Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На бывшей Саратовской






Через квартал от площади Чапаева — дом, с которым связана одна из самых трагических страниц в истории борьбы за Советскую власть в Самаре. В начале 900-х годов на углу Саратовской и Алексеевской (Красноармейской) был возведен кокетливый особняк, за которым сразу по имени его хозяйки закрепилось название — дом Курлиной. Проек­тировал его Александр Устинович Зеленко, сменивший в 1900 году А. А. Щербачева на посту самарского городского архитектора. В дни правления Комуча летом 1918 года в элегантных комнатах этого особняка

 

разместилась белогвардейская контрразведка. Подвал дома стал местом казней. Память о жертвах Комуча хранит установленная на здании мемориальная доска. Сколько лет прошло, но и сейчас невольно замолкают люди, когда невзначай бросают взгляд на мраморную плиту у парадного входа. Помолчим и мы...

15 октября 1918 года, вскоре после освобождения Самары от бе-лочехов, в двух зданиях бывшей губернской земской управы размес­тился штаб 4-й армии Восточного фронта. В январе 1919-го коман­дующим армией был назначен М. В. Фрунзе. Михаил Васильевич при­был в Самару 31 января и поселился рядом со штабом в небольшом домике (бывшей дворницкой). 'Через несколько месяцев Восточный фронт был разделен на Восточный и Туркестанский. М. В. Фрун­зе принял на себя командование Южной группой войск Восточного фронта и до 25 января 1920 года находился в Самаре. Это было время разгрома войск Колчака под Уфой, освобождения от бело­гвардейских частей территории от Каспийского моря до Уральских гор.

В 1934 году в доме, где жил Михаил Васильевич чФрунзе, был открыт музей. Его имя получила и бывшая Саратовская улица.

Наш рассказ об этой улице вряд ли будет полным, если мы не познакомим читателей еще с несколькими ее достопримечательно­стями.


Сразу за домом Курлиной взметнулись в небо стрельчатые баш­ни бывшего костела, построенного в 1906 году по проекту архитек­тора Ф. Богдановича. Готический стиль редко можно встретить в рус­ских городах. Но в Самаре, где существовала целая польская ко­лония, образованная в основном из ссыльных, сооружение косте­ла, выдержанного в архитектурных традициях готики, удивления не вызывает. Помните, еще в 60-х годах прошлого столетия предпола­галось построить в городе католический храм, но милостивое разре­шение властей последовало на это лишь несколько десятилетий спустя. При костеле работала начальная польская школа, преобразованная за­тем в клуб с библиотекой, где устраивались литературные вечера и концерты.

Рядом с «костелом», как до сих пор зовут это здание куйбышевцы, хотя в нем уже многие годы размещается краеведческий музей, на­ходится еще один дом, о котором нельзя не рассказать. В нем с 1899 по 1901 год жил с матерью А. Л. Толстой и отчимом А. А. Бо-стромом будущий автор трилогии «Хождения по мукам». Теперь в этом двухэтажном деревянном здании Дом-музей Алексея Толстого. Писатель, создавая широкое полотно о революционных потрясениях Рос­сии, для целого ряда событий избрал местом действия Самару. На стра­ницах трилогии можно найти и упоминание о доме Курлиной, узнаются в книге и многие другие уголки старой Самары.

В нескольких десятках метров по той же стороне, на пересечении



 



с улицей Льва Толстого, здание филармонии (бывший «Олимп»). Но о нем позднее.

~ Самым оживленным на Саратовской улице был, конечно, перекресток с Панской (Ленинградской), где находилась одна из лучших в начале века самарских гостиниц — «Националь» (ныне гостиница «Централь-ч ная»). В нижнем этаже ее, где сейчас кондитерский магазин, размеща­лось отделение фирмы Зингер по продаже швейных машин. Непода­леку призывно светились огни кинематографа «Патэ». Наискосок, в угловом здании, так же, как и теперь, была аптека. По имеющимся сведениям, это самая первая аптека в Самаре.

Побывал на Саратовской улице и посетивший Самару во время своего путешествия по Волге в 1887 году великий русский композитор П. И. Чайковский. В своем дневнике 23 мая 1887 года он записал: «Проснулся в Самаре. Одевшись и напившись чаю, пошел с Алешей (слуга композитора.— Прим. авт.) погулять по городу. Город хоть куда. Везде объявления о данном вчера «Онегине». Единоверческая цер­ковь, оригинальное пение очень мне понравилось...»

Единоверческая — старообрядческая церковь находилась в те годы на углу улиц Саратовской и Предтеченской (Некрасовской). Именно там мог Петр Ильич Чайковский слушать службу по древнему донико-нианскому уставу. В советские годы здание церкви было разобрано. Сейчас на этом месте клуб «Рассвет».

Среди зданий на бывшей Саратовской дом под номером 75 не сразу и увидишь. Он прячется во дворе, и только островерхий конек крыши и башенка выдают его присутствие. К сожалению, неизвестно, когда и кем он построен. Но любителей архитектуры неизменно привле­кает этот дом своим оригинальным видом. Такие постройки, скреплен­ные каркасом из деревянных балок (фахверковые), характерны для голландских, немецких, прибалтийских городов. У старожилов дома сохранилось предание, что до революции он принадлежал выходцу из Германии. Это вполне вероятно. Старая Самара, как мы знаем, отличалась многонациональным по своему составу населением, что и отразилось в своеобразии ее архитектуры, несущей черты зодчества многих народов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.