Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание по истории Отечества

Тема №1

 

1.В переводе с греческого «история» означает…

2. Назовите авторов следующих работ:

-«Россия и Европа» -

-«Постижение истории» -

-«Закат Европы» -

-«Этногенез и биосфера земли-

3. Напишите не менее 5 цитат о смысле и роли истории

4. Перечислите основные функции исторического знания

5..В чем специфика и сложность познания исторического процесса?

6. К цивилизационному подходу относятся концепции……

7.В чем особенность цивилизационного подхода и истории?

8.К какой исторической школе принадлежат М.Блок, Л.Февр, Ф.Бродель?

9.В чем специфика теории этногенеза Л.Н.Гумилева.

10. Раскройте понятие «пассионарности» в концепции Л.Н. Гумилева.

11. Каково соотношение «базиса» и «надстройки» в формационной теории?

12..Как Вы считаете, отражает ли теория общественно-экономических фор­маций адекватно и полно процесс исторического развития?

13.Почему французская школа («школа анналов») называется антропологи­ческой, в чем ее особенность?

14.Какой тип цивилизационного развития породил глобальные проблем? Что это за проблемы?

15. В чем преимущества бытия реликтовых цивилизаций?

16. Есть ли смысл в понятии «мировая цивилизация. Если да, то какой?

17. В чем специфика цивилизаций традиционного типа?

18. В чем специфика либеральной цивилизации?

 

Тема №2.

1.Сторонники какого направления обосновывали тупиковость, бездуховность западной цивилизации?

2. К западникам можно отнести (нужное подчеркнуть): К. С. Аксаков, Т. Н. Грановский, В. Г. Белинский, А. С. Хомяков А. И. Герцен, И. В. Киреевский, Н. П. Огарёв, Ю. Ф. Самарин, И. С. Тургенев, В. П. Боткин, П. В. Анненков, В. И. Даль, К. Д. Кавелин

3. Каково основное значение России в мировой истории, по мнению Данилевского?

4. Какова специфика российской цивилизации, по мнению сторонников евразийской концепции?

5. Дайте краткую справку о деятельности следующих российских историков (имя и отчество, годы жизни, труды)

Историк Имя, отчество Годы жизни Труды
Карамзин      
Ключевский      
Соловьев      
Гумилев      
Рыбаков      
Греков      
Скрынников      

6.Подумайте, к какому типу цивилизационного развития Вы бы отнесли Россию?

7.Проявляются ли в наше время цивилизационные особенности России?

8.Правомерно ли отнесение России к государствам «догоняющего типа развития»?

9.Чем принципиально идеократическое государство (в евразийской кон­цепции) отличается от государств тоталитарного типа?

10.Возможна ли реализация евразийской идеи идеократии в наше время? Ответ аргументируйте.

11.Можно ли изменить менталитет народа? Нужно ли его менять?

12.Разрешим ли спор западников и славянофилов?

13.Можно ли «умом понять Россию»?

14.Существуют ли общечеловеческие ценности? Ответ аргументируйте.

15.Способствует ли европеизация развития неевропейских народов?

16.Что является фактором устойчивости социального бытия человечества - единообразие или многообразие культур?

17.В чем специфика и особенности русской культуры?

18.Какие факторы предопределили особенности российской цивилизации?

 

Тема № 3:

1. В чем сущность норманнской теории?

2. Согласны ли Вы с утверждением норманистов о том, что восточные славяне не были способны самостоятельно создать государство? Ответ обоснуйте.

3. К какому типу цивилизационного развития можно отнести Киевскую Русь.? Ответ подтвердите фактами.

4. Перечислите водоемы, по которым проходил торговый путь «из варяг в греки».

5. Назовите не менее 6 славянских богов.

6. Прочитайте отрывок из ПВЛ и ответьте на вопрос: как языческая мораль отличалась от христианской:

«Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев…..

И по смерти этих братьев потомство их стало держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город - Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне. А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря.

Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливонцы, - эти говорят на своих языках, они - от колена Иафета и живут в северных странах.

Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые - свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее - что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены».

7. Каковы причины христианизации Руси?

8. Что изменилось в жизни людей после принятия христианства?

9. Как повлияло принятие христианства на культурное и государственное бытие Руси и России?

10. Как вы понимает смысл цитаты, сказанной А.С. Пушкиным «История новейшая есть история христианства»?

11. Заполните таблицу ключевых дат периода:

 

 

Дата Событие Дата Событие
       
862-879   980-1015  
879-912      
    1019-1054  
907 и 911   1016(1036)  
912-945      
945-964      

 

12. Изучите статьи «Русской правды». Какова специфика древнерусского права? Перечислите категории зависимого населения, указанные в «Русской правде».

1. Если человек убьет человека, то мстит брат за (убийство) брата, сын за отца или двоюродный брат, или племянник со стороны сестры; если не будет никого, кто бы отомстил, положить 40 гривен за убитого; если (убитый) будет русин, гридин, купчина, ябедник, мечник или же изгой и словенин, то положить за него 40 гривен.

2. Если кто-либо будет избит до крови или до синяков, то не искать этому человеку свидетелей; если же на нем не будет никаких следов (побоев), то пусть придут свидетели; если же не может (привести свидетелей), то делу конец; если же за себя не может мстить, то пусть возьмет себе с виновного 3 гривны вознаграждения потерпевшему да еще плату лекарю.

4. Если (кто-либо) ударит мечом, не вынув его (из ножен), или рукоятью, то (платить) 12 гривен вознаграждения потерпевшему.

5. Если же (кто-либо) ударит (мечом) по руке и отвалится рука или отсохнет, то (платить) 40 гривен.

6. Если нога останется цела, (но) если начнет хромать, тогда пусть смиряют (виноватого) домочадцы (раненого).

7. Если же (кто) отсечет (кому-либо) какой-нибудь палец, то (платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

8. А за (выдернутый) ус (платить) 12 гривен, а за клок бороды – 12 гривен.

9. Если же кто обнажит меч, но не ударит (им), то он положит гривну.

10. Если же человек пихнет человека от себя или к себе то (платить) 3 гривны, если выставит двух свидетелей; но если (побитый) будет варяг или колбяг, то (пусть сам) идет к присяге.

11. Если же челядин скроется у варяга или у колбяга, а его в течение трех дней не вернут (прежнему господину), то опознав его на третий день, ему (т. е. прежнему господину) взять своего челядина, а (укрывателю платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

12. Если кто поедет на чужом коне, без спросу, то платить 3 гривны.

14. Если кто опознает (свою вещь у кого-либо), то нельзя ему ее взять, говоря (при этом) «мое»; но пусть скажет: «Пойди на свод (выясним), где взял ее»; если (тот) не пойдет, то пусть (выставит) поручника, (что явится на свод) не позднее пяти дней.

16. Если кто, опознав своего (пропавшего) челядина, захочет его взять, то отвести (его) к тому, у кого он был куплен, а тот отправляется ко второму (перекупщику), и когда дойдут до третьего, то пусть скажет ему: «Ты мне отдай своего челядина, а своих денег ищи при свидетеле».

17. Если холоп ударит свободного человека и убежит в хоромы, а господин не захочет его выдать, то господину холопа забрать себе и заплатить за него 12 гривен; а после того, если где-либо найдет холопа побитый им человек, пусть его убьет.

19. Если убьют дворецкого, мстя за (нанесенную им) обиду, то убийце платить за него 80 гривен, а людям (платить) не нужно: а (за убийство) княжеского подъездного (платить) 80 гривен.

22. А за (убитого) княжеского тиуна (платить) 80 гривен.

23. А за (убийство) старшего конюшего при стаде (платить) 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.

24. А за убийство (княжеского) старосты, ведавшего селами или пашнями, (платить) 12 гривен.

25. А за (убийство) княжеского рядовича (платить) 5 гривен.

26. А за (убийство) смерда или за (убийство) холопа (платить) 5 гривен.

28. А за княжеского коня, если он с тавром (платить) 3 гривны, а за смердьего – 2 гривны, за кобылу – 60 резан, а за вола – гривну, за корову – 40 резан, а (за) трехлетку – 15 кун, за двухлетку – полгривны, за теленка – 5 резан, за ягненка – ногата, за барана – ногата.

31. А если (кто-либо) украдет коня или волов или (обокрадет) дом, да при этом крал их один, то платить ему гривну (33 гривны) и тридцать резан; если воров будет 18 (? даже 10), то (платить каждому) по три гривны и по 30 резан платить людям (? княжеским).

38. Если убьют вора на своем дворе или в доме или у хлеба, то так тому и быть; если же додержали (его) до рассвета, то отвести его на княжеский двор; а если же (его) убьют и люди видели (его) связанным, то платить за него.

57. Аже закупъ выведеть что, то господинъ в нем; но оже кде и налезуть, то преди заплатить господинъ его конь или что будеть ино взялъ, ему холопъ обелныи; и паки ли господинъ не хотети пачнеть платити за нь, а продасть и, отдасть же переди или за конь, или за воль или за товаръ, что будеть чюжего взялъ, а прокъ ему самому взяти себе.

Тема № 4:

1. Какое влияние оказало татаро-монгольское иго на дальнейшую историю Руси? В чем состояли политические и экономические последствия монголо-татарского нашествия

2. Напишите даты происходивших событий

Любечский съезд Невская битва

Основание Москвы Ледовое побоище

Битва на р. Калка

1-й и 2-й походы монголо-татар на Русь

 

3. Кто и по поводу какого события изрек фразу:

«Братья! Не в силах Бог, а в правде! Вспомним слова псалмопевца: сии в оружии, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем...Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог».

 

4. Объясните, почему Великое Княжество Литовское называлось еще и русским?

5. Почему именно Москва стала собирательницей русский земель?

6. Какова главная причина того, что ВКЛ проиграло Москве борьбу за объединение русских земель?

7. В каком литературном произведении находим рассказ о событиях на Куликовом поле?

8. Какова роль С. Радонежского в процессе возрождение национального самосознания?

9. Какие реформы Ивана IV непосредственно способствовали централизации страны?

10. Сопоставьте даты и события

1) Новгородский погром а) 1547

2) Венчание на царствование Ивана IV б) 1564

3) Образование Избранной рады в)1547

4) Судебник г) 1551

5) Стоглавый собор д) 1583

6) Начало опричнины е) 1552

7) Отмена опричнины ж) 1570

8) Окончание Ливонской войны з) 1549

9) Присоединение Казанского ханства и) 1550

11. Совместите события и участников, укажите год события

А) Битва на р. Калке 1)Батый

Б) 2 похода на Русь и ее завоевание 2)Тохтамыш

В) Куликовская битва 3)Чингисхан

Г) Стояние на р. Угре 4)Мамай

Д) Поход татар на Москву 5)Ахмат

 

12.. Чем Земский собор отличался от парламента?

13.. Чем русское самодержавие отличалось от европейских монархий?

\14. Как идеологема «Москва - Третий Рим» повлияла на образование Российской империи?

15. Носила ли деятельность Ивана Грозного прогрессивный характер?

16. Как вы думаете, кем в большей мере был И.Грозный – рациональным прагматиком или религиозным мистиком?

17. Прочитайте первое послание Андрея Курбского Ивану IV. В чем конкретно обвиняет публицист царя?

«Царю, богом препрославленному и среди православных всех светлее являвшемуся, ныне же — за грехи наши — ставшему супротивным (пусть разумеет разумеющий), совесть имеющему прокаженную, какой не встретишь и у народов безбожных. И более сказанного говорить обо всем по порядку запретил я языку моему, но, из-за притеснений тягчайших от власти твоей и от великого горя сердечного решусь сказать тебе, царь, хотя бы немногое.

Зачем, царь, сильных во Израиле истребил, и воевод, дарованных тебе богом для борьбы с врагами, различным казням предал, и святую кровь их победоносную в церквах божьих пролил, и кровью мученическою обагрил церковные пороги, и на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, обвиняя невинных православных в изменах, и чародействе, и в ином непотребстве и с усердием тщась свет во тьму обратить и сладкое назвать горьким? В чем же провинились перед тобой и чем прогневали тебя христиане — соратники твои? Не они ли разгромили прегордые царства и обратили их в покорные тебе во всем, а у них же прежде в рабстве были предки наши? Не сдались ли тебе крепости немецкие благодаря мудрости их? За это ли нам, несчастным, воздал, истребляя нас и со всеми близкими нашими? Или ты, царь, мнишь, что бессмертен, и впал в невиданную ересь, словно не боишься предстать перед неподкупным судьей — надеждой христианской, богоначальным Иисусом, который придет вершить справедливый суд над вселенной и уж тем более не помилует гордых притеснителей и взыщет за все и мельчайшие прегрешения их, как вещают слова: «Он есть Христос мой, восседающий на престоле херувимском одесную величайшего из высших, — судья между мной и тобой».

Какого только зла и каких гонений от тебя не претерпел! И каких бед и напастей на меня не обрушил! И каких грехов и измен не возвел на меня! А всех причиненных тобой различных бед по порядку не могу и исчислить, ибо множество их и горем еще объята душа моя. Но обо всем вместе скажу: всего лишен был и из земли божьей тобою без вины изгнан. И воздал ты мне злом за добро мое и за любовь мою непримиримой ненавистью. И кровь моя, которую я, словно воду, проливал за тебя, обличает тебя перед богом моим. Бог читает в сердцах: я же в уме своем постоянно размышлял, и совесть свою брал в свидетели, и искал, и в мыслях своих оглядывался на себя самого, и не понял, и не нашел - в чем же я перед тобой согрешил. Полки твои водил, и выступал с ними, и никакого тебе бесчестия не принес, одни лишь победы пресветлые с помощью ангела господня одерживал для твоей же славы, и никогда полков твоих не обратил спиной к врагам, а напротив, преславно одолевал на похвалу тебе. И все это не один год и не два, а в течение многих лет неустанно трудился в поте лица своего, так что мало мог видеть родителей своих, и с женой своей не бывал, и вдали от отечества своего находился, в самых дальних крепостях твоих против врагов твоих сражался и страдал от телесных мук, которым господь мой Иисус Христос свидетель; особенно много ран получил от варваров в различных битвах, и все тело мое покрыто ранами. Но тебе, царь, до всего этого и дела нет.

Хотел перечислить по порядку все ратные подвиги мои, которые совершил я во славу твою, но потому не называю их, что бог их еще лучше ведает. Он ведь за все это воздаст, и не только за это, но и за чашу воды студеной. И еще, царь, говорю тебе при этом: уже не увидишь, думаю, лица моего до дня Страшного суда. И не надейся, что буду я молчать обо всем: до последнего дня жизни моей буду беспрестанно со слезами обличать тебя перед безначальной Троицей, в которую я верую, и призываю на помощь херувимского владыки мать - надежду мою и заступницу, владычицу богородицу, и всех святых, избранников божьих, и государя моего, князя Федора Ростиславича.

Не думай, царь, и не помышляй в заблуждении своем, что мы уже погибли и истреблены тобою без вины, и заточены, и изгнаны несправедливо, и не радуйся этому, словно легкой победой похваляясь: казненные тобой, у престола господня стоя, взывают об отмщении тебе, заточенные же и несправедливо изгнанные тобой из страны взываем день и ночь к богу, обличая тебя. Хотя и похваляешься ты постоянно в гордыне своей, в этой временной и скоропреходящей жизни, измышляя на людей христианских мучительнейшие казни, к тому же надругаясь над ангельским образом и попирая его, вместе со вторящими тебе льстецами и товарищами твоих пиров бесовских, единомышленниками твоими боярами, губящими душу твою и тело, которые детьми своими жертвуют, превзойдя в этом жрецов Крона. И обо всем этом здесь кончаю.

А письмецо это, слезами омоченное, во гроб с собою прикажу положить, перед тем как идти с тобой на суд бога моего Иисуса. Аминь. Писано в городе Волмере, владении государя моего короля Сигизмунда Августа, от которого надеюсь быть пожалован и утешен во всех печалях моих милостью его государевой, а особенно с помощью божьей. Знаю я из священного Писания, что дьяволом послан на род христианский губитель, в прелюбодеянии зачатый богоборец Антихрист, и ныне вижу советника твоего, всем известного, от прелюбодеяния рожденного, который и сегодня шепчет в уши царские ложь, и проливает кровь христианскую, словно воду, и погубил уже столько сильных в Израиле, что по делам своим он и есть Антихрист: не пристало тебе, царь, иметь таких советчиков. В законе божьем в первом писано: «Моавитянин, и аммонитянин, и незаконнорожденный до десятого колена в церковь божью не входят» и прочая».

Тема № 5.

1.Объясните, что такое «смута» и чем это явление принципиально отличается от революции?

2.В чем была главная проблема первой русской смуты (начала 17 века) и каким путем русский народ смог выйти из этого состояния?

3. Раскройте причины Смуты

4. Перечислите основные этапы Смутного времени

5. Составьте хронологическую ленту действия исторических лиц:

Лжедмитрий I → Борис Годунов → Лжедмитрий II → семибоярщина → Василий Шуйский → Михаил Романов → Федор Иванович

6. Кто, по Вашему мнению, автор этого послания, и по какому поводу оно было написано?

«Полковникам и всему рыцарству, немцам, черкасам и гайдукам, которые сидят в Кремле, князь челом бьёт. Ведомо нам, что вы, будучи в городе в осаде, голод безмерный и нужду великую терпите, ожидаючи со дня на день своей гибели…. и вам бы в той неправде душ своих не погубить, такой нужды и голоду за неправду терпеть нечего, присылайте к нам не мешкая, сберегите головы ваши и животы ваши в целости, а я возьму на свою душу и у всех ратных людей упрошу: которые из вас захотят в свою землю, тех отпустим без всякой зацепки, а которые захотят Московскому государю служить, тех пожалуем по достоинству».

7. Назовите скульптора памятника Минину и Пожарскому в Москве. Какие слова начертаны на постаменте памятника?

8. Можно ли считать, что утверждение династии Романовых происходило на демократической основе?

9.В чем поклялся Земскому собору первый царь новой династии?

10.. Перечислите народные выступления XVII в.

11. Какие цели преследовал патриарх Никон в деле реформирования церкви?

12. Когда произошли указанные события:

· Правление Алексея Михайловича «Тишайшего»

· Введение Новоторгового устава

· Церковные реформы

· Введение Соборного уложения

· Присоединение Украины к России

· Отмена местничества

· Восстание С.Т. Разина

 

Тема № 6.

 

1. Ряд историков полагают, что любовь Петра к Западу во многом была предопределена характером воспитания будущего царя. Докажите или опровергните эту точку зрения.

2. Перечислите основные причины петровских реформ

3. Начертите схему государственного управления, сложившуюся при Петре I. Какие новые органы власти появляются?

4. Перечислите сподвижников Петра I, политических деятелей (не менее 5 фамилий)

5. Осенью 2008 г. в Государственном историческом музее прошла выставка, посвященная этой деятельности Петра I. О выставке писали: «… Она послужила своеобразным прологом к зарождению флотостроительства, реформе городского самоуправления и заведению собственных учебных центров, а также множеству иных нововведений - от горного дела и здравоохранения до монетного чекана…. Основу экспозиции второго зала составляют памятники нумизматики, графика и документы, карты……Графическим фоном витрин является карта Европы, а на внешнее стекло нанесен географически соответствующий вещевому комплексу отрезок маршрута….Предметы западноевропейского быта конца XVII века, монеты и медали, редкие географические карты и издания, гравюры с изображением городов…. На выставке экспонируются около 20 уникальных документов коллекций Российского государственного архива древних актов. Среди них финансовые и дипломатические документы, переписка Петра с европейскими монархами и российскими контрагентами. Всего на выставке представлено около 250 экспонатов». Чему была посвящена выставка?

6. Укажите даты происходящих событий:

· Учреждение Сената

· Введение «Табель о рангах»

· Полтавская битва

· Россия становится империей

· Азовские походы

· Ништадский мир

· Появление коллегий

7. О каком деятеле времен петровых сообщается в энциклопедии «был родом из обедневших литовских дворян, имел образование, хотя зарубежные источники, с которых копировали свои выводы отечественные историки часто представляли его безграмотным. Благодаря своему природному пытливому уму, кипучей энергии и преданности Петру I вошёл в историю России как выдающийся государственный и военный деятель Петровской эпохи. «Баловень судьбы», как назвал его А. С. Пушкин, не знал устали в больших и малых делах, помогая великому Петру во всех его начинаниях. В период правления неспособной к государственным делам императрицы Екатерины I, становится фактическим правителем государства, подменяя первостепенную роль правящего монарха. Он добился многого, но в конце жизни лишился всего».

8. Какому учреждению Петром I вменялась цель: «Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны»?

9. В чем состояли полномочия генерал-прокурора? Кому он подчинялся?

10. Что регламентировал «Генеральный регламент»?

11. Почему время правления Петра I считается окончательным в оформлении абсолютной монархии в России?

12. В чем конкретно проявился протекционизм и меркантилизм политики Петра I?

13. При Петре создалась новая разновидность зависимых земледельцев — крестьян, приписанных к мануфактурам. Какое название они получили?

14. Раскройте основное содержание «Указа о единонаследии»

15. Статья, какого закона в качестве цели провозглашала: «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать»

16. Какие изменения коснулись закона о престолонаследии?

17. Перечислите основные сражения (не менее 4-х) и итоги Северной войны.

18. Заполните в тетради таблицу «Оценка петровских реформ»

Историки Положительные оценки Критика
Карамзин    
Соловьев    
Ключевский    
Западники    
Славянофилы    
Советские историки (на выбор не менее 2)    

 

19. Сравните высказывания двух великих русских историков о Петре I. Что общего и отличного в них находим?

Н.М. Карамзин: «Явился Петр... Он сквозь бурю и волны устремился к своей цели: достиг — и все переменилось! Сею целью было не только новое величие России, но и... присвоение обычаев европейских... Потомство воздало усердную хвалу сему бессмертному государю и личным его достоинствам и славные подвигам. Он имел великодушие, проницание, волю непоколебимую, деятельность, неутомимость редкую: исправил, умножил войско, одержал блестящую победу над врагом искусным и мужественным; завоевал Ливонию, сотворил флот, основал гавани, издал многие законы мудрые, привел в лучшее состояние торговлю, рудокопни, завел мануфактуры, училища, академию, наконец поставил Россию на знаменитую степень в политической системе Европы....Но мы, россияне, имея перед глазами свою историю, подтвердим ли мнение несведущих иноземцев и скажем ли, что Петр есть творец нашего величия государственного? Забудем ли князей московских: Иоанна I, Иоанна III, которые, можно сказать, из ничего воздвигли державу сильную, и, — что не менее важно, учредили твердое в ней правление единовластное? И, славя славное в сем монархе, оставим ли без замечания вредную сторону его блестящего царствования?..

Деды наши, уже в царствование Михаила и сына его присваивая себе многие выгоды иноземных обычаев, все еще оставались в тех мыслях, что правоверный россиянин есть совершеннейший гражданин в мире, а СВЯТАЯ РУСЬ — первое государство. Пусть назовут то заблуждением; но как оно благоприятствовало любви к отечеству и нравственной силе оного! Теперь же, более ста лет находясь в школе иноземцев, без дерзости можем ли похвалиться своим гражданским достоинством? Некогда называли мы всех иных европейцев НЕВЕРНЫМИ, теперь называем братьями; спрашиваю: кому бы легче было покорить Россию — неверным или братьям? То есть кому бы она, по вероятности, долженствовала более противиться? При царе Михаиле или Феодоре вельможа российский, обязанный всем Отечеству, мог ли бы с веселым сердцем навеки оставить ее, чтобы в Париже, в Лондоне, Вене спокойно читать в газетах о наших государственных опасностях?

Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр. Он велик без сомнения; но еще мог бы возвеличиться больше, когда бы нашел способ просветить ум россиян без вреда для их гражданских добродетелей. К несчастью, сей государь, худо воспитанный, окруженный людьми молодыми, узнал и полюбил женевца Лефорта, который от бедности заехал в Москву и, весьма естественно, находя русские обычаи для него странными, говорил ему об них с презрением, а все европейское возвышал до небес. Вольные общества Немецкой слободы, приятные для необузданной молодости, довершили Лефортово дело, и пылкий монарх с разгоряченным воображением, увидев Европу, захотел сделать Россию — Голландиею…»

С.М. Соловьев: «Петр не был вовсе славолюбцем-завоевателем и в этом явился полным представителем своего народа, не завоевательного по природе племени и по условиям своей исторической жизни. Гений Петра высказался в ясном уразумении положения своего народа, он сознал, что его обязанность — вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации. Трудность дела представлялась ему во всей полноте по возвращении из-за границы, когда он мог сравнить виденное на Западе с тем, что он нашел в России, которая встретила его стрелецким бунтом. Он испытал страшное искушение, сомнение, но вышел из него, вполне уверовавши в нравственные силы своего Народа, и не замедлил призвать его к великому подвигу, к пожертвованиям и лишениям всякого рода, показывая сам пример во всем этом. Ясно осознавши, что русский народ должен пройти трудную школу, Петр не усумнился подвергнуть его страдательному, унизительному положению ученика; но в то же время он успел уравновесить невыгоды этого положения славою и величием, превратить его в деятельное, успел создать политическое значение России и средства для его поддержания. Петру предстояла трудная задача: для образования русских людей необходимо было вызвать иностранных наставников, руководителей, которые, естественно, стремились подчинить учеников своему влиянию, стать выше их; но это унижало учеников, которых Петр хотел сделать как можно скорее мастерами; Петр не поддался искушению, не принял предложения вести дело успешно с людьми выученными, вполне приготовленными, но иностранцами, хотел, чтоб свои, русские, проходили деятельную школу, хотя бы это стоило и больших потерь, сопровождалось большими неудобствами... С какой бы точки зрения мы ни изучали эпоху преобразования, мы должны прийти в изумление перед нравственными и физическими силами преобразователя, сфера деятельности которого была бы так обширна».

20. Прочитайте отрывок из книги «Россия и Европа» Н.Я. Данилевского. Как автор оценивает содержание и последствия петровских реформ? Можно ли его назвать славянофилом?

«Если Европа внушала Петру страстную любовь, страстное увлечение, то к России относился он двояко. Он вместе и любил, и ненавидел ее. Любил он в ней собственно ее силу и мощь, которую не только предчувствовал, но уже сознавал, - любил в ней орудие своей воли и своих планов, любил материал для здания, которое намеревался возвести по образу и подобию зародившейся в нем идеи, под влиянием европейского образца; ненавидел же самые начала русской жизни - самую жизнь эту, как с ее недостатками, так и с ее достоинствами. Если бы он не ненавидел ее со всей страстностью своей души, то обходился бы с нею осторожнее, бережнее, любовнее. Потому в деятельности Петра необходимо строго отличать две стороны: его деятельность государственную, все его военные, флотские, административные, промышленные насаждения, и его деятельность реформативную в тесном смысле этого слова, т. е. изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях, которые он старался произвесть в русском народе. Первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения потомства. Как ни тяжелы были для современников его рекрутские наборы (которыми он не только пополнял свои войска, но строил города и заселял страны), введенная им безжалостная финансовая система, монополии, усиление крепостного права, одним словом, запряжение всего народа в государственное тягло, - всем этим заслужил он себе имя Великого - имя основателя русского государственного величия. Но деятельностью второго рода он не только принес величайший вред будущности России (вред, который так глубоко пустил свои корни, что досель еще разъедает русское народное тело), он даже совершенно бесполезно затруднил свое собственное дело; возбудил негодование своих подданных, смутил их совесть, усложнил свою задачу, сам устроил себе препятствия, на поборение которых должен был употреблять огромную долю той необыкновенной энергии, которою был одарен и которая, конечно, могла бы быть употреблена с большею пользою. К чему было брить бороды, надевать немецкие кафтаны, загонять в ассамблеи, заставлять курить табак, учреждать попойки (в которых даже пороки и распутство должны были принимать немецкую форму), искажать язык, вводить в жизнь придворную и высшего общества иностранный этикет, менять летосчисление, стеснять свободу духовенства? К чему ставить иностранные формы жизни на первое, почетное, место и тем накладывать на все русское печать низкого и подлого, как говорилось в то время? Неужели это могло укрепить народное сознание? Конечно, одних государственных нововведений (в тесном смысле этого слова) было недостаточно: надо было развить то, что всему дает крепость и силу, т. е. просвещение; но что же имели общего с истинным просвещением все эти искажения народного облика и характера? Просвещение к тому же не насаждается по произволу, как меняется форма одежды или вводится то или другое административное устройство. Его следовало не насаждать извне, а развивать изнутри. Ход его был бы медленнее, но зато вернее и плодотворнее.

Как бы то ни было, русская жизнь была насильственно перевернута на иностранный лад. Сначала это удалось только относительно верхних слоев общества, на которые действие правительства сильнее и прямее и которые вообще везде и всегда податливее на разные соблазны. На мало-помалу это искажение русской жизни стало распространяться и вширь и вглубь, т. е. расходиться от высших классов на занимающие более скромное место в общественной иерархии, и с наружности - проникать в самый строй чувств и мыслей, подвергшихся обезнародовающей реформе. После Петра наступили царствования, в которых правящие государством лица относились к России уже не с двойственным характером ненависти и любви, а с одною лишь ненавистью, с одним презрением, которым так богато одарены немцы ко всему славянскому, в особенности ко всему русскому. После этого тяжелого периода долго еще продолжались, да и до сих пор продолжаются еще, колебания между предпочтением то русскому, как при Екатерине Великой, то иностранному, как при Петре III или Павле. Но под влиянием толчка, сообщенного Петром, самое понятие об истинно русском до того исказилось, что даже в счастливые периоды национальной политики (как внешней, так и внутренней) русским считалось нередко такое, что вовсе этого имени не заслуживало. Говоря это, я разумею вовсе не одно правительство, а все общественное настроение, которое, электризуясь от времени до времени русскими патриотическими чувствами, все более и более, однако же, обезнародовалось под влиянием европейских соблазнов и принимало какой-то общеевропейский колорит то с преобладанием французских, то немецких, то английских колеров, смотря по обстоятельствам времени и по слоям и кружкам, на которые разбивается общество».

 

Тема № 7.

 

1.Перечислите начинания Александра I в духе просвещенного абсолютизма.

2. Назовите основную цель создания Негласного комитета. Можно ли его сравнить с Избранной радой Ивана Грозного?

3. Отметьте, что из перечисленного содержал проект социально-политического преобразования России («Введение к уложению государственных законов») М.М. Сперанского:

· Отмена крепостного права

· Ограничить монархию

· Разделение властей

· Равенство всех перед законом

· Принятие политических и гражданских прав

· Уничтожение сословий

· Выборность чиновников

· Принцип правового государства

 

4.Изобразите на схеме изменения государственного аппарата при Александре I

5.Какова система образования, сформированная при Александре I?

6. Как могли получить свободу крепостные в период правления Александра I?

7.Какая из реформ Александра I явилась главной предпосылкой реформ Александра II?

8.Почему Александр 1 не мог опереться на декабристов в деле реформ?

9.Охарактеризуйте основные черты правления Николая I.

10.Охарактеризуйте модернизацию 19 в. в Европе.

11.В чем были особенности и проблемы модернизации в 19 в. в России?

12.Чем подготовка крестьянской реформы при Александре II отличалась от аналогичной деятельности при Александре I и Николае I?

13. Какие выводы можно сделать, прочтя следующие высказывания Александра II об отмене крепостного права в России.

1. Из речи Александра II перед представителями московского дворянства (30 марта 1856 г.)

«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево, но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастию, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому придти. Я думаю, что и вы одного мнения со мною; следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

2. Из речи Александра II в Государственном совете (28 января 1861 г.)

«Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрение Государственного совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие ее силы и могущества… Откладывать этого дела нельзя… Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства… Я надеюсь, господа, что при рассмотрении проектов, представленных в Государственный совет, вы убедитесь, что все, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков – сделано…, но прошу только не забывать, что основанием всего дела должно быть улучшение быта крестьян и улучшение не на словах только и не на бумаге, а на самом деле».

 

14. Дайте характеристику Манифесту об отмене крепостного права в России. Почему великий русский классик Л.Н. Толстой так отозвался о манифесте: «Мужики ни слова не поймут, а мы ни слову не поверим»?

«Божиею милостию Мы, Александр Второй, император и самодержец всероссийский, царь польский, великий князь финляндский, и прочая, и прочая, и прочая. Объявляем всем нашим верноподданным.

Божиим провидением и священным законом престолонаследия быв призваны на прародительский всероссийский престол, в соответствие сему призванию мы положили в сердце своем обет обнимать нашею царскою любовию и попечением всех наших верноподданных всякого звания и состояния, от благородно владеющего мечом на защиту Отечества до скромно работающего ремесленным орудием, от проходящего высшую службу государственную до проводящего на поле борозду сохою или плугом.

Вникая в положение званий и состояний в составе государства, мы усмотрели, что государственное законодательство, деятельно благоустрояя высшие и средние сословия, определяя их обязанности, права и преимущества, не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным потому, что они частию старыми законами, частию обычаем потомственно укреплены под властию помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренней правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь к произволу, отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния, чему в крестьянах отвечала неподвижность к улучшениям в собственном быте.

Усматривали cиe и приснопамятные предшественники наши и принимали меры к изменению на лучшее положение крестьян; но это были меры, частию нерешительные, предложенные добровольному, свободолюбивому действованию помещиков, частию решительные только для некоторых местностей, по требованию особенных обстоятельств или в виде опыта. Так, император Александр I издал постановление о свободных хлебопашцах, и в бозе почивший родитель наш Николай I — постановление об обязанных крестьянах. В губерниях западных инвентарными правилами определены наделение крестьян землею и их повинности. Но постановления о свободных хлебопашцах и обязанных крестьянах приведены в действие в весьма малых размерах.

Таким образом, мы убедились, что дело изменения положения крепостных людей на лучшее есть для нас завещание предшественников наших и жребий, чрез течение событий поданный нам рукою провидения.

Мы начали cиe дело актом нашего доверия к российскому дворянству, к изведанной великими опытами преданности его престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили мы, по собственному вызову его, составить предположения о новом устройстве быта крестьян, причем дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось. В губернских комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего дворянского общества каждой губернии, дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих комитетах, по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей и о их отношениях к помещикам.

Сии предположения, оказавшиеся, как и можно было ожидать по свойству дела, разнообразными, сличены, соглашены, сведены в правильный состав, исправлены и дополнены в Главном по сему делу комитете; и составленные таким образом новые положения о помещичьих крестьянах и дворовых людях рассмотрены в Государственном совете.

Призвав Бога в помощь, мы решились дать сему делу исполнительное движение.

В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.

Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за cиe обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.

Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников.

Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения они получат полное освобождение и срочные льготы.

На сих главных началах составленными положениями определяется будущее устройство крестьян и дворовых людей, установляется порядок общественного крестьянского управления и указываются подробно даруемые крестьянам и дворовым людям права и возлагаемые на них обязанности в отношении к правительству и к помещикам.

Хотя же сии положения, общие, местные и особые дополнительные правила для некоторых особых местностей, для имений мелкопоместных владельцев и для крестьян, работающих на помещичьих фабриках и заводах, по возможности приспособлены к местным хозяйственным потребностям и обычаям, впрочем, дабы сохранить обычный порядок там, где он представляет обоюдные выгоды, мы предоставляем помещикам делать с крестьянами добровольные соглашения и заключать условия о размере поземельного надела крестьян и о следующих за оный повинностях с соблюдением правил, постановленных для ограждения ненарушимости таковых договоров.

Как новое устройство, по неизбежной многосложности требуемых оным перемен, не может быть произведено вдруг, а потребуется для сего время, примерно не менее двух лет, то в течение сего времени, в отвращение замешательства и для соблюдения общественной и частной пользы, существующий доныне в помещичьих имениях порядок должен быть сохранен дотоле, когда, по совершении надлежащих приготовлений, открыт будет новый порядок.

Для правильного достижения сего мы признали за благо повелеть:

1. Открыть в каждой губернии губернское по крестьянским делам присутствие, которому вверяется высшее заведование делами крестьянских обществ, водворенных на помещичьих землях.

2. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить в уездах мировых посредников и образовать из них уездные мировые съезды.

3. Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя сельские общества в нынешнем их составе, открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление.

4. Составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика как за землю, так и за другие от него выгоды.

5. Сии уставные грамоты приводить в исполнение по мере утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в течение двух лет со дня издания настоящего манифеста.

6. До истечения сего срока крестьянам и дворовым людям пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их обязанности.

7. Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов.

Обращая внимание на неизбежные трудности предприемлемого преобразования, мы первое всего возлагаем упование на всеблагое провидение Божие, покровительствующее России.

Засим полагаемся на доблестную о благе общем ревность благородного дворянского сословия, которому не можем не изъявить от нас и от всего Отечества заслуженной признательности за бескорыстное действование к осуществлению наших предначертаний. Россия не забудет, что оно добровольно, побуждаясь только уважением к достоинству человека и христианскою любовию к ближним, отказалось от упраздняемого ныне крепостного права и положило основание новой хозяйственной будущности крестьян. Ожидаем несомненно, что оно также благородно употребит дальнейшее тщание к приведению в исполнение новых положений в добром порядке, в духе мира и доброжелательства и что каждый владелец довершит в пределах своего имения великий гражданский подвиг всего сословия, устроив быт водворенных на его земле крестьян и его дворовых людей на выгодных для обеих сторон условиях, и тем даст сельскому населению добрый пример и поощрение к точному и добросовестному исполнению государственных повинностей.

Имеющиеся в виду примеры щедрой попечительности владельцев о благе крестьян и признательности крестьян к благодетельной попечительности владельцев утверждают нашу надежду, что взаимными добровольными соглашениями разрешится большая часть затруднений, неизбежных в некоторых случаях применения общих правил к разнообразным обстоятельствам отдельных имений, и что сим способом облегчится переход от старого порядка к новому и на будущее время упрочится взаимное доверие, доброе согласие и единодушное стремление к общей пользе.

Для удобнейшего же приведения в действие тех соглашений между владельцами и крестьянами, по которым сии будут приобретать в собственность вместе с усадьбами и полевые угодья, от правительства будут оказаны пособия, на основании особых правил, выдачею ссуд и переводом лежащих на имениях долгов.

Полагаемся на здравый смысл нашего народа. Когда мысль правительства о упразднении крепостного права распространилась между не приготовленными к ней крестьянами, возникали было частные недоразумения. Некоторые думали о свободе и забывали об обязанностях. Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и по естественному рассуждению свободно пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей, и по закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим (Рим. XIII, 1), воздавать всем должное, и в особенности кому должно, урок, дань, страх, честь; что законно приобретенные помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за cиe соответственной повинности.

И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди при открывающейся для них новой будущности поймут и с благодарностию примут важное пожертвование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта.

Они вразумятся, что, получая для себя более твердое основание собственности и большую свободу располагать своим хозяйством, они становятся обязанными пред обществом и пред самими собою благотворность нового закона дополнить верным, благонамеренным и прилежным употреблением в дело дарованных им прав. Самый благотворный закон не может людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством закона. Довольство приобретается и увеличивается не иначе как неослабным трудом, благоразумным употреблением сил и средств, строгою бережливостию и вообще честною в страхе Божием жизнию.

Исполнители приготовительных действий к новому устройству крестьянского быта и самого введения в cиe устройство употребят бдительное попечение, чтобы cиe совершалось правильным, спокойным движением, с наблюдением удобности времени, дабы внимание земледельцев не было отвлечено от их необходимых земледельческих занятий. Пусть они тщательно возделывают землю и собирают плоды ее, чтобы потом из хорошо наполненной житницы взять семена для посева на земле постоянного пользования или на земле, приобретенной в собственность.

Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного. Дан в Санкт-Петербурге, в девятнадцатый день февраля, в лето от рождества Христова тысяча восемьсот шестьдесят первое, царствования же нашего в седьмое»

15.Чем были недовольны крестьяне в крестьянской реформе.

16.Какие проблемы были порождены реформами 60-79 гг. 19 в.?

17.Составьте таблицу «Реформы 60-х-70-х годов XIX века» по

    Дата       Название реформы     Содержание реформы   Способствовала развитию свободомыслия   Способствовала стиранию сословных границ

18.В чем состоял проект реформы Лорис-Меликова?

19. Какова была судьба царя-реформатора?

20.Что представляло собой правление Александра III - эпоху контрреформ или период консервативной стабилизации? Ответ подтвердите фактами.

21..Какие источники средств для модернизации нашел С.Ю.Витте.

22.В чем были особенности формирования капитализма в России по сравнению с Европой?

23.Почему европейские страны охотно и в большом количестве вкладывали деньги в российскую экономику?

24. В чем заключалась политика протекционизма, проводимая С.Ю. Витте?

25.Каковы были цели аграрной реформы П.А.Столыпина и почему реформа не удалась?

25.Какие крестьяне первыми вышли из общины – бедные или богатые и почему?

26.Кого из трех русских императоров, по имени Александр называли Благословенным, кого Освободителем, а кого Миротворцем и почему.

27.Что такое «теория официальной народности» и когда она была разработана?

28.В чем были особенности формирования гражданского общества в России?

29.Что такое «почва» и «цивилизация»?

 

Прочтите методический материал «Особенности формирования гражданского общества в России» и ответьте на следующие вопросы:

 

1. Кто явился автором «теории официальной народности»?

2. Перечислите основные составляющие «теории официальной народности»

3.Назовите теоретиков либерального движения в России, общества, организации.

4.Каковы особенности либерального движения в России?

5. Укажите основные направления народничества и их представителей

6. Какая из организаций народников считала террор приемлемым средством борьбы?

7. Кто из русских анархистов отстаивал идею создания федерации славянских народов, участвовал в деятельности освободительных славянских организаций, написал манифест «Воззвание русского патриота к славянским народам», в котором призывал к свержению империи Габсбургов и к созданию в Центральной Европе свободной федерации славянских народов?

Именно он впервые стал распространять марксистскую литературу в России.

8.Назовите авторов произведений:

· «Шаг вперёд, два шага назад»;

· «Анархизм и социализм»;

· «История русской революции»;

· «Развитие капитализма в России»;

9. Перечислите социалистические организации.

10.После чего Ленин изрек знаменитую фразу: «Нет, мы пойдем не таким путем. Не таким путем надо идти».

 

Тема № 8.

 

1. Перечислите противоречия в социально-экономическом укладе, политической жизни в России к началу XX в.

2. 2.Что такое Советы, когда они возникли, принцип их формирования? Почему Советы не стали настоящей властью?

3. Назовите основные партии России к 1907 году.

4. Как первая мировая война повлияла на развитие русской революции?

5. В чем причина возникновения двоевластия в начале 1917 г.?

6. Что такое революция? Что такое закон революции? Всегда ли он действует, приведите примеры.

7. О чем предупреждали революционную интеллигенцию веховцы? Оправдались ли их пророчества?

8. Почему большевики победили в Гражданской войне?

9. Можно ли оправдать революционный террор?

10. Что такое популизм? Приведите примеры популизма в 1917г.

11. Прочитайте Манифест 1905 г. В чем состояло его историческое значение?

Божией милостью МЫ, НИКОЛАЙ ВТОРЫЙ, император и самодержец всероссийский, царь польский, великий князь финляндский, и прочая, и прочая, и прочая. Объявляем всем нашим верноподданным:

Государство Российское созидалось и крепло неразрывным единением царя с народом и народа с царем. Согласие и единение царя и народа - великая нравственная сила, созидавшая Россию в течение веков, отстоявшая ее от всяких бед и напастей, является и доныне залогом ее единства, независимости и целости материального благосостояния и развития духовного в настоящем и будущем.

В манифесте нашем, данном 26 февраля 1903 г., призывали мы к тесному единению всех верных сынов Отечества для усовершенствования государственного порядка установлением прочного строя в местной жизни. И тогда озабочивала нас мысль о согласовании выборных общественных учреждений с правительственными властями и об искоренении разлада между ними, столь пагубно отражающегося на правильном течении государственной жизни. О сем не переставали мыслить самодержавные цари, наши предшественники.

Ныне настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов.

В сих видах, сохраняя неприкосновенным основной закон Российской империи о существе самодержавной власти, признали мы за благо учредить Государственную думу и утвердили положение о выборах в Думу, распространив силу сих законов на все пространство империи, с теми лишь изменениями, кои будут признаны нужными для некоторых, находящихся в особых условиях, ее окраин. О порядке участия в Государственной думе выборных от великого княжества Финляндского по вопросам общих для империи и сего края узаконений будет нами указано особо.тВместе с сим повелели мы министру внутренних дел безотлагательно представить нам к утверждению правила о приведении в действие положения о выборах в Государственную думу, с таким расчетом, чтобы члены от 50 губерний и области Войска Донского могли явиться в Думу не позднее половины января 1906 года. Мы сохраняем всецело за собой заботу о дальнейшем усовершенствовании Учреждения Государственной думы, и когда жизнь сама укажет необходимость тех изменений в ее учреждении, кои удовлетворяли бы вполне потребностям времени и благу государственному, не преминем дать по сему предмету соответственные в свое время указания. Питаем уверенность, что избранные доверием всего населения люди, призываемые ныне к совместной законодательной работе с правительством, покажут себя перед всей Россией достойными того царского доверия, коим они призваны к сему великому делу, и в полном согласии с прочими государственными установлениями и с властями, от нас поставленными, окажут нам полезное и ревностное содействие в трудах наших на благо общей нашей матери России, к утверждению единства, безопасности и величия государства и народного порядка и благоденствия.

Призывая благословение господне на труды учреждаемого нами государственного установления, мы с непоколебимой верой в милость божию и в непреложность великих исторических судеб, предопределенных божественным промыслом дорогому нашему отечеству, твердо уповаем, что с помощью всемогущего бога и единодушными усилиями всех своих сынов, Россия выйдет с торжеством из постигших ее ныне тяжких испытаний и возродится в запечатленных тысячелетней ее историей могущества, величии и славе.

12. Проанализируйте состав I-III Государственной думы. Какие выводы можно сделать о спектре политических сил в Росси и об уровне демократии.

13. Заполните таблицу «Политические партии и революция»

Полит. партия Год основания Лидеры Программа Участие в революции
         

14.. Как изменилась политическая власть в России в феврале 1917 г.?

15. Заполните таблицу

Линии сравнения Революция 1905-1907 Февраль 1917 Октябрь 1917
Причины      
Основные события      
Меры власти      
Итоги      
Альтернативы      
Переоценка событий      

16. Проанализируйте меры Временного правительства и политику большевиков (Советов). Насколько они были актуальны?

17. Как еще в историографии называется «третья русская революция»?

18. Какое значение имел разгон Учредительного собрания?

19. Перечислите основные этапы Гражданской войны.

19. Назовите не менее 5 белогвардейских генералов и не менее 5 красных командиров.

20. Что такое «третья сила в Гражданской войне»?

21 Перечислите факторы, способствовавшие победе красных в Гражданской войне.

22. Прочтите отрывок из произведения Н.А. Бердяева «Размышления о русской революции». Как оценивает революционные события великий русский философ?

Революция в России случилась. Это - факт, который должен быть признан. Признание факта не связано с его оценкой… Революции посылаются Божьим промыслом, и потому народы многому в них научаются. Русская революция - отвратительна. Но ведь всякая революция отвратительна. Хороших, благообразных, прекрасных революций никогда не бывало и быть не может…

Русская революция не признана великой, она пока только большая революция, она лишена нравственного ореола. Но найдутся историки, которые ее идеализируют и канонизируют в чине великой; создадут легенду, окружат ореолом, хотя потом явятся другие историки, которые разоблачат эту идеализацию и низвергнут легенду. Несчастные русские люди, жестоко пострадавшие духовно и материально от революции, забыли как будто бы, что такое революция, что такое всякая революция. Слишком большое негодование против большевистской революции, слишком исключительное приписывание всякого злодейства большевикам есть нередко результат идеализации революции, непреодоленной иллюзии, что революция может быть хорошей и благородной. Историческая память очень коротка у людей революционной эпохи. Слишком многие люди эпохи революции хотят по-своему направить ее и очень озлоблены, что это не удается. Но забыли, что революции вообще направить нельзя, как нельзя ее и остановить. Революция есть рок и стихия. И большевики не направляли революцию, а были лишь ее послушным орудием. Все почти господствующие оценки революции основаны на том предположении, что ее могло бы и не быть и ее можно было бы не допустить или что она могла бы быть разумной и доброй, если бы злодеи большевики не помешали. Так делается невозможным постижение смысла революции и духовное переживание ее трагического опыта. Нет ничего более жалкого, чем столь распространенные в русской заграничной среде споры о том, произошла ли в России революция или смута, и кто будет отвечать за революцию. Это - самоутешение от совершенного бессилия и немощи. Всякая революция есть смута. Всякая революция есть процесс разложения старого общества и культуры. Иде

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 15. Особенности устройства тормозных систем легковых автомобилей. | Система сходящихся сил




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.