Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 14-е. Марксизм в России в конце XIX-начале ХХ вв.






Вопросы:

1. Первые марксисты и марксистские организации в России.

2. «Легальный марксизм» и его эволюция.

3. Идеология большевизма.

4. Идеология меньшевизма.

Источники:

Булгаков, С.Н. От марксизма к идеализму. – СПб., 1903.

Лядов, М.Н. Из жизни партии в 1903 – 1907 гг. / М.Н. Лядов. – М., 1956.

Начало рабочего движения и распространение марксизма в России (1883-1894). Документы и материалы. – М., 1960.

Переписка В.И. Ленина и редакции газеты «Искра» с социал-демократическими организациями в России. 1900-1903: Сборник документов. – Т. 1-3. – М., 1969-1970.

Хрестоматия по истории СССР. XIX век. – М., 1991. – С. 242-253.

Литература:

Бендин, А.Ю. Политические течения и организации в России во второй половине XIX в. / А.Ю. Бендин. – Минск, 1990.

Жуйков, Г.С. Петербургские марксисты и группа " Освобождение труда" / Г.С. Жуйков. – М., 1975.

Логунов, А.П. Революция 1905-1907 годов и российская социал-демократия / А.П. Логунов. – Ростов-на-Дону, 1992.

Твардовская, В.А. Русские и Карл Маркс: выбор или судьба? / В.А. Твардовская, Б.С. Итенберг. – М., 1999.

Тютюкин, С.В. Марксисты и русская революция. / С.В. Тютюкин, В.В. Шелохаев. – М., 1996.

Тютюкин, С.В. Меньшевизм: страницы истории / С.В. Тютюкин. – М., 2002.

Урилов, И.Х. История российской социал-демократии (меньшевизма). / И.Х. Урилов. – Ч.1. – М., 2000.

Хорос, В.Г. Народническая идеология и марксизм. / В.Г. Хорос. – М., 1972.

Методические рекомендации:

В первом вопросе занятия важно, прежде всего, определить причины и предпосылки распространения марксизма в России, показать роль Г.В. Плеханова, В.И. Ульянова (Ленина) и других теоретиков марксизма. Необходимо также продумать вопрос о влиянии народнических традиций на марксистскую концепцию и сформулировать, в чем заключались особенности «марксизма на русской почве».

Во втором вопросе следует сначала определить понятие «легальный марксизм», охарактеризовать степень его распространения, назвать крупнейших представителей. Эволюцию «легального марксизма» можно проследить, изучив взгляды и деятельность П.Б. Струве и Н.А. Бердяева.

Для раскрытия третьего и четвертого вопросов целесообразно использовать следующий план ответа:

- виднейшие представители;

- сущность дискуссии по вопросу о членстве в партии (II съезд РСДРП, обсуждение Устава партии);

- оценка характера, движущих сил и перспектив революции 1905 – 1907 гг.

- характер разногласий между большевиками и меньшевиками (возможно ли было единство в РСДРП).

 

Занятие 15-е. Думский период в истории России (1906 – 1917 гг.)

Вопросы:

1. Состав Государственной думы I – IV созывов.

2. Взаимодействие Государственной думы и правительства.

3. Фракционная борьба в стенах Государственной думы.

4. Место Государственной думы в российской политической системе.

Источники:

Сапилов, Е.В. Третья Государственная дума (1907-1912). Из записок депутата. / Е.В. Сапилов. – М., 1993.

Хрестоматия по истории СССР. – 1861-1917.

Литература:

Аврех, А.Я. Третьеиюньская политическая система. / А.Я. Аврех. – М., 1966.

Он же. Царизм и IV Дума. / А.Я. Аврех. – М., 1981.

Демин, В.А. Государственная дума России (1906-1917): механизм функционирования./ В.А. Демин. – М., 1996.

Дякин, В.С. Буржуазия, дворянство и царизм в 1911-1914 гг. / В.С. Дякин. – М., 1988.

Кирьянов, И.К. Парламент самодержавной России: Государственная дума и ее депутаты, 1906 – 1907 / И.К. Кирьянов, М.Н. Лукьянов. – Пермь, 1995.

Кризис самодержавия в России. 1895-1917. – Л., 1984.

Малышева, О.Г. Думская монархия: рождение, становление, крах / О.Г. Малышева. – Ростов н/Д., 2004.

Смирнов, А.Д. Государственная Дума Российской империи 1906-1917 гг.: Историко-правовой очерк / А.Д. Смирнов. – М., 1998.

Соловьев, Ю.Б. Самодержавие и дворянство в 1907-1914 гг. / Ю.Б. Соловьев. – Л., 1990.

Шепелев, Л.Е. Царизм и буржуазия в 1904-1914 гг. / Л. Шепелев. – Л., 1987.

Шеховцов, В.А. Развитие российского парламентаризма. / В.А. Шеховцов. – Владивосток, 2002.

Методические рекомендации:

Первый вопрос занятия предполагает анализ изменений в численности депутатов Думы по основным фракциям с выяснением причин происходивших изменений. Кроме того, важно проанализировать состав Государственной думы I – IV созывов с точки зрения национальной, религиозной и сословной принадлежности; выяснить, каковы были представления депутатов Думы о своей роли в обществе.

Для того, чтобы выяснить второй вопрос занятия, следует вспомнить, в какой обстановке была создана Дума; какова была судьба Государственной Думы I и II созывов; в чем состояла сущность третьеиюньского избирательного закона, на основании которого проходили выборы в Государственную думу III и IV созывов. Следует также охарактеризовать пределы полномочий депутатов Думы, рассмотреть на конкретных примерах процесс прохождения правительственных законопроектов (этапы прохождения, дискуссии, подготовка альтернативных проектов депутатами), оценить возможности со стороны депутатов Думы влиять на деятельность министров и правительства в целом.

При подготовке к третьему вопросу занятия следует, прежде всего, выделить основные дискуссионные вопросы, обсуждавшиеся в стенах Думы (обратив особое внимание на аграрный вопрос), а затем определить по ним позиции основных фракций. Для более полного раскрытия вопроса, следует выяснить следующее: каковы были способы консолидации и размежевания в Думе, возможности блокирования, варианты разрешения конфликтов. Какова была политическая культура депутатов, культура ведения дискуссии? В чем и по каким вопросам проявлялась апелляция депутатов к общественности? Как российское общество оценивало деятельность Государственной Думы?

В завершение следует объяснить, что изменилось в российской политической системе с учреждением Государственной думы (можно ли, в частности, говорить о существовании ограниченной монархии в 1906-1917 гг.). Студентам целесообразно составить схему политической системы российского общества рассматриваемого периода, указав права и обязанности каждого из ее элементов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.