Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и метод философии хозяйства.






Предметом философии хозяйства является Хозяйство как целое. Философское рассмотрение предмета предполагает его рассмотре­ние целиком, т.е. от начала и до конца. Значит, если мы взялись философски исследовать экономику, надо и ее рассматривать цели­ком. Вряд ли целесообразно рассматривать предмет, двигаясь от кон­ца к началу. Лучше начнем с начала и будем стремиться достичь ко­нечного пункта. Попробуем рассмотреть хозяйство всех времен и народов.

Для начала необходимо определиться с методом ФХ. 1 метод – позитивный. Сбор фактов. Нельзя собрать все факты – напр. Факты о будущем. К тому же возможны ошибки. 2 метод – рациональный. Логическая обработка фактов и их интерпретация

ФАКТЫ à (через формальную логику) à ПРОСТОЕ ЦЕЛОЕ (БЛАГО) à Упорядоченные факты

Но это невозможно, т.к. мы выделили общее, следовательно что-то отбросили, следовательно нельзя говорить о хозяйстве как целом.

Продукт есть процесс производства. Процесс производства, взятый как абсо­лютно неопределенный, есть процесс потребления. Следовательно, продукт есть процесс потребления.

Таким образом, мы получаем продукт как нечто единое, продукт как продукт. И в то же время продукт распадается на два определе­ния: продукт есть производство и продукт есть потребление. Следова­тельно, полная формулировка начала экономики - это продукт как процесс производства и потребления.

Как и любая другая формация природы и общества, производи­мый и потребляемый продукт имеет три определения: единичный про­дукт, особенный продукт и всеобщий продукт. Однако особенное и всеобщее определения продукта не могут по­являться позже, если их нет в единичном продукте. Точно также еди­ничный и особенный продукты не могут бесследно раствориться во всеобщем. Значит, каждое определение продукта несет в себе три оп­ределения (ед.ед, ед.ос., ед.вс., ос.ед., ос.ос., ос.вс., вс.ед., вс.ос., вс.вс.)

Самая обычная философ­ская трактовка человека - это некое единство души и тела. Иногда различают тело, душу и дух. Экономика- процесс производства и потребле­ния продукта. Орудия труда являются моментом процесса производ­ства. Значит, если расширительно трактовать Аристотеля и Маркса, то получится, что продукт есть одна из определенностей человека, а именно, его экономическая определенность.

Все три определенности человека удвое­ны как объективные и субъективные. Субъективные определенности тела, продукта и духа суть душа человека. Т.е. продукт имеет ду­шу. Он не только объективен, но и субъективен. Поэтому целостное исследование хозяйства должно включать субъективное в единстве с объективным. Человек вообще, как и продукт, есть процесс. Тело, продукт и дух суть фазы логического и исторического движения человека. Тело че­ловека в этом движении выступает как единичное, продукт - как осо­бенное, дух - всеобщее. Однако эпоха доминирования тела не исклю­чает наличия продукта и духа как моментов, присутствующих в свер­нутом виде. Точно также эпоха доминирования духа предполагает те­ло и продукт в снятом виде.

Определим неживую природу как еди­ничное. Живая природа выступает перед нами как царство особенно­го. Здесь вид господствует над особью. Наконец, человек - это всеоб­щее: все особенные разновидности человека сводятся к роду " чело­век". Тогда получается, что ко всем многообразным определениям че­ловека необходимо добавить определение всеобщее.

Проделанный анализ показал, что продукт и человек экономиче­ский - одно и то же. Поэтому исследование продукта от начала и до конца есть исследование человека экономического от начала и до конца. Последнее, что нам следует сделать, - это логическую после­довательность определений человека - единичное (тело), особенное (продукт), всеобщее (дух) - развернуть исторически. Назовем эпоху доминирования тела эпохой до разделения труда, эпоху доминирова­ния продукта - эпохой разделения труда, эпоху доминирования духа, соответственно, - эпохой после разделения труда. Основной смысл эпохи разделения труда - свести особенный продукт к всеобщему или преодолеть разделение труда (преодолеть саму себя). Конкретным проявлением этого сведения особенного к всеобщему является отношение первичного и вторичного продуктов. Первичный продукт является продуктом жизнеобеспечения. Вторич­ный продукт - продукт новый, не входящий в комплекс жизнеобеспе­чения. Процесс разделения труда диалектичен. Вторичный продукт по мере его освоения начинает входить в структуру необходимых по­требностей общества. Но как только вторичный продукт доходит до такого состояния, он превращается в первичный продукт. А от по­следнего отпочковывается новый вторичный. Этот процесс непрерыв­ного усложнения структуры продукта, т, е. вхождение в состав пер­вичного продукта бывших вторичных, и есть сведение особенного продукта к всеобщему.

Отношение продукта к природе. Надо различать неживую природу (единичное), живую природу (особенное) и мир человека (всеобщее), соотносящийся с неживой и живой природой. Процесс разделения труда есть процесс освобождения человека от власти природы. Следовательно, разделение труда - это подчинение человеком все новых сил природы и превращение их в производи­тельные силы.

Эпоха разделения труда сделала человека специалистом, т.е. односторонним уродливым существом. Эпоха после разделения труда ликвидирует эту дисгармоничность. Человек превращается в абсо­лютного специалиста, т.е. неспециалиста. Но это уже не та абсолютная специализированность дикаря на примитивном одном - на пище. Это способность производить и потреблять любой продукт, спо­собность, порожденная предшествующей эпохой разделения труда. Одновременно производство и потребление снова соединены вместе. Человек способен сам произвести себе любой продукт и сам его потребит. Поэтому всеобщий продукт - продукт единичный. Но это уже не непосредственный единичный продукт дикаря, а единичный продукт соотнесенный, опосредствованный всей экономической сис­темой. Поэтому всеобщий продукт не только единичный, но и особен­ный.

Цивилизационный подход (эпохи до разделения труда, разделение и после разделения), учение о типах общества (аграрное, индустриальное и постиндустриальное) и учение об общественно-экономических формациях (первобытный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм). Связь с единичным, особенным и всеобщим продуктом.


61. Экономическая свобода: сущность и предпосылки развития.

Наиболее полно понятие свободы исследовано в творчестве русских органицистов и космистов. Свобода – это проективная деятельность социального субъекта, направленная на его самовозрождение и основанная на любви к жизни. Специфика в трактовке свободы в русской культуре и философии заключается в ее преимущественно позитивном контексте: свобода понимается не как свобода от чего-то, а как свобода во имя чего-то.

Живое воплощение свободы для органицистов - это человек будущего. Они уже осмыслили нравственную ответственность как оборотную сторону медали свободы. Свобода как основа саморазвития останется не понятой, если не исследовать диалектику субъективного и объективного факторов, которая образует гармонию системы, преодолевающую хаотичность абсолютизации отдельных элементов в рамках этой системы. Таким образом, система категорий, раскрывающих концепцию свободы в трактовке органицистов выстраивается следующим образом: организм - сферическая целостность - организация - деятельность (имманентная активность) - центробежные и центростремительные силы - целесообразность (цель - центр; периферия - средства) - диалектика субъективного и объективного факторов - свобода - нравственная ответственность - гармония..

Свобода как деятельность является способом разрешения противоречия между субъективным и объективным факторами истории. Диалектика субъективного и объективного факторов раскрывается в результате как соотношение слепой силы природы и сознательной силы человека. Федоров: “Свободными делаются, а не рождаются; знание, как лишь таковое, оставаясь знанием только, может открыть, конечно, одно лишь рабство, а не свободу. Когда все изменения в мире будут определяться разумною волею, когда все условия, от коих зависит человек, сделаются его орудиями, органами, тогда он будет свободен”

Федоров подчеркивает позитивное понимание свободы в русской культуре в отличие от негативного понимания свободы, которое преобладает в западной культуре: «Наше отличие от Запада в том и заключается, что Запад на первый план ставит всегда себя, свою личную свободу. Федоров раскрывает насколько свобода органична природе: это цель, предзаданная мирозданию и человеку; и только сам человек выбирает: паразитировать в организме природы вплоть до самоуничтожения или занять уготованное ему место. Позитивное понимание свободы - это благо, блаженство; «полная свобода, самодеятельность тождественна бессмертию.” Это победа нравственной ответственности: Задача человека - морализировать все естественное, обратить слепую, невольную силу природы в орудие свободы”.

Для того, чтобы глубже понять специфику каждой из сфер жизнедеятельности общества, посредством которых человек овладевает окружающим миром и реализует свой смысл жизни, необходимо дифференцировать эти сферы по принципу соотнесенности их с внешней или внутренней свободой социального субъекта.

Внешняя свобода - это возможность социального субъекта действовать в соответствии со своими интересами на основе познанной необходимости. Необходимым условием внешней свободы социального субъекта является наличие достаточного богатства и разнообразия природных и социальных элементов среды обитания данного субъекта. Достаточным условием выступает познание законов функционирования окружающей природной и социальной среды, без чего невозможно действовать со знанием дела и добиваться результатов, все более и более соответствующих поставленным целям. Основными сферами жизнедеятельности социального субъекта, определяющими границы его внешней свободы и уровень ее развития выступают: хозяйственная (или социально-экономическая) и политико-правовая сферы, а также наука как специализированный вид деятельности и социальный институт.

Внутренняя свобода - это способность социального субъекта действовать в соответствии со своими потребностями на основе развитой духовности. Способность социального субъекта действовать определенным образом вытекает из его индивидуальных характеристик, из уровня саморазвития этого субъекта. Потребности социального субъекта - это выражение природы данного субъекта, т.е. системы его биологических, психических и социальных свойств. Внутренняя свобода предполагает способность человека творить благо и красоту в своей жизни. Основными сферами жизнедеятельности общества, определяющими социальное пространство развития внутренней свободы исторического субъекта, выступают: искусство, нравственность, религии и приводящая эти сферы в одну систему философия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.