Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Кадровая политика предприятия






4.1.Понятие и составные элементы кадровой политики. Современная кадровая политика

4.2.Качества российского работника

 

1. Кадровая политика формируется государством, ведущими пар­тиями и дирекцией предприятия и находит конкретное выражение в виде адми­нистративных и моральных норм поведения работников на предприятии.

Кадровая политика включает такие элементы:

- тип власти в обществе;

-стиль руководства;

-философия предприятия;

-правила внутреннего трудового распорядка;

-коллективный договор.

Исходными документами для формирования кадровой политики являются:

- Библия (Ветхий и Новый завет);

-Всеобщая декларация прав человека;

-Конституция (Основной Закон);

-Программа правящей партии;

-Гражданский кодекс;

-Кодекс законов о труде.

Кадровая политика предприятия должна находить отражение в следующих доку­ментах:

-устав предприятия;

-коллективный договор;

-правила внутреннего трудового распорядка;

-контракт сотрудника;

-положение об оплате труда;

-положение об аттестации кадров.

Типы власти мы рассмотрели (вопрос 3 темы кадровый потенциал)

Типы власти в обществе сформировали три основных и один комбинированный стиль руководства.

Авторитарный стиль характеризуется тем, что руководитель в принятии ре­шений всегда ориентируется на собственные цели, критерии и интересы, прак­тически не советуется с трудовым коллективом, ограничивается узким кругом единомышленников. В проведении решений занимает жесткие позиции, активно используя методы административного и психологического воздействия на людей. Оппозицию не принимает, может уволить неугодных сотрудников. Всегда уверен в личной правоте, основывается на собственных знаниях и умениях, личном большом капитале и обширных внешних связях в государственных органах и предпринимательской среде. Руководитель такого типа может привести свою фирму к большому успеху, но также и к полному краху.

Демократический стиль характеризуется тем, что руководитель такого типа обычно избирается на собрании трудового коллектива или собственников и должен выражать интересы большинства. Он может удачно выявить, принять и реализовать стратегические цели развития предприятия, сочетая групповые интересы. Это хороший " политик", " дипломат", " стратег", " хитрая лиса", просчитывающий варианты на много шагов вперед, сочетающий методы убеждения и принуждения. Это доброжелательный и от­крытый человек, как правило, не поддающийся соблазнам. В своей работе постоянно опирается на группу единомышленников в лице дирекции, правления, президиума, совета.

Либеральный стиль заключается в том, что руководитель в принятии решений ори­ентируется на цели и интересы отдельных групп трудового коллектива, постоянно пытается маневрировать, чтобы соблюсти паритет интересов, часто занимает различ­ные позиции сторон, " сталкивает" их между собой, пытается быть " добрым шефом", но иногда невольно становится марионеткой в руках " серого кардинала", который фактически управляет предприятием. Это достаточно неус­тойчивый стиль руководства, происходящий от охлократии.

Смешанный стиль предусматривает сочетание перечисленных выше типов. Все три стиля могут преобладать у того или иного руководителя, но никогда не достигают абсолюта, так же как в природе нет чистых холериков, флегматиков, сангвиников и меланхоликов и перечисленные выше темпераменты всегда проявляются у человека в определенной пропорции с преоб­ладанием одного из них. Президент СССР М. С. Горбачев и Президент РФ Б. Н. Ель­цин в разное время проявляли все три стиля руководства.

Философия предприятия - это совокупность моральных и административных норм и правил взаимоотношений персонала, подчиненных достижению глобаль­ной цели предприятия.

Философия фирмы, как совокупность целей и правил поведения сотрудников, воз­никла в Японии в крупных компаниях «Mitsubishi», «Toyota», «Sony», а затем полу­чила широкое распространение в США в компаниях «IBM», «General Motors». «McDonald's».

А. Морита, президент «Sony», так сформулировал философские прин­ципы предприятия нового типа: " Если бы удалось создать условия, в которых люди могли бы объединиться с твердым намерением совместно трудиться и использовать свои технические способности для осуществления своих сокровенных желаний, то та­кая организация могла бы принести огромное наслаждение и пользу".

 

 

Философии предприятия включает в себя следующие основные разделы:

-цели и задачи предприятия;

-декларация прав сотрудника;

-деловые и нравственные качества;

-условия труда, рабочее место;

-оплата и оценка труда;

-социальные блага;

-социальные гарантии;

-увлечения (хобби).

Правила внутреннего трудового распорядка рабочих и служащи х являются важным нормативным документом, регламентирующим прием и увольнение сотрудников, ра­бочее время, организацию труда, порядок разрешения трудовых споров, получения социальных благ и гарантий, вознаграждения и наказания. Это внутренний норма­тивный документ, который, с одной стороны, должен соответствовать Кодексу зако­нов о труде страны, а с другой стороны, учитывать специфику предприятия (отрасль, местоположение, кадровую политику, структуру персонала, тип собственности, технологию и организацию производства, финансовое состояние в части благ и гарантий и др.).

Другим, не менее важным концептуальным кадровым документом является Кол­лективный договор - соглашение между администрацией, профсоюзным комитетом и трудовым коллективом предприятия по решению производственных и социальных задач и улучшению условий труда рабочих и служащих.

На практике структура и содержание Коллективного до­говора многообразны, начиная с многостраничного документа объемом 50 и более страниц, включающего годовой план, положение об оплате труда, правила внутреннего трудового распорядка, фрагменты философии предприятия и т.п., и заканчивая схема­тичным соглашением на одной-двух страницах. Коллективный договор, как правило, заключается на предприятиях с сильной профсоюзной организацией и сплоченным тру­довым коллективом и отсутствует на многих частных и малых предприятиях, где усло­вия труда рабочих и служащих оговариваются в контрактах при приеме на работу.

Примерная структура коллективного договора содержит:

-общее положение;

-гарантии профсоюзной деятельности;

-развитие и совершенствование производства;

-тарифное соглашение;

-работа с персоналом;

-улучшение условий, охраны труда и окружающей среды;

-обеспечение интересов трудящихся в социально-бытовой сфере;

-структура зарплаты и сроки выплаты.

В настоящее время в России утвердилась капиталистическая философия в бизнесе: постприватизация, накопление банковского капитала, передел собственности и рын­ков сбыта, абсолютизация роли прибыли, жесткая конкуренция. Кадровая политика предприятия в большей степени сейчас приобретает стратегический характер, т.е. цели ее определяются стратегией фирмы в целом и стратегией управления персоналом. Затем, возможно, мы будем наб­людать переход к социалистической философии на основе сочетания личных, груп­повых и общественных интересов, государственной социальной защиты и гарантий. Возрастет значение соблюдения прав человека в гуманном гражданском обществе.

Вместе с тем нельзя не заметить ряд негативных явлений в кадровой политике. Они сохранятся в виде максимизации групповых интересов, психологии " заигрывания" руководства с собственниками имущества, протекционизма и семей­ственности в подборе и расстановке кадров, максимизации личных интересов руко­водства и различных злоупотреблений в сфере распределения доходов и прибыли.

 

2. При разработке кадровой политики интересен анализ положительных, отрица­тельных и наиболее типичных качеств работника, т.к. именно они определяют надеж­ность системы работы с персоналом (табл. 1).

Таблица 1.

Качества российского работника

 

Положительные Отрицательные
А Б
Бескорыстие - готовность отдать последнюю рубашку, как " Иванушка-дурачок" Воровство государственной и частной собст­венности, злоупотребление служебным поло­жением, личное обогащение за счет фирмы
Благодарность - на собранные деньги строи­лись церкви, школы, памятники. Крестьяне со­хранили усадьбу А. С. Пушкина в Б. Болдино по­сле революции Неблагодарность за оказанную помощь, консультации, к учителям, к старшим по воз­расту, по должности
Гостеприимство - умение встретить гостей, го­товность истратить последние средства и запа­сы продуктов для приема гостей Пьянство на работе, в семье, на отдыхе, в праздники. Неумение правильно пить, несо­блюдение норм выпивки (" вино текло рекой")
Доброжелательность - очень доброе отношение к людям, иногда при внешней грубоватости Зависть к чужому дому, имуществу, участку, работе, должности, карьере, покупке

Продолжение таблицы 1

А Б
Интернационализм - терпимое отношение к людям другой национальности на работе, в бра­ке, в общении, на отдыхе Русский шовинизм и национализм, пренеб­режение к малым нациям (" чурки", " чукчи", " азиаты", " черные" ")
Искренность - открытость эмоций и чувств к другим людям, " душа нараспашку" Подозрительность к иностранцам, незна­комым людям, новым технологиям и приемам труда
Коллективизм - сознание принадлежности к оп­ределенной социальной группе (бригаде, отделу, кооперативу), стремление работать вместе Индивидуализм - нежелание кооперироваться, ориентация на свой бизнес, " удельные кня­жества", " коммуны" и " семьи"
Покорность - готовность выполнять законы и инструкции администрации и даже терпеть при­теснения (сказались 300 лет татаро-монгольского ига) Недисциплинированность, отсутствие ува­жения к правилам фирмы, опоздания на рабо­ту, низкая исполнительская дисциплина
Неприхотливость к работе, пище, удобствам и условиям труда (удельные затраты на 1 рабоче­го значительно ниже в России, чем в западных странах) Барство - деление работы на " черную" и " белую", руководящую и исполнительскую, пренебрежение к ряду профессий (мойщик, уборщик, доярка, пастух, конюх и т. д.)
Трудолюбие - природное качество русских, т.к. суровые условия жизни заставляли много рабо­тать Лень - нежелание стабильно работать, стрем­ление иметь побольше " перекуров", отложить работу на завтра
Преданность Родине, предприятию, деревне и семье (спасали нацию от порабощения во всех войнах) Предательство интересов Родины во время войн, увольнение с предприятия в погоне за " длинным рублем"
Щедрость души и сердца, легкое отношение к деньгам (даже небогатые люди легко расстаются с деньгами, делая дорогие подарки друзьям и родственникам) Жадность, переходящая в скопидомство, стремление к накопительству, образ гого­левской Коробочки
Широта кругозора, умение видеть перспективу, стремление к новым знаниям и территориям (ос­воение Сибири, завоевание Азии и Кавказа, изо­бретение паровоза, первого спутника, постройка атомной электростанции и др.) Узость взглядов, нежелание видеть и рабо­тать на долгую перспективу, желание сиюми­нутных успехов

 

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные элементы кадровой политики

2. Охарактеризуйте положительные и отрицательные качества российского работника

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.