Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ювелирных изделий






 

Современная ювелирная промышленность представляет огромное количество разнообразной продукции, выполненной из драгоценных металлов, с применением бриллиантов, жемчуга, ювелирных камней и других материалов. Только объем золота в выпускаемых ежегодно в мире изделиях исчисляется более чем 2100 тонн. Главным образом это продукция промышленного производства, различная по качественному и стоимостному уровню. В соответствии со сложностью изготовления и особенностями используемого сырья ее разделяют на продукцию малых серий и многосерийную. К первой относят достаточно дорогостоящие и сложные изделия, тиражируемые в количестве до 100 шт.; к многосерийной продукции относят изделия, тираж моделей которых превосходит 200 экз., зачастую измеряясь тысячами штук.

Особое место на рынке ювелирной продукции занимают уникальные, эксклюзивные работы ювелиров, выполняемые в основном вручную наиболее квалифицированными мастерами (модельерами, закрепщиками камня, эмальерами и т.д.) по проектам талантливых художников. Они выпускаются в количестве от 1 до 10 экземпляров.

Среди современных способов тиражирования ювелирных изделий в промышленном производстве назовем два основных – штамповку и литье по выплавляемым моделям.

Штамповкой называют обработку металлов под давлением на прессах с помощью формообразующего приспособления (штампа). Как способ изготовления заготовок ювелирных изделий и их фрагментов она была известна уже на рубеже XVIII и XIX веков, штамповка широко применяется и в настоящее время. Это высокопроизводительный, технически относительно несложный, экономически выгодный процесс, позволяющий расширить объемы производства. На ювелирных предприятиях с помощью штамповки из листового металла получают самые различные детали изделий, канты и ранты для закрепления вставок из камня, швензы для серег, шинки колец, а также цельные изделия – например, обручальные кольца.

Литье является древнейшим видом горячей обработки металла. Благодаря тому, что сплавы золота и серебра сравнительно легко плавятся, литье в ювелирном деле широко применяется для изготовления различных по величине и сложности изделий.

Для выполнения отливки любого предмета необходимо, прежде всего, изготовить его модель. Она может быть выполнена из воска, глины, дерева или другого материала. По этой форме изготавливают разъемную форму, которую заполняют расплавленным металлом. После того, как металл в форме застывает, из формы вынимают отлитый предмет, который затем поступает в отделку.

Известно несколько видов литья:

§ Литье в кокиль

§ Литье в формы из моллюска осса-сепии

§ Литье с утерей восковой модели

§ Литье по выплавляемой модели.

Литье в кокиль – это литье в металлическую форму (кокиль), которую применяют для изготовления заготовки. Этот вид литья используют главным образом для изготовления слитков и заготовок заднего сечения, предназначенных для последующей обработки. Литье в кокиль применяют также для изготовления обручальных колец.

При литье в формы из раковины моллюска осса-сепии - твердая и вместе с тем тонкая оболочка раковины служит своеобразной коробкой формы. Внутренняя структура осса-сепии - мягкая, в ней и выполняют отпечаток модели. Этот метод литья является достаточно надежным и быстрым. Однако его применение ограничено размерами самой раковины и особенностями ее внутренней структуры, которая не обеспечивает возможность абсолютно точного воспроизведения всех тонких деталей, имеющихся на поверхности изделия.

Литье с утерей восковой модели. Этот способ литья считается одним из древнейших. В ходе изготовления изделия этим способом изготовленная мастером восковая модель заливается формовочной массой, состоящей из различных природных материалов, в том числе глины и горелой земли. Затем форма высушивается, в нее заливают расплавленный металл, при этом воск расплавляется, модель утрачивается, а ее место заполняет металл.

Литье по выплавляемой модели. Прообразом этого вида литья послужил способ литья с утерей восковой модели. Этот прогрессивный метод позволяет значительно повысить производительность труда, сократить потери драгоценного металла и одновременно получать до 100 отливок. При изготовлении изделий этим способом формы заливают расплавленным металлом в ходе вакуумного всасывания или в результате применения центробежных сил, возникающих при вращении печи. Сущность вакуумного всасывания заключается в удалении воздуха из литейной формы во время заливки, в результате этого возникает искусственное избыточное давление жидкого металла на стенки формы, которую он заполняет.

В настоящее время этот вид литья является основным в производстве ювелирных изделий, полностью вытеснив старинный вид литья в земляные формы, который в свое время использовался для изготовления очень сложных изделий, в том числе имитирующих филигранные украшения.

В отделочных процессах современное ювелирное производство широко использует «фактуровку» поверхности изделий, придавая ей то вид атласного блеска (сатинирование), то матовость (матирование), то необычную структуру, имитирующую фактуру других материалов либо декоративную узорчатость.

На современных изделиях часто можно увидеть так называемые холодные декоративные покрытия, среди которых особенно широкое распространение получили гальванические покрытия, выполненные с применением гальваностегии. Гальваностегия – это процесс покрытия одного металла другим в результате осаждения последнего из водных растворов солей под действием электрического тока. Обычно так выполняют покрытия из серебра, золота и родия. Покрытие золотых и серебряных изделий родием в последние десятилетия нашло особенно широкое применение повсеместно в мире.

Отметим, что вредное для здоровья рабочих и требующее значительных затрат горячее золочение через амальгаму золота, известное еще с античности, не применяется уже с середины XIX века, когда его сменило более практичное и дешевое золочение гальваническим способом.

Контрольные вопросы

1. Назовите современные способы тиражирования ювелирных изделий.

2. Что такое «литье по выплавляемой модели»?

3. Как выполняется гальваническое покрытие поверхности

изделий драгоценными металлами?

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.