Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды художественной обработки драгоценных металлов






Уже в давние времена мастера овладели такими видами художественной обработки золота и серебра как резьба, гравировка, чернь, филигрань и др. использование которых позволяет придать произведениям ювелиров особое очарование.

РЕЗЬБА И ГРАВИРОВАНИЕ – древнейшие художественные приемы обработки металлов, дерева, кости и камня. Резьба известна человечеству на протяжении тысячелетий. Ее сущность заключается в нанесении линейного рисунка или узора на поверхность изделия. Известна также глубокая, объемная резьба, носящая название оборона; он чаще всего применялся для нанесения декоративных надписей на изделия из драгоценных металлов. За многие тысячелетия своего развития этот технический прием видоизменялся и развивался: с развитием книжной гравюры от плоскостной резьбы мастера перешли к гравюре, позволявшей передать трехмерность, объемность изображаемых объектов.

В России техника гравировки была освоена на рубеже XVII и XVIII веков. Одним из выдающихся резчиков этого времени был мастер государевой Оружейной палаты Василий Андреев. Виртуозно владели техникой гравировки русские мастера конца ХIХ века: с помощью резца они могли воспроизвести на поверхности золотого или серебряного изделия фактуру любого материала – дерева, ткани, меха.

Нанесенные резцом изображения или узоры служат первым этапом работы над изделием, украшаемым чернью, но при этом линия резьбы вынимается несколько глубже, чем обычно.

ЧЕРЧЕНИЕ - древний способ декорирования изделий из серебра и золота. Сущность его заключается в нанесении в резные или травленые углубления на изделии жидкого легкоплавкого сплава черного цвета (черни), в состав которого входят серебро, медь, свинец и сера. Существует несколько рецептов черни, в некоторых из которых свинец может быть замещен другими элементами. Цвет и блеск черневого узора или изображения зависят от состава черни, которая может варьироваться от бархатисто-черной до голубовато-серовато-черной. Еще в XVI веке в «Трактате о златокузнечестве» выдающийся скульптор и ювелир Италии Бенвенуто Челлини описал несколько рецептов черни. При нанесении черни на изделие тонко измельченный порошок черни разбавляют раствором буры, поташа и поваренной соли до состояния жидкой сметаны. Чернью может быть покрыт узор либо фон изображения. После обжига при температуре 300-400°С с изделия снимают лишние натеки; далее следует полировка – и, наконец, черневое покрытие приобретает свойственные ему блеск и четкость.

Черневые изделия были известны еще во времена Плиния (I век н.э.). В средневековье прекрасную чернь изготавливали мастера Византии, Ближнего Востока, Италии и Кавказа. Мастера древней Руси славились своими черневыми работами уже с X века. Благородная роскошь отличает работы черневых дел мастеров, служивших в Мастерских Московского Кремля в XVI-XVII веках. К возрожденческим мотивам восходит ритмичный орнамент травных напитков, украшающий борт золотого блюда, весом почти в 3 кг, служившего свадебным подарком Ивана Грозного его второй жене – черкешенке Марие Темрюковне.

В XVIII веке искусство черневой гравюры расцветает в работах Великого Устюга и Тобольска.

Черневая графика с изображением памятников древнерусской архитектуры и густыми травами черневого фона, наведенными по глубокой резьбе, украшает изделия, созданные в конце XIX века мастерами фабрик московского купца Василия Семенова и в мастерских фирм Павла Овчинникова и Ивана Хлебникова. Здесь, как и в изделиях XVIII века, чернение на серебре сочеталось с красивым золочением.

В наши дни древняя техника черни сохраняется на Северном Кавказе – мастерами дагестанского аула Кубачи и далеко на севере страны на знаменитой фабрике «Северная чернь» в Великом Устюге, где создают разнообразные серебряные украшения – браслеты, серьги, кольца, кулоны, роскошную питьевую посуду и предметы культового назначения.

ЧЕКАНКОЙ называют вид холодной обработки металлов, сущность которого заключается в пластической деформации металла в результате удара молотом по чекану или пуансону (штампу), направленному на обрабатываемое изделие. В качестве материалов, из которых изготавливают чеканные изделия (украшения, предметы интерьера, парадная посуда), могут быть использованы золото, серебро, медь и ее сплавы и некоторые другие металлы. Однако идеальными для этого вида работ являются ковкие и тягучие драгоценные металлы – золото и серебро. В зависимости от формы исполняемого чеканкой изделия или его декоративного убранства применяются чеканы с различной формой рабочей части. Мастера Руси использовали в работе до 450 чеканов разного назначения, одним из которых был непременно канфарник, с помощью которого выполнялась матовая декоративная разделка фона – канфарение. Рельефный чеканный узор более эффектно смотрелся на шероховатом проканфаренном фоне.

Чеканка широко применялась златокузнецами вплоть до изобретения штампа, облегчившего, ускорившего и удешевившего производство.

БАСМА. Внешне басма напоминает чеканку, но обычно ниже ее по рельефу, а изображения, выполненные в этой технике, отличаются от чеканки чуть меньшей четкостью. В сущности, басма представляет собой тиснение тонкого листа металла по каменной или медной матрице. В этом случае мастер наносит изображение на лист металла, положенного на матрицу, ударом деревянного молотка через свинцовую подушку; в результате этого тонкий лист обрабатываемого металла повторяет мельчайшие детали рельефа матрицы. Басма не требует большого количества металла. В этой технике выполнены знаменитые золотые гориты (футляры для стрел и лука), обнаруженные археологами в скифских курганах. Эти гориты украшены серией сцен, иллюстрирующих жизнь легендарного героя «Илиады» - Ахилла. В древней Руси басма использовалась для украшения окладов Евангелия, икон и целых иконостасов.

НАСЕЧКА (таушировка) – древний художественный прием украшения драгоценными металлами – золотом или серебром контрастных им по цвету изделий из бронзы или стали, в том числе булатной. Этот способ декорировки применялся для отделки боевого и парадного оружия, доспехов, а также некоторых видов украшений.

Сущность этого процесса заключается в том, что поверхность предметов насекается, и в образовавшиеся углубления набивают золотую или серебряную проволоку, в результате чего возникает тончайший узор завитков и стилизованных трав, а также изображения животных или людей. Иногда они образуют целые сцены или иллюстрацию к рассказу о последовательных событиях. Часто в технике насечки выполняли памятные надписи с именами владельцев, подписями мастеров или текстами нравоучительного характера.

Особого расцвета эта техника достигла в XII-XVII веках. Ею блестяще владели мастера Византии, Ближнего Востока, Китая, Японии, Северного Кавказа и Древней Руси.

В настоящее время в этой технике успешно работают мастера – художники дагестанского аула Кубачи, не забыта она оружейниками Тулы, Ижевска, Златоуста. Сохранилась эта техника в декоративно-прикладном искусстве таких стран как Италия, Испания, Иран, а также Китай и Япония.

ФИЛИГРАНЬ – вид художественной обработки металла, который с глубокой древности занимает важное место в декоративно-прикладном искусстве народов мира.

Термин «филигрань» происходит от двух латинских слов – «филиум» (нить) и гранум (зерно). Слово скань – русское, оно берет свое начало от древнерусского глагола «съкати» - свивать, сучить. Оба термина отражает технологическую сущность этого искусства – использование в производстве проволоки (крученой или некрученой, вальцованной, расплющенной), а также мелких шариков – зерен, дополняющих проволочный узор. Чем более тонкую проволоку использовал мастер, чем туже скрутил ее, тем красивее получается кружевной узор на изделии. Часто для получения большей выразительности используют проволоку разной толщины, гладкую и ссученную, чередуя их между собой. Зернь, напаянная на сканное кружево, придает ему объемность, усиливает и обогащает светотеневые эффекты блеска металла.

Сканные изделия изготавливаются из металлов (золота, серебра, меди) очень высокой пробы, т.н. «чистоты».

История искусства филиграни восходит к началу II тыс. до н.э. Процесс изготовления золотых зерен был известен мастерам Шумера ок. 2500 г. до н.э., филигранным делом владели мастера крито-микенской эпохи и древнего Египта.

Непревзойденными по технике исполнения изделиями славились мастера Этрурии (центральная часть Италийского полуострова) в VII-IV вв. до н.э. Узоры на фибулах, височных кольцах и других изделиях, выполненных ими, выложены мельчайшими крупинками золотой зерни диаметром до 0, 1 мм. Воспроизвести их работы до сих пор не удалось никому.

На протяжении многих веков искусство скани сохраняют и развивают народы Европы и Азии. На нем и по сей день оттачивается точность работы с металлом будущих ювелиров. Но истинные произведения сканного дела рождаются только под рукой талантливого мастера. Не даром Бенвенуто Челлини писал в сер. XVI века, что хороший сканщик обязательно должен быть отличным рисовальщиком.

Замечательным памятником искусства скани является венец русских царей – Шапка Мономаха, выполненная в конце XIII – начале XIV века. Тулья этого золотого венца украшена завитками тончайшей проволоки, в которые вплетаются шестиконечные розетки и стилизованные изображения цветка лотоса. Венец расцвечен кабошонами прекрасных изумрудов, рубинов и сапфиров и опушен соболем. По поводу места его создания у специалистов существуют разные мнения. Одни связывают ее с Византией, другие утверждают, что это работа мастеров Ближнего Востока или даже Средней Азии.

Искусство скани было издревле любимо на Руси. Замечательные памятники сканного дела были созданы в домонгольский период мастерами древнего Киева, Чернигова, Рязани. После монгольского нашествия оно с новой силой возрождается на Московской Руси. В изделиях XVI-XVII веков часто сочетается с многоцветной эмалью.

Ведущим центром производства сканных изделий в России в наши дни является старинный центр ювелирного производства – Красное-на-Волге, где секретами сканного дела учат в Красносельском училище по художественной обработке металлов (КУХОМ), основанном более ста лет назад.

ЭМАЛЬ. Старорусское название эмали – финифть происходит от греческого «фингитос» - блестящий камень. Эмаль представляет собой тонкий слой стеклянного сплава более или менее легкоплавкого, различных цветов. По составу эмали являются стекловидным твердым раствором кремнезема, глинозема и других окислов металлов, входящих в их состав: окись железа, например, придает эмали оттенки желтого и коричневого цвета, окись марганца – фиолетовый, коричневый, черный, закись-окись кобальта – оттенки синего и голубого цвета, хромовокислый свинец – розовый, ярко-красный и коричневый и т.д. По составу эмали разделяют на прозрачные, полупрозрачные и глухие, или опаковые. Глушение эмали выполняют, добавляя в шихту окись олова или трехокись мышьяка. Обжиг нанесенной на изделие эмали в зависимости от ее состава выполняют при температуре от 600 до 800°С.

Первые эмали появились в древнем Египте во II тыс. до н.э. Возникновение этой техники, видимо, было связано со случайным растрескиванием и расплавкой небольших вставок из цветного стекла, помещенных между золотыми перегородками, украшавшими изделия. Несмотря на отрывочность сведений можно утверждать, что в Восточном Средиземноморье эмаль знали уже к сер I тыс. до н.э., примерно в V в. до новой эры она была известна кельтским племенам, населявшим часть Франции и Британии. Позже ею овладели мастера Германии. Вид эмалей, который использовали они, относят к выемчатым эмалям.

Выемчатая эмаль – выполнялась на меди, бронзе, а также драгоценных металлах. Для этой техники на изделии готовят специальные углубления – выемки, которые затем заполняют эмалью. Глубина выемки влияет на эффект прозрачной эмали: чем глубже выемка, тем ярче и темнее цвет эмали.

Особого искусства в этой технике достигли мастера Нижнего Рейна и французского Лиможа в XII – XIII веках.

Перегородчатая эмаль. Развитие науки и техникив ведущем центре европейской культуры Средневековья – Византии обусловило появление в VII веке сложнейшей техники перегородчатой эмали. Работы византийских эмальеров быстро достигли удивительного совершенства.

Техника исполнения перегородчатых эмалей. На тонкой, обычно слегка выпуклой золотой пластине с помощью шаблона мастер делал оттиск лотка – своеобразного миниатюрного ложа для эмали. На дно лотка напаивались ребром тончайшие ленточки- перегородки, которые «вырисовывали» четкие контуры будущих изображений; их заполняли эмалевой массой. Затем пластинку с эмалью подвергали обжигу и, наконец, шлифовали. Цветовая гамма отличалась сочностью и богатством. Перегородчатые эмали украшали головные уборы, пластинки с эмалью нашивались на парадные одежды светских властителей и церковных иерархов, они в обилии украшают сохранившиеся образцы драгоценной церковной утвари, икон и окладов церковных книг. Замечательным памятником искусства перегородчатых эмалей работы византийских и итальянских мастеров XII века является золотое убранство алтарной преграды собора св. Марка в Венеции.

Уже в VII веке искусство перегородчатой эмали было известно мастерам Грузии.

Искусство перегородчатой эмали является вершиной прикладного искусства Киевской Руси конца XI – начала XIII века. Этим техническим приемом в совершенстве владели мастера Киева, Чернигова, Рязани, Владимира, Новгорода. Ныне их работы украшают художественные собрания Эрмитажа, Русского музея, Оружейной палаты, Исторического музея Москвы и Золотой кладовой в Киево-Печерской Лавре.

Эмаль по сканному узору, при которой цветные эмали заполняют контуры, образованные завитками скани, находит распространение в искусстве Китая, Трансильвании и Италии XV-XVII веков. Примерно в середине XVI века растет значение эмалей в декорировке изделий, выполненных русскими мастерами в Москве, городах русского Севера и в Великом Новгороде. В царевых мастерских Оружейной палаты были восполнены лучшие из работ в технике эмали по скани. Среди них оклад Евангелия, заказанный Иваном Грозным для Благовещенского собора Московского Кремля. Цвета эмалей здесь перекликаются с чистым густым тоном васильково-синих цейлонских сапфиров.

В XVII веке в Москве, ведущем центре художественного ремесла, создавались особенно нарядные и разнообразные эмалевые вещи. На московском посаде предпочтение отдавали эмалям мягкой сине-зеленой гаммы. Ею расцвечивали узоры размерных трав на ларцах, чашах и коробочках для румян, находивших спрос не только в боярских теремах, но и в домах зажиточных дворян и купцов. Узор этот оживляли миниатюрные серебряные накладки в виде звездочек и розеток, их дополняли капли белоэмалевого жемчужника.

Эмали по рельефной поверхности. Непревзойденной роскошью и совершенством исполнения отличаются яркие многоцветные эмали, сверкающие на рельефных чеканных чашах, братинах, кубках, окладах евангелий и икон XVII века, великолепие которых «приводило ум в изумление», - записал в своем дневнике известный путешественник и дипломат Павел Алеппский, сопровождавший антиохийского патриарха в его поездке в Россию в 1655 году.

Наивысшего подъема достигло эмальерное дело Руси XVII века в росписных эмалях мастеров Сольвычегодска. Многоцветная роспись по белоснежному фону с последующей штриховкой, напоминавшая гравюру на дереве, подводила мастеров к передаче перспективы объема и светотени, вплотную приближая мастеров к эмалевой живописи, открытой в Европе в XVI веке и получившей там широкое распространение и развитие. В XVII веке в Европе она выступает уже в виде блистательного искусства миниатюры.

Эмалевая миниатюра. На рубеже XVII и XVIII веков мастера России осваивают совершенно новый для них вид художественной эмали – эмалевую миниатюру, родоначальниками которой стали финифтяных дел мастера Оружейной палаты Г.С. Муссикийский и А.Г. Овсов, известные, в частности, миниатюрами с изображением императора Петра I.

В эпоху барокко эмаль становится одним из ведущих элементов художественного декора. Эмали по гравированной поверхности, расписные эмали, сочные по цвету эмалевые миниатюры в изобилии украшают табакерки, часы, перстни, туалетные коробочки и ароматники. На них мы часто видим наведенные эмалью пышные гирлянды цветов, очаровательные пасторальные сцены, композиции на исторические и библейские сюжеты и даже целые батальные сцены. Маленькие эмалевые шедевры восхищали современников живостью красок и богатством оттенков. Широкое признание миниатюры в России привело к учреждению в 1799 году в Академии Художеств класса эмальерной живописи.

В 1860-1880-е годы искусство эмали приобретает самостоятельное значение. Возрождаются мотивы эмалевых по скани и резьбе изделий допетровской Руси. Орнаменты, взятые из рукописных книг и сохраненного в веках народного творчество, украшают самые разнообразные предметы – от парадной подносной, подарочной посуды и ларцов до миниатюрных украшений.

К концу XIX века фантастически расширяется палитра эмалей. У Фаберже, например, она насчитывала почти полторы сотни цветов и оттенков!

Эмаль по гильошировке, известная еще во II пол. XVIII века, в конце XIX - начале XX века находит своих поклонников в работах отечественных и зарубежных фирм в том числе Картье, Фаберже, Брицына и др., для которых вещи с «эмалью гильоше» стали своего рода визитной карточкой. Шелковистый блеск гравированного узора, нанесенного теперь не вручную, как в XVIII века, а специальной машиной и покрытого прозрачной или полупрозрачной эмалью, создавал чарующий эффект. Золотые и серебряные вещи с эмалью гильоше – от запонок и дамских сигаретниц до настольных часов и рамок для фотографий – считались своеобразным символом элегантности.

Ведущие ювелиры Европы – от парижан Лалика и Вевера до мастеров Москвы и Петербурга охотно обращались и к новым материалам и техникам эмальерного производства – ярким декоративным эмалевым лакам, неуловимым эмалям с эффектом опалесценции, столь любимым в эпоху модерна, и к волшебным нежным оконным, или витражным эмалям.

Витражная или оконная эмаль. Предметы, украшенные оконной эмалью, особенно нарядны. Нанесенные на прорезной или ажурный сканный узор, они, если рассматривать их на свет, производят эффект, подобный витражу. Хрупкие и сложные в исполнении, они требовали от мастера исключительной аккуратности, и поэтому работа с ними была доступна лишь избранным фирмам.

Немногие из эмалевых производств сохранились после революционных потрясений. Лишь в 1950-1960 годы восстанавливается эмалевое производство в Петербурге. В настоящее время на фирме «Русские самоцветы» в Санкт-Петербурге создаются отличные сувениры, изделия посудной группы, украшения, выполняемые в различных «эмалевых техниках»; здесь пишут и превосходные эмалевые миниатюры. Широкое признание получили исключительные по качеству изделия с витражной эмалью, эмалью гильоше и тончайшая эмалевая миниатюра молодой московской фирмы «Сирин». Красочные яркие вещи с эмалью создаются в Ярославле в творческой мастерской Николая Балмасова и на предприятии «Русские ремесла». Великолепные изделия с эмалью гильоше создают мастера отечественных фирм «Ананов», «Гуриати», «Ханс Йенсен» и др.

 

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные виды художественной обработки изделий из драгоценных металлов.

2. Назовите основные этапы изготовления филигранного изделия.

3. Какие виды художественных эмалей Вам известны?

4. Назовите современные центры черневого и сканного дела в России.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.