Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жизнь и творчество

Александр Николаевич Островский

Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве. Его отец, выпускник Московской духовной семинарии, служил в Московском городском суде. Он занимался частной судебной практикой по имущественным и коммерческим делам. Мать из семьи духовного сословия умерла, когда будущему драматургу было восемь лет.
Детство и раннюю юность Островский проводит в Замоскворечье - особом уголке Москвы с его устоявшимся купеческо - мещанским бытом.

Александр еще в детстве пристрастился к чтению, получает хорошее домашнее образование. Когда Александру минуло тринадцать лет, отец женился второй раз на дочери обрусевшего шведского барона, которая не слишком занималась воспитанием детей от первого брака своего мужа. С ее приходом заметно меняется домашний уклад, чиновный быт перекраивается на дворянский манер, изменяется окружение, в доме раздаются новые речи. К этому времени будущим драматургом перечитана чуть ли не вся отцовская библиотека.

 

С 1835-1840 гг. – Островский учится в Первой Московской гимназии. В 1840 году по окончании гимназии был зачислен на юридический факультет Московского университета. Здесь будущему автору " Минина" и " Воеводы" впервые открываются богатства русских летописей, язык предстает перед ним в исторической перспективе. Но в 1843 году Островский уходит из университета. Тогда же поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде (1845-1851).

Второй университет - Малый театр. Пристрастившись к сцене еще в гимназические годы, Островский становится завсегдатаем старейшего русского театра.
1847 – в " Московском городском листке" Островский публикует первый набросок будущей комедии " Свои люди – сочтёмся" под названием " Несостоятельный должник", затем комедию " Картина семейного счастья" (впоследствии " Семейная картина").
" Самый памятный для меня день в моей жизни, - вспоминал Островский, - 14 февраля 1847 года...С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание".
Обладая незаурядным общественным темпераментом, Островский всю жизнь деятельно боролся за создание реалистического театра нового типа, за подлинно художественный национальный репертуар, за новую этику актёра. Он создал в 1865 году Московский артистический кружок, основал и возглавил общество русских драматических писателей (1870 г.). Творчество Островского оказало решающее влияние на развитие русской драматургии и русского театра.

 

 

«Писатель-драматург»

 
 
Отдел библиотечного обслуживания населения МАУК КДЦ «Премьер» Подготовила библиотекарь Акуличева Вера Владимировна 2014 г  

 

 


В 1853 драматург вступил в гражданский брак с девицей Агафьей Ивановной Ивановой (у которой от него было четверо детей), что привело к разрыву отношений с отцом. По рассказам очевидцев, это была добрая, сердечная женщина, которой Островский во многом был обязан знанием московского быта.
В 1869 году, после смерти Агафьи Ивановны от туберкулеза, Островский вступил в новый брак с актрисой Малого театра Марией Васильевой. От второго брака у писателя родилось пятеро детей.

В конце жизни Островский, наконец - то, достиг материального достатка (он получал пожизненную пенсию 3 тыс. рублей), а также в 1884 году занял должность заведующего репертуарной частью московских театров (драматург всю жизнь мечтал служить театру). Но здоровье его было подорвано, силы истощены.

 

 

А.Н. Островский занесен в российскую Книгу рекордов " Диво" как " самый плодовитый драматург" (1993).
Творчество Островского можно разделить на три периода: 1-й – (1847- 1860), 2-й – (1850-1875), 3-й – (1875-1886).

 

 

 

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД (1847- 1860)
К нему относятся пьесы, отражающие жизнь дореформенной России. В начале этого периода Островский активно сотрудничает как редактор и как критик с журналом " Москвитянин", публикует в нем свои пьесы.

С 1856 года Островский – постоянный сотрудник журнала " Современник" – сближается с деятелями демократической русской журналистики. В годы общественного подъёма перед крестьянской реформой 1861 года вновь усиливается социальная критика в его творчестве, острее становится драматизм конфликтов (" В чужом пиру похмелье" (1855), " Доходное место" (1856), " Гроза", (1859).

 

ВТОРОЙ ПЕРИОД (1860-1875)
К нему относятся пьесы, отражающие жизнь России после реформы. Островский продолжает писать бытовые комедии и драмы (" Тяжёлые дни", 1863 г., " Шутники", 1864 г., " Пучина", 1865 г. В это время Островский обращается также к проблемам отечественной истории, к патриотической теме.

Особняком среди пьес второго периода стоит драматическая поэма в стихах " Снегурочка" (1873 г.) – " весенняя сказка", по определению автора, созданная на основе народных сказок, поверий, обычаев.

 

ТРЕТИЙ ПЕРИОД (1875 - 1886)
Почти все драматические сочинения Островского 70-х и начала 80-х гг. печатаются в журнале " Отечественные записки". В этот период Островский создает значительные социально-психологические драмы и комедии о трагических судьбах богато одарённых, тонко чувствующих женщин в мире цинизма и корысти (" Бесприданница", 1878 г., " Последняя жертва", 1878 г., " Таланты и поклонники", 1882 г., и др.).

В драматургии Островского вместилась вся Россия - ее быт, ее нравы, ее история, ее сказки, ее поэзия. Нам даже трудно представить себе, насколько беднее было бы наше представление о России, о русском человеке, о русской природе и даже о самих себе, если бы не существовало для нас мира созданий Островского.
Не с холодным любопытством, но с жалостью и гневом взираем мы на жизнь, воплощенную в пьесах Островского. Сочувствие к обездоленным и негодование против " темного царства" - вот чувства, которые драматург испытывал и которые он неизменно вызывает в нас. Но особенно близка нам надежда и вера, которые всегда жили в этом замечательном художнике. И мы знаем - эта надежда на нас, это вера в нас.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Бакалавр, спеціаліст, магістр | К читателю




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.