Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Северогерманский союз. Вторая империя






Империя Гогенцоллернов возникла в результате трех войн. В 1864 г. прусско-австрийские войска в войне против Дании смогли отторгнуть территории Шлезвига и Гольштейна. По предложению Австрии и Баварии бундестаг, Федеральное собрание Германского союза, в 1866 г. принял решение о мобилизации части союзных войск против Пруссии, не желавшей отдавать Гольштейн Австрии. Пруссия объявила решение бундестага нарушением Австрией Гаштейнской конвенции 1865 г. о совмест­ном австро-прусском правлении в Шлезвиге и Голыптейне, а затем вышла из состава Германского союза.

Соперничество Берлина и Вены закончилось решительной победой Пруссии. Прус­ская армия 3 июля 1866 г. нанесла австрийцам жестокое поражение. Австрия вынуж­дена была признать упразднение Германского союза, дать согласие на формирование объединенного германского государства без австрийского участия, отказывалась от каких-либо притязаний на гегемонию среди германских государств. Так в пользу Пруссии был решен исторический спор о пути объединения Германии.

Важным шагом на пути малогерманского объединения был Северогерманский союз, явивший пример федеративного объединения. Государства союза издали законы, на основе которых был избран рейхстаг. Он разработал проект конституции для Северогерманского союза, которая вступила в силу 1 января 1867 г. По конституции вся полнота власти находилась в руках наследного президента Союза -прусского короля. Его, как правило, поддерживал бундесрат, состоявший из предста­вителей отдельных государств Союза. Председательствовал в бундесрате назначен­ный президентом Союза прусский канцлер Бисмарк.

Успешное объединение Северной Германии " сверху" было осуществлено на основе конституции Северогерманского союза, содержавшей как федералистские компо­ненты (бундесрат), так и элементы многопартийности (рейхстаг, избранный путем свободных, всеобщих выборов). Этот документ создавал основы для конституции будущей германской империи. Значение Северогерманского союза состоит в том, что его создание явилось последним этапом объединения страны. Впервые на немецкой земле было образовано союзное государство с федеративным устройством.

В ходе германо-французской войны в 1870-1871 гг. были подписаны " ноябрьские" договоры между Северогерманским союзом и южногерманскими государствами, в которых последние заявили о своей готовности объединиться с Северной Германией. В декабре 1870 г. и январе 1871 г. эти договоры были ратифицированы на основе решений бундесрата и рейхстага Северогерманского союза, а также палат ландтагов южногерманских государств. 18 января 1871 г. президент Северогерманского союза прусский король Вильгельм I был провозглашен императором Германской империи (" второго германского рейха"). 23 января 1871 г. по распоряжению императора был созван бундесрат, в котором уже были представлены и южногерманские государства, и назначены выборы нового состава рейхстага. Решение южногерманских государств об объединении с Северогерманским союзом объясняется привлекательностью


конституции Северогерманского союза, которая содержала четко выраженные черты либерализма и давала возможность представлять интересы юга Германии в бундесра­те. Важнейшей предпосылкой объединения были растущие экономические связи между Югом и Севером страны - формирование национального рынка. Хозяйст­венное значение Юга было таково, что вступая в северогерманский союз, южно­германские государства смогли сохранить за собой ряд компетенций - так назы­ваемые " специальные права", которые не могли быть упразднены без их согласия. Так, южане получили привилегированное право на налогообложение производства пива и вина, а Бавария и Вюртемберг сохраняли свои почтовые ведомства и воинские формирования. Кроме того, Бавария ограничивала полномочия Германской империи в области железнодорожного транспорта. При участии Бисмарка Баварии были предоставлены две содержавшиеся в строгой тайне дополнительные льготы: до 1918 г. право направлять собственного уполномоченного для участия в переговорах по проблемам мира, до 1932 г. отказ центральных органов империи от применения санкций против Баварии. В бундесрате это южногерманское государство получило на два голоса больше, чем было предусмотрено законодательно и соответствовало величине территории Баварии. Постоянными членами особого комитета по международным делам бундесрата были уполномоченные Вюртемберга, Баварии и Саксонии, а представитель Баварии занимал пост председателя этого комитета. Так гибкая политика предоставления льгот и нахождения соответствующих моменту пропорций распределения власти поддерживала складывавшееся равновесие сил внутри Союза.

В результате накопленного опыта взаимоотношений между центральной властью и суверенными государствами, благодаря государственной прозорливости Бисмарка и его личному участию в разработке конституции нового государственного формирова­ния была создана Германская империя. В ее состав вошли 25 государств: 22 монархии (среди них 4 королевства - Бавария, Баден, Гессен, Вюртемберг; 11 великих герцогств и 7 княжеств) и 3 вольных города - Бремен, Гамбург и Любек.

Конституция Германской империи соответствовала конституции Северогерманс­кого союза с изменениями и дополнениями, вытекающими из заключенных договоров между северо- и южногерманскими государствами. Согласованный с бундесратом и рейхстагом текст конституции был утвержден императором 16 апреля 1871 г. Консти­туция Германской империи представляла собой компромисс между продолжением традиций и сохранением институтов немецкого государственного федерализма и акту­альными требованиями национального объединения. Это было гибкое сочетание монархических, федеративных и унитарных принципов, выраженное в сложном распределении полномочий между империей и входившими в нее государствами.

При исследовании конституции ученые приходят к выводу, что предусмотренный в ней бундесрат " представляет собой самый своеобразный институт германской импе­рии". Они считают, что этот институт не входит в узкие рамки традиционной теории федеративного государства и не вписывается в систему конституционной монархии. Статья 16 Конституции 1871 г. гласила, что законодательство империи осуществля­ется совместно бундесратом и рейхстагом. В иерархии государственных органов импе­рии бундесрат занимал первое место. Федералистско-монархический правительствен­ный орган империи заимствовал отдельные элементы своих предшественников. Принципиальным компонентом преемственности, который можно найти в регламенте современного бундесрата, исследователи считают процедуру поведения уполномочен­ных имперских сословий еще во времена рейхстага в Регенсбурге 1663 г., делегатов правительств на заседаниях бундестага - Федерального Собрания Германского союза 1815 г., представителей объединенных в Союзе государств на заседаниях бундесрата Северогерманского союза 1867 г. Согласно такой конструкции, все представители сословий или государств (правительств) были обязаны отражать официальную, согла­сованную со своими государственными инстанциями позицию. Конституция 1871 г. предписывала членам бундесрата, являвшимся представителями династических


правительств отдельных государств империи, действовать и голосовать по инструк­циям как бы в качестве дипломатических посланников. В целом бундесрат 1871 г., вобравший в себя элементы конституционных конструкций и законодательного опыта прежних представительных органов государственной власти, исследователи считают базовой моделью " второй палаты" парламентской системы, черты которой прослеживаются в ФРГ. Исключением является, пожалуй, законодательная практика Веймарской республики. Тенденции к унитаризации государства были закреплены в конституции слабой ролью рейхсрата, в деятельности которого не предусматривалось, в частности, голосование в соответствии с принятым земельным правительством решением.

Положение короля Пруссии, по конституции " германского кайзера", и признанная всеми политическая и конституционно-правовая роль прусского королевства в рамках всего государства, полномочия бундесрата как федеративной коллегии представи­телей союзных государств, участие рейхстага как " первой палаты", хотя и со скромными правами, в законодательном процессе страны позволяют характеризовать вторую германскую империю как " монархическую федерацию" 32. В форме государст­ва с федеративным устройством было завершено объединение страны по мало­германскому варианту. Вместе с тем, отдельные явления в рамках кайзеровской государственной конструкции деформировали федеративный характер страны, нарушали гармонию отношений между отдельными государствами. Предоставление канцлером особых прав южногерманским государствам создали группу привилегиро­ванных участников Союза, которые наряду с Пруссией разрушали представление о Германской империи как образце государства с хорошо отлаженной системой феде­ративного устройства. Некоторые немецкие исследователи видят в Союзе германских государств 1871-1918 гг. элементы псевдофедерализма33. Депутаты рейхстага того времени, прежде всего представители оппозиции из либеральных и социал-демократических кругов, считали это несовершенство государственного устройства главным препятствием на пути демократического и конституционного развития Германии. Критика оппозиции указывала на отсутствование четкого вертикального контроля власти и весьма подвижное политическое и социальное равновесие между центром и отдельными государствами империи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.