Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология воображения






1. Общая характеристика воображения.

Воображение, механизмы воображения: гипотеза случайных находок, гипотеза рекомбинации.

2. Функции воображения: прагматическая, психотерапевтическая, познавательная, психодиагностическая.

 

3. Индивидуальные особенности воображения: ясность образов, степень реалистичности образов, степень организованности, доминирующий канал воображения, область проявления, деятельности.

4. Классификация видов воображения.

- активное и пассивное;

- воссоздающее и творческое воображение.

5. Формы воображения (мысленный эксперимент, фантазия, мечта, грезы, сновидения).

6. Приемы творческого воображения (агглютинация, типизация, гиперболизация, акцентирования, аналогия).

Литература:

Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество. М., 1969.

Веккер Л.М. Психика и реальность. М., 1998. С. 574-586.

Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. М., 1987.

Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986.

Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. Минск, 2004. С. 196-221.

Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М., 1979.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1999.

Словарь терминов

А

Абсолютный порог чувствительности – величина раздражителя, разделяющая весь континуум раздражителей на два класса: вызывающие ответную реакцию организма и не вызывающие ее.

Абстрагирование – операциональный компонент мышления, позволяющий мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные свойства, стороны или состояния предмета.

Агглютинация – прием творческого воображения, создание образа путем соединения, «склеивания» частей двух или нескольких предметов так, что получается образ нового предмета.

Агнозия – нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга и ближайших подкорковых структур. Различают зрительные, тактильные, слуховые агнозии.

Адаптация ощущений – приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств адаптирующего раздражителя.

Акцентирование - прием творческого воображения, создание образа, в котором какая-либо часть, деталь выделяется, особо подчеркивается.

Анализатор (И.П.Павлов), сенсорная система – это канал, который осуществляет прием и анализ сенсорной информации определенной модальности, анатомо-физиологическая основа ощущений, включающая рецептор, проводящие нервы и участки в коре головного мозга.

Анализ - операциональный компонент мышления, основанный на расчленении (мысленном, а также и реальном) предмета, явления на составные части, определении входящих в целое элементов, разборе свойств какого-либо предмета или явления.

Аналогия - прием творческого воображения, создание образа в чем-то похожего на реальную вещь, живой организм, действие.

Апперцепция – зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного субъекта, от общего содержания, направленности и других личностных особенностей его психической деятельности.

Ассоциация – возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания, которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой появление другого.

Б

Бинокулярное зрение – зрение двумя глазами; в совершенном виде – это зрение при двух открытых глазах, характеризующееся устойчивой фузией, то есть слиянием воедино изображений одного и того же предмета, проецируемых на сетчатки глаз.

Болевые ощущения – ощущения, которые сигнализируют об изменениях, происходящих в организме и могущих привести к повреждению органов и тканей. Болевые ощущения характеризуются выраженной эмоциональной окраской и почти полным отсутствием адаптации.

В

Верхний абсолютный порог ощущений – максимально допустимая величина внешнего раздражителя.

Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы.

Вибрационная чувствительность – чувствительность к действующим на кожу механическим, прежде всего звуковым колебаниям.

Вкусовое ощущение – ощущение, возникающее в результате воздействия раздражителя на хеморецепторы рта.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

Внутренняя речь – беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления про себя. Является производной формой внешней (звуковой) речи, специально приспособленной к выполнению операций в уме.

Воображение– психический процесс создания новых целостных образов путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.

Восприятие (перцепция) – это психический процесс целостного отражения предметов, ситуаций и событий, возникающий при непосредственном воздействии адекватных физический раздражителей на органы чувств.

Восприятие движения – это отражение направления и скорости пространственного существования предметов.

Восприятие времени – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности.

Восприятие пространства – чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей (их величины и формы), их пространственных отношений (расположения относительно друг друга и воспринимающего субъекта и в плоскости, ив глубину) и движений.

Воспроизведение – один из процессов памяти, при котором актуализируются известные по прошлому опыту мысли, образы, чувства, движения. В отличие от узнавания осуществляется в отсутствии объектов, вызвавших когда-то соответствующие следы памяти.

Временной порог тактильной чувствительности определяется по минимальному интервалу между последовательными прикосновениями к одному и тому же месту кожи, который обеспечивает их раздельное ощущение.

Вызванные потенциалы – биоэлектрические колебания, возникающие в нервных структурах в ответ на раздражение рецепторов или эффекторных путей и находящиеся в строго определенной временной связи с моментом предъявления стимула.

Г

Гаптика – сенсорная система, включающая все виды кожной рецепции и осязание.

Гемералопия – уменьшение способности видеть при слабом освещении.

Гештальтпсихология – психологическое направление, существовавшее в Германии с начала 10-х до середины 30-х гг. ХХ в. Основные представители: М.Вертгеймер, В.Кёлер, К.Коффка.

Гиперболизация – прием творческого воображения, это умышленное преувеличение (преуменьшение) характеристик объекта, распространенное на весь объект, на всю ситуацию.

Д

Дактильная речь – ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении грамотных глухих людей между собой и со всеми, знакомыми с дактилологией.

Дедукция – вид умозаключения, в котором осуществляется переход от общего к частному.

Дейтеранопия – обычно врожденная частичная цветовая слепота, преимущественно на зелёный цвет.

Дискурсивное мышление – опосредованное прошлым опытом речевое мышление человека. Выступает как процесс связного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей.

Дифференциальный порог ощущений – минимальное различие между двумя раздражителями либо между двумя состояниями одного раздражителя, вызывающее едва заметное различие ощущений.

Дихотоническое слушание – восприятие на слух двух разных по содержанию или звучанию сообщений, одно из которых поступает через наушник на левое ухо, а другое – на правое.

Доминанта – временно господствующий очаг возбуждения в ЦНС.

Ж

Житейское понятие – традиционно признается как несовершенное, образующееся вне специального обучения, при спонтанном усвоении детьми значения слова, а потому ограниченное обобщением узкого круга практических явлений понятие, в котором слиты существенные и несущественные признаки.

З

Забывание – процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже и узнать то, что было известно из прошлого опыта.

Закон Фехнера – величина ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя.

Запоминание – один из процессов памяти, посредством которого осуществляется ввод информации в память. В процессе запоминания включение вновь поступающих элементов в структуру памяти происходит путем их ввода в систему ассоциативных связей.

И

Избирательность восприятия (селективность) – одно из свойств восприятия, состоящее в выделении из сенсорного поля каких-либо объектов (или их частей) и признаков. Выделяемый и поэтому более отчетливо воспринимаемый объект выступает как «фигура», а остальные объекты – как её «фон».

Иконическая память – сенсорная копия зрительной информации, предъявленной наблюдателю на короткое время (до 100 мс.).

Иллюзии восприятия – искаженные восприятия реальных предметов.

Интеллект – 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме».

Интенсивность ощущения – количественная характеристика ощущения, которая определяется интенсивностью раздражителя, воздействующего на анализатор, и его пространственно-временными параметрами.

Интерорецепторы – рецепторы, находящиеся внутри организма (в желудке, кишечнике, легком, сердце, кровеносных сосудах и др.) и воспринимающие состояние внутренних органов и изменение давления или химизма крови, лимфы и т.д.

К

Кажущееся движение (стробоскопическое движение) – иллюзорное восприятие движения, возникающее при последовательном предъявлении статических стимулов на разных пространственных позициях.

Кинестетические ощущения – ощущения движения, положения частей собственного тела и прилагаемых мышечных усилий.

Классификация - операциональный компонент мышления, разделение и последующее объединение объектов по каким-либо свойствам.

Когнитивная теория памяти – трехкомпонентная модель памяти, концепция, в которой память рассматривается как результат совместной работы трех основных блоков: сенсорных регистров, кратковременного хранилища и долговременного хранилища.

Комплексное мышление – мышление ребенка и взрослого, осуществляемое в процессе своеобразных эмпирических обобщений, основанием для которых служат отношения между вещами, открывающиеся в восприятии.

Компонент принятия решения – несенсорный фактор в теории обнаружения сигнала, включающий вероятность сигнала и то значение, которое имеет для субъекта правильный ответ и ошибка обнаружения.

Константность восприятия – это восприятие объектов, как относительно постоянных по форме, размеру, цвету и т.д., несмотря на непрерывную изменчивость условий восприятия (освещенность, удаленность, ракурс, помехи и т.п.) и подвижность самого наблюдателя и его сенсорных систем.

Контраст ощущений – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.

Концентрация внимания выражается степенью его сосредоточенности на объекте.

Концепция дискретности сенсорного ряда (Фехнер) – представление о том, что сенсорная система устроена по пороговому, прерывному принципу.

Концепция непрерывности сенсорного ряда (Мюллер) – представление о том, что сенсорный ряд строится по принципу непрерывности, то есть любой стимул может в принципе вызвать ощущение. Источником вариабельности результатов, получаемых в эксперименте, считаются несенсорные факторы, а не флуктуация порога во времени. Понятие порога в этом случае становится избыточным.

Кратковременная память – один из видов памяти, характеризующийся ограниченным временем хранения информации (до30 сек.) и ограниченным количеством удерживаемых элементов.

Л

Латентный период ощущений – отрезок времени от действия раздражителя до возникновения ответной реакции.

Лингвистической относительности гипотеза – гипотеза Э.Сепира и Б.Уорфа об обусловленности восприятия и мышления структурами языка, о том, что языковые навыки и нормы бессознательно определяют образы мира, присущие носителям того или иного языка.

М

Макропсия – видение предметов (особенно удаленных) увеличенными по сравнению с их обычными размерами.

Механорецепторы – рецепторы, воспринимающие механические раздражения. К ним относятся механорецепторы кожи, кортиева органа, внутреннего уха, вестибулярного аппарата, сосудов и внутренних органов.

Мечта - форма воображения, имеющая под собой слабо обоснованную возможность, реализация которой отложена на неопределенное время.

Модальность – термин, означающий в литературе по психологии и физиологии принадлежность к определенной сенсорной системе и использующийся для характеристики либо ощущения, либо сигнала.

Монокулярное зрение – зрение одним глазом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.