Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема единства естественных наук. Взаимодействие естественных и технических наук.






Естественные науки - это совокупность всех наук, занимающихся исследованием природы. Главные сферы естественных наук - материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная - позволили сгруппировать их следующим образом: 1. физика, химия, физическая химия; 2. биология, ботаника, зоология; 3. анатомия, физиология, учение о происхождении и развитии, учение о наследственности; 4. геология, минералогия, палеонтология, метеорология, география; 5. астрономия вместе с астрофизикой и астрохимией.

Если окружающий нас мир един и образует единое и целостное образование, то и знание о нем имеет фундаментальное единство. И хотя наука разделена на дисциплины, но существуют фундаментальные законы отображающие единство и целостность природы, законы составляющие фундаментальное единство естественных наук. С помощью таких законов, которым подчиняются классы явлений и целые области природы, как раз и раскрывают единство природы, взаимосвязь и взаимодействие составляющих ее объектов и процессов. Например, закон сохранения материи справедлив и для химических, и для физических, и для биологических процессов. Ярким воплощением единства всех форм знаний о мире представляет собой научный метод, которым пользуются все естественные науки. Тот факт, что познание в естественных науках в целом совершается по некоторым общим принципам, правилам и способам деятельности, свидетельствуют, с одной стороны об общем, едином источнике их познания, с другой стороны, о взаимосвязи и единстве этих наук.

На теоретической стадии строят гипотезы и теории, открывают законы науки. Затем гипотезу проверяют экспериментом. Если результаты эксперимента не совпадают с гипотезой, то опровергается сама гипотеза. Но это возможно поспешный вывод, проводятся разнообразные эксперименты и их достоверность зависит от уровня развития науки и техники.

Наблюдение - это первоначальный источник информации, но в основе наблюдений лежит теория, идея.

Эксперимент - важнейший метод эмпирического исследования, для наблюдения процессов в условиях, меньше всего подверженных воздействию посторонних факторов. Измерения являются дополнением любого эксперимента.

Единство естественных наук подтверждает и междисциплинарные методы исследования, например системный метод. Хотя системы, встречающиеся в природе имеют разное строение и разные признаки, но все они самоорганизующиеся системы, и нельзя противопоставлять живые и неживые системы.

Рассмотрим пример взаимодействия естественных наук: физики и химии. Физикам и химикам, предложено исследовать образец неизвестного вещества. Каждая из этих наук обладает своими методиками и методами исследований: физики будут определять физические параметры образца (вес, плотность, механические свойства), химики химические свойства и состав химическими методами. Но есть более современные методы исследования, такие как спектральный анализ, позволяющий определить химикам химический состав. Этот метод позаимствован у физиков. Т.е. в конкретном случае эти науки объединяет метод, но не это является фундаментальной основой их единства. В итоге исследований будет получено два представления об одном образце, каждый из которых не дает полной картины. Полное представление может дать только вся сумма знаний естественных наук. Получается, что эти науки объединяет конкретный образец.

До недавнего времени основным типом взаимодействия науки и практики было внедрение тех или иных уже полученных результатов научного поиска в промышленность, сельское хозяйство и другие сферы практики. В этом случае весь цикл - от фундаментальной идеи до ее практического воплощения оказывается преимущественно однонаправленным. В результате подчас разрабатывается и внедряется не то, что нужно потребителю, а то, что выгоднее или проще для тех, кто создает новую технику.

В ходе практической реализации идеи, а иногда и после этого начинают выявляться непредвиденные - и далеко не всегда желательные - эффекты. Сегодня мы можем не знать точно, какими именно будут в каждом конкретном случае нежелательные последствия практической реализации новых научно-технических достижений. Но уже имеется достаточный опыт для того, чтобы предвидеть саму возможность их возникновения и быть готовыми к их ликвидации. Ясно, что для этого необходимо опираться на данные всего комплекса наук. Когда наука все больше становится необходимым условием развития, как производства, экономики, так и других сфер общественной жизни, сам процесс практического использования научно-технических знаний доложен стать четко планируемым и социально организованным.

Необходимость взаимодействия общественных, естественных и технических возникает всякий раз там, где приходится управлять обширной сферой совместной и целенаправленной деятельности людей, будь то программа регионального развития или программа освоения космоса, защита окружающей среды или измерение, оптимизация и стимулирование трудовой деятельности и т. п. Комплексный подход здесь нужен и для разработки программ развития соответствующей сферы, и для реализации этой программы.

Взаимосвязь различных наук складывается в сравнительно недавно возникшей и интенсивно развивающейся отрасли знания, как эргономика. Ее задача - целостное проектирование и оптимизация трудовой деятельности человека, оперирующего с современными техническими устройствами и системами.

Взаимодействие наук осуществляется в связи с изучением конкретных практических и научных проблем и ведет к образованию новых блоков, комплексов общественно-научного, естественнонаучного и технического знания. За этим взаимодействием стоят процессы не только интеграции, но и дифференциации научного знания, появления новых исследовательских областей и направлений.

Один из важных и показательных результатов усиливающегося взаимодействие наук - возникновение и распространение в современном познании широких научных подходов и методов (кибернетики, теории информации, системного исследования и т. д.), которые находят применение в самых разных сферах науки, при изучении объектов самого различного содержания.

 

54. Экологические, гуманитарные, этические, аксеологические аспекты развития современного естественнонаучного познания и экспертиза научных проектов

Главной задачей для всех наук является сохранение репродуктивных возможностей экосистем и гармоническое развитие чел. общества и природы.

Экологизация науки – это результат экологического десятилетия (1972–1992). В это время обнаружилась, что определяющий фактор развития цивилизации– взаимоотношения между человеком, обществом и природой.

Экологизация – это проникновение экознаний в естествознание, техникознание и человекознание.

Уровни экологизации:

1. Внутринаучная экологизация (выявление и использование биосферных знаний в системе конкретной научной дисциплины: экологические аспекты физики)

2. Междисциплинарная экологизация (формирование экодисциплин эконаправленности: экоматематика, экофизика, экоэкономика, экоправо)

3. Проблемная эклогизация (необходимость становления взаимосвязей различных областей современного научного знания для решения конкретной экологической задачи: повышение безопасности функционирования АЭС)

Суть экологизации наук

на примере физики

1. Изменение содержания воззрений на характер изучаемых объектов: физика должна опираться на идеи саморазвивающихся систем

2. Тезис о единстве всех естественных форм природы от электрона до Вселенной: вселенная рассматривается как саморазвивающаяся

3. Физика брошена на решение экологических проблем: для РБ авария на ЧАЭС

Получает приоритет биологическое знание: изучаются целостные живые системы на разных уровнях. В современной биологии решаются гуманитарные проблемы: Чернобыльский синдром – особое психологическое состояние

Возникла экологическая химия: выявляет механизмы для предупреждения воздействия химизации на людей. Химизация биосферы это загрязнение биосферы химическими отходами. Необходимость химических технологий (исчезающие пластмассы – разлагаются при естественных природных условиях).

Техникознание

Технические науки принадлежат

1. к природным наукам (невозможны без естествознания)

2. к гуманитарным наукам (решают социальные проблемы)

Т. о. в техникознании учитывается взаимосвязь человека и биосферы.

Проблемы технических наук:

1. необходимо создание общей теории технического знания, для решения проблемы оптимального сочетания природного и искусственного

2. проблема создания замкнутых технологических процессов (безотходный цикл). Экологизация в модернизации всех технологий

Создаются службы оценки технологии на всех этапах от проекта до производства:

1) проверка эффективности и экологичности

2) анализ социоэкономической эффективности

3) учет технических, юридических, социокультурных аспектов новой технологии

4) суммарный показатель 1–3: социоэкологический (последствия для человека, общества, биосферы

Выводы:

1. Экологическая проблема является одной из наиболее приоритетных в развитии науки

2. На основе экологизации осуществляется новый уровень интеграции (? экологизации?) научного знания

3. Экологизация дает прирост нового знания в разных науках

 

Гуманитарный аспект, по всей видимости, состоит в том, что естествознание должно быть направлено на решение общечеловеческих, социальных проблем.

Этический аспект, возможно, касается учета этических, моральных норм при разработке новых знаний в естествознании и анализ результатов в естествознании именно с данной стороны.

 

 

58. Техника как объект философской рефлексии.
Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации

Техника (Т.) — историчеки развивающаяся совок-ность создаваемых людьми ср-тв (орудий, устройств, знаний, навыков), к-ые позволяют людям преобраз-ть и исп-ть естеств. и иск. мат-лы, явл-я и пр-сы д/удовлетв-я своих потр-тей.Технич. деят-ть людей и технич. изделия, возникают практ-ки одновр-но с появл-ем ч-ка разумного. Т. с мом-та своего возникн-я — уникальн. ср-во преобра-я окр. ч-ка среды в ее прир. и соц. проявл-ях.

В античности появилось понятие «техника», которое обозначало все, что человек сделал руками — оружие, игрушки и т.д. Однако античные философы уже осмысливали технику как проблему, ставя вопросы о происхождении дара творения техники, о цели технической деятельности, о природе сотворенных человеком предметов.

В 17 в. в эпоху разворачивания научной революции и постепенного развития промышленного производства «техника» означала совокупность всех тех средств, процедур и действий, которые относились, прежде всего, к производству орудий труда и машин. Развитие ремесла и мануфактурного производства стали одной из предпосылок развития экспериментального математизированного естествознания.

В 18-19 в.в. произошел «скачок» в развитии техники — развилось крупное машинное производство, вытеснившее ремесленный труд. Развернувшаяся промышленная революция производит глобальные изменения во всей общественной системе.

Разнообразные масштабные последствия развития техники обращают на нее внимание теоретиков. В это время начинает развиваться техническое знание. Его основатели — т.н. «философствующие инженеры» — Э. Гартиг, И. Бекманн, Фр. Рело и др. В области философской и общественной мысли формируется комплекс идей, который впоследствии был охарактеризован как «технологический детерминизм». Основателями его в XIX в. были А. Сен-Симон, О.Конт и др. Они считали, что развитие техники не зависит от социального контекста. Например, в марксизме техника — нейтральный элемент в системе социальных отношений, но активный в преобразовании природы, как элемент производительных сил. Кроме того, развитие техники понимается ими только прогрессивно и во многом обуславливает социальный прогресс. Эту идею в середине 20 в. развивают технократические концепции индустриализма, постиндустриализма, информационного общества. Основные идеи этого направления в социально-гуманитарной мысли стали исходным методологическим основанием философии техники.

Лишь на рубеже 19 и 20 в. в., когда происходит бурное развитие технических наук, начинается профессиональное изучение теоретических и философских аспектов техники усилиями Э. Каппа и Ф. Бона в Германии, П.К. Энгельмейера в России, Дюркгейма и А. Бергсона во Франции. В контексте становления неклассической философии постепенно складывается особое направление философской рефлексии — философия техники. Ее появление было подготовлено как социальными изменениями — научной, промышленной, социальной революциями, так и теоретическими дотижениями — развитием естествознания, технического и гуманитарного знания, поворотом неклассической философии к проблемам конкретного развития социума и человека.

В XX в. исследования в этой области продолжают Ф.Дессауэр, Л. Мэмфорд, М. Хайдеггер, К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассетт, Г. Сколимовски, Ф. Эллюль и др.

Понятие «философия техники» было предложено немецким философом XIX в. Э. Каппом в работе «Основы философии техники» (1877).

В целом, в современной философии техники можно выделить несколько социально-философских программ исследования и оценки техники: техницизм, антитехницизм и синтетические программы.

Техницизм опирается на традиции технологического детерминизма, наиболее ярко выражается ряде т.н. технократических концепций (индустриализма, постиндустриализма, теории информационного общества), которые некритически оценивают технику и считают, что препятствовать или вмешиваться в технический прогресс нерационально.

Антитехницизм (антропологическое, аксиологическое направление) опирается на идеи философии жизни, экзистенциализма. Антитехницизм отрицает возможность гуманистического влияния техники на человека. Современный антитехницизм широко представляют феминизм, экологические концепции, идеи представителей социально-критической стратегии в философии. Его крайняя форма — «технофобия»: позиция крайней враждебности по отношению к роли техносферы в социальных отношениях. Современная технологическая цивилизация и культура определяются как враждебные человеку за силовое (мужское, активистское) отношение к природе; за предельную рационализацию жизни и «инструментализацию» мышления и поведения человека; за вытеснение эмоционально-чувственных, игровых элементов культуры и т.д.

В современной философии техника осмысливается во взаимосвязи тех аспектов, которые обнаруживаются по мере ее развития. Прежде всего, техника — артефакт (искусственное образование), который создается человеком. Техника как артефакт подчиняется и природным законам, и законам социальной практики, но при этом часто обнаруживает преимущества перед объектами и силами природы. Она полностью соответствует целям человеческой деятельности, прочна, легко обслуживается, экономит ресурсы, контролируется и управляется человеком. Технические системы образуют «техносферу» как мир созданных человеком искусственных систем. Техносфера — это системная многоуровневая искусственно созданная реальность, включающая человека и определяющая и меняющая его.образ жизни. Развитие техногенной цивилизации в значительной степени определялось становлением и прогрессом техносферы, использованием ее преобразовательных возможностей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.