, лишь бы сохранить тщательно то, что он видит и чует живого и верного в природе ". Островский питает доверие к повседневному ходу жизни, изображение которого смягчает самые острые драматические конфликты и придает драме эпическое дыхание: зритель чувствует, что творческие возможности жизни неисчерпаемы, итоги, к которым привели события, относительны, движение жизни не завершено и не остановлено.

Произведения Островского не укладываются ни в одну из классических жанровых форм, что дало повод Добролюбову назвать их " пьесами жизни ". Островский не любит отторгать от живого потока действительности сугубо комическое или сугубо трагическое: ведь в жизни нет ни исключительно смешного, ни исключительно ужасного. Высокое и низкое, серьезное и смешное пребывают в ней в растворенном состоянии, причудливо переплетаясь друг с другом. Всякое стремление к классическому совершенству формы оборачивается некоторым насилием над жизнью, над ее живым существом.

Совершенная форма - свидетельство исчерпанности творческих сил жизни, а русский драматург доверчив к движению и недоверчив к итогам.

Отталкивание от изощренной драматургической формы, от сценических

эффектов и закрученной интриги выглядит подчас наивным, особенно с точки зрения классической эстетики. Английский критик Рольстон писал об Островском: " Преобладающие качества английских или французских драматургов - талант композиции и сложность интриги. Здесь, наоборот, драма развивается с простотой, равную которой можно встретить на театре японском или китайском и от которой веет примитивным искусством". Но эта кажущаяся наивность оборачивается, в конечном счете, глубокой жизненной мудростью. Русский драматург предпочитает с демократическим простодушием не усложнять в жизни простое, а упрощать сложное, снимать с героев покровы хитрости и обмана, интеллектуальной изощренности и тем самым обнажать сердцевину вещей и явлений. Его мышление сродни мудрой наивности народа, умеющего видеть жизнь в ее основах, сводящего каждую сложность к таящейся в ее недрах неразложимой простоте. Островский-драматург часто доверяет мудрости известной народной пословицы: " На всякого мудреца довольно простоты".

За свою долгую творческую жизнь Островский написал более пятидесяти оригинальных пьес и создал русский национальный театр. По словам Гончарова, Островский всю жизнь писал огромную картину. " Картина эта - " Тысячелетний памятник России". Одним концом она упирается в доисторическое время (" Снегурочка"), другим - останавливается у первой станции железной дороги..."

" Зачем лгут, что Островский " устарел ", - писал в начале нашего столетия А. Р. Кугель. - Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, - мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет все нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь - и вновь пустишься в дорогу ".

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.