Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение религии и религиозности для данного курса






 

Религия в данном курсе рассматривается довольно широко и включает в себя традиционно понимаемую религиозную психологическую проблематику: вера, религиозный опыт и переживания, мистическое мышление, поклонение, благоговение, зависимость, религиозный (мистический) страх и проч.

Но к этому пониманию добавляется очень важный аспект. Он может быть сформулирован следующим образом: в качестве религиозного и религиозности может пониматься совокупность специфических отношений человека с некоторыми проявлениями мира его объективного существования (реальность межличностных и групповых взаимодействий и отношений с миром в целом), с одной стороны, и с определенными сферами своего внутреннего (субъективного) мира, сокрытыми в глубинах сознательного и бессознательного – с другой.

Эти сферы и отношения:

а) являются нераскрытыми, потаенными, вызывающими страх, влекут к себе, ощущаются как тайна;

б) включают в себя невыраженные, не актуализированные чувства, переживания и интуиции, травматический или экзистенциальный опыт, сформированный в результате «конфронтации индивидуума с данностями существования» (И. Ялом);

в) содержат движущие факторы, определяющие динамику религиозных идей, образов, переживаний, ценностей, смыслов, мотивов, поведения и деятельности человека;

г) мистифицируются, приобретают определенную самостоятельность, символизируются в виде религиозных образов (пример: отношение к Богу - как символизированные детско-родительские отношения) довлеют над человеком или раскрывают его, помогают ему развиваться (пример: воздействие универсальных, архаических форм – архетипов).

Дать общее определение религии для данного курса нам с вами поможет введение такого термина как религиозность. Можно полагать, что именно это качество при прочих равных условиях отличает религиозного человека от нерелигиозного, определяет его поведение, деятельность и отношения с другими людьми.

Религиозную личность можно охарактеризовать как носителя религиозного сознания, «общим признаком которого является религиозная вера»[3]. «Она (вера Д.К.), в частности, включает знание и принятие, в качестве истинных определенных религиозных идей, понятий, представлений, догматов, повествований, и т.п. и уверенность в объективном существовании гипостазированных существ, атрибутизированных свойств и связей»[4].

Основываясь на этом, мы можем следующим образом определить характеризуемое качество: религиозность - это совокупность когнитивных, эмоционально-чувственных, мотивационных и деятельностных отношений человека или группы людей к силам, относимым к сфере сакрального (трансцендентного) и обладающим волевой способностью определенным образом влиять на человека и окружающий его мир. Когнитивные отношения – это совокупность религиозных представлений об окружающем мире, о его происхождении, судьбе и месте человека в этом мире и т.д. Эмоционально-чувственные отношения – это вся совокупность чувств и эмоций по отношению к религиозным предметам, объектам, явлениям и процессам. Мотивационные отношения – мотивы и потребности, имеющие религиозный характер. Деятельностные отношения – вся совокупность религиозных действий, направленных на удовлетворение религиозных потребностей и реализацию религиозных мотивов.

Таким образом, мы можем сказать, что религия – это совокупность специфических отношений человека к определенным аспектам своего внутреннего (субъективного) и внешнего (объективного) миров. В основе этих отношений лежит вера в истинное существование потусторонних (сакральных (священных)) сил, могущественных, внушающих страх и/или вызывающих благоговение, и обладающих волевой способностью влиять на жизнь и судьбу человека и окружающего его мира.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.